Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продолжительность 4 часов. Краткий конспект лекции:




Лекция 1. ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ.

Краткий конспект лекции:

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. С самых ранних цивилизаций игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые, и дети, во многих играх, действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития культуры всего общества, гарантия продления детства как важнейшего завоевания цивилизованных обществ.

Детские игры явление межнациональное, потому, что у них единая родочеловеческая основа, именно поэтому они так сближают людей. Одни и те же по содержанию и правилам игры, хотя и называемые по-другому у людей разных национальностей, рождены в разных концах Земли едиными социально-культурными истоками и причинами и могут быть названы этнографическими играми-близнецами. Например, прятки основаны на инстинкте самосохранения; ловушки, догонялки – на рефлексах двигательности; лапта и вышибала – на конфликтах и компромиссах. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Ребенок учиться в игре сенсибилизации, готовиться для решения различных жизненных проблем. В разных странах у детей это реализуется практически одинаково. Значит, игры хранят этнокультуру, они мировой банк вечных духовных ценностей. Об универсальности и общечеловеческой заданности игр свидетельствует тот факт, что игры той или иной национальной общности легко усваиваются всем мировым сообществом.

Немалое сходство можно наблюдать в детских пальцевых играх.

Таким образом, можно предположить, что, забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Разнообразие игр обеспечивает детям разнообразие удовольствий-удовлетворений и разнообразие средств связей в детской среде и обществе в целом. Игра всегда подразумевает взаимодействие, ибо играть, значить вступать в контакты с кем-то. В этом плане игра – диалог между партнерами или группами играющих.

Орнаментальные компоненты игры – это ее фрагменты. Они способствуют созданию игровой ситуации, эстетики и символики игры, они есть часть общей природы и структуры детской игры, ее импровизированного характера. Игровая орнаменталика – обязательный признак народных игр.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Литература:

  • Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? (Современный ребенок в игровой цивилизации). М., 2001.Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. - № 4, 1998.
  • Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: "АЛЕФ" Гуманитарный Центр, 1992.
  • Детские пальчиковые игры (по материалам М. Рузиной, С. Афонькиной) // Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в детском саду. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.- С.73-80.
  • Клявина И.И. Культура детства. - Учебное пособие: в 2ч. Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2004-2005.- 300с.

· Народные игры: методические рекомендации для студентов и работников дошкольного образования к практикуму-семинару по программе «Нравственно-эстетическое воспитание детей на основе традиционной культуры народов Алтая» ДОУ № 217 / Под ред. О.И. Давыдовой. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000.-20с.

  • Презентация игры (этнография и археология детских игр и игрушек) // Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в детском саду. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.- С.73-80.
  • Рузина М.С. Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр. - СПб, «Кристалл», 1997.

· Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М,- 2005.

· Шмаков С.А. Игры учащихся как феномен культуры. - М.: Новая школа,1994.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Барнаульский государственный педагогический университет»

 

Кафедра

Дошкольного образования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.