Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План практического занятия 3 страница




– анализ и корректировка выявленных ошибок самостоятельного анализа информации по фабуле занятия.

Воспитательные:

привить курсантам убежденность в необходимости освоения и закрепления умений и навыков анализа содержания преступлений на железнодорожном транспорте для будущей практической работы.

Содержание занятия и методические указания по отработке отдельных умений и навыков в ходе практического занятия:

1. В ходе практического занятия курсанты (слушатели) должны изучить исходную информацию о хищении на объекте железнодорожного транспорта.

2. На основании собственной или предложенной преподавателем исходной информации дать характеристику ситуационных элементов механизма преступления.

3. После этого обучаемые должны:

3.1. Сформулировать конкретный перечень действий, который должны были совершить заинтересованные лица для подготовки и реализации преступного замысла;

3.2. Выделить следы-признаки преступной деятельности, которые могут быть использованы как диагностические ориентиры расследования и впоследствии «преобразованы» в доказательства по уголовному делу;

3.3. Провести фазовый анализ преступной деятельности, связанной с хищением.

3.4.Проанализировав исходную информацию преподавателя, выдвинуть версию с последующей ее проверкой;

3.5. Сформулировать вопросы - обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному делу;

3.6. Определить пути, методы и способы получения ответов на сформулированные вопросы с использованием арсенала имеющихся методических и тактических средств (следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий);

3.7. Выделить возможные сложности предстоящей работы по решению стоящих задач.

В ходе практического занятия следует добиться того, чтобы каждый обучаемый работал по своей исходной информации, в т.ч. и на других объектах транспорта (воздушного, водного). По сложным фабулам возможно формирование учебных «двоек», которые работают по одной фабуле.

На занятии, в качестве исходной информации, могут быть использованы:

– специально разработанные блоки исходной информации;

– фрагменты обвинительных заключений;

– справки по уголовным делам;

– постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

– постановления о прекращении уголовного дела;

– материалы бюллетеня СК МВД РФ;

– обзорные статьи из газет или журналов подготовленные по материалам следствия;

– материалы художественных произведений (детективов), которые посвящены преступлениям на объектах транспорта.

Важнейшей составляющей данного и последующих практических занятий является допущение территориальной условности реализации преступного замысла. Для лучшего осмысления материала обучаемым рекомендуется «переносить» криминальную ситуацию в место расположения комплектующего органа и таким образом привыкать к умению думать о территории и объектах предполагаемого оперативного обслуживания или расследования по уголовному делу.

Учебные вопросы:

1. Какие преступления совершаются на транспорте?

2. В чем состоит особенность некоторых преступлений на транспорте?

3. Что включает в себя ознакомление со спецификой перевозок на различных видах транспорта?

4. Какие основные задачи решаются при расследовании преступлений на транспорте?

5. Каковы особенности отдельных следственных действий при расследовании преступлений на транспорте?

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Специфика объекта преступного посягательства на транспорте.

2. Обстановка и способы совершения преступления.

3. Характеристика субъектов преступной деятельности.

4. Тактика первоначальных проверочных действий.

5. Анализ исходной информации и типовые версии.

6. Планирование проверки версий.

7. Тактика отдельных следственных действий.

Темы докладов:

1. Особенности расследования краж грузов на железнодорожном транспорте.

2. Особенности расследования краж из автоматических камер хранения на вокзалах.

3. Тактика осмотра при расследовании хищений грузов на воздушном транспорте.

4. Первоначальный этап расследования, связанный с контрабандой оружия на водном транспорте.

5. Особенности расследования причинения тяжкого вреда здоровью в поезде дальнего следования.

6. Планирование расследования хищений наливных грузов на объектах железнодорожного транспорта.

7. Тактика следственного эксперимента при расследовании хищений грузов на железнодорожном транспорте.

8. Использование специальных познаний при расследовании преступлений на железнодорожном транспорте.

Задания по теме 30.

1. Заполнить практикум в виде письменных ответов на контрольные вопросы. Страницы с 84 по 85 практикума «Практикум по криминалистике. Методика расследования отдельных видов преступлений».

2. Заполнить практикум по практическому заданию. Страницы с 86 по 97 практикума «Практикум по криминалистике. Методика расследования отдельных видов преступлений».

 

Примерный перечень дидактического материала, наглядных пособий:

· практикум «Практикум по криминалистике. Методика расследования отдельных видов преступлений».

