Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей




Методическое обеспечение дисциплины.

Место данной дисциплины таково, что она является закономерным звеном в истории русской литературы и её изучение находится в тесной связи с категориями и парадигмами курсов «Введение в литературоведение» и «Теория литературы». В ходе изучения дисциплины продолжается знакомство студентов с центральными проблемами русской литературы XX века, рассматриваемый период показан в её контексте. Преподаватель должен помочь студентам разобраться в сложном и противоречивом потоке мнений и суждений, привить способность самостоятельно осуществлять литературоведческий анализ.

Лекционный курс (предполагающий наличие у студента конспекта по прочитанной теме) построен по принципу проблемного изучения, раскрывает ключевые, опорные вопросы, которые имеют принципиальное значение для понимания закономерностей литературного процесса или творчества какого-либо писателя, рассматриваемые нами с учётом духовно-нравственного компонента, с учётом 1000-летней русской культурной традиции. Для самостоятельной работы рекомендуются те исследования, в которых отражено современное понимание рассматриваемых проблем. При чтении лекций нужно стремится к тому, чтобы излагать материал ясно и доступно, разъяснять сложные места, выделять главные моменты, вызывать и поддерживать интерес аудитории к предмету, задавать вопросы и активизировать мышление студента, соблюдать логическую последовательность в изложении, поддерживать адекватный темп, периодически снимать напряжение и усталость, увязывать изучаемый материал с практикой.

Специфика авторской концепции состоит в том, что приоритетными являются ориентиры на классическое отечественное литературоведение и традиционное, консервативно-православное видение истории русской литературы XX века, отражённое в трудах И. Ильина, Б. Тарасова, В. Воропаева, В. Непомнящего, И. Есаулова, М. Дунаева, Ю. Павлова и др. Отметим, что на сегодняшний день некоторыми литераторами (А. Генисом, А. Немзером, Б. Сарновым, М. Эпштейном, М. Липовецким, М. Золотоносовым, В. Полухиной и др.) на первый план выдвигается постмодернистский подход к отечественному наследию, попытка увидеть произведения в свете европейских аналогов, например, французского постструктурализма, что выглядит неорганично по отношению к русской литературе, вектор которой (в лучших образцах) был всегда устремлён на духовно-нравственную проблематику, размышления о Боге, о самоопределении человека в мире, о «вселенских» вопросах.

Практические занятия (также предполагающие наличие конспекта соответственно плану) ориентированы на будущую работу студента в школе, а также на применение филологических знаний в любой отрасли или профессиональной деятельности. Вопросы плана занятия могут изменяться в зависимости от уровня подготовки, активности студентов, наличия необходимой научной литературы. Цель практического занятия – всесторонне осветить актуальные проблемы курса, привить студентам навык проведения литературоведческого анализа, умение составлять конспект, вести дискуссию, аргументировано отстаивать своё мнение. При проведении практических занятий необходимо помнить о требовательности и поддержании порядка в аудитории, о собственной эрудиции, культуре речи и чёткой дикции, о доброжелательности и такте по отношению к студентам, замечать и поощрять их успехи, инициативу и старание, проявлять объективность в оценке знаний студентов.

Для самостоятельного изучения отводятся темы, которые ранее рассматривались в тех или иных курсах, хорошо разработаны в научных монографиях, учебных пособиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.

Проблемный принцип представляется нам наиболее эффективным при походе к фактам литературы, поскольку побуждает студента к дискуссии, к тому, чтобы разрешать филологические проблемы самостоятельно, вырабатывать собственную аргументированную позицию, вырабатывать и применять универсальный литературоведческий инструментарий.

Для успешной сдачи экзамена предполагается обращение к рекомендованной литературе и вдумчивое филологическое(!) чтение художественных текстов. Экзамен по курсу для студентов предполагает два вопроса.

