Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязательную форму страхования отличают следующие принципы




Экономические механизмы, имеющие ограниченное распространение.В качестве альтернативного или дополняющего элемента экономического механизма охраны окружающей среды к системе экологических платежей и экологических фондов может быть предложен такой инструмент, как торговля квотами на выбросы загрязнений, который успешно используется Агентством по охране окружающей среды США. В общем виде эта торговля предполагает установление общего лимита выбросов и распределение его между источниками выбросов по определенным квотам, за превышение которых автоматически взимаются чрезвычайно высокие штрафы. Если предприятие в случае расширения производства по технологическим причинам нуждается в праве на дополнительный выброс, то оно должно приобрести это право у других предприятий, которые имеют выбросы ниже установленных квот. Аналогичное приобретение прав на выброс необходимо и для новых предприятий, которым квоты не выделены. В этом случае экономические отношения по поводу загрязнения окружающей среды устанавливаются не только между природопользователем и государством, но и между отдельными природопользователями как субъектами рынка. При этом государство устанавливает правила торговли, мониторинга и контроля.

Общим условием развития экологических фондов является упорядочение их статуса, а также форм и методов формирования и расходования средств. Основные направления развития системы экологических платежей и экологических фондов связаны с реформированием бюджетного и налогового законодательств России.

Новые механизмы финансирования охраны окружающей среды. Получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании. Договор о комплексном природопользовании предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.

Лимиты на природопользование - предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природополь-зователей на определенный срок (лимиты потребления вод промышленного потребления, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т.д.)

За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде, сокращению отходов, уменьшению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, переходу к малоотходным технологиям.

Новые механизмы финансирования охраны окружающей среды.

Рис.1

Основу экономического механизма охраны окружающей среды в России сейчас составляют экологические платежи и в меньшей степени – экономические санкции за экологические правонарушения. Общие для России подходы к определению и взиманию экологических платежей в целом ориентированы на реализацию принципа «загрязнитель платит». Плата за загрязнение окружающей природной среды. Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов. В первом случае платежи производятся за счет себестоимости продукции предприятия, во втором – за счет прибыли, которая получена предприятием –загрязнителем. Составляющими экологических издержек производства являются затраты на предотвращение загрязнения окружающей среды и экономический ущерб от загрязнения окружающей среды. Экологические издержки включаются в общие затраты и оплачиваются потребителем экологически опасной продукции. Предприниматель, производящий данный продукт на основе экологически чистой продукции имеет преимущество, так как средства не тратятся на природоохранные сооружения, а вкладываются в развитие производства. Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. В этом многие ученые видят ключ экономизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» предусматривает плату не только за загрязнение окружающей природной среды, но и за использование природных ресурсов. Плата за природные ресурсы взимается: в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на их воспроизводство и охрану.

Полное применение принципа «загрязнитель платит» предполагает, что загрязнители должны оплачивать полную стоимость их собственной деятельности по уменьшению загрязнения окружающей среды, в то время как государственные расходы должны ограничиваться такими государственными мерами, как охрана биоразнообразия, экологический мониторинг, экологическое образование и т.п.

В настоящее время в России еще не закончена перестройка экономической структуры, что препятствует полному применению принципа «загрязнитель платит». Применяемые коэффициенты индексации нормативов платы за загрязнение окружающей среды не соответствуют реальной инфляции в стране, что существенно снижает роль платы за загрязнение как экономического рычага стимулирования природоохранной деятельности природопользователей.

В связи с этим экологические платежи служат в основном механизмами мобилизации средств для централизованного финансирования природоохранных мероприятий. Организационное обеспечение такого финансирования осуществляется в рамках расходования полученных финансовых средств государственных экологических фондов, которые созданы на федеральном, региональном и местном уровнях. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов создана для реализации различных природоохранительных задач: восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительного направления.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» финансовая база экологических фондов включает в первую очередь плату предприятий за сбросы (выбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды загрязнения, а также суммы по искам о возмещении вреда, штрафы за нарушение природоохранительного законодательства и некоторые другие поступления.

Экологические фонды способствуют также развитию прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности: вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранительного назначения; выдачу гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

Новый Налоговый кодекс РФ (в редакции Федеральных законов РФ от 30.03.99 №51-ФЗ и 09.07.99 №154-ФЗ) не предусматривает экологических платежей. В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса будет введен федеральный экологический налог. Если экологические платежи взимаются внебюджетными экологическими фондами, то экологический налог (как и любой другой налог) подлежит уплате в соответствии с действующим законодательством налоговым органам и перечислению непосредственно в бюджет или в целевые бюджетные фонды.

В России торговля квотами на выбросы не применяется, но предусматривается апробация и введение элементов торговли лицензиями на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ.

Другие инструменты российского экономического механизма охраны окружающей среды несмотря на наличие соответствующих норм в законе «Об охране окружающей природной среды», имеют весьма ограниченное распространение или вообще не применяются. Инструменты стимулирования природоохранной деятельности, основанные на финансовых льготах, имеют широкое распространение только в системе экологических фондов, где практикуется зачисление в счет погашения платежей за загрязнение окружающей среды средств, фактически использованных предприятиями на выполнение природоохранных мероприятий. Повсеместно осуществляется передача средств экологических фондов в качестве займов или беспроцентных ссуд предприятиям для осуществления природоохранных мероприятий. За пределами системы экологических фондов льготное кредитование носит фрагментарный характер.

Среди экономических инструментов охраны окружающей среды особо следует отметить амортизационную политику в отношение основных производственных фондов природоохранного назначения. Установление повышенных норм амортизации природоохранных фондов предусмотрено Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст.24), однако на практике ускоренная амортизация очистных сооружений и природоохранного оборудования не применяется, что препятствует увеличению возможностей обновления природоохранных фондов и резко ухудшает обеспеченность предприятий даже действующими мощностями природоохранного назначения.

Изменение амортизационной политики в отношении основных фондов природоохранного назначения в сочетании с расширением налоговых льгот при осуществлении природоохранной деятельности представляется приоритетной проблемой. Принципиально важное значение имеет совершенствование учета производственных фондов по охране окружающей среды и усиление контроля за процессами их воспроизводства.

Существуют специфические общественные отношения по предупреждению, преодолению, локализации последствий техногенных воздействий на природные объекты и по возмещению причиненного ущерба. -экологическое страхование (ЭС). Ее сущность состоит в учете страхового риска и организации соответствующих защитных мер.

Экономическая сущность экострахования состоит в аккумулировании денежных средств в фондах страховых организаций или в специально создаваемых страховых (экологических) фондах и в перераспределении этих средств для компенсации причиненных убытков при наступлении страховых случаев.

Экономической сущности экологического страхования соответствуют его функции, подчеркивающие особенности страхования как звена финансовой системы государства: превентивная, контрольная, компенсационная, инвестиционная, социальная, информационная.

Различают обязательную и добровольную формы проведения страхования.

1)Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи - вносить причитающиеся страховые платежи

2) Сплошной охват обязательным страхованием указанных в законе объектов.

3) Автоматичность распространения обязательного страхования на объекты, указанные в Законе.

4)Действие обязательного страхования независимо от внесения страховых платежей.

5) Бессрочность обязательного страхования.

6) Нормирование страхового обеспечения по обязательному страхованию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.