Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно - методический комплекс 1 страница




 

учебной дисциплины «Криминалистика»

цикла Б3.Б19. Профессиональный цикл

направления 030900 «Юриспруденция»

03090001 «Государственно-правовой профиль», 03090002 «Гражданско-правовой профиль», 03090003 «Уголовно-правовой профиль», 03090006 «Финансово-правовой профиль», 03090007 «Медицинско-правовой профиль», 03090008 «Информационно-правовой профиль»

 

Составитель

к.ю.н., профессор Калайдова А.С.

 

Ростов-на-Дону


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Рабочая программа учебной дисциплины  
2. Краткое изложение программного материала (краткий курс лекций)  
3. Методические указания к выполнению письменных работ  
4. Контроль знаний (тесты, вопросы для зачета и экзамена)  
5. Сведения о ППС  
6. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе  
7. Дополнительный материал (глоссарий)  

 


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

 

 

Утверждаю
Проректор по учебно-методической работе
Маслова Н.П. _______
«___» _______ 2011г.
 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Криминалистика»

(указывается наименование дисциплины (модуля))

 

Направление подготовки

 

030900 «Юриспруденция»

(указывается код и наименование направления подготовки)

 

 

Профиль подготовки

 

03090001 «Государственно-правовой профиль», 03090002 «Гражданско-правовой профиль», 03090003 «Уголовно-правовой профиль», 03090006 «Финансово-правовой профиль», 03090007 «Медицинско-правовой профиль», 03090008 «Информационно-правовой профиль»

(указывается код и наименование профиля подготовки)

 

 

Квалификация (степень)

 

____Бакалавр___

 

Ростов-на-Дону

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б3.Б. 19 «Криминалистика»

(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)

 

НАПРАВЛЕНИЕ

030900 «Юриспруденция»

(код) (наименование)

 

ПРОФИЛЬ

03090001 «Государственно-правовой профиль», 03090002 «Гражданско-правовой профиль», 03090003 «Уголовно-правовой профиль», 03090006 «Финансово-правовой профиль», 03090007 «Медицинско-правовой профиль», 03090008 «Информационно-правовой профиль»

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ   Юридический
КАФЕДРА   Процессуальное право

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. ФГОС уч. план Очная форма Заочная форма
    4г00м 5г 00м 3г 06м 2г 06м
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:        
- лекций, по семестрам 16/10      
5/6 сем.      
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам - - - -
- - - -
- практические занятия, по семестрам 38/26      
5/6 сем.      
В интерактивной форме, час   3 курс 3 курс 3 курс
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:        
- контрольные работы по семестрам -      
- курсовые работы по семестрам - - - -
- курсовые проекты по семестрам - - - -
- др. виды работы по семестрам - - - -
Зачеты, по семестрам 5 сем. - - -
Экзамены, по семестрам 6 сем. 3 курс 3 курс 3 курс
Всего ЗЕТ по учебному плану    

*Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессиональной программе направление 030900 «Юриспруденция» 03090001 «Государственно-правовой профиль», 03090002 «Гражданско-правовой профиль», 03090003 «Уголовно-правовой профиль», 03090006 «Финансово-правовой профиль», 03090007 «Медицинско-правовой профиль», 03090008 «Информационно-правовой профиль» одобрен Ученым советом вуза 28.02.2011 г. протокол №6

Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)

 

АВТОР к.ю.н., проф.       Калайдова А.С.  
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

 

Кафедрой Процессуального права   Мосиенко В.П.  
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

 

Методическим советом направления   Нппалкова И.Г.  

 

Учебно-методическим управлением   Иванова Е.А.  

 

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)

