Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У этрусков и во времена римских царей




Матрилинейная система наследования

Известно, что у этрусков была матрилинейная система родства. В двуязычных латино-этрусских надписях имя отца часто фигурирует только в латин­ской части, тогда как имя матери всегда присутст­вует в этрусском тексте и порой отсутствует в его латинском эквиваленте. Еще Бахофен в середине XIX в. заметил, что, по сравнению с положением гречанок и римлянок, статус этрусских женщин, по крайней мере в период архаики (VII-V вв. до н.э.), был поразительно высок82.


Еще больше об утонченном образе жизни этру­сков и о значительной роли, отведенной в их обще­стве женщинам, нам говорят рисунки и надписи на гробницах83. Кроме того, об этом писали греческие и римские авторы, которых — что важно отметитть пугало высокое положение женщин. Они считали, что отношения между мужчинами и женщинами и их различные представления о сексуальной любви являются источником конфликтов, поэтому силь­ные женщины рассматривались как угроза государ­ству. Историк Л.Бонфанте высказала предположе­ние что Рим испытал первый «культурный шок» осознав, что делается все более похожим на город этрусков на противоположном берегу Тибра, откуда он заимствовал многие элементы внешней культу­ры — литературу, искусства, символы царского дос­тоинства. Для римлян этруски всегда воплощали образ «другого»84.

Лучше всего мы знаем этрусков по их искусству и литературе, в которых отразилась свойственная их обществу независимость и влиятельное положение женщин. Это вызвало искреннее удивление у Фео-помпа, греческого историка IV в. до н.э. По его све­дениям, этрусские женщины много заботилисьо своем теле и часто упражнялись обнаженными с мужчинами и друг с другом, что отнюдь не счита­лось бесстыдством. Они отличались красотой и на пирах нередко возлежали с мужчинами, которые не были их мужьями. Им нравилось пить, и они даже принимали участие в произнесении тостов, что, в случае греческих симпозиумов, традиционно счита­лось привилегией мужчин. Но более всего Феопом-па шокировало то, что они давали воспитание всем своим отпрыскам, вне зависимости от наличия у них признанного отца. Последний факт — воспитание детей без формального признания мужа - скорее всего был связан с их правом обладать независимой собственностью.

Даже одеждой мужчины и женщины не слишком отличались друг от друга. Стороннему наблюдате­лю вполне могло показаться, что этрусские женщи­ны одевались по-мужски. К примеру, в конце VI в. до н.э. они носили накидки и высокую обувь - зна­ки гражданства и высокого статуса. Все эти симво­лы равенства шокировали греков, которые усматри­вали в этом проявление безнравственности.

Все три последних этрусских царя Рима были обязаны своим престолом этрусским женщинам. По женским именам можно было определить различия в статусе и правовом положении. Римские женщи­ны, напротив, не имели имен собственных: сперва они идентифицировались какдочери своих отцов,а затем - как жены своих мужей. Признанной формой матрилинейного наследования, хотя оно предпола­гает переход царского престола от матери кдочери,в римском обществе было наследование от тестя к зятю. Кроме того, греческие историки сообщают, что


ва IX. Струк тура общества



 


этруски и доисторические афиняне «имели общих жен», а «их дети не знали своих отцов». При такой системе женщина могла сама избрать себе супруга или супругов, сохраняя при себе детей, независимо оттого, кто был их отцом. На этом основании Дж.Томсон предположил, что в доисторических эгейских сообществах групповой брак сочетался с общинной формой собственности85.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.