КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пространство проблемы
ОТ ТОТЕ К SOAR Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что модель ТОТЕ достаточно ограниченна. А в связи с тем, что модель ТОТЕ является основным понятием в НЛП, нам бы очень хотелось исправить ее недостатки. Для этого мы можем обратиться к тому, что начиная с сороковых годов появилось в области моделирования с целью целенаправленного действия. Поэтому мы обращаем свое внимание на модель SOAR. SOAR (аббревиатура от State Operator And Result) имеет разумное компьютерное строение. Программы модели SOAR в состоянии разрешать любые проблемы. Кроме того SOAR делает это автономно, другими словами, ей не требуется программист, который говорил бы ей, что ей нужно делать. SOAR не олицетворяет собой разум, присущий человеку, однако SOAR, несомненно, является прогрессом по отношению к модели ТОТЕ.
Ньовелл и Симон предполагают, что любая форма разрешения проблемы состоит из систематического поиска в «пространстве проблемы» («problem space»). Эта идея помимо всего прочего основывается на результатах исследования, во время которого участники исследования говорят, что они думают в то время, когда стараются найти решение проблемы. Результаты данного исследования говорят о наличии некоторого пространства проблемы, которое они создают, и о том, что они занимают определенное место в пределах этого пространства. Пространство проблемы включает в себя все возможные ситуации, имеющие отношение к проблеме, какие только может представить себе человек, занимающийся разрешением данной проблемы. Иными словами, человек, занимающийся разрешением проблемы, формирует символическое воспроизведение всего того, что ему известно в отношении среды, в которой должна быть выполнена эта задача. Если привести в качестве примера игру в шахматы, то в этом случае пространство проблемы будет включать в себя все возможные позиции шахматных фигур на доске. Исходя из определенного состояния (другими словами, определенного положения в пределах пространства проблемы), человек, занимающийся разрешением проблемы, выбирает какое-то действие («оператор»), которое способно преобразить нынешнее состояние в последующее состояние. «Оператор» используется только тогда, гда окончательно определено желаемое состояние (цель). Следовательно, SOAR пересекает пространство проблемы в несколько этапов, от нынешнего состояния к цели.
Ниже приводится сильно упрощенная версия воспроизведения пространства проблемы на примере приготовления горохового супа. Возможные операпии следующие: (а) добавление воды, (б) добавление гороха, и (в) варка. В данной схеме приведены некоторые состояния, к которым приводят данные операции. К примеру, операция «варка» приводит из состояния «пустая кастрюля» к состоянию «кастрюля на огне». Если модель SOAR — символически впервые пробует приготовить гороховый суп, он, возможно, перельется через край на плигу, если в исходном состоянии «пустая кастрюля» был задействован оператор «варка», а затем в состоянии «сгоревшая кастрюля» был использован оператор «добавление воды». В результате действия модели SOAR зайдут в тупик, выйти из которого можно будет лишь вернувшись назад к исходному положению: снова начать с пустой кастрюли. Модель запоминает эту неудачу, следовательно, в следующий раз она не выберет оператора «варка» применительно к состоянию «пустая кастрюля». Построение модели SOAR основанное на теории пространства проблемы в общих чертах выглядит следующим образом: 1. Формулируется цель. 2. Осуществляется поиск в памяти подходящего пространства проблемы. 3. Определяется местоположение в пространстве проблемы («состояние»). 4. Осуществляется поиск действия («оператора»), способного изменить нынешнее состояние. 5. С помощью оператора SOAR занимает новое место в пространстве проблемы (новое «состояние»). В этом состоянии снова осуществляется поиск оператора и т. д.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |