Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исламский мир в Средние века: этапы становления и развития.




 

Арабо-исламская цивилизация является относительно "молодой", начало которой принято отсчитывать примерно с VI века нашей эры. Но, конечно, сам арабский мир имеет давнюю историю. В начале своего развития племена Аравии жили, по большому счету торговлей, либо кочевали, ведь большую часть Аравийского полуострова занимает пустыня. Окруженные цивилизациями Египта, Месопотамии, они жили "за счет" этих цивилизаций, не создавая пока своей собственной. "Вызова" не было, не было и "ответа". Постепенно на торговых путях из Южной Аравии в Нижнюю Месопотамию, на побережье Персидского залива, Красного моря возникали торговые города. Но вскоре у арабов иссякает возможность жить за счет других цивилизаций, так как многие из них теряют свое могущество, следовательно, они должны искать другие пути существования, торгового и кочевого образа жизни стало недостаточно. Возможно, именно это и стало "вызовом" арабскому миру.

В конце VI века намечается кризис арабского мира, вызванный религиозными противоречиями. Дело в том, что Мекка, центр аравийского мира, представляла собой целый комплекс различных культов, и вообще, за счет религиозной культовой жизни и жила. Наибольшей известностью, например, пользовался храм Кааба, чтимой святыней которого являлся большой черный камень метеоритного происхождения, вделанный в восточный угол Каабы – древнего языческого святилища Мекки. Но существовало и множество других культов. Неизбежно возникали противоречия между служителями культа о том, какой эффективнее и приносит больше дохода. На территории Аравии чувствовалось даже христианское влияние, жило немалое количество приверженцев этой религии, жили и иудеи. В Аравии не без влияния христианства и иудаизма началось постепенное оформление принципа единобожия. Объединить же всех арабов в единое государство с единой религией удалось Мухаммаду, родившемуся в 570 году. Он провозглашал себя пророком божьим, активно выступал против многобожия, провозглашая веру в единого Бога. С его слов был записан Коран (букв. "чтение вслух") – священная книга мусульман. Изначально число его последователей было немногочисленным – его поддерживали жена Хадиджа, двоюродный брат Али, богатый купец Абу Бакр и немногие другие. Но в Мекке поначалу он подвергся преследованию и вынужден был бежать Йасриб (названный позже Мединой – "городом пророка"), где стал политическим лидером общины. В 630 мусульманская армия под началом Мухаммада вошла в Мекку, где ему удалось почти бескровно обратить жителей города в ислам. К концу 631 мусульманство было принято почти во всей Аравии. Умер Мухаммад в 632.

В начальной стадии своего существования мусульманское государство, конечно, было еще довольно разобщенным и рыхлым образованием. Ядром государства была мусульманская община – умма. После смерти Мухаммада острым стал вопрос о главе уммы – халифе. Сначала им был провозглашен Абу Бакр, но вскоре его сменил преемник Умар (Омар), который значительно расширил территорию государства, завоевав Сирию, Палестину, Месопотамию и Египет, что увеличило размер дани, направлявшийся в Аравию. После убийства Умара его сменил Усман, представлявший влиятельный род Умайядов. Он продолжил военные завоевания арабов. Но в это время стали давать о себе знать трещины в устройстве государства – в результате активной экспансии растет влияние наместников в отдаленных областях, авторитета халифа становится недостаточно для обеспечения подконтрольности аппарата и Усман начинает замещать важнейшие посты в государстве своими родственниками – умайядами, чем вызвал недовольство населения. Его убили, и Али наконец-то добился своего избрания халифом и правил довольно долго. Позже был завоеван и Иран.

Этот спор за правление показал внутреннюю неустойчивость арабского мира, расхождения по вопросам власти, понимания Корана вследствие чего в исламе появляется два крупных течения – суннизм и шиизм. Шииты уверены, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имам, назначенных Богом потомков пророка (Али и его ветвь). Сунниты же настаивают на светской власти халифов, выборных лиц. Надо сказать, что число суннитов намного превосходит количество шиитов.

