Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восток и Запад в Средние века – противоборство и взаимовлияние.




 

Вначале следует сказать, что понятия "Восток" и "Запад" являются понятиями не столько географическими, сколько социальными. Восток – это Индия, Китай, Арабо-мусульманский мир; Запад – Европа. Различия между Востоком и Западом – различия в менталитете, культуре, государственном устройстве и т.д. В Средние века, пока государственные границы были довольно нечеткими и могли меняться, противоборство Запада и Востока было довольно сильно. Стоит вспомнить хотя бы Крестовые походы. Формально они провозглашались как освобождение Палестины и Гроба Господня от турок-сельджуков, но потом перетекли в борьбу ради обращения в христианство язычников Прибалтики, подавления еретических течений в Европе и решения всяческих политических задач пап. Мусульмане в долгу не остались и ответили на "вызов" европейцев (про джихад см. предыдущий вопрос). Вообще, в средние века войны велись довольно активно, в основном это были войны за территорию, а также войны религиозные. Однако в результате военных столкновений, "встречи" разных цивилизаций неизбежно происходило заимствование элементов культуры и быта. Те же мусульмане "научили" европейцев культуре чистоты, гигиены, большим спросом пользовались пряности, арабы обладали гораздо более глубокими знаниями в античной философии (хотя, казалось бы), так что их часто привлекали к работе в университетах и т.д. Запад же мог влиять на Восток посредством распространения христианства.

3. Цивилизация Византии: история и культура.

 

Описание этой цивилизации логично начать с ее названия: "Византия" – не самоназвание, жители этой империи именовали себя ромеями, а государство – империей ромеев, Восточной Римской империей (чем она, собственно, и являлась). Византией ее стали называть во времена возрождения, в XVI веке. По своему происхождению это названия связано с древнегреческой колонией на европейском берегу Босфора – Византием – располагавшейся на месте Константинополя. Такое название показывало пренебрежение к этой империи, ее противопоставляли "великой античности", не считались с ней.

Официальное разделение Римской империи произошло в 395 году, когда император Феодосий I, умирая, делит империю между своими сыновьями на две части. Вообще, такое разделение было естественными – уже тогда были заметны различия между двумя частями, Западной и Восточной. На Западе говорили на латыни, культура была довольно пестрой и смешанной, на Востоке – в основном на греческом, преобладал эллинизм.

 

Точная периодизация истории здесь едва ли возможна. Дело в том, что должность монарха (василевса/кесаря) была здесь выборной, и редкому правителю удавалось сохранить свой род на престоле. Выбирал монарха синклит – узкий круг придворной аристократии. В перерыве между выборами члены синклита вели достаточно активную политическую жизнь. Будучи теми, кто ставил на власть императора, они также часто способствовали свержению этой власти. Часто императоров убивали. Однако позже принцип наследования власти все же устанавливается (династии Македонская, Комнинов, Палеологов…). Функции синклита не были законодательно закреплены и зависели от обстановки, император мог как пренебрегать его мнением, так и делать его высшим органом судебной инстанции etc. Отсутствовала также и официально определенная должность главы административного аппарата, эту должность мог занимать человек, имевший различные чины, все зависело от личных связей, благосклонности императора.

Императоры время считались фигурами сакральными, так как власть монарха считалась божественной, становление императором "освобождало" даже от смертных грехов. Главной функцией императора было воплощение в материально-чувственном образе блеска и силы Восточной Римской империи как наследницы Рима. Василевс, например, восседал на двухместном троне, причем одно из мест пустовало и предназначалось для Христа.

Вообще государственная власть в Византии, как видно, была довольно неустойчивой, с множеством противоречий. Бюрократический аппарат был крайне громоздким, неповоротливым из-за огромного количества чиновников, многие учреждения даже дублировали друг друга. Еще хуже дело обстояло с судом. Его функции также были весьма распылены, а юридически закрепленное равенство всех перед судом на практике не исполнялось, бюрократы высокого ранга наделялись определенными привилегиями. Кроме того, византийский суд был платным. Распространенной была практика покупки титулов, военные чины выдавались часто не за заслуги, а в силу высокого благоволения.

