Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы сельскохозяйственной пропаганды




ПРОПАГАНДА И ВНЕДРЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВО НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

Пропаганда (от латинского – распространять) распространение и углубленное разъяснение каких – либо идей, учений, взглядов, знаний. Особенностью сельскохозяйственной пропаганды является распространение сельскохозяйственных знаний. Перед животноводством нашей республики стоят задачи по достижению показателей на уровне наиболее развитых стран мира. Это позволит не только обеспечить продовольственную безопасность страны, но и производить на экспорт значительную долю животноводческой продукции. Одним из путей реализации этой задачи является внедрение в производство новейших достижений науки, передового опыта.

Внедрение достижений науки в сельскохозяйственной производство – это осуществление комплекса пропагандистских мер с целью более полного использования имеющихся возможностей и резервов дальнейшего развития конкретного хозяйства, района, области.

Если наукой, практикой разработаны новые формы, приемы, технологии, обеспечивающие положительный эффект, например, увеличение продуктивности животных, снижение себестоимости производства молока, мяса, то задачами ученых, специалистов, руководителей хозяйств является внедрение этих достижений в производство.

Сельскохозяйственная пропаганда является подготовительным этапом для внедрения в производство новых передовых технологий и приемов, новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, разведения высокопродуктивных животных, новых форм научной организации труда.

Задачами сельскохозяйственной пропаганды является:

· добиваться быстрейшей практической реализации научных достижений и передовой практики;

· организовать изучение опыта передовых хозяйств, работы лучших производственников;

· установить тесное сотрудничество хозяйств с научно-исследовательскими учреждениями;

· создать действенную службу научно-технической информации;

· организовать массовую, без отрыва от производства подготовку сельскохозяйственных кадров и повышение их квалификации;

· увязать сельскохозяйственную пропаганду с организацией работы в производственных коллективах.

В настоящее время сложились три основные формы сельскохозяйственной пропаганды: печатная, устная и наглядная.

Печатная пропаганда является важнейшим звеном в широком распространении достижений науки и передового опыта. Она включает сельскохозяйственные журналы, газеты, брошюры, книги, листовки, плакаты, таблицы, рекомендации, аналитические обзоры и т.д.

Для более оперативной информации о достижениях науки и передового опыта издаются листовки, плакаты, рекомендации.

Листовка – это печатный листок (1-2 страницы) с текстом информационного характера. Ее содержание отличается актуальностью конкретного вопроса, например, листовка по биологическому консерванту «Лактофлор» содержит адрес производителя этого консерванта Витебская биофабрика, краткие сведения о консерванте и о результатах его испытания. Обычно издание листовок приурочивается к проходящим научно-практическим семинарам, выставкам.

Плакат – одна из наиболее оперативных форм пропаганды передового опыта. В нем в краткой, доходчивой форме излагают результаты того или иного опыта, предложения.

Рекомендации – издаются после серии научно-хозяйственных опытов и производственной проверки для широкого внедрения предложенных приемов и методов повышения продуктивности животных. В них в конкретной и доступной форме излагаются условия того или иного предложения. После разработки рекомендаций они утверждаются на научно-техническом совете (НТС).

О новейших достижениях науки можно судить по сборникам трудов сельскохозяйственных научных учреждений: ВГАВМ, БСХА, Гродненского аграрного университета, РУП НПЦ национальной академии наук Республики Беларусь по животноводству.

Много материалов о достижениях в области животноводства публикуется в республиканских журналах «Белорусское сельское хозяйство», «Ветеринарная медицина Беларуси», «Хозяин», «Известия академии наук Республики Беларусь» (серия сельскохозяйственных наук), а так же в российских аграрных журналах: «Главный зоотехник», «Молочное и мясное скотоводство», «Свиноводство», «Птицеводство», «Ветеринария», «Зоотехния» и др.

