Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы профессионального обучения




Разработка системы средств наглядности учебных занятий

 

К материально-техническому и методическому обеспечению занятий относится:

– натуральные объекты, учебные модели, муляжи, макеты;

– учебные таблицы (плакаты, схемы, диаграммы, графики, таблицы и т.д.

– экранные и экранно-звуковые средства обучения;

– учебные приборы, установки;

– средства вычислительной техники;

– дидактические материалы и документация для работы на занятии – рабочие чертежи, карточки-задания, тесты, методические пособия и разработки, дополнительная литература и др.;

– мультимедиа технологии;

– современные электронные средства – Е-mail, Интернет.

Приступая к обеспечению урока средствами обучения, необходимо выяснить их наличие в данном кабинете или в учебном подразделении, в учебном заведениив целом, затем установить потребность в них для проведения занятия по конкретным темам.

Основные способы представления средств наглядности на занятии:

o демонстрация натуральных и искусственных объектов;

o вывешивание плакатов с иллюстрациями;

o применение технических средств обучения;

o представление информации на мониторах и экранах и т.д.

Требования к комплексному использованию средств обучения:

· применение средств с учётом дидактических функций и возможных ситуаций;

· обеспечение достижений целей урока;

· охват узловых вопросов учебного материала;

· охват всех основных этапов урока,

· обеспечение обучающей деятельности преподавателей и учащихся;

· учёт технических, гигиенических и экологических требований безопасности при использовании средств обучения на уроке.

Прежде чем приступить к обеспечению урока средствами обучения, необходимо выяснить их наличие в данном кабинете и в учебном заведении в целом, установить потребность в них для проведения урока по конкретной теме.

Основные способы использования средств наглядности на уроке:

ü демонстрация натуральных и искусственных объектов;

ü вывешивание плакатов;

ü зарисовки на доске;

ü применение технических средств обучения;

ü представление информации на мониторах и др.

 

Принципы обучения – это система положений, требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Принципы обучения исходят из его целей и задач, обусловленных требованиями общественного развития, закономерностей учебного процесса. Для осуществления учебного процесса они должны быть реализованы педагогом в реальном процессе обучения и воспитания учащихся. С учётом специфики производственного обучения эти принципы можно представить следующим образом:

1. Соответствие требованиям современного производства – этот принцип означает необходимость повышения научно-технического уровня профессиональной подготовки с ориентацией на современный уровень техники и технологий, на перспективы их развития. Реализация данного принципа требует соответствия содержания обучения современным требованиям и применения соответствующих форм, методов и средств обучения.

2. Связь теории и практики. Связь теории и практики находит отражение как в содержании обучения (в учебных планах и программах, в учебниках, учебных пособиях), так и непосредственно в процессе обучения.

Основными направлениями реализации этого принципа являются:

понятийно-содержательные связи – по содержанию учебного материала;

последовательно-временные – по времени и последовательности изучения взаимосвязанного учебного материала (теория, как правило, опережает практику);

познавательно-практические – координация педагогических средств познавательной и предметно-практической, трудовой, учебно-производственной деятельности.

Участие в производительном труде порождает учащихся потребность в знаниях, делает обучение более осознанным и осмысленным. Они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Знания, применяемые на практике, конкретизируются, закрепляются. Учащиеся, применяя полученные знания на практике, осмысливают технологические процессы и способы труда. Учатся их планировать, анализировать, разбираться во взаимосвязи трудовых процессов, овладевать основами экономики производства.

3. Соединение обучения с производительным трудом учащихся. Является одним из основных. Его называют – «обучение в процессе производительного труда». Невозможно подготовить человека к профессиональной трудовой деятельности, не освоив её предварительно в процессе обучения. С другой стороны, производительный труд учащихся должен быть подчинён решению учебно-воспитательных задач. Это создаёт основу для формирования трудолюбия, отношению к труду как к нравственной ценности, становится средством воспитания культуры деловых отношений, экономической, экологической, правовой культуры. У учащихся создаются умения выполнять производственные работы с применением новой техники, осваивать современные технологии, воспитывать самостоятельность, производственную инициативу и другие профессионально важные качества.

4. Профессионально-политехническая направленность. Научно-технический прогресс и происходящие постоянные изменения в характере и содержании труда современного рабочего и специалиста требуют такой подготовки, которая позволяла бы им хорошо ориентироваться в системе данного производства. Переходить на смежные по технологии участки, вплоть до освоения новой профессии, совмещать функции работы на оборудовании с его обслуживанием. В связи с этим расширяются и повышаются требования к характеру профессионально-политехнического уровня подготовки учащихся.

Данный принцип проявляется в выработке у учащихся общетрудовых, общепроизводственных умений и навыков: планирования, способностей решать практические задачи в нестандартных ситуациях, выборе оптимальных режимов трудовых процессов, ведении производственно-технической документации, ведении контроля за ходом и результатами технологических процессов, пользования диагностическим оборудованием и т.д.

Самостоятельность. Производственная самостоятельность – это критерий профессионального мастерства рабочего, специалиста. Профессиональная самостоятельность – проявляется в привычке и способностях учащихся самостоятельно разбираться в требованиях, предъявляемых к работе, в умении планировать трудовой процесс, осуществлять способы его выполнения, пользоваться технической документацией. В умении контролировать ход и результаты своего труда, в способности взять на себя ответственность.

Все принципы имеют исторический характер, они развиваются в соответствии с изменениями общественных требований, условий их реализации.

В современных условиях перехода к рыночной экономике возникают новые концепции, идеи развития образования. Они охватывают четыре основных субъекта – «потребителя образования», на которые направлены цели образования: 1) личность, 2) общество, 3) производство, 4) сфера образования.

Соответственно этому:

1) Образование – личность – это гуманизация образования как коренной поворот от его технократической цели обеспечения производства кадрами, их приспособления к нуждам производства к гуманистическим целям становления и развития личности, создания условий для её самореализации.

2) Образование – общество – это демократизация образования как переход от жёсткой централизации и однообразной системы организации обучения к созданию условию и возможностей для каждого учебного заведения, каждого педагога и учащегося наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.

3) Образование – производство – это опережающее образование: уровень общего и профессионального образования людей, уровень их личности должен опережать и формировать уровень развития производства, его техники и технологий.

4) Непрерывное образование как переход от идеи «Образование на всю жизнь» к идее «Образование через всю жизнь».

Приведённые принципы, концепции, идеи должны отражать содержание производственного обучения.

Методы производственного обучения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.