Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итак, что же мы можем сказать об образовании Древнерусского государства по ПВЛ. 1 страница




В IX веке северные племена, жившие на севере Восточной Европы (словене, кривичи, чудь, меря) платили дань варягам. Видимо, варяги позволили себе какую-то несправедливость и были изгнаны за Балтийское море, в Скандинавию.

Далее, как сообщает ПВЛ, между племенами начались усобицы. Историки считают, что такое вполне могло быть, ведь на севере Восточной Европы к тому времени жило не мало племён и было достаточно тесно. Последними (на рубеже VIII и IX веков) сюда пришли словене, что ещё более усилило тесноту и напряжённость между племенами. Это могло стать причиной приглашения князя со стороны, который бы решал спорные конфликты и поддерживал мир между племенами.

Другой причиной призвания князя, не упомянутой летописцем, могла стать внешняя угроза со стороны варягов. Ведь вряд ли можно предположить, что изгнанные варяги, или какие-либо другие, не захотели бы восстановить контроль над такими выгодными торговыми путями и данниками. Славяне и финно-угры понимали, что их ожидают жестокие набеги и грабежи. Конфликт славян с варягами не завершился изгнанием варягов и нуждался в урегулировании.

В этих условиях племена обращаются к одному из конунгов — Рорику (или к трём конунгам-братьям) с предложением: конунг со своей дружиной будет обеспечивать их безопасность от других варягов, а они будут давать ему дань, как своеобразную плату за услуги по охране.

Таким образом, между Рориком и племенами был заключён договор — «ряд». Он был выгоден обеим сторонам. Рорик получал данников, которых не надо было заставлять платить дань, которые давали дань добровольно. Славяне и финно-угры получали защитника, который брал с них дань по оговоренной мере.

Прецеденты: Ролло.

Подобный взаимовыгодный союз и можно назвать государством. Рюрик и его дружина были группой людей, осуществлявших власть, защищавших население, а в замен получавших налоги (дань)[4].

ПВЛ сообщает, что после смерти своих братьев Рюрик рассадил по их городам, а также по другим городам (т. е. небольшим крепостям, возведённым специально в землях славянских и финно-угорских племён) своих наместников, которые правили от его имени и собирали для него дань.

Рюрик, согласно ПВЛ, умер в 879 году.

Его сменил Олег — второй князь Древней Руси. Но перед тем, как рассмотреть правление Олега, мы должны обратить внимание на другие важные события, связанные с именами Аскольда и Дира.

Киевское княжество Аскольда и Дира

(годы правления:?—882)

В летописи есть ещё одно сообщение, относящееся ко времени Рюрика, о котором мы не упомянули. ПВЛ сообщает, что двое «бояр» (дружинники, особо приближённые к князю) Рюрика — Аскольд и Дир, набрав дружину, отправились походом на Константинополь. Рюрик дал согласие на этот поход, рассчитывая, видимо, на богатую добычу, не малая часть которой досталась бы и ему. Но случилось всё иначе: Аскольд и Дир решили не возвращаться к Рюрику. Плывя по Днепру, они увидели на холме небольшое укреплённое поселение полян — Киев — и решили в нём обосноваться и править Полянской землёй.

В 860 г. корабли Аскольда и Дира появились у Константинополя. Округа столицы была разграблена, после чего пришельцы беспрепятственно ушли восвояси.

«Повесть временных лет» датирует этот поход 866 годом. В ней сказано, что Аскольд и Дир на 200 судах подошли к Константинополю и разорили его окрестности. В этот момент император с войском были в военном походе. Узнав о беде, император спешно вернулся и тайком пробрался в город. Вместе с патриархом они, помолившись, вынесли из церкви священную для христиан реликвию — ризу Богородицы и окунули её полу в море. (Византийцы верили, что Богородица была небесной защитницей Константинополя.) Тут же поднялся шторм и погубил флот руссов-язычников, мало кто из них спасся и вернулся в Киев. Так написано в ПВЛ. Но, как доказали историки, в этом рассказе реальные события представлены в сильно искажённом виде.

Поход состоялся 860 г. Была вторая половина июня (возможно, 18 число). На исходе дня к Константинополю подошли порядка 200 кораблей, а то и больше. Они стремительно вошли в бухту Золотой Рог[5], после чего высадившиеся из них пришельцы начали разорение предместий столицы… Свирепые незнакомцы грабили дома, храмы, купеческие склады, убивали всех, кто не успел бежать, не щадили никого.