В газете «Белорусская нива» часто публикуются материалы о передовом опыте, рекомендациях ученых. Большая роль в пропаганде нового, передового принадлежит службе научно-технической информации. Республиканское унитарное предприятие (РУП) «Белорусский научный институт внедрения новых форм хозяйствования в АПК» издает аналитические обзоры, обзорную информацию по вопросам внедрения достижений науки и передового опыта в сельскохозяйственном производстве. Для пропаганды передового опыта необходимо широко использовать и местную печать: стенные газеты, листки – молнии и т.д.

В комнатах отдыха животноводов часто комплектуют библиотечки из книг, брошюр, журналов на сельскохозяйственную тематику.

Устная пропаганда – является наиболее доступной и действенной формой распространения сельскохозяйственных знаний, внедрения передового опыта.

К устной пропаганде относятся: проведение научно-практических семинаров, конференций, бесед, лекций.

Семинары – это обсуждение какой-либо темы при активном участии слушателей, например, семинары по вопросам заготовки кормов, подготовке к зимовке животных и т.д. Как правило, семинары проводятся на базе передовых хозяйств с последующим разбором обсуждаемой темы, обменом опытом. При проведении таких семинаров его участники изучают опыт передовых хозяйств, конкретные рекомендации ученых, внедренные в этих хозяйствах.

В практической работе по пропаганде достижений науки и передового опыта чаще всего используются лекции и доклады.

Лекция (от латинского – чтение) – это публичное выступление на какую-либо тему. К примеру, сотрудникам кафедры кормления сельскохозяйственных животных ВГАВМ часто приходится читать лекции для специалистов животноводства по следующим темам: «Организация биологически полноценного кормления животных», «Прогрессивные способы заготовки травянистых кормов», «Контроль полноценности кормления животных» и т.д.

Доклад – это также публичное сообщение на определенную тему, но в нем, как правило, обобщаются какие-либо итоги: научной работы, работы коллектива за определенное время, к примеру «Итоги зимовки скота» и т.д.

Лекции и доклады могут быть научно-популярными - читаются для широкой аудитории по пропаганде новых передовых приемов ведения животноводства; учебно-методическими – для слушателей факультетов повышения квалификации, семинаров.

При подготовке лекций следует стремиться, чтобы они базировались на новейших научных данных, использовали примеры из местной практики. Успех лекции во-многом определяется наглядными пособиями: плакатами, таблицами, слайдами, диапозитивами и т.д. Наглядные материалы во-многом улучшают усвоение устного материала. Большой поток информации о новостях науки и передового опыта передается по радио и телевидению. По телевидению идет цикл передач «Земельный вопрос», по радио «Сельская ранiца».

Распространенным видом пропаганды достижений науки и передового опыта стала учеба кадров. В УО ВГАВМ проводится повышение квалификации руководителей хозяйств, главных специалистов, зоотехников, врачей ветеринарной медицины, зоотехников-селекционеров и других специалистов.

Учеба кадров среднего звена обычно проводится в районных учебно-производственных комбинатах (УПК) или на базе передовых хозяйств.

Учеба работников животноводства часто организуется непосредственно на фермах.

Наглядная пропаганда включает выставки, фотовыставки, учебные плакаты, иллюстрированные альбомы, фильмы, видеофильмы. Все они должны иметь конкретное и глубокое содержание, хорошее внешнее оформление.

В Минске периодически по итогам года работает выставка достижений в области промышленности и сельского хозяйства. Эффективными формами пропаганды передового опыта являются областные, районные выставки племенного скота, новой сельскохозяйственной техники. Все они способствуют повышению культуры земледелия и животноводства. На такие выставки, как правило, каждое хозяйство посылает свои экспонаты, которые дают точное представление о проделанной работе.

