Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические показатели (характеристики) психического развития




Методическое обеспечение психодиагностики детей

Методики возрастного соответствия – это адаптированные средства диагностики, выявляющие специфическое для каждого возрастного периода условно-нормативное содержание психического развития ребенка.

 

Методики дифференцируются по диагностической направленности и возрастному принципу.

 

Диагностическая направленность методики определяется по базовому (специфическому) показателю.

 

Сформированность социально-бытовой ориентировки:

· уровень сформированности знаний об окружающем мире, в том числе о родственниках, их родственных отношениях, занятиях родителей и т.п.;

· знание ребенка о настоящем: возраст, адрес или место проживания, имя, отчество родителей, воспитателей и т.п.

Внимание:

· объем внимания;

· возможность сосредоточения;

· переключение и распределение внимания по ряду признаков в заданиях игрового и учебного характера;

· связь устойчивости внимания с объемом восприятия (например, трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала) и временем работы ребенка, в том числе время суток;

· возможность работать в условиях посторонних шумов и помех;

· наличие колебаний внимания и характер его изучения на фоне утомления, возбуждения и негативизма ребенка;

· сформированность произвольных форм внимания, произвольной регуляции собственной активности и др.

Память:

· объем кратковременной – образной, слуховой памяти;

· скорость запоминания;

· полнота отсроченного воспроизведения;

· наличие привнесенных или видоизмененных стимулов в непосредственном и отсроченном воспроизведении;

· возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка методов;

· сопоставление объема материала, запоминаемого, опосредованного и неопосредственно;

· уровень развития произвольной памяти;

· соотношение произвольного и непроизвольного, смыслового и механического запоминания;

· соответствие объема запоминаемого материала нормативным возрастным показателей;

· наличие фактора интерференции (про- и ретроактивной формы);

· способность к удержанию последовательность ряда стимулов;

· особенности зрительной, тактильной, двигательной и др. видов памяти).

Сенсорное развитие:

· сформированность представлений об относительной величине, цвете и форме предметов (овладение сенсорными эталонами);

· сформированность перцептивных действий;

· развитие пространственных, сериационных отношений;

· объединение элементов в целостный образ;

· особенности восприятия отдельных деталей целостной картины;

· специфика зрительного восприятия изображений, в том числе сюжетных картин, графических стимулов, специальных зашумленных или недорисованных предметов.

Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях:

· знание ребенком схемы собственного тела;

· представление о взаиморасположении объектов в пространстве;

· правильность показа по инструкции взрослого или самостоятельного употребления предлогов и слов, обозначающих пространственные отношения;

· сформированность представлений о временных соотношениях;

· возможность вербальной актуализации последовательного автоматизированных рядов (времена года, месяцы года и т. п.).

Мышление:

· ориентировка в предметных действиях;

· способы ориентировки;

· развитие модельных действий (моделирование);

· анализ образца (схемы);

· овладение зрительным синтезом (образное кодирование);

· развитие зрительных ориентировочных действий;

· развитие мыслительных операций;

· установление причинно-следственных связей;

· способность рассуждать, прогнозировать;

· креативность мышления, самостоятельность, активность, абстрактность, критичность, оригинальность и др. характеристики мышления;

· возможность опосредования;

· знаковая форма мыслительной деятельности (знаковое кодирование);

· понимание переносного смысла и эмоционального подтекста пословиц и метафор, рассказов со скрытым смыслом и т. п.;

· анализ различий выполнения заданий вербального и невербального характера; изменение динамики мыслительной деятельности, инертность – ригидность процесса мышления и т. п.;

· обучаемость, объем и тип необходимой помощи.

