КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
У этрусков и во времена римских царей
Матрилинейная система наследования Известно, что у этрусков была матрилинейная система родства. В двуязычных латино-этрусских надписях имя отца часто фигурирует только в латинской части, тогда как имя матери всегда присутствует в этрусском тексте и порой отсутствует в его латинском эквиваленте. Еще Бахофен в середине XIX в. заметил, что, по сравнению с положением гречанок и римлянок, статус этрусских женщин, по крайней мере в период архаики (VII-V вв. до н.э.), был поразительно высок82. Еще больше об утонченном образе жизни этрусков и о значительной роли, отведенной в их обществе женщинам, нам говорят рисунки и надписи на гробницах83. Кроме того, об этом писали греческие и римские авторы, которых — что важно отметитть пугало высокое положение женщин. Они считали, что отношения между мужчинами и женщинами и их различные представления о сексуальной любви являются источником конфликтов, поэтому сильные женщины рассматривались как угроза государству. Историк Л.Бонфанте высказала предположение что Рим испытал первый «культурный шок» осознав, что делается все более похожим на город этрусков на противоположном берегу Тибра, откуда он заимствовал многие элементы внешней культуры — литературу, искусства, символы царского достоинства. Для римлян этруски всегда воплощали образ «другого»84. Лучше всего мы знаем этрусков по их искусству и литературе, в которых отразилась свойственная их обществу независимость и влиятельное положение женщин. Это вызвало искреннее удивление у Фео-помпа, греческого историка IV в. до н.э. По его сведениям, этрусские женщины много заботилисьо своем теле и часто упражнялись обнаженными с мужчинами и друг с другом, что отнюдь не считалось бесстыдством. Они отличались красотой и на пирах нередко возлежали с мужчинами, которые не были их мужьями. Им нравилось пить, и они даже принимали участие в произнесении тостов, что, в случае греческих симпозиумов, традиционно считалось привилегией мужчин. Но более всего Феопом-па шокировало то, что они давали воспитание всем своим отпрыскам, вне зависимости от наличия у них признанного отца. Последний факт — воспитание детей без формального признания мужа - скорее всего был связан с их правом обладать независимой собственностью.
Даже одеждой мужчины и женщины не слишком отличались друг от друга. Стороннему наблюдателю вполне могло показаться, что этрусские женщины одевались по-мужски. К примеру, в конце VI в. до н.э. они носили накидки и высокую обувь - знаки гражданства и высокого статуса. Все эти символы равенства шокировали греков, которые усматривали в этом проявление безнравственности. Все три последних этрусских царя Рима были обязаны своим престолом этрусским женщинам. По женским именам можно было определить различия в статусе и правовом положении. Римские женщины, напротив, не имели имен собственных: сперва они идентифицировались какдочери своих отцов,а затем - как жены своих мужей. Признанной формой матрилинейного наследования, хотя оно предполагает переход царского престола от матери кдочери,в римском обществе было наследование от тестя к зятю. Кроме того, греческие историки сообщают, что 'ш ва IX. Струк тура общества
этруски и доисторические афиняне «имели общих жен», а «их дети не знали своих отцов». При такой системе женщина могла сама избрать себе супруга или супругов, сохраняя при себе детей, независимо оттого, кто был их отцом. На этом основании Дж.Томсон предположил, что в доисторических эгейских сообществах групповой брак сочетался с общинной формой собственности85.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |