Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности производства отдельных следственных действий




Расследование ДТП обычно начинается с осмотра места происшествия. Прибывший на место происшествия сотрудник органа дознания (или следователь) в первую очередь должен: оказать помощь раненым, при необходимости направить их в лечебное учреждение; принять меры по ликвидации последствий аварии, наладить дорожное движение; при наличии у водителя или иных лиц, причастных к происшествию признаков опьянения направить их в сопровождении сотрудника милиции на медицинское освидетельствование; опросить очевидцев; если водитель скрылся с места происшествия принять меры для его задержания. После выполнения этих мероприятий начинается общий осмотр места происшествия. Нужно правильно определить границы осмотра места происшествия. Место дорожно-транспортного происшествия не ограничивается только местом непосредственного столкновения или наезда. Необходимо учитывать, что порой водитель, совершивший и скрывшийся с места дорожно-транспортного происшествия, через несколько километров останавливается, чтобы осмотреть свою автомашину, по возможности устранить повреждения, полученные транспортным средством (выбрасывает осколки фар, удаляет поврежденные пластиковые детали, выправляет повреждения кузова автомобиля, замывает следы крови и т.д.).

Если водитель скрылся на транспортном средстве с места происшествия следователь должен установить индивидуальные признаки транспортного средства, определить места, где может находиться или куда направляется разыскиваемый водитель, решить, каким путем разыскиваемый водитель может быть обнаружен, установить вероятный путь дальнейшего движения водителя.

Обследование дорожного полотна во всех случаях проводится в ходе осмотра места происшествия при совершении дорожно-транспортного происшествия, либо при обнаружении трупа с признаками повреждений, характерных для автотравмы, и является составной частью данного следственного действия. При осмотре дороги могут быть обнаружены следы от колес автотранспорта, отдельные части от автомашины, выпавший груз, вещи водителя, пассажиров, пострадавших и т.д. Необходимо описать тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, брусчатка, булыжное, щебеночное, гравийное, песчаное, дерновое, глинистое и т. п.); состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с россыпью песка или подверженное другой обработке, гололедица и т. д.); равномерна или нет по состоянию проезжая часть, если неравномерна, то указать, в чем заключается неравномерность, а также по возможности представить координаты границ изменения состояния проезжей части; состояние поверхности проезжей части (наличие повреждений: ямы, просадки, нарушение уровня, другие дефекты, размеры этих повреждений, навалы кирпича, строительного материала, мусора, снега, песка и т. д.); наличие отдельных предметов, затрудняющих движение транспортного средства; координаты расположения повреждений и отдельных предметов относительно места ДТП; размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (обочины, откосы, ширина проезжей части, тротуаров и т. д.); продольный и поперечные профили проезжей части в градусах или процентах (спуск, подъем в направлении движения транспортных средств либо горизонтальный); наличие разметки проезжей части, дорожных знаков, пешеходных переходов, светофоров и т. д.; порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двустороннее, круговое, количество полос для движения, их ширина, одностороннее с полосой для встречного транспорта общественного пользования, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек и т. д.).

Следует установить видимость и обзорность с места водителя элементов проезжей части (с учетом световой обстановки и метеоусловий). Многие характеристики, например: положение солнца в яркий безоблачный день, наличие и характер облачности, силу дождя или снегопада, восстановить впоследствии будет во многом невозможно, а, следовательно, будет утрачена объективность и полнота в расследовании. Фиксация погодных условий имеет большое значение, поэтому в протоколе осмотра места происшествия по делам о дорожно-транспортных происшествиях в обязательном порядке необходимо указывать местоположение солнца, наличие облачности, наличие осадков и их интенсивность, направление и силу ветра. Определить общие пределы видимости с места водителя означает установить расстояние впереди машины при ее движении к центральной точке происшествия, на котором достаточно различаются подвижные и неподвижные объекты, расположенные в зоне дорожно-транспортного происшествия или при их приближении к ней, что позволяет водителю увидеть и осознать опасность, с которой нельзя было не считаться при управлении транспортом. Далее устанавливается местонахождение центра происшествия. Для этого изучают расположение пролившегося топлива, тормозной жидкости, стекол, следов колес. Наиболее часто на месте ДТП встречаются следы от колес автомашины. Вместе с тем, следует учитывать, что после совершения дорожно-транспортного преступления водитель мог остановиться, чтобы оценить происшедшее событие, в это время на дороге могли остаться потеки масла, горючего, тормозной жидкости, антифриза, при наезде на которые колеса автомашины оставили отчетливый след. Если же авария произошла на мягком грунте или на снегу, то следы проходящего транспортного средства останутся вне зависимости от применения торможения или остановки.