Оценка «отлично» ставится, если студент полностью раскрыл содержание вопросов экзаменационного билета, грамотно использовал имеющиеся филологические навыки, проявил творческий и самостоятельный подход в анализе фактов литературы, вёл читательский дневник, тетрадь самоподготовки, имеет конспекты всех лекций и практических занятий, посещал все занятия, ярко проявил себя при выполнении заданий текущего контроля.

Оценка «хорошо» ставится, если студент полностью раскрыл содержание вопросов экзаменационного билета, грамотно пользовался филологическим инструментарием, вёл читательский дневник, тетрадь самоподготовки, имеет конспекты всех лекций и практических занятий, посещал все занятия (или подготовил самостоятельно и отчитался по пропущенным), но не проявил достаточной активности и творчества при выполнении заданий текущего контроля.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент в целом раскрыл содержание вопросов экзаменационного билета, пользовался филологическим инструментарием, однако не обнаружил глубокой осведомлённости; нерегулярно или небрежно вёл читательский дневник, тетрадь самоподготовки, имеет конспекты всех лекций и практических занятий, посещал все занятия (или подготовил самостоятельно и отчитался по пропущенным), проявил пассивность при выполнении заданий текущего контроля.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не раскрыл содержание одного или двух вопросов экзаменационного билета, неумело пользовался филологическим инструментарием, не обнаружил глубокой осведомлённости; нерегулярно, небрежно вёл (или отсутствует) читательский дневник, тетрадь самоподготовки, имеет конспекты не всех лекций и практических занятий, посещал не все занятия (не подготовил самостоятельно и не отчитался по пропущенным), проявил пассивность, несамостоятельность (списал у другого студента или из пособия) при выполнении заданий текущего контроля.

Для студентов дневного отделения лекционный и практический курс предполагает охватить большую часть вопросов, выносимых на экзамен; для студентов очно-заочного и заочного отделения возрастает роль практических занятий и, более всего, самоподготовки, поэтому эффективным будет сразу нацелить студентов на обращение к разделу «Методические рекомендации для студентов», на вдумчивую работу с вопросами и заданиями для самоконтроля, на ведение тетради самоподготовки (с конспектами статей, монографий, разделов учебников и учебных пособий), которую студент предоставляет на экзамене, помимо читательского дневника (см. формы итогового и промежуточного контроля).

Инновационными методами обучения (коммуникационными и информационными) в данном курсе могут считаться выполнение заданий текущего контроля в виде перфорированных тестов, составление студентами карт-схем по той или иной теме, работа с группами из нескольких человек (по принципу «команды»), электронные рассылки по определённым темам, работа с электронными ресурсами (на цифровых носителях или из сети Интернет – см. Средства обеспечения освоения дисциплины/ Интернет-технологии).

Методические рекомендации, задания и вопросы по организации изучения дисциплины

для студентов

Внимательно прочитайте методические рекомендации и, согласуясь с ними, выполните предложенные задания в тетради для практических занятий, тезисно намечая планы ответов.

 

  1. Подготовьте рассуждение на тему «Новаторство В. Маяковского».
  2. Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Возьмите одно стихотворение и, дав общий обзор темы, проанализируйте его подробно, определяя особенности лексики, образной системы, стиха, рифм.
  3. Сатира Маяковского: темы, жанры, приёмы. Подробный анализ одного стихотворения.
  4. Лирический эпос Маяковского. Дайте подробную характеристику одной из поэм.
  5. Прочитайте стихотворения «Берёза», «Черёмуха», «Клён ты мой опавший». Какие художественные приёмы использует поэт, описывая «героев» своих стихов? Приведите конкретные примеры олицетворений, сравнений, эпитетов. Какую роль играет в стихах цвет? Как связаны в стихах поэта человек и природа?
  6. Прочитайте стихи о «братьях наших меньших»: «Песнь о собаке», «Лисица», «Корова». Почему С. Есенин подчёркивает тему страдания животных и бесчеловечности людей? Дайте подробный анализ стихотворений.
  7. Проведите сравнительный анализ стихов А. Блока «Россия» и С. Есенина «Запели тёсаные дроги», покажите черты общности и своеобразие каждого произведения.
  8. Подготовьте подробный анализ одного-двух стихотворений С. Есенина о любви.
  9. Какие произведения Есенина мы могли бы отнести к философской лирике? Почему?
  10. Какие традиции устного народного творчества продолжает Есенин в стихах «Хороша была Танюша», «Заиграй-сыграй тальяночка», «Я иду долиной»?
  11. По словарю литературоведческих терминов выпишите определение понятий «трагедия», «катарсис». На примере одного-двух произведений покажите, что трагедийное начало было свойственно литературе 20-х гг. о революции и гражданской войне.
  12. Подготовьте ответ на вопрос «Человек и история в литературе 20-х гг.». Обратите внимания на следующие аспекты:

