Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественная система здравоохранения в РФ




1. Государственная, бюджетная система здравоохранения: федеральные органы и учреждения здравоохранения; муниципальные органы и учреждения здравоохранения.

2. Органы и учреждения государственной системы ОМС.

3. Частные медицинские учреждения и частнопрактикующие вра­чи. Органы и учреждения добровольного, частного медицинс­кого страхования.

4. Общественные, религиозные медицинские организации, фонды, организации и учреждения милосердия и благотворительности. Государственная система здравоохранения и ее службы подчи­няются администрации Минздрава РФ и его органов. Минздрав РФ возглавляется министром и его заместителями, каждый из которых руководит соответствующими управлениями: организации меди­цинской помощи населению, охраны здоровья матери и ребенка, обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой, учебных и научных учреждений, кадров, международных связей, планово-финансового и др. Один заместитель министра является Главным санитарным врачом РФ, руководит санитарно-противоэпидемической службой, в его подчинении находится соответству­ющее управление (департамент). Минздрав руководит непосред­ственно федеральными службами здравоохранения (крупными центрами, больницами, вузами, научно-исследовательскими ин­ститутами, рядом предприятий медицинской, фармацевтической промышленности, целевыми федеральными научными программа­ми, органами и учреждениями санитарно-противоэпидемической службы и др.), контролирует деятельность муниципальных регио­нальных медицинских органов и учреждений.

В субъектах федерации — регионах в составе органов и учрежде­ний исполнительной власти имеются соответствующие админист­рации (управления, комитеты, в некоторых крупных регионах — ми­нистерства, в автономных республиках — также министерства здравоохранения), осуществляющие руководство подведомствен­ными им медицинскими учреждениями и предприятиями. Минзд­рав на федеральном уровне и органы управления субъектов Фе­дерации осуществляют контроль за деятельностью медицинских уч­реждений, находящихся в юрисдикции муниципальных (местных) властей. Такова «вертикаль» управления и контроля органов и уч­реждений здравоохранения.

Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать деятельность частных медицинских учреждений и лиц, занимаю­щихся частной практикой.

Административные органы исполнительной власти находятся под юрисдикцией органов законодательной власти и на федераль­ном уровне Федерального собрания (Государственной думы и Совета Федерации и их комитетов и комиссий по социальной поли­тике, здравоохранению и т.п.), на региональном уровне — соответ­ствующих органов законодательной власти (думы, комитеты и пр.), на местном уровне — территориальных районных органов законо­дательной власти. Органы законодательной власти рассматривают и принимают законодательные акты федерального, регионально­го, территориального уровней, определяющие юрисдикцию и ад­министративные права и обязанности органов и учреждений здра­воохранения.

Органы и учреждения судебной власти (судебная система, про­куратура) осуществляют правовой надзор за исполнением законов, а в случаях нарушения законов — судопроизводство в отношении всех органов, учреждений, предприятий, в том числе системы здра­воохранения.

Таким образом, все три ветви власти — законодательная, испол­нительная, судебная имеют прямое отношение к управлению, кон­тролю — надзору за деятельностью системы здравоохранения, ее ор­ганов, учреждений, предприятий. Законодательные акты и, прежде всего, «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» определяют и регламентируют полномочия, компетенцию органов государственной власти и управления всех уровней — общегосудар­ственного, субъектов Федерации, местного самоуправления. При­ведем выдержки из названного документа.

В статье 9 «Основ законодательства» «Полномочия высших ор­ганов государственной власти и управления Российской Федера­ции в области охраны здоровья граждан» говорится, что высший орган законодательной власти «определяет основные направления федеральной государственной политики в области охраны здоро­вья граждан, принимает законы и утверждает федеральные програм­мы по вопросам охраны здоровья граждан; утверждает республи­канский бюджет Российской Федерации, в том числе в части расходов на здравоохранение, и контролирует его исполнение.