Следует фиксировать индивидуальные особенности тормозного следа и покрышек автомобиля, локализацию повреждений на транспортном средстве. Изучение следов от колес автотранспортных средств позволит установить местонахождение машин, их взаиморасположение во время движения, расположение движущейся машины по отношению к осевой линии, к пешеходу. По следам транспортных средств устанавливают тип, модель, марку транспортного средства; данные следы помогают в установлении конкретного транспорта, либо элемента транспортного средства (колеса, рассеивателя фары и т.п.); способствуют установлению направления движения и т.д.

Изучая повреждения на неподвижных предметах, можно определить характер и место повреждений на машине, судить о ее типе. Так, например, отщеп на дереве, находящийся на расстоянии двух метров от земли, будет свидетельствовать, что он оставлен грузовой, а не легковой машиной; если есть основание предполагать, что повреждение оставлено бампером автомобиля, то по высоте повреждения можно судить о типе данного транспортного средства. На неподвижных предметах часто остаются частицы краски с транспортного средства или с груза, перевозимого в кузове грузового автомобиля. Наибольшее значение эти следы имеют в том случае, когда машина скрылась с места происшествия.

Следы от выступающих частей машины на дорожном покрытии, как правило, образуются в тех случаях, когда машина с небольшим просветом двигалась по неровной дороге. Эти следы представляют собой короткие, прерывистые полосы на грунте. По следам от выступающих частей автомашины можно примерно определить и тип легковой автомашины.

Осмотр транспортных средств проводится в зависимости от ситуации, сложившейся на начальном этапе, либо в рамках осмотра места происшествия, либо в рамках отдельного следственного действия. Если транспортное средство находится на месте аварии, то осмотр его целесообразно производить на месте происшествия, если же транспортное средство было обнаружено позже, то осмотр его проводится на месте обнаружения.

Осмотр и исследование транспортных средств проводится с целью: выявления следов, образовавшихся в результате ДТП; анализа обстановки для восстановления механизма дорожно-транспортного происшествия; установления технического состояния транспортного средства.

Осмотр транспортного средства на смотровой яме, позволяет обнаружить даже мелкие следы (кровь, мозговое вещество, обрывки одежды, волокна), имеющие отношение к происшествию. Однако вначале следует провести осмотр на месте происшествия (либо месте обнаружения транспортного средства) с тем, что бы исключить возможность образования дополнительных повреждений в процессе перевозки транспортного средства к месту детального осмотра, что значительно осложнит дальнейшее расследование, поскольку установить в таком случае механизм происшествия будет крайне трудно. При осмотре частей транспортного средства, имевших контакт с другими машинами, телом человека или иным объектом фиксируется форма образовавшихся следов, их размеры, высота по отношению к дороге, местоположение по отношению к частям транспортного средства. При наезде на пешехода основное внимание обращают на бампер, облицовку радиатора, фары. Фиксируют их деформацию, отслоение загрязнения, лакокрасочного покрытия, наложение волокон ткани, наличие следов крови, иных веществ. Осматривая нижнюю часть транспортного средства, нужно зафиксировать наличие отсоединившихся частей, состояние деталей и узлов, которые могли образовать следы на теле человека или дороге. Осматривая салон, следует обратить внимание на состояние зеркала заднего вида, рулевого колеса, рукоятки переключения скоростей, ручного тормоза, показания спидометра.