 

Византия не была мирным государством – она почти постоянно воевала, ее территория то расширялась до огромных размеров, то уменьшалась до территории Константинополя, а недолго вообще перестала существовать, на месте ее в 1204-1261 была Восточно-латинская империя. Византия, вообще, на протяжении всей истории считала себя истиной преемницей Рима, что как раз выражалось в военных походах и завоеваниях (а, кроме этого, в административном устрое, праве). Призрак Римской империи словно преследовал ее. Завоевания требовали стабильного общества, сильной государственной власти, эффективного бюрократического аппарата, но этого, по факту, не было, и успеха удавалось достичь лишь при действительно сильных императорах, таких, как Юстиниан, правивший в 527-565; ему удалось включить в состав империи Северную Италию, Северную Африку, юго-восток Испании, Сардинию, Корсику. Но такая имперская политика при его преемниках обернулась внутренними смутами. Императору Льву Исавру удалось сдержать натиск арабов, происходит стабилизация власти, повышение ее престижа.

Императоры хотели ограничить возросшее влияние церкви, что привело к открытому столкновению, иконоборческому движению. Иконопочитатели одержали верх, но при этом все церковно-монастырское землевладение было ограничено, богатства были конфискованы, а василевс утвердил превосходство светской власти над духовной. Византийским императорам вообще удалось превратить церковь чуть ли не в государственное ведомство. Период правления Македонской династии (IX – XI в) считают золотым веком. Византии удалось отвоевать у Халифата Верхн. Месопотамию, часть Малой Азии, области Сирии, Крит, Кипр, Болгарию. Но в результате, как уже отмечалось, внешняя политика проводилась на пределе сил, что привело к ослаблению гос.организма. Михаилу VIII удалось освободить Константинополь от латинян и восстановить империю. В 1453 турки заняли Константинополь, на чем история Византийской империи закончилась.

 

В контексте разговора о Византии и ее культуре стоит сказать о христианстве. Роль церкви в этой империи была высока. Причем в Византии существовал свой вариант христианства, православие, в отличие от Запада, где установился католицизм. Раскол произошел в 1054 году, когда кардинал Гумберт передал византийскому патриарху Михаилу Кируларию хартию от римского папы Льва IX, предающую его, Михаила, анафеме, а тот, в свою очередь, предал анафеме Гумберта со Львом. Этому предшествовал довольно затяжной конфликт между двумя Римами (Ветхим и Новым - Константинополем). Помимо них долгое время были и другие центры христианства – например, Иерусалим, Александрия, Антиохия, что несколько сдерживало проблему между двумя Римами. Ветхий Рим, конечно, хотел считать себя главным, первым; был даже изготовлен подложный документ – Константинов дар, который утверждал, что Константин Великий отдавал Риму первенство. Иерусалим и др. поддерживали же Константинополь. Таким образом, существовала пентархия – власть пяти равноправных патриархов. В 451 Константинополь на вселенском соборе добивается первенства чести вмести с Римом (28 правило). Но противоречия между Римом и К. сохранились – у них были разные ритуалы, традиции, разные языки. И тут возникает проблема филиокве (filioque – "и от сына"). В классической традиции считалось, что святой дух исходит от отца и почивает в сыне, правило филиокве же утверждало, что дух исходит и от сына тоже. Появилась такая практика в Испании, возобновилась при Карле Великом, а в 10-11 веках, когда римское папство было ослаблено, папу просто-таки заставили спеть филиокве. На территории Византии начинают действовать западные миссионеры. Напряженка. Конфликт нарастал, и вылился в события 1054-го. Да и в самой византийской церкви позже случались раздоры. Как уже говорилось, главой церкви был не патриарх, а кесарь (в отличие от Запада, где рулил папа).

 

Культура Византии во многом была связана с православием, все-таки вера была важна для ромеев. В культуре большое значение имеют обобщенно-спиритуалистические принципы, общественная мысль, литература и искусство как бы отрываются от реальности и замыкаются в кругу высших, довольно абстрактных идей. Принципы византийской эстетики также связаны с духовной сферой. В художественном творчестве преобладает традиционализм, каноничность – искусство не противоречит догматам официальной религии, напротив, активно им служит. Именно в Византии возникают такие объекты культа как иконы, имевшие также и высокую художественную ценность. Появляются и мозаики с изображением религиозных сцен, императоров. В литературе преобладает богословское направление.

 

24. Византийское православие и западноевропейский католицизм: общее и особенное.

 

Про разделение этих двух ветвей см. предыдущий вопрос.

Эти две ветви христианства действительно отличались друг от друга, как в обрядовом смысле, так даже и в понимании веры (~).

В западноевропейской традиции главой церкви являлся (и является) папа римский, обладающий очень большим комплексом прав. Согласно католическому учению, он является преемником святого Петра как первого римского епископа, и в эту силу обладает верховенством в Церкви. Власть папы в Церкви неограниченна, он может свободно издавать и менять законы (т.н. каноны). Папе принадлежит и власть в вопросах непосредственно веры, морали, "чистоты" вероучения. Католическая церковь опирается на созываемые Вселенские соборы и фактически мало зависит от власти государя (конечно, существовали периоды, когда пап вообще притесняли, например, авиньонское пленение пап, но это уже другая история). Существует догмат о безошибочности папы, фактически, в его руках находится огромная власть, и нередко папы пользовались этим и за пределами дел церкви. Византийский патриарх таким комплексом прав не обладал, церковь фактически подчинялась василевсу, например, не всех епископов назначал именно патриарх, иногда это делал сам василевс, и тогда епископы подчинялись уже не своему митрополиту, и они имели большое влияние в Священном Синоде. Да и фигура императора, в отличие от Запада, здесь была сакрализирована.

Отличались эти две церкви и обрядами. Католики, в отличие от православных, добавляли "филиокве" в символ веры; крестное знамение совершалось слева направо, а не справа налево, как у православных византийцев; в католичестве действует обязательный целибат священства, в православии брак не воспрещается; и множество других не всегда значительных деталей, которые в совокупности дают два довольно сильно различающихся культа.

Отличия можно увидеть и в понимании самой веры. В византийском православии, в общем, вера была нужна для гармоничного существования человека, вера была важна для византийцев, помогала им. Католичество же делает упор на ужасах, которые ждут человека после смерти, если он будет продолжать грешить и т.д., и вообще, кажется более строгой и категоричной. Кроме того, в византийской традиции довольно сильны были суеверия, их почти невозможно было искоренить, церкви приходилось как-то "подстраиваться" – включать что-то в христианскую доктрину.

Ну а общие черты – это, конечно, сами основные догматы христианства. И католики, и православные верят в Христа и стараются жить по его заповедям, в равной принимают священное писание (Библию).

25. Система ценностей западного человека в Средние века.

 

Средневековые ценности довольно сильно зависели от христианства и им определялись. Католический догмат говорил, что стремление иметь больше необходимого – это грех, гордыня, которая представлялась матерью вех пороков. Это делало активное экономическое развитие очень сложным и довольно долгим процессом. Человеку, считалось, полагается только необходимое, но не выше того. Поэтому ремесло купцов, торговцев, ростовщиков считались греховными и недостойными. Библейская цитата гласит: "легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому войти в царствие небесное". По средневековым представлениям, чрезмерная привязанность к материальным благам каралась после смерти. Высшей ценностью (особенно у феодалов) в то же время являлась щедрость.

 

Человек Средневековья, в отличие от современного человека, не ценил время так высоко. Неторопливый ритм средневековой жизни не рождал постоянной потребности в бережном использовании времени, его точном измерении. Во многом это было так еще и потому, что в христианской доктрине время отделялось от вечности. Согласно церковным авторам, вечность – атрибут Бога, время – его творение, оно обладает началом и концом. Стремление завладеть принадлежащим богу временем, подчинить его точному измерению, пользе, выгоде признавалось грехом.

Своеобразием отличались и средневековые представления о пространстве. Средневековый человек соотносил себя с остальным миром и измерение его основывал на собственном масштабе, используя свое тело, его движение (распространенные меры – локоть, пядь, палец etc). Мир земной и небесный соотносились как противоположные категории "верха" и "низа".

Религиозное видение пространства находило отражение в противопоставлении мира христиан и мира неверных. Средневековый человек связывал себя с определенным религиозным пространством (христианским миром) и соответственно этому представлял свое место в отношении других.

 

Для средневекового человека доблесть заключалась не в подчеркивании своей индивидуальности, а в неуклонном следовании образцам и авторитетам (опять же истекает из религиозного аспекта). Спасение связывалось с группой, а самолюбие вело к греху и погибели. Важна была традиция, обычай, канон.

Мир средневекового человека – это мир символов. Считалось, что любой материальный предмет имеет свое соответствие в сфере возвышенного, все окружавшее человека имело скрытый смысл, имело символическое значение.

 

Но, конечно, на протяжении всего Средневековья эти ценности видоизменяются (индивидуализм постепенно не рассматривается как такой тяжкий грех, тело в позднем средневековье не считается боле мерзкой оболочкой души). В конце концов это дало возможность перейти в новый этап – Возрождение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.