Жители предместий, кто успел, ушли в город, под защиту неприступных стен. Самим предместьям власти столицы ничем не могли помочь, ибо ещё в начале июня император Михаил III, взяв большое войско и даже часть столичного гарнизона, ушёл в Малую Азию воевать с арабами. Византийский флот также был задействован в боевых операциях против арабов и норманнов в Эгейском и Средиземном морях.

В Константинополе находился глава церкви — патриарх Фотий, который в своих проповедях убеждал сограждан, что свирепый «народ с севера» — кара Божья за грехи. Жителям Константинополя, а также тем, кто успел укрыться за его стенами, оставалось лишь молиться и просить Бога о милосердии.

Вскоре византийцам показалось, что Бог откликнулся на их мольбы: чужеземцы, забрав добычу, отплыли. Видно в их планы не входила осада хорошо укреплённого города и встреча с войском императора, которое могло вернуться.

Как мы видим, русы ушли из под Константинополя непобеждёнными, без потерь и с богатой добычей.

 

Олег

(годы правления: 879—912)

У Рюрика был сын Игорь, но он был «ещё очень мал». Поэтому Рюрик передал княжение своему родственнику Олегу, а также обязал Олега заботиться о сыне — будущем князе. Имя Олега — также скандинавское (Хельг, Helg), что означает «предвидящий», «вещий».

Олег захватывает Киев и делает его столицей (882 год)

Летопись сообщает, что в 882 году Олег захватил Киев. В поход выступила не только княжеская дружина, но и отряды варягов-наёмников, а также отряды, состоявшие из подчинённых Олегу племён (чудь, словене, меря, весь, кривичи).

Подойдя к Киеву, он хитростью заманил Аскольда и Дира в ловушку, а затем приказал убить, и овладел городом.

В ПВЛ есть небольшой рассказ о том, как Олег применил хитрость для завладения Киевом. Подплывая к городу, «спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…».

Олег не стал возвращаться на север и обосновался в Киеве, собирая теперь дань ещё и с полян. Вскоре он совершил походы в земли древлян, северян и радимичей, также заставив их платить себе дань. Северяне и радимичи издавна платили дань хазарам. Олег запретил им впредь делать это, став для них новым каганом — именно этим титулом Олег и последующие киевские князья именовали себя.

Нельзя сказать, что господство Олега было тяжело для славян. Древляне платили «по черной кунице» с семьи. Радимичи и, возможно, северяне, платили «по щелягу, как и хазарам давали» («щеляг» — это, скорее всего, дирхем, т. е. серебряная арабская монета).

Таким образом, Древнерусское государство, раскинулось от Ладоги на севере до среднего течения Днепра на юге. Местопребыванием князя и дружины стал Киев.

 

Киев был выбран не случайно. Он стоял на военно-торговом пути, который связывал Русь с владениями Византии. Города Византийской империи, её столица Константинополь рассматривались русами двояко: как торговые партнёры и как объекты нападений, грабежей.

Каждый год в Киев со всех подчинённых земель свозились в виде дани огромные богатства: пушнина, мёд, воск. Лишь очень малая часть всего этого могла быть потреблена князем и дружиной. Всё остальное — горы мехов, мёда и прочего — было бесполезным, если это нельзя было продать и обратить в деньги и товары.

Киевскому князю и дружине требовался широкий торговый канал, по которому можно было бы ежегодно сбывать огромные объёмы товара. Такой канал мог быть налажен только с крупнейшим мировым торговым центром — Константинополем. (Напомним, что Хазарский каганат, с которым ранее Русь активно торговала, стал врагом Киева).

Однако в Константинополе русских купцов ждал не слишком любезный приём. И это не удивительно. В русах видели «варваров», язычников. Вероятно, не редки были вооружённые стычки между купцами из Руси и византийцами. К тому же, в Византии действовали жёсткие торговые правила, которые могли быть невыгоднымию и даже унизительными.

Все, кто торговал, должны были платить пошлины в пользу империи. К тому же купцы, приехавшие в Константинополь (неважно — из провинции империи или из другой страны) не имели права постоянно жить в столице, а их временное пребывание было жёстко ограниченно. Мы не знаем, какое время торговцы из Руси могли пребывать в Константинополе и его предместьях, но известно, что, «купцы из провинции могли оставаться в Константинополе лишь в течение месяца. Если они не успевали продать товар и закупить необходимое, эпарх менял цены, ускорял распродажу и предлагал иногородним тотчас покинуть столицу. Ослушников ждали конфискация, избиение, позорящая стрижка волос и изгнание. Иноземные же, сирийские, купцы могли торговать в Константинополе три месяца».

