Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнология и социальная антропология




“Этнологией” Радклифф-Браун предлагал называть конкретно-историческое изучение отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними. Эта работа может опираться на прямые свидетельства письменных источников, если они есть, а если их нет, то на те или иные гипотетические реконструкции, однако не выходящие за рамки конкретной истории данного народа.

В качестве примера Радклифф-Браун приводит реконструкцию истории населения Мадагаскара. По различным данным антропологического типа, языка, культурного облика мы заключаем почти с достоверностью что сколько-то веков тому назад имела место миграция некоторых этнических групп из Юго-Восточной Азии на Мадагаскар. Более детальное изучение фактов позволяет даже определить приблизительно время этой миграции, разграничить культурные элементы, принесенные переселенцами, от тех, которые были свойственны более раннему населению, и таким образом гипотетически реконструировать первоначальную культуру жителей Мадагаскара. Все это — без всякой помощи письменных источников. Нетрудно заметить,что предложенный метод и направление исследования в какой-то мере близки к методу разных диффузионистских школ.

Совсем другое дело “социальная антропология”. Ее задача — не реконструкция конкретной истории отдельных народов, а поиски общих законов социального и культурного развития. Эта наука пользуется индуктивным методом, аналогичным методу естественных наук. Сущность индуктивного метода — генерализация, которая применима и к изучению культурных явлений.

“Я, таким образом, предлагаю, — писал Радклифф-Браун, — ограничить употребление термина “этнология” изучением культуры методом исторической реконструкции, выше описанным, а термин “социальная антропология” употреблять как обозначение исследования, которое стремится формулировать общие законы, лежащие под явлениями культуры” 16.

Отысканием этих общих законов занимались, как известно, и этнографы-эволюционисты второй половины XIX в. Радклифф-Браун признает здоровой идею эволюции, лежавшую в основе их работ. Но они слишком торопились с выводами, предполагали (особенно Морган) однолинейное развитие культуры, что опровергается фактами. Определить направление эволюции можно только открыв общие ее законы (general laws), а это — еще дело будущего.

Главная ошибка прежних антропологов-эволюционистов состояла, по мнению Радклифф-Брауна, в том, что они подменяли исследование законов (laws) развития вопросом о происхождении (origin) тех или иных явлений культуры. Строились теории происхождения тотемизма, экзогамии, языка, религии, общества в целом, которые занимали видное место в антропологической (т. е. этнографической) литературе, но они, как полагает Радклифф-Браун, едва ли продвинули этнографическую науку вперед, разве только косвенно, привлекая внимание к изучению отсталых народов. Пример — различные теории происхождения тотемизма (самая известная — теория Фрэзера), которые невозможно проверить: может быть было так, а может — иначе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.