Цели курса «Криминалистика»: - дать обучающимся необходимые сведения об основных положениях и структуре дисциплины, ее значении в раскрытии и расследовании отдельных видов преступлений, при производстве по уголовным и гражданским делам, познать одно из важнейших направлений развития современных средств и методов исследования доказательств в деятельности правоохранительных органов и при судебном разбирательстве; - сформировать у студентов устойчивую систему знаний об основных положениях и учениях криминалистической науки; - показать студентам существенное место криминалистики в ряду других юридических дисциплин и ее роль в совершенствовании методов и средств раскрытия и расследования преступлений; - соединение знаний, полученных в ходе изучения других общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана, в единый комплекс; - обеспечение понимания студентами сути предмета, правовых норм и развитие навыков их квалифицированного применения на практике; - получение теоретических знаний и практических навыков эффективного применения технико-криминалистических средств и методов обеспечения расследования преступлений. Задачи дисциплины: - сформировать у студентов устойчивую систему знаний о наиболее важных частных криминалистических теорий, составляющих общую теорию науки; - освоение студентами базовых понятий и функций криминалистики; - изучение студентами структуры дисциплины, общей теории криминалистики; - изучение студентами общепринятой в науке терминологии, теории и практики криминалистики; - рассмотрение проблем, возникающих на практике при расследовании преступлений; - закрепление знаний, полученных в рамках изучения общепрофессиональных специальных дисциплин, посвященных отдельным аспектам криминалистики. - получение практических навыков обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств (следов человека, транспортных средств и др.) для эффективного их использования в процессе расследования преступлений.   Данная программа разработана в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ. Она составляет необходимую основу для подготовки юристов широкого профиля. Предусмотренные для изучения темы, обеспечивают фундамент как для будущей научной деятельности, так и для работы по конкретным юридическим профессиям. В условиях быстро меняющегося законодательства и правоприменительной практики, разработки новых средств и методов выявления и исследования следов и других вещественных доказательств, овладение фундаментальными криминалистическими знаниями трудно переоценить. На их основе легче ориентироваться в изменяющихся условиях социальной и экономической жизни страны. Они являются той базой знаний, которая позволяет самостоятельно формировать узкоспециальные знания. Теоретические знания позволяют решать, главным образом, практические задачи и поэтому имеют выраженную практическую направленность.

 

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать: - общие положения криминалистической науки и ее систему, которые включают в себя основные понятия, задачи и функции; - взаимосвязь криминалистики с другими юридическими науками; - основные положения и задачи криминалистической техники и тактики; - правовые основы и тактические особенности производства следственных действий; - взаимосвязь всех разделов криминалистики и их значение в расследовании преступлений;  
Студент должен уметь: - анализировать следственную и судебную практику; - составлять процессуальные документы; необходимые приложения к этим документам (фототаблицы, схемы, изготовление слепков и др.); - решать практические задачи, с учетом типичных и конкретных следственных ситуаций, возникающих на различных этапах расследования; - решать практические задачи, основанные на примере деятельности правоохранительных органов; - применять полученные теоретические знания на практике.
Студент должен иметь представление о том, как наиболее грамотно и эффективно необходимо применить разработанные криминалистикой средства и методы обнаружения, изъятии, фиксации и исследования следов и иной информации о преступлении.
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра юриспруденции: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); в правоохранительной деятельности: готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); -

 

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
Уголовно-процессуальное право; Гражданское процессуальное право; Уголовное право; Правоохранительные органы.   Уголовно-исполнительное право; Основы российского уголовно-розыскного права; Прокурорский надзор; Судебная медицина и судебная психиатрия.

 

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

 