- острота исторических и нравственных конфликтов;

- нравственно-эстетическая и философская проблематика произведений;

- художественные принципы изображения взаимоотношений личности и коллектива, человека в историческом потоке, нравственного выбора личности; принципы психологического анализа;

- особенности сюжетов произведений, роль мотива движения в них, своеобразие финалов;

- символика в произведениях (библейские образы, образы стихий, цвет, роль эпиграфов, смысл названий);

- традиции русской литературы XIX века.

13. Дайте подробную характеристику двух-трёх произведений о революции и гражданской войне, созданных в 20-е гг. Какие произведения более позднего периода на эту тему вам известны? В чём вы видите своеобразие художественного образа времени в каждой из этих книг?

14. Составьте план ответа по теме «Литература русского Зарубежья». Обратите особое внимание на смысл понятия «миссия русской эмиграции», на характеристику основных этапов становления и развития русской литературы за рубежом, её ведущие жанры.

15. Какое значение имела тема России в литературе русского Зарубежья? Назовите жанры литературы Зарубежья, в которых преобладает тема памяти. Подготовьте подробную характеристику одного-двух произведений, обращённых к прошлому.

16. Проанализируйте одно стихотворение поэты русского Зарубежья (З. Гиппиус, К. Бальмонта, М. Цветаевой, и др.).

17. Подготовьте подробную характеристику творчества одного автора.

18. Подготовьте тезисы к ответу на вопрос «”Пётр Первый” А.Н. Толстого как исторический роман».

19. Составьте план ответа на вопрос «Сторонники петровский преобразований в романе». Подумайте, какие социальные группы поддерживают Петра? Что привлекает их в его преобразовательной деятельности? Как характеризует Петра умение «обрастать» талантливыми людьми? Подберите параметры, показывающие отношение ПетраI к «навигаторам», «негоциантам», новой интеллигенции. Расскажите подробно о роли образа Меньшикова в произведении.

20. Подготовьте материалы к ответу на вопрос «Защитники старины в романе «Пётр Первый» (наиболее важные эпизоды: Софья – кн.2, гл.1, подгл.6, 14, 15; кн.2, гл.2, подгл.6; гл.3, подгл.6,11,14,17,19, Буйносов – кн.2, гл.1, подгл.3,4). Расскажите о средствах раскрытия образов.

21. Составьте тезисы сочинения на тему «Образ Петра в русской литературе».

22. В чём своеобразие композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

23. Какова роль библейских глав в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Как они связаны с современными? В чём своеобразие булгаковской трактовки библейских образов?

24. О чём спорят герои в 1-й главе романа?

25. Проанализируйте подробно 2-ю главу произведения. Какие философские проблемы решаются в ней?

26. Почему мастер заслужил «покой», а не «свет»? Это награда или наказание?

27. Можно ли сказать, что роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» автобиографичен?

28. Каковы традиции русской и мировой классики в романе?

29. В чём актуальность романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» сегодня?

30. Обратитесь к сатирическим произведениям М. Булгакова. Как связаны в них быт, сатира и фантастика?

31. Какие реальные ситуации и события 20-х годов нашли отражения в произведениях А. Платонова? Докажите, что в книгах писателя дан социальный срез России конца 20-х гг. Представители каких классов и групп показаны автором? Каковы взаимоотношения между ними, например, между рабочими и крестьянами, «активистами» и «массой»?

