Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция — пресс-конференция




Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции позволяет развивать у студентов умения опера­тивно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспер­тов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информа­цию. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее со­держание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и пре­подаватели в ходе чтения лекции. Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут, в ходе которого преподавателем, студентами или совместно дают­ся правильные ответы на вопросы.

Опыт использования данной лекции показывает, что студенты, как правило, находят задуманные ошибки (преподавателем проводится сверка со списком таких ошибок). Нередко они указывают и такие ошибки, которые были неволь­но допущены преподавателем, особенно речевые и поведенческие. Преподаватель должен честно признать это и сделать для себя определенные выводы. Все это создает атмосферу доверия между преподавателем и студентами, лич­ностное включение обеих сторон в процесс обучения, а элементы интеллекту­альной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, ак­тивизируют познавательную деятельность студентов.

Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирую­щую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить уровень под­готовки студентов по предмету, а те в свою очередь проверить степень своей ориентации в материале.

Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно зада­вать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение матери­ала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного рас­крытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, вы­являя знания и интересы студентов.

Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции дости­гается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Вопросы сту­дентов в большинстве случаев носят проблемный характер и являются нача­лом творческих процессов мышления. Личностное, профессиональное и соци­альное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответам на них, оказывает воспитательное влияние на студентов.

Основная цель лекции-пресс-конференции в конце темы или раздела — подведение итогов лекционной работы, определение уровня развития усвоен­ного содержания в последующих разделах.

Лекция-беседа или диалог с аудиторией - наиболее распространенная и срав­нительно простая форма активного вовлечения студентов в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество такой лекции состоит в том, что она позволяет привлекать вни­мание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории.

Основным методом изложения учебного материала здесь является беседа как наиболее простой способ обучения, в ходе которой преподаватель вовлека­ет студентов в диалог. Вопросы адресуются всей аудитории, студенты отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однознач­ные ответы. Преподаватель, замечая, что не все студенты участвуют в беседе, может адресовать свой вопрос тому, кто пассивен или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Вопросы могут быть как элементарные, способные сосредоточить внима­ние на отдельных нюансах темы, так и проблемные. Используется своеоб­разный прием, основанный на принципе проблемного обучения. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятель­но прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять глубину и важность обсуждаемой проблемы, что, в свою очередь, повышает интерес и степень восприятия материала.

Лекция-дискуссия — это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный об­мен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллектив­ным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления нега­тивных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект дости­гается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом. Данный метод позволяет педагогу ви­деть, насколько эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии. Негативным является то обстоятельство, что студенты могут неправиль­но определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы.

Лекция с разбором конкретных ситуаций. Обычно ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, кадре диафильма. Отсюда следует, что ее изложение должно быть очень крат­ким, содержащим достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Это так называемые микроситуации. Обсуждение микроситуации может иногда использоваться в качестве своеоб­разного пролога к последующей части лекции. Это бывает необходимо для того, чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных проблемах и подготовить студентов к творческому восприятию изучаемого материала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.