Материально-техническое обеспечение:

– классная доска;

– мультимедийный проектор;

– криминалистические полигоны;

– макеты уголовных дел, обвинительные заключения по уголовным делам, которые закончены производством и направлены на рассмотрение в суд (электронные варианты, копии приговоров суда по уголовным делам (электронные варианты);

– кабинеты криминалистики;

– средства наглядности: плакаты, натурные объекты и т.п.

Рекомендуемая литература (основная):

1. Криминалистика: учебник / Т. В. Аверьянова [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2010. - 944 с.

2. Криминалистика для дознавателей: учебник / под общ. ред. А.Г. Филиппова, В.В. Агафонова. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 510 с.

3. Расследование преступлений в сфере экономики: учеб. пособие / С. Ю. Журавлев [и др.]; МВД России, Департамент гос. службы и кадров. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 216 с.

4. Криминалистическое обеспечение экономической безопасности и борьбы с коррупцией [Текст]: учеб.- практ. пособие / МВД России, НА; под ред. А. Ф. Лубина, С. Ю. Журавлева. - Н. Новгород: НА МВД России, 2012. - 418 с.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

1. Федеральный закон РФ от 10.01.2003 г. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 2.– Ст.170.

2. Балашов Д.Н.Криминалистика: учебник / Д. Н. Балашов, Н. М. Балашов, С. В. Маликов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 503с.

3. Бахин В.П. Криминалистическая методика: Лекция. Киев, 1999. 35 с.

4. Гармаев Ю.П. Проблемы создания криминалистических методик расследования преступлений: теория и практика: монография / Ю. П. Гармаев, А. Ф. Лубин; Ассоциация "Юрид.центр". - СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. - 303с.

5. Журавлев С. Ю., Лубин А.Ф. Противодействие расследованию. – Н. Новгород: НВШ МВД России, 1994. – 78 с.

6. Ищенко Е. П. Криминалистика для следователей и дознавателей: науч.-практ. пособие / Е. П. Ищенко, Н. Н. Егоров; под общ. ред. А. В. Аничина; МГЮА им. О. Е. Кутафина. - М.: ИНФРА-М, 2010;: КОНТРАКТ, 2010. - 683 с.

7. Князьков А.С. Криминалистика: Курс лекций. – Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2008. – 1128 с.

8. Колдин А.В. Источники криминалистической информации / А.В. Колдин, О.А. Крестовников.– М.: Юрлитинформ, 2007. – 192 с.

9. Комплексный юридический словарь по криминалистике, уголовному праву и уголовному процессу / Лубин А.Ф./. – Н.Новгород: НА МВД России, 2006.

10. Красильников В.Г. Криминалистическое и оперативно-розыскное обеспечение процесса раскрытия краж на объектах железнодорожного транспорта: монография / В. Г. Красильников. - Ижевск: ИФ ФГОУ ВПО "НА МВД РФ", 2009. - 105 с.

11. Красильников В.Г. Особенности раскрытия преступлений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта: Метод. рек. / В. Г. Красильников, А. В. Лисин. - Ижевск: Ижев. фил. ФГОУ ВПО "НА МВД РФ", 2011. - 54с.

12. Криминалистика. Полный курс: учебник / Под общ.ред. А.Г. Филиппова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 835с.

13. Криминалистика: учебник / Л. Я. Драпкин, В. Н. Карагодин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 768 с.

14. Криминалистика [Текст]: учебник / О. В. Волохова [и др.]; под ред. Е. П. Ищенко. - М.: Проспект, 2011. - 504 с.

15. Криминалистика: информационные технологии доказывания: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Колдина. – М.: Зерцало-М, 2007. – 752 с.

16. Криминалистика: Учебник / под ред. А.П. Резвана и др.- М.: ЦОКР МВД России, 2009.- 328 с.

17. Криминалистика: Учебник для вузов / под ред. Р.С. Белкина. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2009. – 1020 с.

18. Криминалистика: Схемы. Таблицы. Тесты: учебное пособие / О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин. – М.: Экзамен, 2008. – 381, [Криминалистика: учебник / под ред. А.А. Закатова. -2-е изд., доп. и перераб.- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2008.

19. Лубин А.Ф. Производство следственных действий: закон и тактика. – Н. Новгород, 2000.

20. Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. – М.: Юрид. лит., 1973. – 215 с.

21. Методика расследования преступлений, совершаемых на транспорте: Учеб.-практ. пособ. / Грибунов О.П. и др. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 118с.

