Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муладхара чакра




ЯНТРЫ

Одним из проявлений отражения человеком реальности
являются зрительные образы формы, цвета и движения.
Уже первобытный человек пытался материализовать
свои представления о мире в форме наскальных рисунков
и культовых фигурок, которые превращал в объекты
созерцания. За счет этого он получал возможность
многократно переживать эмоциональные состояния,
связанные с важной для него деятельностью (например,
охотой), но при этом без потерь энергии, как при физи-
ческой деятельности. Стремясь приблизить свое искус-
ство к особенностям и своеобразию психического от-
ражения внешнего мира, человек допускал деформацию
реального восприятия и гармонизировал построенные им
контуры и «цветовые мелодии» с помощью внутреннего
ритма своего «я». Именно поэтому художники прошлого
допускали использование форм, не имеющих аналогов
в природе, но являющихся символами реальных или
абстрактных объектов. В этом отношении верха совер-
шенства достигает египетская символика. До нас дошло
и их умение изобразить не только реально существующие
объекты, но и формы, связанные с определенными
психическими состояниями. На рис. 1 представлен широко
известный символ молнии, используемый для обозначения
места, где находятся электрические линии с опасным для
жизни человека напряжением. Но никто не стал бы
утверждать, что использованный символ изображает
форму реальной молнии. Зигзагообраз-
ная линия, как правило, создает впечат-
ление резкого изменения, большой кон-
центрации и разряда силы. Зигзаги как
будто говорят о моментальном освобожде-
нии накопленной энергии.

Согласно Тинтлею, линии в зависи-
мости от своего конкретного контура ока-
зывают различное психическое воздейст-
вие. Он отмечает, что s-образная кривая яв-
ляется линией грации. Идея о том, что
мягкие изгибы содержат представление
о грации и мягкости, а ломаные линии
о накопленной силе и резких изменениях,
может быть проиллюстрирована двумя
фигурами, представленными на рис. 2. Рис. 1.

 


Рис. 2.

Гладкие линии можно назвать мягкими, а ломаные —
твердыми. Каждый излом воздействует на нас как свое-
образный излучающий центр.

В трехмерном пространстве менее всего создают
иллюзию излучения сферические формы, а наиболее
«излучающими» являются снопы с радиально расходя-
щимися прямыми линиями. Ряд геометрических фигур
на рис. 3 подобран по степени возрастания иллюзии
излучения.

Рис. 3.

Эти фигуры считаются священными почти во всех
религиях. Использование их в качестве объектов кон-
центрации в религиозных ритуалах обычно объясняется
соответствующими мистическими построениями. С точки
же зрения современных представлений нейрофизиологии
и психологии их воздействие объясняется специфическими
сигналами, которые они вызывают в глазодвигательных
мышцах и зрительном анализаторе. Глаз чисто рефлек-
торно прослеживает контуры изображения. На местах
излома линий глазодвигательные мышцы резко сокра-
щаются, что связано с генерированием соответствующих
резко меняющихся нервных сигналов. В противополож-
ность этому, при наблюдении s-образных кривых глазо-


двигательные мышцы
испытывают постепен-
но нарастающие сокра-
щения.

Геометрические фи-
гуры, изображенные на
рис. 3, являются состав-
ными элементами изо-
бражений так называе-
мых чакр ' в системе
лайя-йоги, используе-
мых в качестве объек- Рис. 4.
тов зрительной концент-
рации.

Характер психического воздействия какой-либо формы
определяется степенью ее зрительной уравновешенности.
На рис. 4 представлены два диска, один из которых
относительно центров квадратов зрительно уравновешен,
а другой нет. В природе обычно наиболее устойчивы
предметы, в геометрическом отношении сбалансированные.
Именно поэтому человек, встречая несбалансированные
формы, испытывает чувство дискомфорта. Согласно
Арнхейму, «при взгляде на неуравновешенную модель
у воспринимающего субъекта посредством своего рода
самопроизвольной аналогии появляется чувство неуравно-
вешенности своего собственного тела»2.

