Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К практическому занятию. По специальности «лечебное дело»




ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По специальности «Лечебное дело»

Курс «Пропедевтика внутренних болезней»

Тема: ««Симптоматология заболеваний пищевода, желудка и кишечника. Острые и хронические гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Рак желудка. Энтероколиты».

 

Утверждена на кафедральном заседании

№ протокола

«___» _________2007 г.

 

 

Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.м.н., проф. Поликарпов Л.С. (подпись)_____________

 

 

Составитель:

асс. Деревянных Е.В.

 

 

Красноярск 2007

 

 

1. Тема занятия: «Симптоматология заболеваний пищевода, желудка и кишечника. Острые и хронические гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Рак желудка. Энтероколиты».

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы: Заболевания органов пищеварения имеют широкое распространение, в связи с чем бесспорно их социальное значение.

4. Цели обучения:

4.1. Общая цель: Овладеть методами субъективного и объективного обследования пациентов с заболеваниями органов пищеварения.

4.2. Учебная цель:

· научить студентов клиническому обследованию пациентов с заболеваниями органов пищеварения, пальпации живота, правильно оценивать
полученные данные;

· поставить предварительный диагноз с элементами дифференциальной диагностики, наметить план дополнительных методов обследования и интерпретировать их результаты.

4.3. Психолого-педагогическая цель: развитие ответственности будущего врача за своевременную диагностику заболеваний органов пищеварения, особенно осложнений язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (ДПК) и
онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).

 

5. Место проведения занятия: учебная комната, палаты II хирургического отделения ГКБ №6

6. Оснащение занятия: таблицы, анализы желудочного сока, копрограммы.

7. Структура содержания темы (хронокарта, план занятия).

 

Этапы занятия Время (мин) Оснащенность
1. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся.
2. Формулировка темы и цели   Преподавателем объясняется тема и ее актуальность, цели занятия
3. Контроль исходного уровня знаний, умений     Тесты № 1, индивидуальный устный опрос.  
4. Раскрытие учебно-целевых вопросов   Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)
5. Самостоятельная работа обучающихся 1) расспрос, осмотр больного с заболеваниями ЖКТ под контролем преподавателя. 2) интерпретация дополнительных методов обследования. 3) разбор курируемых пациентов. 4) выявление типичных ошибок..   Работа: 1) В учебной комнате: -отработка методики пальпации живота студентами друг на друге. 2) В палатах 2 хирургического отделения ГКБ №6 С результатами дополнительных методов обследования у курируемых пациентов.  
6. Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изучаемой теме   Ситуационные задачи.  
7. Подведение итогов, задание на дом.   Учебно-методические разработки следующего занятия, индивидуальные задания (составить схемы, графологические таблицы и т.д.
Всего:    

 

8. Аннотация (краткое содержание) темы:

Для точной диагностики заболеваний органов брюшной полости необходимо хорошо знать топографию этих органов и условное деление живота на несколько областей (рис.1). Для определения последних проводят две горизонтальные и две вертикальные линии. Одна из горизонтальных линий (1) соединяет реберные дуги (на уровне X ребер), другая (2) проходит через верхние ости подвздошных костей (spina iliaca anterior superior).

Эти линии условно делят живот на три отдела: эпигастральную (1, 2,3), мезогастральную (4, 5, 6) и гипогастральную (7, 8, 9) области.

Две параллельные вертикальные линии, проходящие по наружным краям прямых мышц живота (3), дополнительно делят брюшную полость на 9 областей: области левого и правого подреберий (1 и 3) и собственно надчревную (эпигастральную) область (2), правый и левый фланки живота (4 и 6), околопупочную область (5), правую и левую подвздошные области (7 и 9) и надлобковую область (8).

Рис 1. Области живота.

1,3- правое и левое подреберья; 2 - подложенная область; 4, 6 - правый и левый фланки живота; 5 - околопупочная область; 7,9- подвздошные области; 8 - лобковая область.


Наиболее частыми заболеваниями пищевода являются аномалии развития, функциональные заболевания (дискенезия пищевода), грыжи пищеводного отверстия диафрагмы, воспалительные заболевания слизистой оболочки пищевода (эзофагиты), пептическая язва пищевода, ахалазия кардии (кардиоспазм), дивертикулы, доброкачественные и злокачественные опухоли пищевода.

Симптоматология заболеваний пищевода:

Наиболее частыми жалобами при заболеваниях пищевода являются:

  1. дисфагия (затрудненное прохождение пищи по пищеводу)
  2. боли
  3. рвота
  4. срыгивание
  5. отрыжка
  6. изжога
  7. слюнотечение и др.

ДИСФАГИЯ может быть постоянной при органических сужениях пищевода (новообразования, рубцовые структуры пищевода) и пароксизмальной при заболеваниях пищевода функционального характера (эзофагоспазм, истерия)

Дисфагия при органических поражениях пищевода появляется сначала при приеме твердой пищи. В то время как дисфагия функциональной природы появляется во время приёма жидкой пищи.