В VIII веке завоевания продолжились, была захвачена Испания, просуществовавшая под арабским верховенством вплоть до середины XV века. Халифат достиг зенита могущества.

Но из-за огромных размеров управлять ей из единого центра стало сложно, следствием чего стало оформление мощной местной элиты. Нарастало недовольство новообращенных мусульман-неарабов, которые, несмотря на принятие ислама, не освобождались от тяжелого налогового бремени. Это способствовало увеличению роли шиитской пропаганды, династия Умайядов рухнула, ее сменила, воспользовавшись шиитскими лозунгами, династия Аббасидов. Арабы потеряли привилегированный статус и монополию на власть. Положение человека стало определяться в большей степени вероисповеданием, нежели этнической принадлежностью. Вводится должность визиря, возглавлявшего административный аппарат халифата. В конце VIII обнаружились первые симптомы распада халифата. Например, в 788-89 праправнук Али, Идрис, создал независимое государство на территории современного Марокко и стал основателем династии Идрисидов.

Государство Аббасидов держалось на силе внушительной армии. При этом на смену однородному арабскому войску пришла наемная армия, которую долгое время составляли отряды хорасанских и среднеазиатнских феодалов. Чтобы не зависеть от них, халифы часто формировали свою гвардию, с блэкджеком и шлюхами, состоящую из воинов-рабов (гулямов). Однако не всегда это играло им на руку, при ал-Матусимие, перенесшем столицу в Самару, гулямы стали диктовать там свою волю и перестали подчиняться. И к концу IX века под непосредственной властью халифов находились только Ирак и Юго-Западный Иран. Однако халифы продолжали играть роль духовного главы суннитского мира, и независимые правители это признавали.

К середине X века халифат включал лишь Багдад с окрестностями. В 945 его заняла шиитская династия Буидов, превратившая халифа исключительно в духовного главу, но вскоре, однако, роль Халифа опять увеличивается. В середине XI века Багдад занимают турки. Багдадскому Халифату удается вернуть себе независимость лишь в XI веке, но ненадолго. Ослабшая сила халифата дает о себе знать – в 1258 году Багдад был захвачен моголами. Хотя, конечно, это не означало смерть арабо-исламского мира – он продолжал существовать и развиваться в отдельных регионах, преемницей халифата стала могущественная Османская империя, долго оплот ислама сохранялся в Испании.

 

Вообще, невозможно рассматривать арабский мир в отрыве от религии, все-таки именно она была как ведущим фактором ее становления, так и развития, поэтому необходимо рассмотреть главные заповеди ислама, т.н. "пять столпов":

1) Шахада – "свидетельство". Необходимость твердо верить и исповедовать, что "нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха".

2) Салят (намаз в иранской традиции) – пятикратная ежедневная молитва.

3) Саум – пост во время священного месяца рамадана. Есть, пить и т.д. разрешается лишь в темное время суток.

4) Закят – налог, который взимается общиной в пользу бедных.

5) Хаджжа – паломничество в Мекку.

Важным требование Корана является джихад – борьба за веру. Однако начинать ее следует лишь как ответ на вызов, неуважение со стороны иноверцев. Это – результат стремлений арабов создать великую цивилизацию и установить господство ислама. Однако к насилию на приобретенных территориях мусульмане прибегали редко, не устанавливали строгого религиозного режима. Кроме борьбы с ярыми противниками ислама, Коран призывает бороться и с собственными недостатками.

 

В основном жизнь арабы проводили в городах, и мусульманская цивилизация является в основном цивилизацией городской. Культура вследствие этого была очень развита, и, конечно, связана с религией, центры которой находились именно в городах. Надо сказать, что именно Коран является первым памятником литературы арабов, а также мусульманским источником права. Ритуалы чтения Корана – обязательные омовения для очищения – повлияли и на культуру быта, мусульмане были крайне чистоплотны, собственно, именно они "привили" европейцам привычку к чистоте тела, гигиену.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.