 

Думается, что русы — эти купцы-войны, которые в 860 году навели ужас на столицу империи не желали мириться с подобными условиями и отношением со стороны ромеев. Как бы то ни было, в 907 году состоялось ещё большее, чем 860, нашествие во главе с самим киевским князем Олегом. Причём, как показывает анализ ПВЛ, целью Олега был не только грабёж и взимание дани с Византии, но и установление максимально благоприятных и выгодных для Руси условий торговли и проживания купцов.

Поход Олега на Константинополь (907 год)

В ПВЛ сообщается, что вместе с княжеской дружиной в походе 907 года принимали участие варяги-наёмники, а представители племён словен, кривичей, чуди, мери, древлян, радимичей, полян, северян — и даже от вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, которые не были подчинены Киеву, но, видимо, выступили в поход как добровольные союзники. Часть воинов этого огромного войска плыла в ладьях, а часть шла по берегу.

Когда корабли приблизились к Константинополю, его жители перекрыли вход в залив Золотой Рог железной цепью. Тогда воины Олега высадились на берег и начали опустошать окрестности города, не щадя ни людей, ни домов, ни церквей.

В летописи есть рассказ о военно-технической хитрости Олега: «И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». Историки сомневаются в достоверности этого рассказа, в возможности такого предприятия, в его целесообразности и устрашающей силе. Олег, возможно, приказал своим воинам волоком перетащить суда по суше (подкладывая катки — отсюда «колёса»), чтобы миновать оборонительную цепь. Это, наверняка, произвело впечатление на греков. Однако мир был предложен греками не по этому, а потому, что у них не было в данный момент сил, чтобы прогнать Олега из под стен города и остановить разорение округи.

 

Византийцы запросили мира и предложили дань. Однако Олегу была нужна не только дань. Он был хозяином ситуации и воспользовался этим, чтобы максимально улучшить положение русских купцов, ежегодно приплывающих в Константинополь. Его послы заключили с императорами письменный договор, который дошёл до нас в составе ПВЛ.

Договор 911 года

В договоре значилось, что русские купцы могут торговать на рынке Константинополя «не уплачивая никаких сборов».

Более того, купцы из Руси получили невиданные привилегии:

- могли торговать в Константинополе и жить в его предместье до 6 месяцев в году;

- византийские власти обязывались каждый месяц выдаватьрусским купцам«хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды», устраивать баню;

- византийские власти обязаны были давать купцам-русам на обратную дорогу «еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно».

Византийцы же в свою очередь также настояли на своих условиях, которые Олег посчитал приемлемыми: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное,— сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек…». Требования византийцев были разумными. Видимо, между русскими и жителями империи часто происходили вооружённые стычки, в которых гибли люди и крепла взаимная вражда, осложнявшая торговлю.

Олег с победой вернулся в Киев.

Сведения о походе Олега на Константинополь в 907 году до нашего времени сохранились только в ПВЛ. Некоторые историки, на этом основании, ставили под сомнение сам факт похода или его успешность. Однако основным доказательством того, что поход был и завершился победой Руси является договор Руси с греками. Подобный договор, по справедливому замечанию Г. Г. Литаврина, «без военного давления со стороны Руси был абсолютно невозможен».

После смерти Олега в Киеве начал княжить сын Рюрика — Игорь.

 

Игорь

(годы правления: 912—945)

 

Походы на Константинополь (по стопам Олега).

В 941 году он предпринял поход на Константинополь. Возможно причиной послужило нарушение прежнего договора Олега. Поход оказался неудачным. Греки сожгли множество кораблей при помощи «греческого огня».

Через 3 года Игорь собрал новое войско, а также заключил союз с печенегами, причерноморскими кочевниками. Вскоре они станут опасными врагами Руси, но пока союзники. В 944 году руссы появились на границе Империи, в устье Дуная. Византийский император через послов предложил мир и дань. Игорь советовался с дружиной и та согласилась на предложение Византии. Был заключен мирный договор, который закреплял положения договора Олега. Но не только. По договору Русь и Византия становились военными союзниками против враждебных государств и племен.

Гибель Игоря.

Игорь погиб в945 году во время сбора дани в земле древлян. Согласно летописи, он, по настоянию дружины, два раза брал дань, нарушив обычай, и пошел в третий раз. Тогда древлянские старейшины и князь Мал, посоветовавшись, решили убить Игоря и избавиться от власти Киева. Когда это произошло, сын Игоря Святослав был еще очень мал, но считался уже князем. Его регентшей и фактической правительницей стала мать, жена Игоря – Ольга.