БОЛИ при заболеваниях пищевода носят постоянный ноющий или приступообразный характер, часто локализуются за грудиной, иррадиируют в левое плечо, левую руку, левую половину грудной клетки, имитируя боли при стенокардии. Однако в отличие от стенокардитических болей, боли при заболеваниях пищевода тесно связаны с приёмом пищи. Постоянные боли связаны с прорастанием злокачественных новообразований серозной оболочки пищевода. ПИЩЕВОДНАЯ РВОТА возникает на фоне органического сужения пищевода (стриктуры, рубцового или опухолевого происхождения) без предшествующей тошноты, в отличие от рвоты желудочно-кишечного происхождения.

СРЫГИВАНИЕ представляет собой возвращение (регургитацию) небольшой части принятой пищи обратно в полость рта. Чаще всего развивается при задержке пищи в пищеводе за счет органического сужения пищевода. Может развиться на фоне ахалазии кардии (кардиоспазм) во время сна («симптом мокрой подушки»).

ИЗЖОГА — ощущение жжения в области мечевидного отростка грудины -является частым симптомом многих заболеваний пищевода (рефлюкс-эзофагита, грыж пищеводного отверстия диафрагмы, недостаточность кардии и др.). Развивается изжога за счет заброса кислого содержимого желудка и раздражения слизистой дистального конца пищевода. КРОВОТЕЧЕНИЕ - является серьезным симптомом при заболеваниях пищевода. Это может быть пептическая язва пищевода, опухоли, повреждения стенки пищевода инородным телом, разрыв варикозно-расширенных вен пищевода (при циррозе печени), линейные разрывы слизистой (синдром Маллори-Вейсса) на фоне упорной рвоты у лиц, злоупотребляющих алкоголем. В отличие от кровотечений из желудка, кровотечение из пищевода имеет примеси неизмененной пищи.

АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Характер начала болезни может быть различным. Так некоторые больные при ахалазии кардии могут точно назвать даже дату начала заболевания, обусловленную психогенным травмирующим фактором. При многих заболеваниях пищевода (рефлюкс-эзофагит, ахалазия кардии) отмечаются периоды ремиссии и обострения. При злокачественных опухолях, пептических стриктурах пищевода заболевание носит прогрессирующий характер.

АНАМНЕЗ ЖИЗНИ. Надо выяснить были ли ожоги (термические или химические) травмы пищевода, которые могут стать причиной стриктуры пищевода. Курение, злоупотребление алкоголем, погрешности в диете (прием острой, грубой, чрезмерно горячей пищи) могут быть причиной рефлюкс-эзофагита.

ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) имеют небольшое значение в диагностике заболеваний пищевода. При общем осмотре больных со стриктурами пищевода опухолевого или рубцового происхождения можно отметить значительное снижение массы тела, явления обезвоживания, витаминной недостаточности. В случае ахалазии кардии, а также опухоли пищевода перекрывающей его просвет, при перкуссии иногда наблюдается исчезновение пространства Траубе.

В диагностике заболеваний пищевода широко применяются рентгенологические, эндоскопические, морфологические, эзофаготонокимографические и др. методы исследования. РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ позволяет уточнить характер рельефа слизистой пищевода, положение, форму, величину и контуры его, обнаружить различные нарушения моторики. ЭНДОСКОПИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ проводится с помощью фиброэзофагоскопа и позволяет взять биопсию из пораженного участка, провести ряд лечебных манипуляций (бужирование пищевода, электрокоагуляцию кровоточащего сосуда, склеротерапию варикозно-расширенных вен), осмотреть слизистую пищевода.

Применяют также ЦИТОЛОГИЧЕСКОЕ исследование для диагностики опухоли, для которого используют промывные воды пищевода или материал, полученный в результате соскоба со слизистой оболочки.

ЭЗОФАГОМОГРАФИЯ позволяет регистрировать двигательную активность пищевода, его различных отделов, измерять тонус нижнего пищеводного сфинктера и применяется для диагностики дискенезий пищевода, ахалазии кардии, грыж пищеводного отверстия диафрагмы. Применяются различные ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ пробы. Так, например, нитроглицерин, снижающий тонус нижнего сфинктера, улучшает проходимость пищи по пищеводу у больных с ахалазией кардии и не вызывает такого эффекта у больных с поражениями пищевода органической природы.

ГАСТРИТ - поражение слизистой оболочки желудка преимущественно с воспалительными изменениями при остром развитии процесса и явлениями ее морфологической и функциональной перестройки с прогрессирующей атрофией при хроническом течении.

 

ОСТРЫЙ ГАСТРИТ -это острое воспаление слизистой оболочки желудка. Острота процесса (острое начало, кратковременность заболевания) обусловлена, с одной стороны, весьма сильными раздражителями, которые попадают в желудок, а с другой – непродолжительностью их действия.

Классификация

По форме:

  1. Простой (катаральный)
  2. Коррозивный (эрозивные, могут сопровождаться кровотечением)
  3. Флегмонозный

Этиологические факторы острого гастрита

Экзогенные:

  1. пищевые (горячая или грубая пища, употребление большого количества специй- перец, горчица, уксус)
  2. инфекционный (пищевая токсикоинфекция, сальмонеллез, эшеррихиоз)
  3. алкоголь в больших количествах и его суррогаты
  4. медикаменты - при приеме лекарственных препаратов (аспирин, НПВС, ГКС, препараты наперстянки, эуфиллин и др.)

Эндогенные:

  1. Грипп
  2. Скарлатина
  3. Ожоговая болезнь
  4. ХПН (уремия)



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.