Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два возможных типа попечительских органов в практике государственно-общественного управления школой




Попечительство в образовании сегодня

Гражданский кодекс РФ вводит понятие «попечительский совет» специфический коллегиальный надзорный орган, обязательный для де­ятельности любого фонда, общественного фонда. Деятельность этого органа не управленческая, а именно надзорная, не только в вопросах финансово-хозяйственной деятельности, но и в вопросах соответствия всей деятельности фонда заявленным уставным целям.

Несколько иным образом термин «попечительский совет» исполь­зуется в федеральном законодательстве об образовании. Дляадми­нистративным образом управляемых государственных и муниципаль­ных учреждений образования «попечительский совет» является не обязательным, но возможным органом участия общественности в делах управления. Способ создания, формирования попечительско­го совета, набор его управленческих компетенций определяются уч­редителем образовательного учреждения при утверждении устава последнего. Другой вариант использования термина «попечитель­ский совет» федеральный закон «Об образовании» предлагает для не­государственных образовательных организаций в любой, предусмот­ренной законом, организационно-правовой форме некоммерческой организации, в том числе и в форме некоммерческого (негосудар­ственного, немуниципального) учреждения, общеетвенно1 о учрежде­ния образования. 'Это также не обязательный, но возможный орган управления негосударственной образовательной организации, созда­ваемый учредителем (учредителями) именно для делегирования по­следним (последними) ему своих прав на управление, что также за­крепляется в уставе негосударственной образовательной организации.

В сфере образования, таким образом, понятие «попечительский совет» используется законодателем первоначально для определения и персонификации некоторых или даже всех управленческих функ­ций в образовательном учреждении или организации. Прямой и обя­зательной связи с «благотворительностью» и даже с заботой о ресурс­ном обеспечении школ здесь не просматривается, хотя такая деятельность не может быть исключена из сферы компетенции попечительского совета, если на то есть его.попечительского совета, или коллектива учредителей желание.

Субъектом попечительской деятельности в школе может стать организованность двух принципиально различных типов. Первый, наиболее распространившийся в российских школах сегодня тип — попечительский совет как орган самоуправления образовательного учреждения, внутришкольный орган. Он возникает на основе нор­мирования его деятельности уставом школы и специальным положе­нием о попечительском совете школы. Второй тип — это внешний субъект попечения о школе, специально созданная для целей попече­ния о школе социальная самоуправляемая организация граждан и (или) юридических лиц в организационно-правовой форме некоммер­ческой организации (общественного объединения), деятельность ко­торой регламентируется собственным уставом и внутренними пра­вовыми актами. Взаимоотношения такой попечительской организации со школой строятся как гражданско-правовые отношения двух юриди­ческих лиц на основе договора (договоров).

Видовое различие первого типа попечительств возникает по двум различным основаниям: способ формирования попечительского со­вета и сумма и качество полномочий попечительского совета по ус­таву школы. Способы формирования попечительского совета в шко­ле лежат на линии выбора между двумя крайне различающимися процедурами: назначение (приглашение) в состав попечителей лиц и организаций единолично директором школы или прямые обществен­ные выборы членов попечительского совета всеми участниками об­разовательного процесса и всеми участниками попечительской дея­тельности. Различение попечительских советов по качеству и количеству управленческих полномочий также лежит между двумя крайними состояниями: полное отсутствие функций управления, ре­комендательный характер решений или наличие функций управле­ния деятельностью привлечения внебюджетного финансирования, обязательный характер решений попечительского совета по вопро­сам своей компетенции, обязательный, включая директора школы, других участников образовательного процесса.

Второй тип попечительства своим существенным отличием име­ет тот факт, что сама попечительская деятельность как объект уп­равления и управление попечительской деятельностью выносятся за 14 пределы школы как учреждения и реализуются иным юридическим лицом — некоммерческой организацией. Управленческие полномо­чия здесь возникают не из процедуры их делегирования учредителем и директором школы, а имеют источником саму попечительскую орга­низацию в рамках, определенных действующим законодательством. Видовое различение попечительских организаций этого типа пол­ностью определяется набором возможных организационно-право­вых форм некоммерческих организаций (общественных объедине­ний), заданным федеральным законодательством. Именно выбор организационно-правовой формы определяет в дальнейшем содер­жание деятельности попечительской организации и возможные спо­собы и формы управления собственной деятельностью попечения о школе.

Многое в успехе попечительской деятельности определяется не ти­пом и видом формы попечительской организованности, а человечес­ким фактором, активностью участников, их деятельностными возмож­ностями. Но потенциальные возможности наиболее полного и эффективного использования человеческого фактора, возможности управления развитием активности и деятельностных возможностей участников все же сильно зависят от выбора типа попечительской организованности.

Тип внешней по отношению к школе попечительской организации имеет в числе своих преимуществ также прекрасные перспективные возможности для кооперации попечительской деятельности между школьными попечительствами, для ассоциирования попечителей и объе­динения в попечительской деятельности в масштабах межшкольных и в масштабе муниципальной системы образования, выделенных структур­ных блоков муниципальной системы образования (например, район в городе).

Особенностью реализации такой модели попечительства являет­ся тот очевидный факт, что гражданская попечительская инициати­ва и общественный характер управления деятельностью по привле­чению внебюджетных ресурсов и использованию их на нужды функционирования образовательного учреждения, развития образо­вания развертываются за пределами школы как учреждения. В са­мом образовательном учреждении органа государственно-обще­ственного управления деятельностью привлечения и использования внебюджетных средств не складывается. Тем более, что большин­ство родителей участвуют в попечительской деятельности своими добровольными денежными взносами и участвуют в выборных органах управления попечительской организации. Государственно-об­щественный характер управления так организованной попечительс­кой деятельностью реализуется через процедуры переговоров руко­водителя школы и руководящих органов общественного управления некоммерческой организации и через гражданско-правовые догово­ры школы и некоммерческой организации. Развитие содержатель­ной составляющей общественного участия в управлении теми или иными видами деятельности школы также осуществляется в форме развития содержания договорных отношений и взаимных обяза­тельств сторон по согласованию управленческих решений между школой и попечительской организацией. Именно в этой логике по­степенного расширения как объекта государственно-общественно­го управления, предмета совместной деятельности школы и попечительской организации осуществлялось развитие общественного участия в управлении деятельностью школы.

Литература:

 

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3226-1 «Об образовании»

2. Проект федерального закона «Об образовании в Российской федерации» редакции 01.12.2010г.

  1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
  2. Авво, Б. В.Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Под ред. А. П. Тряпициной. – СПб.: Каро, 2005.

5. Введение в педагогическую деятельность: учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М.:AcademiA, 2007.

  1. Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: учеб.пособие / Г. Б. Корнетов. - М.; Тверь: Научная книга, 2009.
  2. Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ: учеб.пособие / Г. Б. Корнетов. - М.: Научная книга, 2009.

8. Михеев В.А. Основы социального партнёрства: теория и политика. – М., 2001.

9. Педагогика: семья - школа - общество: монография. / Под ред. О. И. Кирикова. - Воронеж: ВГПУ, 2007.

10. Реморенко И. М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни /
И. М. Реморенко. М.; СПб.: Югорск, 2003.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.