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - очная форма обучения

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
      Модуль 1 «Методологические основы криминалистики» 5 семестр 3 курс М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
1-3     Тема 1: «Введение в криминалистику. Предмет, система, задачи и функции криминалистики. История развития отечественной и зарубежной криминалистики. Учение о механизме преступления». Понятие криминалистики, ее место среди других областей научного знания, составляющих основу профессиональной подготовки следователей, прокуроров, судей, оперативных работников, адвокатов. Криминалистика как наука, которая изучает и обобщает опыт борьбы с преступностью, разрабатывает средства, приемы и методы раскрытия и расследования преступлений. Предмет науки - закономерности объективной действительности, обусловливающие возникновение, современное состояние и тенденции развития определенной группы явлений, отношений и процессов. Криминалистика возникла и развивается как наука, повышающая эффективность деятельности правоохранительных органов по установлению истины в уголовном судопроизводстве. Поэтому она изучает именно те закономерности объективной действительности, которые проявляются в работе следователя, прокурора, судьи, эксперта-криминалиста, оперативного работника по раскрытию и расследованию преступлений, судебному разбирательству уголовных дел.   М ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
4-5     Тема 2: «Криминалистическая идентификация и диагностика». Криминалистическая идентификация – одно из важнейших учений и методов исследования вещественных доказательств в установлении факта тождества путем взаимного сопоставления объекта и его отображения, иногда с использованием специальных образцов (экспериментальных пуль, гильз, текстов, выполненных от руки или на пишущей машинке, и др.). Обязательный элемент отождествления — выяснение условий следообразования и способа передачи признаков объекта отражающей среде. В теории и практике криминалистической идентификации различаются две формы отражения: материально фиксированная и идеальная. Первая вязана с запечатлением признаков в виде материальных следов и изменений. Это следы рук, ног, оружия, орудий взлома и т.п.; фото-, кино-, видеоизображения людей, вещественных доказательств участков местности, трупов, а также чертежи, планы, схемы, рисунки, словесные описания криминалистических объектов. Идеальная форма отображения отличается субъективностью и состоит в запечатлении мысленного образа объекта в памяти конкретного человека.   М ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
        Модуль 2. «Основы криминалистической техники»    
6-8     Тема 1. «Средства и методы криминалистической фотографии, кино и видеозапись» Криминалистическая фотография — один из разделов криминалистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на их основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов. Фотографические средства включают съемочную и проекционную аппаратуру, принадлежности и реактивы для обработки пленки и бумаги с целью получить фотоизображения. Под методами криминалистической фотографии понимают совокупность правил и рекомендаций по использованию ее средств, главным образом съемочной аппаратуры, чтобы получить такое фотоизображение запечатлеваемого или исследуемого криминалистического объекта, которое отвечает предъявляемым требованиям. Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу фиксации криминалистически значимых объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями. Оптимальной признается фотофиксация, которая запечатлевает всю цветовую гамму объекта, имеющего криминалистическое значение. М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
9-10     Тема 2. Трасология. Предмет, задачи и система криминалистического учения о следах. Термином «трасология» традиционно обозначалось криминалистическое учение о следах материальных объектов, с расследуемым событием; механизме их образования; средствах и методах их выявления, фиксации, исследования и использования в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. При определении трасологии следует исходить из того, что она является отраслью науки криминалистической техники. Он указывает на то, что предметом ее изучения являются следы (от франц. «ла страсе» - след). Транскрипция названия претерпела со временем изменения: «трассеология» - «трасеология» - «трасология». В основе трасологии, как научной отрасли, лежит положение об индивидуальности внешнего строения предметов. Эта индивидуальность проявляется в совокупности мелких признаков, которая неповторима и присуща только данному предмету. Мелкие признаки образуют так называемый микрорельеф поверхности предмета. Мелкие признаки, из числа которых может быть выделена индивидуальная совокупность, носят в криминалистике наименование частных, индивидуальных признаков.   М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
11-12     Тема 3. «Судебная баллистика». Уголовный кодекс РФ, предусматривая ответственность за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт огнестрельного оружия, его хищение, небрежное хранение, не дает четкого определения, что же считать огнестрельным оружием. В то же время в разъяснениях Верховного Суда прямо указывается, что, когда для решения вопроса о том, является ли оружием предмет, который виновный похитил, незаконно носил, хранил, приобрел, изготовил или сбыл, требуются специальные познания, судам необходимо назначать экспертизу. Все существующие понятия огнестрельного оружия исходят из принципа его действия, оставшегося неизменным с момента появления огнестрельного оружия, а именно: поражение цели достигается снарядом, метаемым силой давления газов, образующихся при сгорании пороха или его заменителей. Следовательно, эксперты должны оперировать четким и полным определением, в котором отражены основные признаки огнестрельного оружия. Одним из наиболее распространенных, является определение, сформулированное в 1974 году ученым-криминалистом, заслуженным юристом России Б.М. Комаринцем.   ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