32. Как решается тема труда в произведениях Платонова? Обратите внимания на особенности пейзажа в сценах рытья котлована (повесть «Котлован») и путешествия Дванова («Чевенгур»). Объясните значение образа птицы, умершей на лету. Каково отношение к труду героев романа «Чевенгур»?

33. Какую роль играет мотив движения в организации сюжетов произведений А. Платонова? Как связан этот мотив с поисками истины, смысла жизни и счастья? Раскройте метафорическое значение образов дороги и странничества. Можно ли говорить о традициях Н. Гоголя в творчестве А. Платонова?

34. Дайте подробную характеристику «задумавшемуся» герою – Вощёву (повесть «Котлован»), «страннику» Дванову (роман «Чевенгур»), Найдите примеры, показывающие, над какими проблемами размышляют герои. Как вы понимаете слова Вощёва: «Без истины стыдно жить?».

35. Докажите, что метафоричность является свойством художественного мышления А. Платонова. Объясните смысл фразы: «Дом должен быть населён людьми, люди наполнены той излишней теплотою жизни, которая названа однажды душой». Приведите примеры высказываний героев, а также эпизодов, образов, которые имеют, помимо прямого, обобщающее значение.

36. В чём вы видите особенности языка произведений Платонова? Выпишите 5–10 примеров, раскрывающих вашу мысль.

37. Для чего введены в произведении образы детей? Докажите свою мысль анализом текста.

38. Объясните смысл заглавия выбранных произведений. Как вы понимаете данное критикой определение жанра – «антиутопия»?

39. Какое влияние оказали взгляды Н. Фёдорова на творчество А. Платонова?

40. Сопоставьте роман М. Шолохова «Тихий Дон» с известными вам произведениями 20-х гг. о гражданской войне («Железный поток» А. Серафимовича, «Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева и др.). В чём, на ваш взгляд, проявляется своеобразие шолоховского видения мира и человека?

41. Какую роль играют женские образы в романе «Тихий Дон»? Расскажите подробнее об одной из героинь произведения. Покажите, какое отношение имеет этот персонаж к судьбам главных героев, к событиям и проблемам, отражённым в романе.

42. Приведите примеры пейзажных зарисовок в романах «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Покажите, как писателю удаётся запечатлеть окружающий мир в его изменении, в красках, запахах, звуках. Какую роль играет пейзаж в раскрытии характеров героев, выражении авторской позиции?

43. Выпишите из текста романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина» примеры диалектизмов, пословиц и поговорок, сравнений, эпитетов, используемых в речи героев и автора, объясните причину их использования. Дайте подробную речевую характеристику одного из героев каждого романа.

44. Выпишите определения понятий «трагическое» и «комическое». Покажите на конкретных примерах взаимодействие и роль этих двух начал в шолоховских произведениях.

45. Приведите примеры обращения Шолохова к реальным историческим фактам, лицам, документам. Какова функция документального начала в романах писателя? Какое влияние оказывает история на судьбу каждого героя произведения и как, в свою очередь, герой откликается на происходящие события? Покажите на конкретных примерах.

46. Дайте конкретную характеристику одного из персонажей романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

47. Прочитайте два-три произведения разных лет, в которых отражаются события коллективизации; сопоставьте их с романом Шолохова «Поднятая целина». Сделайте вывод о полноте и глубине изображения конфликтов времени, своеобразии авторской позиции, художественном мастерстве писателей. Как эти книги дополняют друг друга в создании более точной картины времени и судьбы человека?

48. Познакомьтесь с материалами дискуссий о романах Шолохова. Подготовьте краткий ответ на вопрос об основных проблемах современного шолоховедения.

49. Сопоставьте рассказ М. Шолохова «судьба человека» с рассказом

Э. Хемингуэя «Старик и море». Как понимают сущность человеческой личности оба писателя? Какова роль трагического начала в произведениях?

  1. Средства обеспечения освоения дисциплины.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.