Ольга

(годы правления: 945 – 964)

Она жестоко отомстила древлянам за убийство мужа и привела древлян в повиновение.

Первая налоговая реформа.

После этого, как считают большинство исследователей, Ольга впервые установила фиксированный размер дани («И шла Ольга по Древлянской земле с сыном своим и с дружиною, устанавливая уставы и уроки»).

Крещение Ольги.

Ольга знаменита и тем, что первая из правителей Руси приняла христианствов самом Константинополе. Крестил её сам патриарх, а роль крёстного отца исполнил сам император Константин VII Багрянородный. При крещении Ольга была наречена вторым именем — Елена.

Что же стоит за этой поездкой и крещением?

Для летописца подобного вопроса возникнуть не могло, поскольку и так было всё очевидно: «мудрая» Ольга узрела истинность и спасительность христианской религии — потому и стала христианкой. Однако историкам такого объяснения не достаточно. Если Ольга была искренне верующей христианкой (а наверное так и было), то для того, чтобы стать таковой, искренне уверовать, необходимо было заинтересоваться новой верой, затем хорошо ознакомится с ней, проникнуться её духом. Для чего нужно было Ольге проявлять интерес к вере византийцев, ехать в далёкую страну и креститься?

Византийская империя была основным торговым партнёром Руси. От торговли с ней завесило богатство Руси и её военное могущество. Следовательно, Киев был заинтересован в максимально благоприятных условиях торговли с Византией. Когда это было не так, Олег и Игорь предпочитали добиваться своего силой (походы 907, 941, 944 годов). Ольга, возможно, решила действовать другим путём — она полагала, что устранение религиозного барьера между Русью и Византией существенно облегчит достижение торговых выгод для Руси.

 

 

Святослав — князь-воитель

(годы правления: 964—972)

 

Детство и возмужание Святослава

Вероятно, Святослав родился в 942 году. Впервые его имя упоминается в договоре Игоря, его отца, с греками (944 год).

Почему имя двухлетнего мальчика упоминалось в договоре? Дело в том, что договор был заключался не только от имени киевского князя Игоря, но и от имени княгини Ольги, его жены, а также от лица других членов семьи и князей-наместников, подчинённых Игорю. Святослав фигурирует в договоре как малолетний князь и сын князя Киевского.

Видимо, Святослав уже имел и собственное княжение. По свидетельству византийского императора Константина Багрянородного, который беседовал с выходцем из Руси, маленький Святослав сидел в «Немограде», т. е. в Новгороде. Конечно, не сам Святослав правил в Новгороде, а кто-то из бояр Игоря.

В ноябре 945 Игорь погиб. Согласно ПВЛ, в этот момент Святослав был в Киеве с Ольгой и воспитателем — боярином Асмудом. Но возможно и другое: Святослав в момент убийства Игоря пребывал, как и положено, в Новгороде, а в Киев был доставлен сразу после убийства отца, чтобы занять по праву его место.

Та или иначе, но маленький Святослав стал после смерти отца киевским князем. Уже в 946 году (в возрасте 4 лет!) он был взят Ольгой в поход против древлян. Как мы помним, именно Святослав, на правах князя, начал битву с древлянами, кинув детской ручонкой в их сторону копьё.

 

В последующие годы Святослав жил в Киеве, но воспитывался, вероятно, не столько матерью, сколько, как и прежде, дружиной — наверняка ходил в полюдье и военные походы.

Дружина для Святослава стала подлинной семьёй, а Святослав для дружины стал любимым детищем, которое к радости «родителей» показывало необычайную отвагу и выносливость, быстрое усвоение воинских навыков. Наверняка в «программу подготовки» князя-воина входили и многодневные пешие, конные, ладейные походы, в которых приходилось терпеть холод и голод, спать под открытым небом; и охота на дикого зверя; и овладение навыками боя, разведки, устройства засад; и искусство владения мечом…

Возможно, дружинники связывали с подрастающим Святославом надежды на возвращение славных времён победоносного князя Олега. В будущем Святослав оправдает их ожидания, а пока он подрастал, и постепенно из любимого дитяти дружины превращался в её вожака.