Для организации и проведения выставки создается выставочный комитет из 5-9 представителей агропрома, сельскохозяйственных предприятий, научных работников. Организуется также и экспертная комиссия. Комиссия разрабатывает условие и показатели для участников, проводит экспертную оценку смотров техники и выводок животных, присуждает и выдает премии участникам за лучшие достижения в выращивании молодняка, совершенствование племенных и продуктивных качеств животных и другие производственные показатели.

Для подведения итогов соревнования областей, районов, хозяйств и отдельных механизаторов, по результатам уборки урожая и заготовки кормов ежегодно проводятся республиканские «Дажынкi», которые являются смотром лучших достижений в области кормопроизводства и земледелия. В 2006 году на республиканских «Дажынках» первое место среди хозяйств, получивших максимальную урожайность зерновых (76,5 ц/га), занял агрокомбинат «Заря» Могилевского района, которым руководит выпускник ВГАВМ Л. Моисеев.

Важное место в пропаганде и внедрении достижений науки и передового опыта занимают кинофильмы, диафильмы, видеофильмы о опыте работы лучших хозяйств и лучших животноводов.

В последние годы широко используется и такая форма наглядной пропаганды, как организация и проведение экскурсий в передовые хозяйства, научные учреждения. Цель этих экскурсий – изучение результатов работы передовиков, с тем чтобы применить их опыт в практических условиях. Экскурсии становятся обязательными при проведении семинаров, конференций.

Подготовка лекций студентов по пропаганде и внедрению передового опыта.

Как одна из форм распространения научных знаний, лекция по вопросам животноводства направлена, прежде всего, на пропаганду научных достижений, выполнения задач, стоящих перед животноводами. Независимо от места и времени выступления лектора, состава слушателей, все лекции по вопросам животноводства должны отвечать основным общим требованиям, предъявляемым к лекциям и базироваться на общих методических подходах. Прежде всего, лекция должна основываться на использовании последних научных достижений, должна быть конкретной применительно к месту проведения и составу слушателей. Умелое сочетание теории с практикой, изучение того, что происходит в конкретном хозяйстве или регионе в значительной степени повышает действенность лекции. Кроме знания конкретных достижений науки лектору по вопросам животноводства важно предварительно познакомиться с результатами работы в животноводстве отдельного хозяйства, района, области, представлять их достижения и недостатки. Это позволит правильно применить научные положения и рекомендовать конкретные пути, направленные на повышение продуктивности животных, улучшения экономического положения отрасли.

Качество лекции во многом зависит от тщательной ее подготовки, которая включает:

1. Выбор темы, определение основной идеи и цели лекции;

2. Работу над литературой, собирание и отбор материала;

3. Составление плана и конспекта лекции;

4. Написание текста лекции и его рецензирование.

Темы лекций по животноводству должны учитывать специализацию конкретной отрасли, соответствие специализации климатическим и природным условиям региона, а также состав слушателей. Название темы должно кратко отражать основное содержание лекции.

После определения темы лекции намечаются основные вопросы или составляется приблизительный набросок плана лекции. Это необходимо сделать, чтобы определить, по каким вопросам надо подбирать литературу и другие материалы для подготовки к лекции.

Предварительный план позволяет определить и объем лекции в начале он может быть несколько больше, а затем его можно сократить.

Сбор, изучение и отбор материала лекции. Приступая к подбору литературы, лектор не всегда знает название тех источников, которые могут ему пригодиться. Подобрать литературу помогает библиография – книгописание, приводимое в виде алфавитного и систематического каталога в библиотеках.

Умение читать книгу и усваивать прочитанное имеет решающее значение в подготовке к лекции. Желательно научиться читать быстро и с полным вниманием. Однако самое важное и образно изложенные мысли рекомендуется читать медленно и по нескольку раз. Такое чтение обогащает не только знания лектора, но и его речь. После такого чтения лектор записывает прочитанное в виде аннотации или конспекта. Конспект составляют по каждому литературному источнику в отдельности или сводный.

После того как литература изучена, переходят к разработке структуры лекции, ее композиции.

