Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации учебно-производственного труда учащихся




Неурочные формы организации производственного обучения

При обучении учащихся в условиях производства наиболее типичными формами обучения являются:

· обучение учащихся в составе ученических бригад;

· обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих;

· индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим.

· производственные экскурсии. Они проводятся во время вводного периода обучения, в начале производственной практики, когда учащиеся знакомятся с предприятиями, где им предстоит проходить практику.

· выполнение домашних заданий.

Основными видами домашних заданий являются:

повторение по учебнику или другим источникам учебного материала, необходимого для практического использования на предстоящем уроке;

систематизация материалов самостоятельных наблюдений;

решение производственно-технических задач;

изучение инструкционных или технологических карт;

самостоятельная разработка технологических процессов на выполнение предстоящих на уроке работ;

изучение схем и инструкций по обслуживанию оборудования на новом рабочем месте и т.п.

 

В производственном обучении применяются 4 основные формы организации учебно-производственного труда учащихся: фронтально-групповая; индивидуальная; бригадная (звеньевая), индивидуально-бригадная.

При фронтально-групповой – все учащиеся выполняют одинаковые задания. Мастер имеет возможность руководить работой всей группы одновременно, осуществлять групповой инструктаж, коллективно обсуждать допускаемые ошибки.

При индивидуальной форме организации учащиеся выполняют различные задания. В учебных мастерских она может применяться при обучении профессиям, связанным с выполнением большой номенклатуры работ, требующих небольшого времени (токари, фрезеровщики и т.п.). Используется для работы с «сильными» и «слабыми» учениками, у которых темпы работы сильно различаются.

При бригадной (звеньевой) форме учебная группа делится на бригады и звенья, которые выполняют различные по характеру учебно-производственные задания. Бригадная организация производственного обучения в учебных мастерских используется после освоения основ профессии – трудовых приёмов и операций, накопления ими производственного опыта.

При индивидуально-бригадной члены бригады, выполняя индивидуальные задания, добиваются выполнения общего для всей бригады производственного задания. Повышается производительность труда, качества работы, расширяются возможности для взаимопомощи и коллективной творческой активности учащихся. Бригада работает на единую цель.

При комплектовании ученических бригад возможны 2 варианта:

1) однородные бригады, куда включают учащихся, примерно равных по силам и возможностям. Бригады получают разные по трудности задания, мастеру легче осуществлять инструктаж, контролировать работу, давать задания. Но при этом снижается возможность взаимопомощи и взаимообучения учащихся.

2) смешанные бригады, куда включаются разные по учебе ученики (сильнее, средние, слабые). Взаимопомощь легче осуществлять. Но есть опасность, что работу станут выполнять наиболее подготовленные, инициативные и ответственные учащиеся. Слабые – станут отлынивать от работы или окажутся в роли подсобников.

Мастер остается основным организатором и руководителем учебного процесса. Часть своих функций он передает бригадиру, которого назначает он или выбирает бригада. Бригадир помогает мастеру в составлении производственного плана, дневных заданий бригаде, осуществляет некоторый контроль качества работы, предъявляет готовую продукцию мастеру или в отдел технического контроля.

Эффективность бригадной организации производственного обучения во многом зависит от форм морального и материального стимулирования труда учащихся. Для этого вводится коэффициент трудового участия (КТУ). Это исключает «уравниловку», учитывает количество и качество выполненных работ.

Величины КТУ (повышающие или понижающие) обычно устанавливают на общем собрании бригады.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.