 

Из ПВЛ известно, что Ольга, приняв крещение, убеждала креститься и Святослава. Но слова матери не проникали в душу юному князю, которому было на момент крещения Ольги 13 — 15 лет, а лишь раздражали его. Святослав был частью своей «второй семьи» — дружины, мнение которой ему было по настоящему важно (как бы сказали психологи, дружина была для него «референтной группой»). Для большинства дружинников христианство было религией византийцев — данников и врагов Руси. Религией славных предков — Олега и Игоря — бившихся с византийцами была язычество с культом воинственного Перуна.

«Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться» — говорил Святослав. «Если ты крестишься, то и все сделают то же», — отвечала Ольга. Но Святослава эти доводы не убеждали. И он, скорее, был прав: зачем им было принимать веру тех, с кем воевали предки Святослава и с кем, возможно, будет воевать он сам? На каком основании должны отказываться они от своего бога Перуна, который покровительствовал им и их предкам — Олегу и Игорю, наводившим страх на Византию?

Святослав не запрещал никому креститься, но сам категорически отказался, а также насмехался над теми, кто это делал. Ольге пришлось смириться и молиться, чтобы её сын узрел истину. Но Святослав её так и не узрел.

В начале 960-х годов он становится полновластным правителем Руси. Начинается его фактическое правление. Под 964 годом в летописи сообщается, что Святослав «вырос и возмужал» и начал череду своих походов, в которых и окончит свою жизнь.

Походы Святослава

В летописи даётся любопытный портрет князя: «быстрым был, словно барс, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину [6], или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая попону с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины …». Перед нами выпускник-«золотой медалист» дружинной школы!

Первый большой поход Святослава.

В 964—965 годах Святослав совершил дальний поход: его войско сокрушило Волжскую Болгарию, Хазарский каганат, а затем подчинило Киеву славянское племя вятичей.

Выйдя из Киева, он пошёл через земли вятичей, живших по Оке. Этот славянский племенной союз всё ещё находился под игом хазар и платил им дань. «Кому дань даете?» — спросил Святослав у вятичей. Они ответили: «хазарам». Тогда Святослав отправился далее по Оке, а затем по Волге. В 965 году он обрушился на волжских болгар и разорил их город Булгар. Затем, спустившись по Волге, вторгся в Хазарию, захватив ряд городов (в том числе столицу Итиль) и разбив войско кагана.

Оттуда Святослав пошёл на запад, подчинил племена косогов и ясов, захватив хазарскую крепость Саркел (с тех пор она стала крепостью русов и называлась Белая Вежа). С победой Святослав вернулся в Киев. В 966 году он вновь пришёл к вятичам и на этот раз они подчинились и согласились платить дань Киеву.

 

Важнейшим итогом этого похода стало исчезновение Хазарии с политической карты Европы как крупного государства. Возможно, небольшое хазарское государство ещё около столетия существовало на Нижней Волге, но уже не представляло никакой угрозы для соседей.

 

Поход на Дунай.

Был август 968 года. Корабли Святослава вошли в устье Дуная, где начиналась Болгария. У Святослава, как писал византийский историк Лев Диакон, было 60 тыс. воинов. Хотя, возможно, это преувеличение.

Чем был вызван этот поход?

В тот момент, когда Империя вела тяжёлую войну с арабами, стала назревать война с болгарами. Император Никифор Фока, понимая, что война с болгарами будет тяжёлой, решил прибегнуть к помощи Святослава. Он направил к нему посольство с дарами. Святослав дал согласие.

Первое сражение с болгарами состоялось прямо на берегу Дуная. Именно там их встретило войско болгарского царя. Войны Святослава выскочили на берег и построились рядами. На них лил дождь из стрел и дротиков, но они знали что делать, закрывшись длинными щитами. Затем началась рукопашная схватка — болгары не выдержали и побежали.

После этого Святослав без труда овладел восточной частью Болгарии, захватив многочисленные города по Дунаю. Сам он обосновался в городе Переяславец (в устье Дуная).

Болгары были побеждены, и Византии это было на руку. Но Святослав остался в Болгарии и был опасным соседом, не менее опасным, чем сами болгары.

Византийцы нашли выход. Их послы отправились к печенегам — соседям Руси с заманчивым предложением и, наверняка, с богатыми дарами.

Печенеги под Киевом. Перерыв в войне на Дунае.

В конце весны 969 года печенеги неожиданно подошли к Киеву и осадили город. В городе находилась семья Святослава: Ольга и сыновья — Ярополк, Олег и Владимир.