13-14     Тема 4. «Криминалистическое исследование (экспертиза) документов и письма». Под технико-криминалистическим исследованием документов понимается совокупность специальных технических способов и приемов с целью установить закономерности возникновения и движения информации в целом о документе или о его элементах (реквизитах). Область изучения документов криминалистическими методами чрезвычайно разнообразна, что обусловлено способами их изготовления и подделки, а также возможностями их использования для совершения преступлений. Технико-криминалистическое исследование включает изучение машинописных документов и тех, которые изготовлены с помощью печатно-множительных средств. При этом решаются неидентификационные и идентификационные вопросы. В их число входят: -определение относительного и абсолютного времени исполнения документа; установление места его изготовления; -выяснение общности происхождения различных документов; определение условий хранения документов, факта и способа их последующего изменения; усиление слабовидимых, выявление невидимых и тайных записей, а также зачеркнутых, залитых, заклеенных, поврежденных или сожженных документов; -определение способа изготовления документа или его отдельных реквизитов и др.   М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
15-16     Тема 5. «Средства и методы габитологии». Криминалистическая габитоскопия. Показания свидетеля об обстоятельствах происшествия более точные, чем показания потерпевшего, хотя могут быть менее полными. Это объясняется различием в психологическом состоянии, в котором они находились в момент события. Поэтому всегда важен учет психических особенностей человека, от которого получена информация. Имеются в виду характер, темперамент, внимание, наблюдательность, память, воображение и др. Происходящие события каждым человеком воспринимаются по-разному — такими, как он их видит. Среди психических особенностей личности важное место занимает темперамент, предопределяющий поведение человека. Важной характеристикой, определяющей мыслительные способности человека, является интеллект, так как воспринимаемая человеком информация находится в прямой зависимости от его интеллектуальных возможностей. Уровень интеллекта человека предопределяет его способность изложить ту или иную информацию. Нередки случаи, когда человек запомнил внешность другого человека, но не может описать ее из-за бедности словарного запаса, хотя при просмотре иллюстративного материала точно указывает на запомнившиеся ему признаки. При общении с человеком оценить уровень его интеллекта можно по следующим критериям: 1) наличие системности в изложении; 2) глубина анализа происшедшего события; 3) обоснованность выводов и отсутствие в них примитивности; 4) отсутствие противоречий собственных посылок, на которых первоначально строилась цепочка собственных суждений, необоснованных категорических утверждений, явно абсурдных заключений и выводов; 5) способность понять переносный смысл шуток и пословиц; 6) отсутствие чрезмерной обидчивости по незначительным поводам.   М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
17-18     Тема 6. «Нетрадиционные объекты криминалистики». Исследования материалов, веществ и изделий, веществ и изделий (КЭМВИ) — отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения и движения криминалистически значимой информации, заключенной в свойствах материалов, веществ и изделий как элементов материальной обстановки преступления. Это относительно новый раздел криминалистической техники, хотя уже с первых дней возникновения науки криминалистики важное место в ней отводилось методам, позволяющим изучать свойства таких объектов. По мере установления и развития криминалистических структур, их оснащения особо точными и высокочувствительными приборами и естественнонаучными методами значение исследования материалов, веществ и изделий в расследовании преступлений постоянно возрастало. Подразделяется по задачам: обнаружение, диагностика, идентификация, воспроизведение и защита объектов от подделки. Обнаружение, то есть установление факта наличия или отсутствия вещества (материала) на том или ином объекте, в В практике правоохранительных органов обнаружение значительных объемов специально спрятанных веществ имеет место при таможенной проверке предметов багажа и иных объектов на наличие наркотических, ядовитых, отравляющих, взрывчатых и иных веществ с ограниченным гражданским оборотом. Такая задача, как правило, решается при проведении обысков, направленных на обнаружение тайников. М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
24-41     Модуль 3 «Криминалистическая тактика» 6 семестр 3 курс    
24-25     Тема 1. «Общие положения криминалистической тактики. Понятие, система и средства». Тактические рекомендации призваны обеспечить наиболее эффективное применение средств и методов криминалистической техники. Отдельные тактические приемы и тактика всего следственного действия корректируются в зависимости от характера используемых при его производстве технико-криминалистических средств. В свою очередь, встающие перед криминалистической тактикой и методикой проблемы, изменение их задач, использование новых данных вызывают появление новых или усовершенствование традиционных технико-криминалистических средств и рекомендаций. Именно в этом разделе науки учитываются те особенности, которые характеризуют применение криминалистической техники и тактики при расследовании конкретных видов преступлений. Криминалистические категории — это наиболее общие и значимые для науки и практики понятия криминалистики, в первую очередь — уже рассмотренные понятия составных ее частей. Кроме того, к числу криминалистических категорий относятся такие понятия, как «технико-криминалистическое средство», «тактический прием», «тактическая операция», «криминалистическая рекомендация», «следственная ситуация», «тактическое решение», «способ совершения преступления», «информационная модель (криминалистическая характеристика) преступления» и др. М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
