Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цвет как носитель информации и предписывающих действий




 

 

Цвет может выступать в роли носителя информации, причем такой информации, которая воспринимается мгновенно, без всяких усилий и на большом расстоянии. Цветовые коды использовались в практике человечества с древнейших времен. Например, в античном мире цвет одежды определял принадлежность к тому или иному сословию.

В наше время цветовое кодирование широко применяется в производственном интерьере, на транспорте, в рекламе, наглядной агитации и визуальных коммуникациях. Так, например, красный цвет означает запрещение, опасность, остановку, зеленый – разрешение, пуск, безопасность, желтый – предупреждение; сочетание желтого с черным – «отпугивающая окраска» (такую же функцию оно выполняет в животном мире – у пчел и ос); синий – это нейтральный цвет для ориентирующих знаков и указателей; оранжевый предупреждает о потенциальной опасности. Промышленные цеховые коммуникации (трубопроводы, кабели, электрошины) и емкости с различными веществами также окрашиваются в условные кодовые цвета.

Тип сочетания цветов или тип колорита может служить информацией о характере данной композиции. Видя гармоничное, классическое, «благородное» сочетание цветов, мы подсознательно чувствуем, что перед нами нечто позитивное, ценное, заслуживающее уважения. Если же мы видим грязный, мутный, неопределенный колорит, цветовые диссонансы, грубые или вульгарные сопоставления, мы невольно настраиваемся по отношению к этому объекту негативно, с недоверием. Цвет раньше всех остальных факторов информирует нас о свойствах объекта, и обычно мы – сознательно или нет – доверяем этому «информатору» больше, чем другим.

Употребление цвета как средства информации регламентируется специальными нормами для промышленности, транспорта и других отраслей народного хозяйства.

9.3 Проектирование цветовой среды для нормального психофизиологического состояния человека и обеспечения его безопасности.

 

 

Цвет в объемно-пространственной структуре или в окраске отдельных предметов может быть использован как средство композиции. Так, например, окраска строительных конструкций или архитектурных элементов здания выявляет характер их работы, напряженность усилий, взаимные связи.

Несущие элементы (колонны, столбы, фермы) логично окрашивать в более темные или насыщенные цвета, заполняющие панели - в относительно светлые и мало насыщенные. Тектоника объемной вещи также выявляется окраской: например, ее нижняя, наиболее нагруженная часть окрашивается в относительно "тяжелый" и "прочный" цвет, верхняя часть - легче и светлее. Неподвижные и подвижные части, конструктивные и рабочие детали также можно выделять различной окраской.

При помощи цвета решается задача зрительного уменьшения или увеличения пространства (вещи), иллюзорного исправления пропорций и всевозможных деформаций. Так, легкие и светлые "отступающие" цвета стен и перекрытий иллюзорно увеличивают пространство, а теплые и насыщенные цвета его уменьшают; цветовые пятна определенного рисунка зрительно увеличивают или уменьшают высоту, сокращают длину пространства, придают требуемые пропорции, вносят динамизм или статичность и т. д. Примеры решения множества "формально-композиционных" задач можно видеть в окраске произведений природы: животных, насекомых, птиц, растений.

В объемно-пространственной структуре цветом также можно решать множество задач композиционного порядка. Например: выделить главный элемент структуры; связать все элементы воедино; уравновесить структуру или, наоборот, разрушить равновесие; разделить пространство на зоны или участки; указать направление движения; выявить собственный ритм структуры или придать ей другой; деформировать отдельные фигуры или участки пространства; иллюзорно увеличить одно из измерений (например, высоту) или уничтожить его. В практике могут возникнуть и многие другие задачи.

Следует учитывать некоторые правила при проектировании цветовой среды:

1. Для обеспечения оптимальных условий функционирования органа зрения следует придерживаться определенной системы отношений яркостей: нижняя зона помещения - относительно темная (р=0,4-0,3), средняя зона светлее (р=0,5-0,7) и верхняя - самая светлая (р=0,8-0,9). Такое распределение яркостей наиболее привычно для человеческого глаза, так как оно наблюдается и в естественной среде. Слишком светлый пол вызывает впечатление хрупкости и непрочности; ходить по нему неприятно. Следует избегать больших яркостных контрастов. Стену с окнами желательно окрашивать как можно светлее, чтобы простенки меньше контрастировали по яркости с окном.

2. Если в помещении рассматриваются какие-либо объекты, необходимо обеспечить условия для их наилучшего восприятия. Светлые объекты лучше различимы на темном фоне, а темные - на светлом. В производственных зданиях яркостный контраст между объектом и фоном регламентируется общими и отраслевыми санитарно-гигиеническими нормами. Цвет фона для хроматических объектов выбирается обычно контрастным к цвету объекта, но может быть также ахроматическим соответствующей яркости. Конкретно этот вопрос решается в зависимости от объекта.

3. Если глаз вынужден долго фиксировать какой-либо объект, следует дать ему возможность отдохнуть на контрастирующем цветовом пятне. Так, например, в механическом цехе, где обрабатываются стальные детали, желательно стены и колонны окрашивать в охристо-желтые тона, а в столярном цехе, наоборот, уместнее окраска стен в холодной гамме. Если рабочий объект лишен хроматических цветов, например черная печать на белой бумаге, следует вводить цветные пятна в окружение, и не только в виде окраски поверхностей, но и в виде декоративных элементов (монументальная роспись, произведения изобразительного искусства, живые цветы). Иногда для снятия цветового утомления целесообразно использовать специальные экраны, трансформируемые и переносные. Необходимость в таких устройствах встречается в ткацком, красильном и швейном производствах, где приходится иметь дело с объектами насыщенной окраски.

4. Полный ахроматизм так же утомителен для глаза, как чрезмерная насыщенность цвета или пестрота. Исходя из условий физиологического комфорта следует выбирать некоторое оптимально разумное в данной ситуации количество цвета, помня, что утомляющее действие цвета зависит главным образом от насыщенности пятна и его угловых размеров. Утомляющее воздействие оказывает также большой контраст - и хроматический, и яркостный.

5. Физиологически оптимальными (т. е. наилучшими) цветами являются средневолновые - от желтого до голубого. Любой объект I класса можно запроектировать, не выходя за пределы средневолновой гаммы (речь идет, конечно, о цвете основных поверхностей). Применение коротковолновых и длинноволновых цветов уместнее в объектах II и III классов.

4.
.

 

5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 2398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.