Архитектоника лекции. Обычно в лекции предусматривают следующие части: введение (вступление), главную часть и заключение.

Введение используют, чтобы раскрыть перед слушателями значение данной темы в современных условиях и привлечь внимание слушателей к докладу.

В главной части развиваются те или иные научные положения, приводятся их доказательства. Эту часть обычно делят на разделы, соответствующие главным вопросам темы.

Заключение служит для обобщения изложенных положений, формирования выводов и предложений, освещение перспективы.

Главной части лекции уделяют примерно 80 % объема, а вводной и заключительной примерно по 10 %. В зависимости от темы лекции и подготовленности слушателей соотношение частей лекций может изменяться. Так, если аудитория подготовлена хорошо, то сокращают введение и обходятся кратким заключением.

Подготовка текста лекции необходима, чтобы лектор надежно освоил материал и смог выступить перед аудиторией свободно, не читая текста. Письменное изложение лекции позволяет глубоко продумать каждый вопрос, наиболее правильно и ясно сформулировать то или иное положение, доказательство или вывод. Разрабатывая текст, лектор ставит себя мысленно на место слушателей и окончательно решает, что, как и в какой последовательности и в каком объеме изложить материал. При этом проверяется логическая правильность суждений и речи в целом, шлифуются доказательства отдельных положений.

Работая над текстом, лектор окончательно отбирает примеры, факты, цифры, для использования их в лекции, но с таким расчетом, чтобы она не оказалась ими перегруженной. Обилие иллюстративного материала в лекции приводит к тому, что слушатели теряют представление о сущности лекции. Д.И. Менделеев писал: «Лекция, перегруженная фактами, напоминает очаг до того заваленный дровами, что он начинает затухать». Желательно, чтобы примеры, факты и цифры были близкими для слушателей.

Работая над текстом, лектор самым тщательным образом подбирает слова, шлифует их смысловую четкость и благозвучие каждой фразы, в меру необходимости придает речи образность и эмоциональность.

Кропотливая работа над текстом всегда полезна, она повышает уровень специальных знаний и языковую культуру лектора.

Однако текст лекции – это лишь пьеса, которую еще только предстоит поставить в аудитории, взаимодействуя со слушателями. Для этого важно свободное, устное изложение лекции, без ее чтения. Текст хорошо осваивается при составлении тезисов выступления. Можно рекомендовать, чтобы эти тезисы были предельно краткими и опирались на структуру подготовленного текста лекции.

В подготовке лекции важно учесть и организационные моменты. Они заключаются в том, что лектор заблаговременно посещает организацию, которая его пригласила, знакомится с показателями хозяйства, социально-психологической характеристикой аудитории, а также лекционным помещением.

Чтобы лучше ориентироваться в обстановке, следует узнать будут ли выступать другие лектора, их тематику, очередность выступлений.

Для лектора важно заблаговременное знакомство с помещением, в котором предстоит выступать. Здесь его должна интересовать размеры, акустика, наличие исправных средств радиоусиления слышимости, возможность демонстрации наглядных пособий. Если предстоит выступать на производстве, ферме, то следует заранее познакомиться с работающими там людьми.

Изучив, социально-психологическую характеристику аудитории лектор применительно к ней корректирует, план выступления, в частности вступление, чтобы выработать у слушателей целевую установку и сразу же овладеть их вниманием.

Для лектора важно еще и самому психологически настроиться на чтение лекции. Правильно проведенная подготовка к лекции во многом определяет ее успех. Однако реализуется этот успех только в процессе публичного выступления перед аудиторией. Во время выступления лектору необходимо следить за своей речью. Лектор должен воздействовать на слушателей не только глубоким содержанием лекции, но и жестом, взглядом, голосом, вопросом к аудитории, ответом на реплику слушателя.

Темп, или быстрота произношения слов, так же как и интонация, может придать лекции ясность и выразительность, если правильно пользоваться этим средством.