Речь. При оценке речевых параметров психолог должен отметить, не присваивая себе прав на логопедическое обследование:

· речевую активность (слабая, адекватная, чрезмерная);

· качество звукопроизношения;

· объем активного и пассивного словаря и разницу между ними;

· степень развернутости речевого высказывания;

· развитие связного рассказывания;

· наличие аграмматизмов;

· наличие в речи «детских» слов (бибика и т. п.);

· наличие и специфика словотворчества;

· сформированность диалогической речи в режиме «вопрос – ответ»;

· степень развернутости ответов;

· трудности инициации речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов;

· эмоциональность высказывания, их адекватность, соотнесенность с содержанием высказываний.

Воображение:

· развитие воссоздающего и творческого воображения;

· степень развернутости и содержания;

· реализм, фантастичность, схематизм, конструктивность, беглость, гибкость, оригинальность;

· приемы создания образов воображения;

· общая вялость или общая активность, бесцветность или жизнерадостность, минорный или можерный тон творчества.

Образная и вербальная креативность:

· беглость;

· гибкость;

· оригинальность.

Сформированность произвольной регуляции:

· произвольная регуляция двигательной активности;

· сформированность произвольной моторики рук;

· произвольность высших психических функций: анализируется возможность целенаправленной организации собственной деятельности в определенном «русле» (мнестические процессы, речемыслительная деятельность и т. п.) или произвольной регуляции ребенком своей познавательной активности, в том числе и в смысле возможности ограничения или прекращения собственной деятельности;

· сформированность произвольной регуляции эмоций: наличие или отсутствие импульсивности, степени выраженности аффективных реакций, умение сдерживать и анализировать свои эмоции, переживания и поведение.

Особенности эмоциональной сферы:

· развитие чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических;

· глубина и устойчивость чувств;

· преобладающее настроение;

· степень эмоциональной возбудимости;

· быстрота протекания и смены эмоций;

· внешняя выраженность эмоциональных переживаний;

· эмоциональная устойчивость в напряженной обстановке и при неудачах;

· умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их;

· наличие аффективных реакций, их выраженность и адекватность, в том числе в конфликтных и фрустрирующих ситуациях;

· эмпатийность;

· наличие страхов, опасений, агрессивности, состояние эмоционального напряжения;

· волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость и др.

Направленность личности:

· интересы ребенка, их общая направленность: на игру, общение, на материальные удовольствия, эгоистические тенденции; активность, постоянство, глубина, разносторонность интересов;

· наличие стойких познавательных интересов;

· ценностные ориентации;

· для детей старшего дошкольного возраста определяется сформированность мотивации к школьному обучению;

 

Самооценка и уровень притязаний:

· соотношение самооценки и уровня притязаний;

· возможность адекватной оценки своих результатов, критичность;

· особенности полоролевой идентификации.

Способности:

· общие и специальные способности;

· наиболее выделяющиеся способности: музыкальные, технические, организаторские и др.

 

 

Характер:

черты характера, проявляющиеся в отношении к себе: самолюбие, скромность, застенчивость, гордость и др.; в отношении к детям, взрослым: доброта, общительность; в отношении к вещам: аккуратность и неряшливость и др.

Темперамент:

· проявление некоторых особенностей типа ВНД: сила, уравновешенность, подвижность;

· определение ведущего типа темперамента;

· выявление некоторых свойств темперамента: сензитивность, активность, импульсивность, экстра – интровертированность и др.

Общение и межличностные отношения:

· внутрисемейные, в группе, разновозрастные и т. д.;

· характер привязанности к матери и др. родственникам;

· эмоциональное восприятие себя и других членов семьи;

· поведение ребенка среди сверстников, статус в группе;

· коммуникативные предпочтения;

· особенности сформированности коммуникативных навыков;

· мотивы, средства общения;

· отношение к воспитателям, другим взрослым;

· выявление тенденции к лидерству или конформность;

· адекватность стиля общения личностным особенностям.

 

Крупная и мелкая моторика:

· овладение координацией движений;

· общая двигательная активность;

· разработанность пальцевой и кистевой техники;

· наличие ведущей руки (позиции).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.