Равновесие может быть и более сложного типа.
Даже на первый взгляд в небрежно размещенных
художником фигурах на картине, как правило, существует
строгая балансировка форм. Вследствие психоэмоцио-
нального воздействия принцип равновесия необходимо
соблюдать и в обстановке жилого помещения, рабочего
места, мест общественного пользования, при создании
архитектурных форм и т. п.

Осязаемое воздействие на эмоции человека оказывают
цвета. Физиологи утверждают, что чистые цвета воздей-
ствуют на фоновое мышечное напряжение и на скорость
кровообращения. Это воздействие максимально в красной
части светового спектра и минимально в синей его части.
Особенно сильным воздействие цветов может быть у людей

1 Чакра — дословно означает «колесо» и, как правило, относится
к так называемым «психическим центрам» человека, описываемым
в йоге и других восточных учениях. — Прим. ред.

2 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974, с. 45.

 


с повышенной чувствительностью. При некоторых психи-
ческих заболеваниях больные становятся нетерпимыми
к красному цвету. Кандинский, например, отмечал, что
желтый цвет концентрирует внимание, а синий и красный
его рассеивают. По этой причине одни и те же по геомет-
рическим размерам желтые диски выглядят больши-
ми по величине и расположенными как бы ближе, чем
синие.

Каждый цвет вызывает определенные температурные
ощущения. Самым «теплым» считается ярко-красный
цвет. Ярко-желтый и оранжевый — также цвета «теплые»,
а вот — светло-синий, салатовый и голубой — «холодные».
Тонким ощущением цвета обладал Гёте. По его мне-
нию, оранжевый цвет способен оказывать на животных
шоковое воздействие, вызывая у них чувство беспо-
койства. Кандинский описывал оранжевый цвет как цвет,
порождающий прилив энергии, амбицию и стремление
к триумфу. Последние два примера показывают,
насколько результат воздействия цвета зависит от психи-
ческих особенностей индивида.

Взаимодействие различных цветов создает эффекты,
не являющиеся просто суммой влияний отдельных цветов.
Так, например, золотисто-желтый цвет и цвет морской
'волны взаимно усиливают и эмоционально уравновеши-
вают друг друга. Аналогичное усиление, но на этот раз
без эмоционального уравновешивания, происходит при
одновременном наблюдении золотисто-желтого и
огненно-красного цветов.

Оперирование формой
и цветом с целью психиче-
ского воздействия лежит в
основе практики лайя-йо-
ги. Последнее достигается
при помощи концентрации
на реальных или вообра-
жаемых графических изо-
бражениях, называемых
янтрами, которые геомет-
рически сбалансированы и
обычно имеют центр сим-
метрии. Янтры представ-
ляют собой приятные в
эстетическом отношении
Рис. 5. изображения и вызывают

 


спонтанную зрительную концентрацию. В качестве иллю-
страции на рис. 5 представлен тантрический символ так
называемой шри-янтры.

В древнем учении тантра равносторонний треуголь-
ник, повернутый углом вниз, символизирует женское,
творящее начало в Универсуме, а равносторонний тре-
угольник, обращенный углом вверх, — мужское начало.
Два треугольника на рис. 3, образующие гексаграмму,
символизируют принцип равновесия противоположностей
в природе. Некомпенсированный треугольник в центре сим-
вола шри-янтра иллюстрирует тантрическое представле-
ние о том, что женское, творящее начало в Универсуме
компенсировано не полностью. Квадрат обычно связы-
вается с представлением завершенности, а круг —
с космической бесконечностью и абсолютной гармонией.
Ниже дано упрощенное описание изображений чакр,
которые являются основными объектами концентрации
в системе лайя-йоги.

Рис. 6. Рис. 7.  

Чакра изображается как светло-желтый круг, в кото-
рый помещен ярко-желтый, излучающий свет квадрат.
В квадрате находится огненно-красный, излучающий
свет треугольник. В треугольнике расположено цилиндри-
ческое тело цвета морской волны, один край которого
закруглен. На цилиндре 3, 5 раза накручена белая нить.


Она символизирует скрытую психическую энергию,
называемую кундалини. По кругу расположены 4 темно-
красных лепестка. (Рис. 6.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.