22. Нудельштейн А.М. Расследование хищений имущества пассажиров на железнодорожном транспорте: Учеб.-практ. пособ. / А. М. Нудельштейн, О. И. Цоколова. - М.: ФГУ "ВНИИ МВД России", 2011. - 116с.

23. Проблемы раскрытия и расследования преступлений: Сб. материалов межвуз. "кругл.стола" 22 октября 2010г. - Хабаровск: Дальневост. юрид. ин-т МВД РФ, 2011. - 216с.

24. Россинская Е.Р. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. Теория и практика, типичные вопросы и нестандартные ситуации: Науч. изд. / Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина; Моск. гос. юрид. ак. им. О.Е. Кутафина, Ин-т суд. эскпертиз. - М.: Проспект, 2011. - 464с.

25. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе - 3-е изд.,доп. /Россинская Е.Р. - М.: Норма, 2010.

26. Савельева М. В. Следственные действия: учеб. для магистров / М. В. Савельева, А. Б. Смушкин. - М.: Юрайт, 2012. - 273 с.

27. Справочник следователя [Текст] / В. Н. Григорьев [и др.]. - М.: Эксмо, 2008. - 749 с. - (Настольная книга специалиста).

28. Теория и практика судебной экспертизы: Научн.-практ.журн. / Мин-во юстиции РФ; ГУ Рос.фед.центр судебн.экспертизы; Ред.кол. - М.: Наука, 2008. - № 1(9)-март. - 309с.

29. Чурилов С.Н. Криминалистическая методика расследования: проблемы, тенденции, перспективы: монография / С. Н. Чурилов. - М.: Юстицинформ, 2011. - 128с.

30. Экспертно-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: учеб. пособие / Под общ. ред. Ф.Г. Аминева. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010. - 97с.

31. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для бакалавров / Н. П. Яблоков. - М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 280 с.

32. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник / Н. П. Яблоков; МГУ им. М.В. Ломоносова, юрид. ф-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. - 400с.

 

План практического занятия
по теме 31 «Расследование преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта»

Время - 2 часа.

Место проведения – учебная аудитория.

Содержание занятия: отработка приемов анализа исходной информации о преступлении против безопасности движения и эксплуатации транспорта по карте криминалистического анализа в практикуме для курсантов на основе специально подобранной совокупности вводных выделенных из оконченного производством уголовного дела. Далее курсантами составляется развернутый план расследуемого в игровой форме уголовного дела и определяется алгоритм первоочередных следственных действий и ОРМ до установления круга подозреваемых лиц и предъявления им обвинения.

Цели занятия:

Дидактические:

– сформировать у себя основы умения анализировать и оценивать следственную ситуацию по первичной информации о транспортных происшествиях, обоснование и выдвижение версий о вероятных преступниках, способах и следах от их противоправной деятельности. Сформировать навыки проведения типичных следственных и иных процессуальных действий, направленных на доказывание вины подозреваемых лиц, документального оформления процесса расследования и назначения необходимых судебных экспертиз.

Методические:

– проверка уровня усвоения теоретического материала по теме и экстраполяция теоретических знаний о механизме ДТП в плоскость практической отработки умений и навыков по выделению отдельных блоков криминального механизма;

– анализ и корректировка выявленных ошибок самостоятельного анализа информации по фабуле занятия.

Воспитательные:

– разобраться в возможности извлечения первичной информации из признаков, следов - изменений, возникающих в окружающей обстановке транспортного происшествия, на основе которых создавая модели механизма преступления, приступать к расследованию;

привить курсантам убежденность в необходимости освоения и закрепления умений и навыков анализа содержания преступлений против безопасности движения для будущей практической работы.

 

Содержание занятия и методические указания по отработке отдельных умений и навыков в ходе практического занятия:

1. В ходе практического занятия курсанты (слушатели) должны изучить исходную информацию о ДТП.

2. На основании собственной или предложенной преподавателем исходной информации дать характеристику ситуационных элементов механизма ДТП.

3. После этого обучаемые должны:

3.1. Сформулировать конкретный перечень действий, который должны быть совершены лицом, управляющим транспортным средством при ДТП;

3.2. Выделить следы-признаки ДТП, которые могут быть использованы впоследствии в доказательства по уголовному делу;

3.3.Проанализировав исходную информацию преподавателя, выдвинуть версию с последующей ее проверкой;

3.4. Сформулировать вопросы - обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному делу;

3.5. Определить пути, методы и способы получения ответов на сформулированные вопросы с использованием арсенала имеющихся методических и тактических средств (следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий);

3.6. Выделить возможные сложности предстоящей работы по решению стоящих задач.

