Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Македонский период (сер. IX до конца XII в.в.)




Второй расцвет византийского искусства от середины IX до конца XIIв. связан с победой иконопочитателей и формированием совершенной художественной системы. Вырабатывается иконографический канон. Мозаики и фрески теперь должны были выражать глубочайшую духовность; фигуры теряют свою материальную тяжеловесность, лица приобретают строгий аскетичный характер, пространственная среда упрощается и схематизируется. Кроме того, сформировался канон, предписывающий месторасположение образов Христа и святых во внутреннем убранстве храма. Так, в куполе изображалась властная, величественная полуфигура Христа Пантократора (вседержителя). А в апсиде (округлой выступающей восточной части храма), над алтарем, богоматерь заступница, Оранта (молящаяся), с вознесенными к небу руками или восседающая на троне с младенцем на руках. На сводах, по столбам и на парусах в сложнейшем порядке выстраиваются архангелы, апостолы, пророки, святые и мученики. Живописное творчество этого периода отличается глубиной выраженных чувств, выявлением в каждом образе самого главного, богатством и чистотой красок, плавностью очертаний. Наступает расцвет монументальной мозаичной и фресковой живописи.

В церковной архитектуре 9 в. утвердился в качестве ведущего крестовокупольный тип храма, основным признаком которого стал купол в центре здания, укрепленный на четырех столбах, и крестообразно расходящиеся от купола «рукава» креста — крытые сводами проходы. Примером такой постройки является комплекс двух церквей в монастыре Хозиос Лукас в Фокиде.

Если внешний облик храма более раннего времени был обычно маловыразителен и весь художественный эффект заключался в интерьере, то зодчий крестовокупольного храма выявлял его планировку и конструкцию во внешних формах и внимательно обрабатывал стены здания снаружи. Общая тенденция развития церковной архитектуры македонского периода, как об этом позволяют судить памятники на территории Греции, заключалась в постепенном изменении пропорций, нарастании вертикализма. Другая тенденция в зодчестве македонского времени — тяготение к рельефному членению плоскости стены.

Новые качества искусства развитого феодального общества сказались и в живописи. Столичное константинопольское искусство обращалось в то время к светским мотивам, например, дворец императора украшали военнотриумфальные сцены. Но ведущую роль играла церковная живопись, блестяще представленная мозаиками храма св. Софии в Константинополе (мозаики с изображением Богоматери с младенцем и архангела Гавриила). В течение 9—11 вв. в этой живописи постепенно нарастали строгость и отвлеченность.

X век стал веком расцвета искусства миниатюры — небольшой по размерам, но виртуозно тонкой по рисунку. Фигуративные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое. Благодаря интересу к античному искусству в миниатюрах македонского времени появились живая пластика фигур, правильное построение пространства, свобода моделировки объемов, поэтичность мировосприятия. Примером являются знаменитые миниатюры «Давид, играющий на лире», «Моление Исайи» входящие в так называемую Парижскую псалтырь.

Высокого уровня достигает и декоративно-прикладное искусство. Изготовлялись богато орнаментированные художественные ткани, многоцветные перегородчатые эмали, изделия из слоновой кости и драгоценных металлов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.