26-27     Тема 2. «Виды следственного осмотра. Осмотр места происшествия». Следственный осмотр — процессуальное действие, предусмотренное ст. 176-178 УПК РФ, состоящее в непосредственном наблюдении, обнаружении, восприятии, закреплении и анализе следователем различных объектов для установления их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения и определения их значимости в качестве доказательств по делу. Цель следственного осмотра заключается в том, чтобы получить доказательства, способствующие раскрытию и расследованию преступления. Их следователь получает из двух источников — от людей и вещей. Первые — это свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые. Вещи — все иные объекты материального мира, несущие информацию о расследуемом событии. Их форма, содержание, местонахождение и другие признаки могут отражать какие-либо обстоятельства совершения преступления. Иногда их называют «немыми свидетелями» преступления. Практически невозможно представить себе уголовное дело, где не фигурировали бы вещественные доказательства, и ни одно из них не может оказаться в материалах дела без предварительного осмотра. От того, насколько криминалистически грамотно произведено это следственное действие, часто зависит успех всего расследования. Поэтому не случайно криминалисты особо подчеркивают важность осмотра места происшествия и обнаруженных там объектов. Следственные органы России регулярно анализируют причины плохой раскрываемости преступлений. В большинстве случаев одним из главных недостатков указан неквалифицированно или небрежно произведенный осмотр места происшествия, в результате чего важные улики, которые могли бы дать ключ к раскрытию преступления, оказываются утраченными. Поэтому руководство российских правоохранительных органов неоднократно подчеркивало необходимость повысить качество неотложных следственных действий, в первую очередь осмотров. М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
28-29     Тема 3. «Тактика допроса» Допрос - это следственное действие, относящееся к числу вербальных, т.е. устных, словесных, осуществляемых в форме беседы порядок, условия проведения и оформления результатов которой определяются УПК РФ ст. ст. 187- 191. Вначале этой беседы следователь, дознаватель, прокурор, судья в свободной форме предлагают рассказать все известное о фактах или иных событиях, связанных с расследуемым преступлением. По ходу допроса или после его окончания могут задаваться вопросы для дополнения или уточнения отдельных моментов рассказа. Все записывается в протокол этого следственного действия. Допрос – это тщательно регламентированная законом специальная процедура с целью получения от граждан правдивых и полных показаний: - о расследуемом событии; собирание и проверка сведений о преступлении и его участниках; - о виде причиненного вреда и иных обстоятельствах, имеющих значение для дела. Итак, допрос преследует получение две цели: - получить новую, ранее не известную информацию по предмету доказывания; - подтвердить или опровергнуть имеющуюся, но еще не проверенную информацию, которая на данный момент не может считаться достоверной. Предметом допроса могут быть различные обстоятельства: входящие в предмет доказывания; необходимые для достижения промежуточного результата; с помощью которых обнаруживаются доказательства; знание которых необходимо для проверки и оценки доказательств; которые, не имея доказательственного значения, могут играть тактическую роль. М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
30-31     Тема 4. «Тактика обыска и выемки». Обыск — следственное действие, предусмотренное ст. 182 УПК РФ, проводимое в принудительном порядке с целью обследовать помещения и сооружения, приусадебные участки, одежду и тело отдельных лиц для отыскания и изъятия значимых для дела предметов, документов, а также обнаружить разыскиваемых преступников, потерпевших и их трупы. Конституция РФ (ст. 40) гарантирует гражданам неприкосновенность жилых помещений и частной жизни. В ходе обыска могут и должны решаться следующие задачи: 1) отыскание и изъятие орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов и документов, которые могут иметь значение для дела; 2) обнаружение разыскиваемых лиц (преступников и граждан, взятых в заложники); 3) отыскание трупа или его частей; 4) выемка имущества, на которое может быть наложен арест для обеспечения конфискации или возмещения причиненного преступлением материального ущерба; 5) поиск и изъятие предметов и документов, запрещенных к обращению (незаконно хранящиеся оружие и боеприпасы, наркотические, ядовитые вещества и др.). М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
32-33     Тема 5. «Следственный эксперимент. Предъявление для опознания. Проверка показаний на месте». Необходимость в производстве следственного эксперимента обычно возникает в тех случаях, когда при оценке данных, собранных по расследуемому уголовному делу, выясняется, что то или иное обстоятельство является существенным для разрешения дела, однако нуждается в проверке опытным путем. Следственный эксперимент — это процессуальное действие, предусмотренное ст. 181 УПК РФ, производимое в целях проверки данных, имеющих значение для расследуемого уголовного дела, путем совершения различных опытных действий после реконструкции обстановки и иных обстоятельств произошедшего. С помощью следственного эксперимента могут быть проверены сведения, полученные в ходе других процессуальных действий (осмотра места происшествия, допросов, предъявления для опознания), а также доказательства, представленные в распоряжение следователя, подозреваемым, обвиняемым, защитником, потерпевшим, гражданами, должностными лицами и т.д. Следственный эксперимент производится с целью: а) выяснить возможность визуального или иного восприятия криминалистически значимого факта, явления либо вообще его существования; б) определить реальную возможность совершения конкретных действий, в том числе за определенный промежуток времени; в) проверить возможность наступления определенного события, выявить последовательность составляющих его элементов; г) выяснить механизм образования следов преступления. Эксперименты по выяснению возможности самого факта существования или развития определенным образом проверяемого события проводятся нечасто. М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
