Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автоматизированные системы поддержки принятия врачебных решений




В современных условиях оказание услуг пациентам медицинских учреждений осуществляется при непрерывном развитии информационных технологий, оснащении медицинских учреждений новыми приборами и устройствами. Развитие медицинской техники и технологий обслуживания пациентов находит свое отражение во всех сферах деятельности медицинских учреждений в виде создания и внедрения специализированных медицинских программ, проектов комплексной автоматизации медицинских учреждений, внедрения телемедицинских технологий.

Интенсификация работы медицинского персонала и внедрение современных медицинских технических устройств приводит к увеличению объема информации, который должен обрабатывать медицинский работник. Это свидетельствует в пользу необходимости применения специальных программных систем для решения самых разных задач в медицинских учреждениях, начиная от простых хозяйственных задач и кончая сложными задачами принятия решений, связанных с управлением медицинским учреждением, идентификацией состояния пациентов и лечением.

Выделяют два основных вида Систем поддержки принятия решений:

- EIS (Execution Information System) – информационные системы руководства предприятия. Эти системы ориентированы на неподготовленных пользователей, имеют упрощенный интерфейс, базовый набор предлагаемых возможностей и фиксированные формы представления информации;

- DSS (Desicion Support System) – полнофункциональные системы анализа и исследования данных, рассчитанные на подготовленных специалистов, имеющих знания, как в части предметной области исследования, так и в части компьютерной грамотности.

В сфере здравоохранения Системы поддержки принятия решений используются для решения следующих задач:

- управление различными составляющими элементами ЛПУ (лаборатории, коечный фонд, аптечный фонд и т.д.)

- помощь в диагностике заболеваний и выбор методов лечения на основе накопленной статистики и экспертных знаний

- автоматизированная генерация отчетных материалов

- снижения рисков, связанных с медикаментозным лечением

Системы Поддержки Принятия Решений являются удобным интеллектуальным средством, направленным на решение основных проблем современного здравоохранения. Развитие подобных систем приведет к повышению эффективности работы врачей на всех этапах диагностирования и лечения.

Основными чертами СППР, позволяющей отнести ее к классической экспертной системе, являются следующие:

- поддержка принятия решения возможна только в одной конкретной области;

- программная система использует механизм рассуждений, которые могут быть представлены в виде пар посылок и заключений типа "если - то";

- система может объяснять ход решения задачи понятным пользователю способом;

- выходные результаты являются качественными, а не количественными;

- база знаний системы является открытой и наращиваемой;

- система способна обучаться, т.е. пополнение и (или) изменение базы знаний сопровождается увеличением эффективности ее работы;

- система может иметь средства общения с пользователем на естественном языке.

Вероятно, последняя отличительная особенность ЭС сформировалась в период доминирования в программном обеспечении текстовых интерфейсов, когда взаимодействие с пользователем на естественном языке являлось главным (или единственным) способом достижения "дружественного" (user-friendly) интерфейса. С развитием объектно-ориентированных графических интерфейсов значение общения пользователя с системой на естественном языке становится значительно меньшим. Машинное распознавание речи (в особенности устной) как важная составляющая общения с ЭВМ на естественном языке является традиционной задачей ИИ, тем не менее играющей в современных графических средах вспомогательную роль по управлению графическим интерфейсом пользователя.

В настоящее время существует ряд прикладных задач, которые решаются с помощью интеллектуальных систем более успешно, чем любыми другими средствами. Требования, предъявляемые к ЭС медицинского назначения и перспективы их использования описывались в работе Shortliff E.H.. Трудности, возникающие при создании медицинских ЭС, связаны со значительными интуитивными знаниями у экспертов, слабой структурированностью предметной области, сходством симптомов при различных заболеваниях, а также существованием разных медицинских школ. В общем случае критериями применимости ЭС в какой-либо предметной области оказываются следующие:

1. Данные и знания надежны и не меняются со временем;

2. Пространство (или область) возможных решений относительно невелико;

3. В процессе решения задачи должны использоваться формальные рассуждения;

4. Должен быть, по крайней мере, один эксперт, способный явно сформулировать свои знания и объяснить методы применения этих знаний для решения задач.

Следует отметить, что правильное применение ЭС в диагностике и лечении заболеваний всегда является вершиной некоторой информационной пирамиды, все нижележащие этажи которой должны быть обеспечены в первую очередь в материально-экономическом, а затем и в организационном плане. В условиях ограниченного выбора диагностических процедур и вмешательств эффективность ЭС стремится к нулю. Поясним этот тезис следующим образом.

Экспертная система заключает в себе концентрированные знания лучших специалистов в своей области. Использование этих знаний затребовано в первую очередь в тех обстоятельствах принятия решений, которые являются сложными и неочевидными. Для таких случаев предполагается обеспеченность пользователя всеми необходимыми способами получения исходных данных для обработки системой. Если соответствующий способ получения входных данных пользователю недоступен, то в принятии решения вынужденно отсекается значительная часть базы знаний, способной учесть эти данные. Так. например, невозможность получения в ЛПУ данных о кислотно-щелочном равновесии для пациента с лихорадкой неясного генеза оставит за пределами заключений системы обширный опыт специалистов на эту тему, что не позволит существенным образом повлиять на качество принимаемого диагностического решения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.