Президент Российской Федерации руководит федеральной госу­дарственной политикой в области охраны здоровья граждан, не реже одного раза в год представляет (Федеральному Собранию — Ю.Л.) доклад о государственной политике в области охраны здоровья граж­дан и состоянии здоровья населения Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет федераль­ную политику в области охраны здоровья граждан, разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения; в пределах, предусмотренных законодательством...».

В других статьях Основ законодательства определяются полно­мочия органов и учреждений здравоохранения федерального, ре­гионального, местного уровней.

Так, в ст. 5 определяется компетенция Минздрава РФ как обще­государственного органа управления:

• разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицин­ской помощи, медицинскому образованию населения;

• определение структуры, порядок организации деятельности федеральных органов управления государственной системы здравоохранения;

• определение доли расходов на здравоохранение при формиро­вании республиканского бюджета, формирование целевых фондов, налоговой политики, в том числе льгот по налогам;

• управление федеральной государственной собственностью в области здравоохранения;

• природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности;

• организация государственной санитарно-эпидемиологической службы, разработка и утверждение федеральных санитарных пра­вил, норм и гигиенических нормативов, обеспечение санитарно-эпидемиологического надзора;

• организация системы санитарной охраны территорий РФ;

• реализация мер, направленных на спасение жизни людей и за­щиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях; информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайных происшествий и при­нимаемых мерах;

• обеспечение единой технической политики в области меди­цинской и фармацевтической промышленности, утверждение го­сударственных стандартов РФ, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением;

• сертификация (регистрация, испытания, разрешение приме­нения) лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиоло­гических препаратов и изделий, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, выдача лицензий

порядком их использования; сертификация продукции и услуг; вы­дача разрешений на применение новых медицинских технологий;

• установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья;

• разработка единых критериев федеральных программ подго­товки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении; установление основных льгот медицинским и фармацевтическим работникам;

• установление стандартов качества медицинской помощи и кон­троль над их соблюдением; разработка государственных гарантий и базовых программ обязательного медицинского страхования граждан РФ; установление страхового тарифа взносов на ОМС граждан РФ; установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспече­нии;

• координация деятельности органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области ох­раны здоровья, охраны семьи, материнства, отцовства и детства;

• установление порядка медицинской (в том числе судебно-ме­дицинской, судебно-психиатрической, патологоанатомической) экспертизы;

• управление порядком лицензирования медицинской и фарма­цевтической деятельности;

• координация научных исследований, финансирование феде­ральных научных медицинских исследований;

• установление порядка создания и деятельности комитетов (ко­миссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан;

• международное сотрудничество РФ и заключение международ­ных договоров РФ в области охраны здоровья населения.

Компетенция региональных органов здравоохранения, в том числе автономных областей, округов, областей, краев, городов Москвы, Санкт-Петербурга (приравненных к субъектам РФ) оп­ределена ст. 6 и 7 Основ законодательства. Здесь и принятие зако­нодательных и иных актов на территориях, и контроль за их испол­нением, определение структуры органов управления системой здравоохранения в субъектах Федерации; формирование терри­ториальных программ; обеспечение санитарно-эпидемиологи­ческого благополучия на территориях; координация научных

исследований и международное сотрудничество в области охра­ны здоровья, а также «другие вопросы в области охраны здоровья граждан, не относящихся к компетенции Российской Федерации» (ст. 6).

К компетенции органов местного самоуправления (ст. 8) отно­сятся многие аналогичные функции, но на местном уровне, кроме тех, что принадлежат лишь федеральным и региональным органам и учреждениям (принятие и изменение федеральных и региональ­ных законов, федеральных и территориальных программ, норма­тивной деятельности по подготовке кадров, санитарных норм и правил, установления стандартов количества медицинской помо­щи, координация научной деятельности и др.).

Основы законодательства, таким образом, четко и достаточно полно определяют полномочия, обязанности, функции органов и учреждений здравоохранения всех уровней деятельности. Они за­конодательно закрепляют структуру, организацию общественной системы здравоохранения и организационную структуру государ­ственной (федеральной и муниципальной) системы здравоохране­ния, которой принадлежит не менее 80% всех ресурсов (учрежде­ний, кадров, технологий и пр.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.