Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к семинарскому занятию




Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со стороны препода­вателя, так со стороны студентов. Подготовка к семинарам включает в себя целый комплекс мероприятий:

-составление тщательно продуманных и утвержденных на кафедре пла­нов с указанием рекомендованной литературы;

- письменные и устные методические указания (рекомендации) студентам к каждому семинару;

- анализ итогов проведенных семинаров в предыдущих семестрах и выра­ботка мер по их совершенствованию;

- подготовку преподавателем личного развернутого плана-проспекта (ра­бочего плана) семинара;

- проработку литературы и подбор наглядных пособий к очередному семи­нару;

- предварительное ознакомление с группами студентов, с которыми пред­стоит работать;

- систематическую помощь студентам в организации самостоятельной ра­боты, в частности, проведение консультаций;

- обсуждение на кафедре (методической секции) вопросов методики про­ведения семинаров вообще и по отдельным темам в частности; - организацию кафедрой выставок литературы, наглядных пособий, луч­ших конспектов и рефератов студентов и т. д.

При составлении планов учитываются рассмотрение наиболее актуальных и трудных вопросов учебной программы, связь с жизнью, практикой, профилем вуза и факультетской специализацией и т. д. Применительно к развернутой беседе вопросы семинарского плана должны отвечать следующим требованиям:

- не повторять дословно формулировки соответствующих пунктов плана лекции и программы учебной дисциплины;

- охватывать суть проблемы и в то же время быть не слишком широкими, строго очерченными в своих границах;

- учитывать научную и профессиональную направленность;

- формулировать вопросы в утвердительной форме (однако возможна и вопросительная форма);

- вопросы плана должны охватывать содержание семинарской темы или тот аспект, который выражен в формулировке обсуждаемой теоретичес­кой проблемы;

- формулировка вопроса должна побуждать к работе с литературой.

Методически серьезным является вопрос о характере и объеме рекомендуе­мой литературы. В перечень обязательной литературы включаются, прежде всего, нормативные документы (законы, указы, постановления и др.), затем руководящие документы и т. п., а также учебники и учебные пособия, моногра­фии. Разумеется, все это должно рекомендоваться в разумных дозах, учитывая, что к одному семинару студент может готовиться в среднем всего 3-4 часа.

Методические указания студентам. Главное в методических советах студентам — показать, как они должны работать сами, а не что им нужно усвоить. Знание этих требований студентами, подкрепленное неукос­нительным контролем за их исполнением со стороны преподавателя помо­гает им в самостоятельной работе над литературой при подготовке к выс­туплениям на семинаре.

Приступая в начале семестра к семинарским занятиям, кафедра и каждый преподаватель проводят подготовительную работу. Во-первых, тщательно ана­лизируют итоги прошедшего учебного года, определяя те трудные проблемы, которые встретились на семинарских занятиях, критически оценивают эффек­тивность форм, методов и приемов, использовавшихся в прошлом по каждой теме семинаров, чтобы выявить их целесообразность. Во-вторых, лектор и руководители семинаров еще раз анализируют итоги последней экзаменационной сессии, уровень усвоения отдельных тем курса, обсуждают пути более органичной взаимосвязи лекционных и семинарских занятий. В-третьих, знакомятся с новой литературой и наглядными пособиями, тех­ническими средствами по интересующей их тематике.

Хорошо разработать план семинара, тщательно продумать его развернутый конспект, провести обстоятельные предсеминарские консультации — это необ­ходимые, но еще недостаточные условия его успеха. Важно умело провести запланированную работу, чутко реагируя на возникающие в ходе занятия си­туации.

Краткое вступительное слово преподавателя (2-3 минуты), хорошо проду­манное, четко сформулированное, яркое по форме, играет исключительно важ­ную роль, поскольку в нем определяются целенаправленность всего занятия, его актуальность, узловые проблемы.

Вводное слово, на наш взгляд, должно отвечать определенным требовани­ям. По содержанию:

- связь с предшествующей темой, целевая установка;

- наличие практической значимости для данной аудитории выносимых на обсуждение вопросов. По форме:

- предельный лаконизм и логическая стройность;

- эмоционально-психологическая действенность.

Порядок обсуждения вопросов плана может быть самый разнообразный: он зависит от формы семинара и тех целей, которые ставятся перед данным заня­тием. Значительная часть преподавателей использует следующий порядок:

- выступления по основному вопросу;

- вопросы выступающему;

- анализ теоретических и методических достоинств и недостатков выступ­ления, дополнения и замечания по нему;

- заключительное слово основного выступающего в связи с замечаниями и дополнениями товарищей;

- заключительное слово преподавателя.

В создании творческой атмосферы на семинаре значительную роль играет содержание и форма выступлений. Дословное воспроизведение в докладе убивает интерес к обсуждению вопроса. Важно научить студента во время выступления поддерживать постоянную связь с аудиторией. Единственно, что допустимо, это тактично, вполголоса сделанная поправка неправильно произнесенного слова, поставленного ударения.

Вопросы к выступающему задают, прежде всего, студенты, а не преподава­тель, к чему их следует поощрять. Ответы докладчика в полной мере отражают, во-первых, насколько хорошо осмыслен дополнительный материал, свободно ли он владеет им, как глубоко осознано методологическое значение обсуждаемой проблемы в познании и практической деятельности. Во-вторых, в реакции студента на вопросы прояв­ляются определенные психологические качества его личности: быстрота мыс­лительной ориентировки, самообладание, волевая собранность, выдержка, са­мостоятельность, решительность и т. д.

Дискуссия на семинаре предполагает столкновение мнений в процессе ис­следования, обсуждения проблемы, и только в этом качестве она может быть приемлема на семинаре. Исключительно важную роль в организации дискуссии играют правильно и вовремя поставленные вопросы (заранее продуманные или сформулирован­ные по ходу занятия), которые преподаватель в соответствующие моменты без нажима предлагает аудитории, чтобы вызвать столкновение мнений или, на­против несколько приглушить страсти в ходе развернувшейся дискуссии.

В завершении занятия, подводя итоги, преподаватель оценивает уровень обсуждения вопросов в целом, лаконично подчеркивает существо обсуждае­мых проблем, их теоретическое и методологическое значение, углубляет то, что, по его мнению, освещено недостаточно глубоко, характеризует и оценива­ет сильные и слабые стороны выступлений, не забывая отметить яркую и само­стоятельную мысль кого-либо из студентов, советует ознакомиться с дополни­тельной литературой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.