34-35     Тема 6. «Экспертные учреждения России. Виды судебных экспертиз и тактика их назначения». Одной из наиболее важных процессуальных форм использования специальных познаний считается экспертиза, назначение которой предусмотрено ст. 195 и 196 УПК РФ. Если следователь и специалист применяют специальные познания в процессе обычных (рабочих) следственных действий, например, осмотра, обыска, освидетельствования, следственного эксперимента, то эксперт использует их при особенном следственном действии — экспертизе. Судебные экспертизы помогают изучить следы и другие вещественные доказательства, определить психическое состояние участников уголовного процесса, установить причину смерти потерпевшего, аварии, взрыва, катастрофы, то есть ответить на самые различные вопросы путем выявления и изучения фактических данных о событии преступления и лицах, его совершивших. Судебная экспертиза является процессуальным действием, направленным на установление обстоятельств дела. Она состоит в проведении исследования на основе специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле и даче сведущим лицом заключения органам предварительного расследования или суду. Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, защиты прав и свобод личности, независимости эксперта, объективности и полноты проводимого исследования. Объектами судебно-экспертного исследования являются вещественные доказательства, трупы и их части, документы, предметы, образцы и другие материалы дела, по которому производится экспертиза. М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
      Модуль 4 «Методика расследования отдельных видов преступлений»    
36-37     Тема 1. «Основные положения криминалистической методики». Организация и планирование расследования». Профессионально раскрыть преступление по горячим следам и решить задачи расследования, определенные уголовно-процессуальным законом, в установленные им сроки практически невозможно, не руководствуясь при этом специальными научно разработанными системами методов ведения следствия и предупреждения преступлений. Методика расследования отдельных видов преступлений как часть криминалистики имеет своей основной и главной задачей вооружить следователей необходимым для их профессиональной деятельности научно-методическим комплексом знаний и навыков раскрытия, расследования и предупреждения отдельных видов преступлений в разных следственных ситуациях, возникающих в процессе указанного вида криминалистической деятельности. М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
38-39     Тема 2. «Криминалистическая характеристика преступлений и ее значение при расследовании преступлений». На основе изучения практики совершения преступлений и опыта деятельности по их раскрытию и расследованию выявляются криминалистические особенности отдельных видов, групп преступлений (методические аспекты их криминалистической характеристики). Вместе с тем выявляются и изучаются своеобразие криминалистической деятельности по их расследованию и связанные с этими процессами определенные закономерности, имеющие значение для выработки методов расследования. На этой основе выделяются принципиальные положения методики расследования криминалистической классификации преступлений, типологического подхода к расследованию в типовых следственных ситуациях. В числе закономерностей преступной деятельности особенно большое значение уделяется изучению зависимости вида, способа и механизма преступного поведения от особенностей связи правонарушителя с предметом преступного посягательства, обстановкой, сложившейся в месте совершения преступления и вокруг него, личностно-типологических свойств субъекта преступления, степени организованности, разветвленности и состава преступной группы (при наличии таковой). М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
40-41     Тема 3. «Методика расследования преступлений против лично­сти». Криминалистическая классификация и криминалистическая харак­теристика преступлений против личности как важный аспект в методике расследования. Типичные ситуации, наиболее характерные для преступлений данного вида Криминалистическая ха­рактеристика преступлений против жизни и здоровья, причинения вреда здоровью, преступлений против половой неприкосновенности, наруше­ний правил охраны труда и других. Наиболее типичные версии, выдвигаемые при обнаружении инфор­мации о преступлении против жизни и здоровья граждан. Особенности решения вопроса о возбуждении уголовного дела по преступлениям против жизни и здоровья граждан. Первоначальные следственные действия в зависимости от ситуации: 1. при обнаружении трупа, в условиях получения информации об исчезновении человека с подозрением на убийство и сокрытие тела убитого; 2. при поступлении сведений о нанесении телесных повреждений конкретному лицу; 3. при сообщении о заражении ВИЧ-инфекцией; 4. при получении информации об изнасиловании; 5. при хищении человека; 6. при получении сообщений о нарушении правил охраны труда и др. Программы расследования преступлений против жизни и здоровья граждан для различных этапов расследования (первоначальные и после­дующие следственные действия при расследовании). Особенности организации следственных действий и иных меро­приятий, проводимых в ходе расследования преступлений против жизни и здоровья граждан. Криминалистические операции и комбинации, так­тика следственных действий: осмотра, обыска, выемки, допроса свиде­телей и потерпевших, подозреваемых и обвиняемых. М, П ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
      Практические занятия /семинары    
           
