Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При проведении диагностического обследования необходима оценка следующих показателей (Н.Я.Семаго, М.М.Сема




Готовность к школе

Ребенок в различных видах деятельности:

· для детей дошкольного возраста важным показателем развития в целом являются особенности игровой деятельности: характер игры, уровень ее произвольности, возможность принятия и удержания роли, раскрытие содержания роли; выстраивание цепочки игровых действий (сюжета), игровая коммуникация, замещение, игровые предпочтения и т.п.;

· конструктивная деятельность: сформированность представлений об относительном размере фигуры, ее форме, пространственных соотношений частей объекта; возможность анализа пространственных отношений, их вербализации; возможность ориентации в пространственных отношениях; возможность конструирования аналогичных образцу объектов; сформированность системы анализа частей сложных фигур, восприятие целостности объекта;

· развитие графической деятельности, рисунок: рисунок оценивается с позиции сформированность графической деятельности в соответствии с возрастными этапами развития рисунка; характер выполнения рисунка, его целостность, пропорциональность деталей и т. п.; особая оценка рисунка как проекции личностных особенностей может анализироваться в плане цветовой гаммы, относительной величины фигур их взаиморасположение, наличие зачеркиваний, стираний и т.п. (Анализируются характер творческих работ ребенка, выполненных на занятиях, в том числе по рисованию, лепке и т. п.; их соотнесенность к средним возрастным нормативам);

· отношение к трудовой деятельности; бытовой труд.

 

 

го, И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева)

1. Внешний вид ребенка: состояние одежды, ногтей, кожи, характерные особенности внешнего вида, конституциональные характеристики, соответствие антропометрических характеристик паспортному возрасту и др.

2. Особенности контакта ребенка: важно оценить не столько возможность и скорость установления контакта с ребенком, необходимого для последующей работы, сколько качественную сторону процесса (является ли контакт стабильным или неустойчивым, по каким причинам):

· легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность;

· в контакт вступает легко, но он носит нестабильный характер (из-за трудностей, низкой работоспособности);

· контакт устанавливается легко, но носит формальный, поверхностный характер (контакт чисто внешний, неполноценный);

· в контакт вступает не сразу, с большим трудом, но в последующем контакт стабильный, полноценный;

· в контакт вступать отказывается, проявляя негативизм.

3. Эмоциональные реакции ребенка на факт обследования: фиксируются на протяжении всего обследования. Предполагает оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию обследования. Позволяет в совокупности с др. данными сделать более точные выводы о состоянии эмоциональной сферы ребенка и психическом состоянии в целом:

· заинтересованность;

· настороженность, волнение;

· стеснительность;

· возбуждение;

· безразличие;

· неадекватная веселость, фамильярность;

· чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями, плач, негативизм.

4. Мотивация: принятие ситуации обследования, задания; форма, в которой происходит «принятие» задания; изменение мотивации в процессе работы, влияние этих изменений на деятельность и др.

5. Понимание цели задания, инструкции, характер инструкции:

· внимательно слушает, понимает цель, устную инструкцию, сохраняет до конца задания, если не понимает, то просит повторить;

· инструкция принимается, ребенок труднее входит в работу, некоторые правила постигаются в процессе работы;

· инструкция теряется, самоконтроль в отношении части инструкции;

· принимается общая цель задания, элементы инструкции, ребенок не сохраняет до конца задания даже самые простые правила;

· невнимателен, не фиксирует внимание на инструкции, недослушивает ее до конца, инструкция в процессе деятельности теряется;

· не понимает устную инструкцию и необходимо наглядное разъяснение того, что следует сделать или выполнение задания самим экспериментатором.

6. Наличие и стойкость интереса к заданию: с одной стороны оценивает косвенно познавательную активность, любознательность, с др., характер мотивировки на принятие задания (внешний, внутренний):

· интерес выраженный, стойкий

· выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за низкой работоспособности

· выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за чрезмерной отвлекаемости

· выраженный интерес в начале задания, но пропадающий из-за неудач либо замечаний

· поверхностный интерес в начале задания, компенсируемый положительной оценкой экспериментатора

· поверхностный, слабый, ничем не компенсируемый интерес.

7. Характер деятельности: целенаправленность и активность:

· сосредоточен, активно и целенаправленно действует в соответствии с поставленной целью;

· активность и целенаправленность резко снижаются из-за неудач, замечаний, неустойчивости внимания, пресыщения деятельностью;

· недостаточно активная, нецеленаправленная, но улучшаемая стимуляцией;

· очень инертная, либо бесцельная, хаотичная, не улучшаемая стимуляцией и разъяснением.

8. Темп и динамика деятельности:

· умеренный темп, равномерный на протяжении всего выполнения задания;

· медлительность, но равномерность на протяжении всего выполнения задания;

· умеренный либо высокий темп сменяется медлительностью или наоборот;

· импульсивность, расторможенность, поспешность;

· крайняя медлительность, заторможенность.

9. Работоспособность:

· работоспособность сохраняется до конца задания;

· работоспособность умеренная (наблюдается истощение деятельности примерно с середины или к концу задания);

· мерцательный характер работоспособности;

· работоспособность низкая (наблюдается истощение уже с начала выполнения задания).

10. Стратегии деятельности:

· чаотическая (без учета результативности выполнения собственных попыток, проб);

· пробы и ошибки, т.е. достаточно целенаправленные действия (может и ошибочные), но с частичным учетом проведенных проб и полученных ошибок;

· целенаправленное выполнение задания (проба-примеривание в действенном плане);

· целенаправленное выполнение с собственным «упреждающим» программированием и контролем деятельности (с предварительным зрительным соотнесением);

11. Обучаемость - используемые психологом виды помощи (добавлено по С.Я. Рубинштейн):

· простое переспрашивание, т.е. просьба повторить то или иное слово (это привлекает внимание ребенка к сказанному или сделанному);

· одобрение или стимуляция дальнейших действий, например «правильно», «хорошо», «дальше», «молодей, стараешься, давай дальше», «постарайся сделать, у тебя получится»;

· обычно бывает необходима на начальном этапе работы, либо в случае неуверенности ребенка.

· вопросы о том, почему малыш совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);

· наводящие вопросы или критические возражения;

· подсказка, совет действовать тем или иным способом;

· организующая помощь («не торопись», «посмотри внимательно», «подумай»);

· введение дополнительной наглядности (продемонстрировать способ действия без объяснения алгоритма его выполнения, «а теперь продолжи сам»);

· разъясняющая помощь (уточнение порядка действий при выполнении заданий, повторение инструкции в более медленном темпе, расстановка акцентов);

· демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить;

· полная развернутая помощь (обучение) с дальнейшим переносом на аналогичный материал.

При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. В любом случае, в начале необходимо использовать более легкие виды помощи и лишь затем перейти к демонстрации и обучению.

12. Критичность оценки результатов своей работы (способность дать оценку своей работы, понимание успехов и неудач, безразличие к оценке окружающих и т.п.);

13. Состояние моторики (координированность движений, моторная ловкость, состояние мелкой моторики и др.);

14. Уровень речевого развития (активный словарь, сформированность фразовой речи и др.);

15. Общая результативность выполнения предъявляемых заданий и ее соответствие возрастным нормам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.