Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продолжительность 4 часов. Краткий конспект лекции:




Краткий конспект лекции:

Мир детства следует рассматривать не только как продукт социализации и научения со стороны взрослых, а как автономную социокультурную реальность, обладающую своим собственным языком, структурой, функциями, даже традициями. Осознание самостоятельности и автономии мира детства появилось в современной науке относительно недавно. Только в 1960 году, в первые, стали специально изучать то, что долгие годы было скрыто от глаз взрослых, являлось интимным аспектом детской жизни: детская магия, дразнилки, «страшилки», игровые попевки, «секретики» в песке, детские тайные места, все то, что составляется субкультуру детства.

Субкультура (от лат sub – под и культура) – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Детская субкультура занимает особое место в общечеловеческой культуре. Она выполняет функцию первичной социализации ребенка.

Детская субкультура (от лат. sub — под, cultura — возделывание, воспитание, развитие) — в широком смысле — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, обладая вместе с тем относительной автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников. Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные инварианты — элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Носителем детской субкультуры является детское сообщество, формирующееся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка.

Само понятие «детская культура», впервые появляется в работе М.Гудмэна в 1970 году, который выделяет три главные подсистемы детской культуры.

Содержание детской субкультуры, по мнению В.В. Абраменковой составляют: традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные); детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки); правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастной группе); детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки); детское философствование (рассуждения о жизни и смерти); детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей (плетение веночков и составление букетов, рисунки, лепка, «секреты»); религиозные представления (детские молитвы, обряды); детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, для победы и везения своей команде, призывание сил природы для исполнения желаний, фантастические истории небылицы).

Литература:

· Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

· Давыдова О.И. Мир детской культуры в фотографиях столетий. – Обруч- 2004.-№ 2.- С.14-15.

· Клявина И.И. Культура детства. - Учебное пособие: в 2ч. Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2004-2005.- 300с.

· Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Издательство "Питер", 1999.-288с. (Серия "Мастера психологии")

· Осорина М.В. Социализация в среде сверстников: традиции детской субкультуры // Психология: Учебник. Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1998. С.274-282.

· Сапогова Е.Е.. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства. Уч. пос. для высшей школы. М.: Академический проект, 2004.— 496с.

· Чередникова М.П. Голос детства из дальней дали… (игры, магия, миф в детской культуре.- М.2002.

 

 

Раздел 5. Этнография детской игры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.