В ходе практического занятия следует добиться того, чтобы каждый обучаемый работал по своей исходной информации. По сложным фабулам возможно формирование учебных «двоек», которые работают по одной фабуле.

На занятии, в качестве исходной информации, могут быть использованы:

– специально разработанные блоки исходной информации;

– фрагменты обвинительных заключений;

– справки по уголовным делам;

– постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

– постановления о прекращении уголовного дела;

– материалы бюллетеня СК МВД РФ;

– обзорные статьи из газет или журналов подготовленные по материалам следствия;

– материалы художественных произведений (детективов), которые посвящены преступлениям, связанных с ДТП.

Важнейшей составляющей данного и последующих практических занятий является допущение территориальной условности реализации преступного замысла. Для лучшего осмысления материала обучаемым рекомендуется «переносить» криминальную ситуацию в место расположения комплектующего органа и таким образом привыкать к умению думать о территории и объектах предполагаемого оперативного обслуживания или расследования по уголовному делу.

Учебные вопросы:

1. Какие версии выдвигаются, прежде всего, на первом этапе расследования?

2. Какие версии выдвигаются о целях и мотивах преступления?

3. Какие первоначальные следственные действия проводятся в случае столкновения поездов?

4. В чем особенности расследования фактов наложения на путь посторонних предметов?

5. Что является содержанием осмотра места ДТП?

6. Какие экспертизы назначаются по делам о транспортных преступлениях? Что является их содержанием?

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Криминалистическая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

2. Виды дорожно-транспортных происшествий.

3. Особенности возбуждения уголовного дела.

4. Обстоятельства, подлежащие установлению.

5. Типичные версии о причине дорожно-транспортного происшествия.

6. Типичные ситуации первоначального этапа расследования и программа действий следователя.

7. Примерный перечень вопросов, разрешаемых дорожно-транспортной (автотехнической) экспертизой.

8. Примерный перечень вопросов, разрешаемых судебно-медицинской экспертизой потерпевшего.

9. Последующие следственные действия.

Задания по теме 31.

1. Заполнить практикум в виде письменных ответов на контрольные вопросы. Страницы с 102 по 103 практикума «Практикум по криминалистике. Методика расследования отдельных видов преступлений».

2. Заполнить практикум по практическому заданию. Страницы с 104 по 114 практикума «Практикум по криминалистике. Методика расследования отдельных видов преступлений».

 

Примерный перечень дидактического материала, наглядных пособий:

· практикум «Практикум по криминалистике. Методика расследования отдельных видов преступлений».

· видеофильм «Наезд».

Материально-техническое обеспечение:

– классная доска;

– мультимедийный проектор;

– криминалистические полигоны;

– макеты уголовных дел, обвинительные заключения по уголовным делам, которые закончены производством и направлены на рассмотрение в суд (электронные варианты, копии приговоров суда по уголовным делам (электронные варианты);

– кабинеты криминалистики;

– средства наглядности: плакаты, натурные объекты и т.п.

Рекомендуемая литература (основная):

1. Криминалистика: учебник / Т. В. Аверьянова [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2010. - 944 с.

2. Криминалистика для дознавателей: учебник / под общ. ред. А.Г. Филиппова, В.В. Агафонова. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 510 с.

3. Расследование преступлений в сфере экономики: учеб. пособие / С. Ю. Журавлев [и др.]; МВД России, Департамент гос. службы и кадров. - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 216 с.

4. Криминалистическое обеспечение экономической безопасности и борьбы с коррупцией [Текст]: учеб.- практ. пособие / МВД России, НА; под ред. А. Ф. Лубина, С. Ю. Журавлева. - Н. Новгород: НА МВД России, 2012. - 418 с.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

1. Балашов Д.Н. Криминалистика: учебник / Д. Н. Балашов, Н. М. Балашов, С. В. Маликов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 503с.

2. Бахин В.П. Криминалистическая методика: Лекция. Киев, 1999. 35 с.

3. Василенко Л. А. Расследование дорожно-транспортных преступлений: Практ. / Л. А. Василенко, О. В. Овчинникова, В. Л. Шапошников; МВД РФ; Департамент кадр. обеспечения. - М.: ЦОКР МВД России, 2010. - 59с.

