Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мальтус




Мальтус — одиозная фигура в истории политической экономии. Прошло более 170 лет после выхода в свет «Опыта о законе народонаселения», но идеи и имя его автора и теперь объект острых идеологических и политических дискуссий. От Мальтуса ведет свое начало мальтузианство — теория на­родонаселения, утверждающая, что все бедствия челове­чества должны быть приписаны перенаселению, а обще­ственный строй тут ни при чем. В настоящее время маль­тузианство играет немалую роль в идеологической борьбе между капитализмом и социализмом за развивающиеся страны. Реакционные мальтузианцы утверждают, что центральная проблема для этих стран — излишек и чрезмерно быстрый рост населения; решение этой проблемы и мини­мум буржуазных по своей сущности реформ могут от­крыть им «путь в высшее общество» (разумеется, капита­листическое). Марксисты говорят, что для скорейшей ликвидации экономической отсталости, необходим некапи­талистический путь развития, необходимы коренные соци­альные преобразования, которые только и могут дать выход скованной энергии народов. В этих условиях и рам­ках может быть эффективна известная политика регули­рования рождаемости и роста населения. Противополож­ность этих позиций очевидна.

Место Мальтуса в науке определяется двумя главны­ми моментами: выдвинутым им «законом» народонаселе­ния и его своеобразной ролью критика-помощника и противника-друга Рикардо.

Томас Роберт Мальтус родился с 1766 г. в сельской местности недалеко от Лондона и был вторым сыном про­свещенного сквайра (помещика). Поскольку состояния в английских семьях не делятся между детьми, он не полу­чил наследства, но зато получил хорошее образование — сначала дома, а потом в колледже Иисуса Кембриджского университета. Окончив колледж, Мальтус принял духов­ный сан в англиканской церкви и получил скромное место второго священника в сельском приходе. В 1793 г. он стал также членом (преподавателем) колледжа Иисуса и оста­вался им до своей женитьбы в 1804 г.: условием членства в колледже было безбрачие.

Много времени молодой Мальтус проводил в доме отца, с которым вел бесконечные беседы и споры на философ­ские и политические темы. Как это ни странно, старик был энтузиастом и оптимистом, а молодой человек — скептиком и пессимистом. Мальтусу-старшему были близки идеи французских энциклопедистов и английского утопи­ческого социалиста Уильяма Годвина о бесконечной воз­можности совершенствования общества и человека, о бли­зости «золотого века» человечества. Мальтус-младший был настроен ко всему этому критически. На будущее челове­чества он смотрел мрачно, в утопии Годвина не верил. По­дыскивая аргументы в спорах с отцом, он натолкнулся у нескольких авторов XVIII в. на идею о том, что люди размножаются быстрее, чем растут средства существования, что население, если его рост ничем не сдерживается, мо­жет удваиваться каждые 20—25 лет. Мальтусу казалось очевидным, что производство пищи не может расти столь жебыстрыми темпами. Значит, силы природы не позво­ляют человечеству выбиться из бедности. Чрезмерная пло­довитость бедняков — вот главная причина их жалкого положения в обществе. И выхода из этого тупика не пред­видится. Никакие революции тут не помогут.

В 1798 г. Мальтус анонимно опубликовал небольшой памфлет под заглавием «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества». Свои взгляды он излагал резко, бескомпромиссно, даже цинич­но. Мальтус, например, писал: «Человек, пришедший в за­нятый уже мир, если его не могут прокормить родители, чего он может обоснованно требовать, и если общество не нуждается в его труде, не имеет права на какое-либо про­питание; в сущности, он лишний на земле. На великом жизненном пиру для него нет места. Природа повелевает ему удалиться, и не замедлит сама привести свой при­говор в исполнение»[160].

Мальтус, видимо, был из породы тех английских джентльменов, которые непоколебимо уверены в превос­ходстве своего класса и своей нации, которые презирают всякое сюсюканье о бедных, несчастных и калеках, кото­рые с невозмутимым хладнокровием, в белых перчатках и строгом сюртуке, могут присутствовать и при бунте фаб­ричных и при казни сипаев. Такие люди считают жесто­кость разумной необходимостью, а гуманность — вредной выдумкой.

Впрочем, в жизни Мальтус, как сообщают современни­ки, был общительным и даже приятным человеком: его дружба с Рикардо косвенно это подтверждает. Он отли­чался удивительной уравновешенностью и спокойствием духа, никто никогда не видел его рассерженным, слишком радостным или слишком угнетенным. Такой характер по­зволял ему с равнодушием (может быть, и показным) вы­носить хулу, которой он подвергался за свои жестокие взгляды.

Правящим классам Англии, боявшимся влияния фран­цузской революции на народ, книжка Мальтуса пришлась как нельзя кстати. Мальтус сам был удивлен ее успехом и занялся подготовкой второго издания. Он съездил за границу (Швеция, Норвегия, Россия, Франция, Швейца­рия), где занимался сбором материала в обоснование своей теории. Второе издание резко отличалось от первого: это был обширный трактат с историческими экскурсами, критикой ряда авторов и т. п. Всего при жизни Мальтуса вышло шесть изданий «Опыта», причем последнее превы­шало по объему первое в 5 раз!

В 1805 г. Мальтус получил кафедру профессора совре­менной истории и политической экономии в только что основанном колледже Ост-Индской компании. Он испол­нял также в колледже обязанности священника. В 1815 г. Мальтус опубликовал свою работу о земельной ренте, в 1820 г.— книгу «Принципы политической экономии», в основном содержащую полемику с Рикардо. Лекции и вы­ступления Мальтуса отличались сухостью, склонностью к доктринерству. К тому же его трудно было слушать, так как он от рождения страдал дефектом речи. По политиче­ским взглядам он был вигом, но весьма умеренным, всегда стремился, как сказано о нем в английском биографиче­ском словаре, к золотой середине. Умер он скоропостижно в декабре 1834 г. от болезни сердца.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.