Осмотр трупа является одним из наиболее ответственных этапов при расследовании ДТП. Необходимо установить и зафиксировать местоположение и позу трупа (вне зависимости от того, перемещался ли труп). Осмотреть и описать одежду и обувь, отметив наличие на ней разрывов, разрезов, наложений веществ от частей автотранспортных средств (краска, смазочные материалы, металлическая пыль), осколков стекла, следов протекторов шин, частиц дорожного покрытия и груза, следов волочения. Тщательному осмотру подлежит обувь трупа для обнаружения следов скольжения, значение которых состоит в том, что, во-первых, они позволяют установить факт наезда (удара) автотранспорта на пострадавшего, движущегося или стоящего на месте. Осуществляется поиск и фиксация следов крови, волос, мозгового вещества, волокон одежды.

В плане дорожно-транспортного происшествия должны найти отражение все объекты осмотра. В этих целях в нем отображаются: следы движения или торможения транспорта, размеры следов расположения транспортных средств на дороге, места наезда или столкновения машин, величина углов слияния дорог и улиц, ширина проезжей части, профиль пути и расположение дорожных сигнальных знаков, указателей и светофоров.

При допросе свидетелей необходимо выяснить: направление движения транспортного средства, приблизительную скорость его движения, марку, цвет, номерной знак и иные индивидуальные особенности автомобиля, количество и приметы лиц, находящихся в транспортном средстве, поведение потерпевшего. Выясняя марку транспортного средства, причастного к совершению ДТП, необходимо задать допрашиваемому контрольные вопросы по определению марки транспортных средств, находящихся в данный момент на месте происшествия. Нередко свидетели не могут определить марку транспортного средства и, искренне желая помочь следствию, неумышленно вводят следователя в заблуждение. То же самое можно сказать и о выяснении цвета автомобиля. При допросе пассажиров транспортных средств, участвовавших в ДТП, следует выяснить: как давно они ехали с водителем, кто именно был за рулем, не употреблял ли водитель перед началом движения или во время него спиртные напитки, какие именно и в каком количестве, не отвлекался ли водитель во время движения, какие меры предпринимал водитель, чтобы предотвратить аварию.

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства: кто, роме него находился в машине, сколько времени до ДТП он непосредственно находился за рулем, куда ехал, с какой скоростью, на какой полосе движения, какова была видимость, обзорность, какие дорожные знаки, светофоры видел водитель непосредственно перед ДТП, когда водитель увидел аварийную ситуацию, в чем она выражалась, какие действия он предпринял, чтобы избежать аварии.

При расследовании ДТП чаще всего назначаются автотехническая, транспортно-трасологическая и судебно-медицинская экспертизы. Автотехническая экспертиза проводится для установления причин, механизма, обстоятельств, последствий ДТП, состояния транспортных средств и т. д. На разрешение эксперта могут быть поставлены следующие вопросы: какова непосредственная причина данного происшествия; не явилось ли причиной происшествия неправильное управление транспортным средством, если да, то в чем это выразилось; исправна ли автомашина (или ее определенная часть), если нет, то в чем заключается данная неисправность; не является ли непосредственной причиной происшествия данная неисправность автомашины; возникла ли неисправность автомашины в результате происшествия или она существовала до него, либо появилась после; какова была скорость движения автомашины перед началом торможения; какими частями данные автомашины ударились друг об друга при столкновении; каков размер материального ущерба, причиненного в результате происшествия и т. д.

Транспортно-трасологическая экспертиза позволяет отождествить транспортное средство, установить его групповую принадлежность, разграничить следы первичного и повторного соударения и т. д. Перед экспертами могут быть поставлены следующие вопросы: каков тип (вид, марка, модель) автомашины, совершившей наезд, или модель шины, судя по следам шин (отпечаткам определенных частей автомашины, осколкам фарного рассеивателя и иным отделившимся частям автомашины); не причинено ли повреждение данным транспортным средством; каково было взаимное положение автомашин в момент столкновения, судя по повреждениям на автомашинах и следам на месте происшествия; какое из двух столкнувшихся транспортных средств совершало обгон, результатом которого явилось столкновение.

В рамках комплексной автотехническо-медицинско-трасологической обычно решаются следующие вопросы: каковы тип (вид, марка, модель) автомашины, совершившей наезд на пешехода; где именно каждый из находившихся в автомашине сидел перед происшествием; кто из них находился на сиденье водителя. Кроме того, могут быть назначены трасологическая и металловедческая экспертиза, а так же экспертизы горючесмазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасочных покрытий, волокон.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.