КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономика журналистики
Рынок — это не только совокупность существующих и потенциальных покупателей товара или услуги, в более широком плане он определяется как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров. Рынок может существовать только в том случае, когда он одновременно включает следующие рынки: а) рынок средств производства; б) рынок потребительских товаров; в) рынок интеллектуальных продуктов (открытия, изобретения, передовые идеи...); г) финансовый рынок; д) рынок рабочей силы [ 1 ]. Понятие «рынок» подчас используется метафорически — говорят о «рынке идей», «политическом рынке», а иногда и о рынке как синониме механизма самоорганизации общества [2]. На этапе перехода к рынку идеологические проблемы в журналистике уступили место экономическим. Рентабельность, балансовая и чистая прибыль, маркетинг, менеджмент — эти и другие понятия ворвались в мир редакций газет, телерадиокомпаний. А в учебных планах факультетов и отделений журналистики университетов страны появилась дисциплина «экономика журналистики». Однако пока еще не дано определения этому понятию. Известно, что экономика вообще (от греческого oikonomia — управление домашним хозяйством), — с одной стороны, хозяйство страны, включающее соответствующие отрасли и виды производства и обмена, с другой — исторически определенная совокупность производственных отношений, экономический базис общества. Согласно политэкономическому словарю, экономика — «важнейшая область общественных отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования имеющихся ресурсов» [3]. Примерно такую же трактовку дают и современные зарубежные экономисты: экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношения между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование (Р. Ко-уз); это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных песурсов (Кемпбелл Р., Макконел, Стенли Л. Брю). Экономическая система — это система взаимосвязанных принципов, форм, методов, организационно-правовых институтов ведения хозяйства. Государственная экономика — экономическая система, в основе которой лежит административно-командный механизм координации экономической деятельности, а рыночная экономика — это экономическая система, основанная на рыночном механизме координации экономической деятельности: товарно-денежные отношения широко развиты и носят всеобщий характер; согласование производства и потребления осуществляется через механизм ценообразования; свободная динамика цен зависит от несоответствия спроса и предложения; существуют условия для конкуренции между товаропроизводителями, и действуют противозатратный и санирующий механизмы. Различают макроэкономику — науку об экономике как едином целом и микроэкономику — науку об отдельных рынках и экономических аспектах, когда исследуются отрасль, фирма, цены, товарные услуги.
С другой стороны, редакцию газеты или телерадиокомитет можно рассматривать как коммерческое предприятие — самостоятельный, с правами юридического лица, субъект хозяйствования, действующий в условиях самофинансирования и стремящийся получить прибыль путем реализации товара, хотя этот товар и необычный — интеллектуальный, идеологический. Следовательно, как и любое коммерческое предприятие, редакция СМИ встроена в рыночную экономическую систему. Тогда, критически оценивая различные общие дефиниции, можно придти к следующему определению; современная экономика журналистики — это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования. Последний предполагает, прежде всего, конкуренцию на информационном рынке. Цель редакции, чтобы этот рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей информации — позитивно принял продукт ее творческого производства, что может привести к более интенсивному обмену «товар-деньги» и увеличению активной доли рынка за счет вербовки потенциальных читателей, телезрителей, радиослушателей.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |