Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние цветовой среды на психофизиологическое состояние человека




Проектирование цветовой среды для психофизиологического комфорта и безопасности человека

1.


Цвет всегда был могучим средством воздействия на душу человека, на его настроение и поведение. Но в прошедшие исторические эпохи важными художественными средствами были сами формы архитектуры, а также скульптурный и живописный орнамент и изделия художественного ремесла. В наше время при аскетической оголенности форм массовой архитектуры цвет становится главным, а часто и единственным носителем эстетического начала, главным средством воздействия на человека.

Подход к проектированию цветового климата любого объекта (интерьера, городской среды и т. д.) зависит прежде всего от назначения данного объекта. Разделим все объекты на классы.

К I классу отнесем чисто производственные объекты: цехи фабрик и заводов, административные здания, научные, учебные, медицинские, детские учреждения, проектные и чертежные мастерские, музеи, ателье художников и т. п. В зданиях этого типа цветовая отделка проектируется в строгом соответствии с нормами и правилами на основе принципа функционально-технологической целесообразности.

Ко II классу можно отнести объекты, в которых должны быть обеспечены оптимальные условия для зрительной работы, но не меньшее значение приобретают также психологическое воздействие визуальной среды на человека и ее эстетические качества. К таким объектам можно отнести предприятия общественного питания, торговые учреждения, спортивные залы, зрелищные помещения, некоторые выставки (делового характера). Здесь большое значение приобретает фактор эстетического и даже художественного порядка.

К III классу можно отнести объекты, где человек отдыхает, развлекается или занимается чисто духовной работой: мемориальные сооружения, программные репрезентативные выставки, музеи особого характера, некоторые зрительные или концертные залы, рестораны, аттракционы. В таких помещениях при выборе цветового решения руководствуются исключительно художественным замыслом. Но и здесь художник не может не учитывать научные данные о психологическом воздействии цвета и закономерностях зрительных восприятий.

Приступая к проектированию цветового климата, мы прежде всего решаем вопрос: какой должна быть общая цветовая гамма в данном интерьере - возбуждающей, тонизирующей или успокаивающей. Этот вопрос решается в зависимости от характера производственного процесса (в объектах I и II классов) или от художественного замысла (в объектах III класса).

Возбуждающие цвета уместны там, где требуется большая двигательная активность или мышечное напряжение, где нужно развеселить и взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-психический тонус. Примерами могут служить помещения ресторанов и кафе, аттракционы и ярмарки, танцплощадки, цехи сборки крупных деталей, помещения для душевнобольных с угнетенными психическими функциями и т. д. Следует помнить, что возбуждающим действием обладают не только цвета красно-пурпурной области, но и контрастные сочетания насыщенных цветов, например красный с зеленым и др.

Тонизирующие цвета применяются в любой производственной обстановке или в общественных интерьерах, где не ставятся задачи особо направленного духовного воздействия на человека, но нужно поддержать в нем деловую бодрость и работоспособность. К тонизирующим цветам мы относим, как известно, оранжевый и желтый, а также некоторые зеленые (типа травяных и лиственных). Желтый цвет особо рекомендуется в помещениях для напряженной умственной работы, для дневного пребывания детей, в жилых комнатах. Оранжевый также является тонизирующим цветом, но область применения его значительно менее широка по причинам эстетического порядка.

Успокаивающие цвета - зелено-голубые, голубые и синие - применяются обычно в помещениях для пассивного отдыха: в спальнях, холлах, фойе зрелищных учреждений, некоторых залах собраний или аудиториях, иными словами, там, где требуется успокоить нервную систему человека, затормозить его двигательные реакции и снизить интенсивность эмоций. В холодной спокойной гамме решаются также некоторые сугубо деловые репрезентативные помещения (кабинеты администрации, приемные и вестибюли административных зданий). Чаще, однако, голубой и синий цвета употребляются для компенсации вредного действия избыточного тепла (в южных помещениях, горячих цехах).

Во всяком помещении и при всяком трудовом процессе имеют место те или иные производственные вредности или угнетающие факторы. В заводских цехах - шум, пыль, грязь, копоть, избыточное тепло или холод, запахи, избыточная влажность и т. д.; в учебных аудиториях - многолюдие, теснота, повышенное содержание углекислоты и недостаток кислорода; в коридоре - избыточная длина помещения и недостаток естественного света и пр. Очень многие из этих вредных факторов могут быть в значительной степени нейтрализованы при помощи окраски. Здесь, как и везде, требуется творческий подход к решению каждой конкретной задачи, так как с одним и тем же вредным фактором в разных случаях следует бороться разными способами. Универсальные рецепты здесь давать нельзя, можно лишь привести некоторые примеры.

В помещениях с избыточными выделениями тепла или холода рекомендуется соответственно холодная или теплая гамма окраски. В шумных помещениях желательно применение "тихой" гаммы - холодных и малонасыщенных цветов. В помещениях с избыточной влажностью хорош белый цвет в виде облицовки глазурованными плитками. Его можно дополнить голубым, зеленым и подчеркнуть черными акцентами. В пыльных помещениях рекомендуется окраска более насыщенная и контрастная, так как под неизбежным слоем пыли все цвета смягчаются и сближаются.

Запахи можно отчасти нейтрализовать цветом с противоположным психологическим воздействием. Так, при выделении сладких запахов лучше применять "горькую" гамму: синие, зеленые, голубые с белым и черным; при горьких запахах можно применять теплую гамму; при очень неприятных запахах лучше всего максимально гигиеничная гамма: белый, светло-голубой, светло-серый.

В многолюдных производственных помещениях цветовая гамма должна быть как можно спокойнее, независимо от прочих условий. Иными словами, при большой психической нагрузке от внешних раздражителей не следует усугублять их утомляющее действие введением добавочных цветовых впечатлений. Впрочем, иной раз негромкий, но навязчивый шум можно перекрыть сильным организованным звуком, а "мельтешение" в поле зрения сделать незаметным, включив в визуальную структуру броское пятно. Поэтому, например, росписи городских стен на самых людных и шумных улицах Нью-Йорка или Парижа оказались организующим фактором, не перегружающим внимание, а, напротив, дающим своего рода отдых за счет переключения эмоций с делового строя на празднично-веселый.

Всякий цвет сам по себе, взятый отдельно, ни хорош, ни плох, но в некоторых ситуациях он может стать прекрасным, а в других - неуместным или даже безобразным. Часто это зависит от материала и фактуры. Особо чувствительны к фактуре и материалу зеленый, желтый, коричневый и серый цвета. Так, например, серый мех или шерсть - элегантнейший материал, а серая масляная (или даже клеевая) окраска стен наводит на грустные мысли. Можно назвать ряд цветов, требующих очень осторожного обращения при использовании их в интерьерах.

Иначе говоря, для всякого интерьера существуют "запретные" цвета, использование которых может вызвать негативный психофизиологический эффект. Так, например, во всех помещениях медицинских учреждений неуместен красный цвет, особенно алый. Вместо чистого красного лучше использовать кирпичный, терракотовый, железоокисный или даже жженую охру. В помещениях для принятия пищи недопустимо применение каких-либо пыльно-грязных, розово-оранжевых или тепло-коричневых цветов, тем более с брекчиевидной текстурой. В том месте, где едят или готовят пищу, ничто не должно напоминать грязной посуды или отходов. В серьезных деловых помещениях запретны все розовые цвета, так как они внушают несерьезные и неделовые эмоции.

2.

3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.