4. Гармаев Ю.П. Проблемы создания криминалистических методик расследования преступлений: теория и практика: монография / Ю. П. Гармаев, А. Ф. Лубин; Ассоциация "Юрид.центр". - СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. - 303с.

5. Журавлев С. Ю., Лубин А.Ф. Противодействие расследованию. – Н. Новгород: НВШ МВД России, 1994. – 78 с.

6. Ищенко Е. П. Криминалистика для следователей и дознавателей: науч.-практ. пособие / Е. П. Ищенко, Н. Н. Егоров; под общ. ред. А. В. Аничина; МГЮА им. О. Е. Кутафина. - М.: ИНФРА-М, 2010;: КОНТРАКТ, 2010. - 683 с.

7. Князьков А.С. Криминалистика: Курс лекций. – Томск: Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2008. – 1128 с.

8. Колдин А.В. Источники криминалистической информации / А.В. Колдин, О.А. Крестовников.– М.: Юрлитинформ, 2007. – 192 с.

9. Комплексный юридический словарь по криминалистике, уголовному праву и уголовному процессу / Лубин А.Ф./. – Н.Новгород: НА МВД России, 2006.

10. Криминалистика. Полный курс: учебник / Под общ.ред. А.Г. Филиппова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 835с.

11. Криминалистика: учебник / Л. Я. Драпкин, В. Н. Карагодин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 768 с.

12. Криминалистика [Текст]: учебник / О. В. Волохова [и др.]; под ред. Е. П. Ищенко. - М.: Проспект, 2011. - 504 с.

13. Криминалистика: информационные технологии доказывания: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Колдина. – М.: Зерцало-М, 2007. – 752 с.

14. Криминалистика: Учебник / под ред. А.П. Резвана и др.- М.: ЦОКР МВД России, 2009.- 328 с.

15. Криминалистика: Учебник для вузов / под ред. Р.С. Белкина. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2009. – 1020 с.

16. Криминалистика: Схемы. Таблицы. Тесты: учебное пособие / О.П. Дубягина, Ю.П. Дубягин. – М.: Экзамен, 2008. – 381, [Криминалистика: учебник / под ред. А.А. Закатова. -2-е изд., доп. и перераб.- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2008.

17. Лапшин В.Е. Расследование дорожно-транспортных преступлений [Текст]: курс лекций / В. Е. Лапшин. - Н.Новгород: НА МВД России, 2010. - 198 с.

18. Лубин А.Ф. Производство следственных действий: закон и тактика. – Н. Новгород, 2000.

19. Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. – М.: Юрид. лит., 1973. – 215 с.

20. Нугаева Э.Д. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учеб. пособие / Э. Д. Нугаева, И. М. Ситдиков, Д. Т. Абдуллин; ФГОУ ВПО Уфим.юрид.ин-т МВД РФ. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2009. - 113с.

21. Проблемы раскрытия и расследования преступлений: Сб. материалов межвуз. "кругл.стола" 22 октября 2010г. - Хабаровск: Дальневост. юрид. ин-т МВД РФ, 2011. - 216с.

22. Россинская Е.Р. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. Теория и практика, типичные вопросы и нестандартные ситуации: Науч. изд. / Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина; Моск. гос. юрид. ак. им. О.Е. Кутафина, Ин-т суд. эскпертиз. - М.: Проспект, 2011. - 464с.

23. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе - 3-е изд.,доп. /Россинская Е.Р. - М.: Норма, 2010.

24. Савельева М. В. Следственные действия: учеб. для магистров / М. В. Савельева, А. Б. Смушкин. - М.: Юрайт, 2012. - 273 с.

25. Справочник следователя [Текст] / В. Н. Григорьев [и др.]. - М.: Эксмо, 2008. - 749 с. - (Настольная книга специалиста).

26. Теория и практика судебной экспертизы: Научн.-практ.журн. / Мин-во юстиции РФ; ГУ Рос.фед.центр судебн.экспертизы; Ред.кол. - М.: Наука, 2008. - № 1(9)-март. - 309с.

27. Чурилов С.Н. Криминалистическая методика расследования: проблемы, тенденции, перспективы: монография / С. Н. Чурилов. - М.: Юстицинформ, 2011. - 128с.

28. Экспертно-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: учеб. пособие / Под общ. ред. Ф.Г. Аминева. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010. - 97с.

29. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для бакалавров / Н. П. Яблоков. - М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 280 с.

30. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник / Н. П. Яблоков; МГУ им. М.В. Ломоносова, юрид. ф-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. - 400с.

План практического занятия
по теме 32 «Расследование преступлений несовершеннолетних»

Время - 2 часа.

Место проведения – учебная аудитория.

Содержание занятия: отработка приемов анализа исходной информации о преступлении с участием несовершеннолетних по карте криминалистического анализа в практикуме для курсантов. Для этого преподаватель готовит вводные информации на базе оконченного производством уголовного дела. Курсанты участвуют в деловой игре, анализируют поступающую информацию, выдвигают и разрабатывают версии, составляют планы расследования и проведения отдельных следственных действий.

Цели занятия:

Дидактические:

– сформировать у себя умения криминалистического анализа информации, построение и разработку версий с участием несовершеннолетних в преступлении, прогнозирование следов-отображений и построение обоснованной программы действий в типовой следственной ситуации.

Методические:

– проверка уровня усвоения теоретического материала по теме и экстраполяция теоретических знаний о характеристике преступлений, совершаемых несовершеннолетними в плоскость практической отработки умений и навыков по выделению отдельных блоков криминального механизма;

– закрепление первоначального навыка самостоятельной практической работы по анализу преступной деятельности несовершеннолетних;

– анализ и корректировка выявленных ошибок самостоятельного анализа информации по фабуле занятия.

Воспитательные:

привить курсантам убежденность в необходимости освоения и закрепления умений и навыков анализа содержания преступлений, совершаемых несовершеннолетними для будущей практической работы.

Содержание занятия и методические указания по отработке отдельных умений и навыков в ходе практического занятия:

1. В ходе практического занятия курсанты (слушатели) должны изучить исходную информацию о преступлении, совершенном несовершеннолетними.

2. На основании анализа исходной информации выдвинуть предположения о субъектах преступной деятельности и их связях.

3. После этого обучаемые должны:

3.1. Сформулировать конкретный перечень действий, который должны были совершить заинтересованные лица для подготовки и реализации преступного замысла;

3.2. Выделить следы-признаки преступной деятельности, которые могут быть использованы как диагностические ориентиры расследования и впоследствии «преобразованы» в доказательства по уголовному делу;

3.3. Провести фазовый анализ преступной деятельности несовершеннолетних.

3.4.Проанализировав исходную информацию преподавателя, выдвинуть версию с последующей ее проверкой;

3.5. Сформулировать вопросы - обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному делу;

3.6. Определить пути, методы и способы получения ответов на сформулированные вопросы с использованием арсенала имеющихся методических и тактических средств (следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий);

3.7. Выделить возможные сложности предстоящей работы по решению стоящих задач.

В ходе практического занятия следует добиться того, чтобы каждый обучаемый работал по своей исходной информации. По сложным фабулам возможно формирование учебных «двоек», которые работают по одной фабуле.

На занятии, в качестве исходной информации, могут быть использованы:

– специально разработанные блоки исходной информации;

– фрагменты обвинительных заключений;

– справки по уголовным делам;

– постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

– постановления о прекращении уголовного дела;

– материалы бюллетеня СК МВД РФ;

– обзорные статьи из газет или журналов подготовленные по материалам следствия;

– материалы художественных произведений (детективов), которые посвящены, в том числе, теме преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Важнейшей составляющей данного и последующих практических занятий является допущение территориальной условности реализации преступного замысла. Для лучшего осмысления материала обучаемым рекомендуется «переносить» криминальную ситуацию в место расположения комплектующего органа и таким образом привыкать к умению думать о территории и объектах предполагаемого оперативного обслуживания или расследования по уголовному делу.

Учебные вопросы:

1. Какие преступления чаще всего совершают несовершеннолетние и на основании каких мотивов?

2. Какова роль совершеннолетних сообщников при подготовке и совершении преступлений несовершеннолетних?

3. В чем заключаются особенности осмотра места происшествия по данной категории преступлений?

4. Что является основой для выдвижения версий о причастности несовершеннолетних к совершению расследуемого преступления?

5. В чем особенность расследования данной категории преступлений:

- особенности допроса и очной ставки;

- особенности назначения и использования результатов специальных исследований;

- особенности предъявления для опознания;

- особенности следственного эксперимента и проверки показаний на месте?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.143 сек.