1-18     Модуль 1. «Методологические основы криминалистики» 5 семестр 3 курс Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
1-2     «Тема 1: «Введение в криминалистику. Предмет, система, задачи и функции криминалистики. История развития отечественной и зарубежной криминалистики. Учение о механизме преступления». 1. История развития зарубежной и отечественной криминалистики. 2.Предмет, система и задачи науки. 3.Криминалистическое понятие преступления. 4.Учение о механизме преступления как части предмета криминалистики и как частная криминалистическая теория. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
3-4     Тема 2. «Криминалистическая идентификация и диагностика». 1. Понятие криминалистической идентификации; 2. Формы идентификационного исследования; 3. Объекты и субъекты ее проведения; 4. Виды идентификации; 5. Понятие идентификационных признаков; 6. Значение идентификации в расследовании преступлений; Понятие и значение криминалистической диагностики в раскрытии преступлений. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
      Модуль 2. «Основы криминалистической техники».    
5-6     Тема 1. «Общие положения криминалистической техники. Ее роль в раскрытии преступлений». 1.Понятие криминалистической техники и ее система; 1. Классификация ТКС, используемых при раскрытии преступлений; 2. Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия преступлений; 3. Понятие методов в криминалистике и их классификация; 4. Связь криминалистической техники с тактикой и методикой расследований отдельных видов преступлений и другими науками. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
7-8     Тема 2. «Средства и методы криминалистической (судебной) фотографии. Видео, аудиозапись». 1. понятие судебной фотографии; 2. значение фотосъемки вещественных доказательств и обстановки происшествия в раскрытии преступлений; 3. Виды и способы фотосъемки, методы запечатлевающей и исследовательской фотографии; 4.Видео и аудио запись как способ фиксации обстановки происшествия и других следственных действий. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
9-10     Тема 3. «Трасология. Предмет, задачи и система криминалистического учения о следах». 1. система трасологии; 2. понятие следа в криминалистике и классификация материальных следов; 3. объекты, виды и методы трасологических исследований; 4. общие правила обнаружения, осмотра, фиксации и изъятия следов рук, обуви и транспортных средств; 5. особенности механизма образования следов обуви и босых ног; 6. следы транспортных средств; 7. предметы и вещества как следы преступления; 8. фиксация и изъятие орудий взлома, инструментов; 9. отработка практических навыков обнаружения и изъятия следов рук и обуви. 10. значение следов папиллярных узоров (дактилоскопии) в раскрытии и расследовании преступлений. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
11-12     Тема 4. «Судебная баллистика» 1. Понятие судебной баллистики как раздела криминалистической техники. 2. Объект судебно-баллистического исследования: оружие, боеприпасы, следы выстрела. 3.Механизм образования следов выстрела. 4. Классификация и признаки холодного оружия. Возможности криминалистического исследования. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
13-14     Тема 5. «Криминалистическое исследование (экспертиза) документов и письма». 1. Понятие и задачи технико-криминалистического исследования документов. Признаки подделки и способы их выявления. 2. Исследование документов. Восстановление первоначального содержания документов. 3. Понятие письма. Идентификационные признаки письма. Письменная речь, топография письма, почерк. Подготовка материалов для криминалистического исследования письма. Основы идентификационной экспертизы письма. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
15-16     Тема 6: «Средства и методы габитологии»   1. Понятие габитологии и габитоскопии. Классификация признаков внешности. 2. Виды идентификации человека по признакам внешности. 3. Правила составления фоторобота. Использование компьютерных технологий. 4. Фотопортретная идентификация. Значение и использование метода «Словесного портрета» в оперативно-розыскной и следственной практике. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
17-     Тема 9: «Нетрадиционные криминалистические объекты. Возможности использования результатов их исследования в раскрытии преступлений». 1. Понятие нетрадиционных криминалистических объектов. 2. Исследование материалов, веществ и изделий (КЭМВИ), наркотических средств, ГСМ, лаков, красок и других объектов. 3. Одорология. Использование запаховых следов в раскрытии тяжких преступлений. 4. Исследование фонограмм и видеофонограмм. Идентификация человека по голосу и речи. 5. Криминалистическая взрывотехника. Исследование взрывных устройств, взрывчатых веществ и продуктов взрыва 6. Пожарно-технические исследования.   ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
24-41     Модуль 3. «Криминалистическая тактика» 6 семестр 3 курс Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
24-25     Тема 1. «Общие положения криминалистической тактики. Понятие, система и средства». 1. Понятие криминалистической тактики, ее предмет и значение. 2. Понятие и классификация следственных действий. 3. Структура и стадии следственных действий. 4. Понятие тактических приемов и правил, критерии их допустимости. 5. Классификация тактических приемов и правил. Комбинации и операции. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