Велика ли была угроза Киеву? В IX — Х вв. Киев был небольшим «градком» на высоком холме. Он был защищён валом и рвом (вряд ли на вершине вала была стена). Тем не менее, печенеги не владели навыками штурма даже таких укреплёний. Они надеялись взять город измором, встав вокруг Киева, так, что киевляне даже к ближайшей реке не могли выйти, чтобы напиться. Эта тактика была эффективной, ведь никто не ожидал осады и не готовился к ней. Не было запасов ни пищи, ни воды. Киевляне начали думать о сдаче города; с тем, что семья Святослава попадёт в руки печенегам приходилось смириться.

Тем временем, к противоположному берегу Днепра подошёл воевода Святослава по имени Претич (из Чернигова?). Но его дружина была очень мала, чтобы прогнать печенегов. И главное, киевляне не могли сообщить ему, что вот-вот сдадутся.

Киевлян спас некий «отрок» (мальчик, юноша), который сумел добраться до Претича и рассказал ему о бедственном положении киевлян.

 

В ПВЛ говориться: «И сказал один отрок: «Я проберусь», и ответили ему: «Иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: „Не видел ли кто-нибудь коня?“. Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать, На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам».

 

Выслушав мальчика, Претич сказал своим войнам: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». На следующий день, перед рассветом, войны Претича неожиданно подошли на ладьях к Киеву, подняв большой шум. Жители Киева также закричали. Печенеги, подумав, что вернулся сам Святослав, бросились в рассыпную. Вскоре вернулся и Святослав, прогнав печенегов в степи.

Многое выслушал Святослав от Матери своей и Киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих.

Впрочем, Святослав не желал оставаться дома. Через какое-то время он заявил матери и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Вскоре умерла Ольга, завещав похоронить себя по христианскому обряду, без тризны. Святослав рассадил трёх своих сыновей по городам, дав старшему Ярополку Киев, и вновь пошёл на Балканы.

 

Дунайский поход (продолжение).

 

Осенью 969 года Святослав был уже в Болгарии. За время его отсутствия болгары заключили мир с императором и выбили русов из нескольких крепостей, в том числе и из Переяславца.

Святослав вновь овладел городами и жестоко расправился с их жителями. Болгары, как писал Лев Диакон, «умоляли императора защитить их», но помощи не получили.

Между тем в результате заговора был убит император Никифор. Его сменил Иоанн Цимисхий. Он был по происхождению армянином, а его прозвище «Цимисхий» в переводе с армянского означало «туфелька», т. к. он был очень маленького роста. Вместе с тем он обладал необычайной физической силой и ловкостью, отвагой и талантами полководца и политика. Иоанн предложил Святославу взять дань и уйти из Болгарии. Однако Святослав гордо отказался и пообещл «разбить свои шатры» у Константинополя.

После этого Святослав, объединившись с печенегами и венграми, начал войну с Империей.

Сначала всё шло удачно. Святослав продвигался к Константинополю. Но в битве под Аркадиополем (140 км от византийской столицы) его войско было разбито и отступило в Болгарию. Святослав с большей частью войска сел в гроде Доростоле.

Весной 971 года войска Цимисхия скрытно прошли через горные ущелья (Святослав оставил их незащищёнными, что было ошибкой) и неожиданно вторглись в Болгарию и блокировали Святослава в Доростоле.

У стен крепости происходили кровопролитные сражения. Решающая битва началась 21 июля 971 года на заходе солнца. Уже ночью воины Святослава, понеся значительные потери, отступили в город. Сам Святослав был изранен стрелами и потерял много крови. Последняя отчаянная попытка изменить ход войны Святославу не удалась, а его войско было измотано и понесло огромные потери.

Утром послы Святослава предложили Цимисхию мир. Это обрадовало императора, ведь и его войска понесли ощутимые потери.

После трёх месяцев противостояния стороны пошли на заключение мира. Войску Святослава было позволено уйти из Доростола с добычей на Русь. На дорогу русам византийцы дали провиант — 20 кг хлеба на каждого воина. Согласно Льву Диакону, Святослав потребовал хлеба на 22 тыс. воинов (возможно, он завысил их численность). В Болгарию Святослав привёл 60 тыс. воинов. Значит потери Святослава (по самым приблизительным расчётам) составили 38 тысяч!

Мирный договор с Византией.

Гибель Святослава

Между империей и Русью был заключён письменный мирный договор, сохранившийся в ПВЛ. Русь клялась своими богами (Перуном и Волосом), что не будет нападать на византийские владения, но, напротив, будет оказывать империи военную помощь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.