Прежде всего, надо выработать нормальный неторопливый темп речи. Скороговорка, нечеткое произношение слов или окончаний быстро утомляют слушателей, лишают их возможности записать основные мысли лектора.

Темп речи не может быть одинаков от начала и до конца лекции. Он изменяется в зависимости от содержания, важности того или иного факта. Все важное произносится медленно. Иногда отдельные фразы полезно повторить. Перед началом лекции полезно сделать паузу, пока в аудитории не установится тишина. К общим правилам преподнесения материала лекции относятся: принцип последовательности, принцип усиления, принцип органического единства, принцип экономии.

Принцип последовательности предписывает лектору постоянно помнить и следить за тем, чтобы каждая высказанная им мысль опиралась на предыдущие, была с ними соотносима. Это непременное требование структурной упорядоченности, цельности выступления.

Лекция должна отвечать принципу усиления, который заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные аргументы приберегают к концу рассуждения. В противном случае интерес слушателей к лекции резко падает, внимание ослабляется.

Распределение материала и организация его в лекции должны вытекать из самого материала и намерений лектора – гласит принцип органического единства.

Принцип экономии предполагает в лекторе умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной, но достаточной затратой усилий, времени, речевых средств.

Использование наглядных пособий может существенно облегчить восприятие лекционного материала, так как позволяет привлечь к восприятию не только органы слуха, но и другие органы чувств. Подбирая наглядные пособия, учитывают их сравнительные достоинства и недостатки, а также размеры помещения его освещенность и техническое оснащенные. Наглядные пособия, которые видны только слушателем находящимся вблизи, приносит больше вреда, чем пользы. Демонстрация таких пособий вызывает недовольство у большинства слушателей, что в конечном итоге дезорганизует всю аудиторию. Наглядные пособия и речь лектора должны дополнять друг друга и делают тему лекции более доступной и легкоусвояемой.

Однако следует иметь в виду, что чрезмерное увлечение наглядными пособиями ослабляет абстрактное мышление слушателей. Чем выше интеллектуальный уровень аудитории, тем легче дается ей абстрактное мышление и тем меньше она нуждается в наглядных пособиях.

Поведение лектора во время выступления. Внешний вид лектора, его поведение во время лекции в немалой степени определяют ее успех. Вид лектора не должен привлекать внимание слушателей к какой-либо детали костюма, прически. Не следует отвлекать внимание слушателей излишними жестами и движениями.

Неподвижность, скованность лектора приводят к потери живости, яркости и выразительности речи. Свой взгляд во время выступления лектор обращает на аудиторию, за исключением демонстрации наглядных пособий. Неправильно поступают лекторы, устремляя свой взгляд в пол или поверх голов слушателей. Взаимная зрительная связь лектора со слушателями обеспечивает контакт и взаимопонимание между ними. Постоянный зрительный контакт лектора с аудиторией – необходимое условие взаимного понимания и самоконтроля, повышающее доходчивость лекции.

Ответы на вопросы слушателей нередко является более трудным делом, чем чтение самой лекции. Если лектор не в состоянии дать ответ на вопрос слушателей, следует прямо сказать, что вопрос важный и интересный, но сейчас я к нему не подготовлен. Обещание ответить на вопрос позднее должно быть обязательно выполнено. Учитывая опыт выступления, лектор может дольше совершенствовать лекцию. Он накапливает новый материал, заменяет старый, обновляет текст лекции. Работа лектора является важным средством распространения сельскохозяйственных знаний.

Материалы по внедрению в производство достижений науки. Результаты зоотехнических опытов должны быть проверены в производственных условиях. Производственная проверка результатов является заключительным и обязательным этапом исследований. Положительные результаты производственной проверки дают основание для рекомендации научной разработки в производство. Производственную проверку результатов научных исследований необходимо увязывать с вопросами экономической эффективности.

Местом проведения производственной проверки могут быть экспериментальные базы, специализированные фермы и комплексы.

Производственная проверка проводится по специально разработанной и утвержденной методике на клинически здоровых животных. В хозяйственных условиях количество животных в группы (контрольная и опытная) подбирают с учетом сложившейся технологии по принципу аналогичных групп с учетом пола, возраста, живой массы, продуктивности.

В каждой группе должно быть не менее 50 коров или нетелей, 100 голов молодняка крупного рогатого скота на откорме, 200 голов телят до 6-месячного возраста, 50 голов ремонтного молодняка, 6 быков-производителей. В свиноводстве численность животных в группах при проведении производственных проверок следующая: 20 свиноматок, по 100 голов поросят-отъемышей и растущего молодняка, 10 хряков-производителей. В овцеводстве: 100 овцематок, 100 голов баранчиков или ярок, 10 баранов-производителей. В птицеводстве: 300 кур или уток, по 500 голов утят или цыплят, 200 индеек или гусей, 300 индюшат или гусей. Продолжительность производственной проверки должна соответствовать длительности производственного цикла. Для коров молочного стада производственная проверка начинается с первого дня лактации и продолжается до начала новой. Новые кормовые средства испытываются не менее 3 месяцев.

При выращивании молодняка крупного рогатого скота для ремонта или на мясо продолжительность производственной проверки обычно совпадает с технологическими циклами. Например, при выращивании молодняка на мясо предусматриваются следующие циклы: от рождения до 20 дней - профилакторный период, далее период выращивания разделяют на 3 фазы: 1-ая -65 дней, 2-ая 60-90 дней и третья – 280-420 дней.

В овцеводстве продолжительность производственной проверки на суягных овцематках – 5 месяцев, лактирующих – 3-4 месяца, растущем молодняке – 4-6 месяцев.

На свиноводческих комплексах предусматривается три периода доращивания (от 26 до 42 дней, от 43 до 60 дней и от 61 до 105 дней) и два периода откорма (от 105 до 158 дней и от 159 до 222 дней).

На птицеводстве продолжительность производственной проверки у кур-несушек составляет не менее 10 мес. от начала яйцекладки, у индеек, гусынь и уток в течение периода яйцекладки.

В опытах с дойными коровами учитывают сервис-период, межотельный период, выход телят, среднесуточный удой по месяцам лактации и за всю лактацию, жирность, белковость и технологические свойства молока.

При работе с молодняком учитывают сохранность и причины отхода, рост и развитие, живую массу, валовой и среднесуточный прирост за период выращивания и откорма, качество продукции.

В свиноводстве учитывают многоподие, молочность свиноматок, массу гнезда при рождении и отъеме поросят, сохранность поголовья, рост и развитие ремонтного молодняка, откормочное поголовье свиней, качество мяса и сала.

В птицеводстве основными показателями являются сохранность, живая масса, яйценоскость, среднесуточный и валовой прирост молодняка, качество яиц и мяса.

Показателями, характеризующими экономическую эффективность применения научных исследований, является годовой экономический эффект, который складывается из суммарной экономии всех производственных ресурсов (заработной платы, кормов и т.д.) и повышение качественных показателей. Эти показатели исчисляются в денежном выражении и определяются путем сравнения результата опытного варианта с базовым (контрольным), который сложился в условиях данного хозяйства. После окончания роста определяют годовой экономический эффект, который рассчитывают двумя способами: по разности прибыли в базовом и новом варианте или по экономии от снижения затрат в новом варианте по сравнению с базовым. Первый способ определения годового экономического эффекта используют когда результаты нового варианта вызывают повышение продуктивности животных, снижение материальных затрат или улучшение качества продукции. Второй способ применяют, когда производственные испытания вызывают изменение себестоимости продукции, хотя продуктивность и качество продукции остаются прежними.

Результаты производственной проверки научных разработок оформляют актом по следующей форме:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.