26-27     Тема 2. «Виды следственного осмотра. Осмотр места происшествия». 1. Понятие, виды и задачи следственного осмотра и освидетельствования. 2. Осмотр места происшествия. Правила, стадии, криминалистические средства и тактические приемы осмотра места происшествия. 3. Осмотр трупа. Особенности осмотра трупа погибшего, личность которого не установлена. Осмотр транспортных средств, иных предметов и документов. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
27-28     Тема 3. «Тактика допроса». 1. Понятие и значение допроса. 2. Подготовка к допросу. 3. Психологические основы и тактические приемы допроса. 4. Тактические особенности отдельных видов допроса. Фиксация результатов допроса. Очная ставка. Особенности тактики проведения. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
29-30     Тема 4: «Тактика обыска и выемки». 1. Понятие и цели обыска и выемки. 2. Процессуальные особенности (сходство и различие). 3. Виды обыска и выемки. Стадии, тактические приемы и правила обыска и выемки. Фиксация хода и результатов. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
31-32     Тема 5: «Следственный эксперимент. Предъявление для познания. Проверка показаний на месте». 1. Понятие, виды и задачи следственного эксперимента. Цели, условия, стадии и участники. 2. Предъявление для опознания. Тактические приемы и правила, фиксация условий, хода и результатов. Тактические приемы и правила, фиксация условий, хода и результатов следственного эксперимента и проверки показаний на месте. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
33-34     Тема 6: «Экспертные учреждения России. Виды судебных экспертиз и тактика их назначения. 1. Экспертные учреждения России (в системе МВД, МЮ, МЗ), их структура и задачи. 2. Организация судебной экспертизы в России. 3. Понятие и виды судебных экспертиз, их значение для раскрытия и расследования преступлений. 4. Классификация криминалистических экспертиз. 5. Процессуальные проблемы назначения экспертиз. Направление вещественных доказательств на экспертное исследование. 6.Содержание экспертного заключения, его стадии, структура и критерии оценки. Процесс экспертного исследования. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
35-36     Модуль 4 Методика расследования отдельных видов преступлений Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
37-38     Тема 1: «Основные положения криминалистической методики расследования. Организация и планирование расследования» 1. Понятие, предмет и система криминалистической методики расследования отдельных видов и групп преступлений. 2. Задачи методики расследования отдельных видов и групп преступлений в современных условиях. 3. Источники криминалистической методики и ее связь с другими науками и разделами криминалистики. 4. Оперативно-следственная группа как одна из форм организации взаимодействия; ее виды, структура, функции и порядок формирования. 5. Виды, структура и элементы частных криминалистических методик. 6. Криминалистические приемы и способы ведения системной поисковой и организационно упорядоченной деятельности в ходе следствия. 7. Поисковое моделирование, научная организация труда (НОТ) следователя (типовые версии, криминалистическое моделирование, статистические связи, варианты программно-целевого метода и др.) Взаимодействие следственных органов с другими подразделениями и участниками раскрытия и расследования преступлений. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
39-40     Тема 2:«Криминалистическая характеристика преступлений и ее значение при расследовании преступлений». 1. Понятие и элементы кримхарактеристики. 2. Особенности подготовки и проведения следственных действий и оперативно-розыскных мер, характеристика криминалистиче­ских операций, организуемых при расследовании преступлений; 3. Значение при расследовании преступлений знания элементов криминалистической характеристики отдельных видов преступлений; 3.Способ совершения преступления как один важнейших в кримхарактеристике элементов. 4. Криминалистическое учение о личности подозреваемого, обвиняе­мого, потерпевшего, свидетеля. Понятие, содержание, задачи и значение криминалистического изучения личности подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8
40-41     Тема 3:«Методика расследования преступле­ний против личности»». 1.Криминалистическая ха­рактеристика преступлений против жизни и здоровья, причинения вреда здоровью, преступлений против половой неприкосновенности, наруше­ний правил охраны труда и других. 2.Наиболее типичные версии, выдвигаемые при обнаружении инфор­мации о преступлении против жизни и здоровья граждан. 3.Криминалистические операции и комбинации, так­тика следственных действий: осмотра, обыска, выемки, допроса свиде­телей и потерпевших, подозреваемых и обвиняемых. 4.Первоначальные следственные действия: -при обнаружении трупа, в условиях получения информации об исчезновении - человека с подозрением на убийство и сокрытие тела убитого; -при поступлении сведений о нанесении телесных повреждений конкретному лицу; -при сообщении о заражении ВИЧ-инфекцией; -при получении информации об изнасиловании; -при хищении человека; -при получении сообщений о нарушении правил охраны труда и др. При расследовании заказных убийств: 1.особенности осмотра места происшествия 2.первоначальные следственные действия и следственные ситуации 3. Выдвижение и проверка версий. Д, Э, ПБ, И ПК-2,ПК-3,ПК-4,ПК-5,ПК-6,ПК-7,ПК-8

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.