Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Две редакции пьесы




Существуют две редакции пьесы «Васса Железнова» (1910-го и 1935-го года). Правда, эти варианты столь коренным образом отличаются друг от друга и по характеру конфликта, и по составу действующих лиц, и по концепции, что можно было бы говорить о двух разных пьесах, хотя и с общим названием.

Пьеса была переработана Горьким в конце 1935 года (параллельно с работой над романом «Жизнь Клима Самгина»), и смещение акцентов при переработке отразилось прежде всего в изменении центральной философской идеи пьесы.

Характер главной героини, его стержневые черты определяют все содержание и первого, и второго вариантов драмы.

Но Васса в первой редакции (1910 г.) – классическая «акула капитализма». Это человек, живущий исключительно в мире материальных, приземленных интересов. Единственное, что ее занимает, – деньги. Она не любит даже детей, заботится о Семене и Павле только ради соблюдения приличий, Анну же просто использует. Правда, в финале пьесы возникает мотив одиночества Вассы, она осознает, что мучения совести всегда будут преследовать ее, но всё равно отношение её к жизни не меняется, о чем говорит угрюмая усмешка героини.

Васса второго варианта сохраняет основную черту характера буржуазной «хищницы» – сильнейшую волю, порабощающую, ломающую окружающих ее людей (в этом отношении, и не только в этом, она очень похожа на Марину Зотову из «Жизни Клима Самгина»). Сохраняется и стремление к богатству. Но изменилось главное – мотив действий. В 1-м варианте Васса – это своего рода «скупой рыцарь»: деньги ради денег, власть ради власти. Теперь деньги уже не цель, а средство. Для Вассы и во второй редакции главное в жизни – «дело», хозяйство. Но движет ею здесь отнюдь не стремление к личному обогащению. Васса, говоря о своих «хозяйственных» заботах, не упоминает о себе, ей лично не нужны ни хозяйство, ни богатство. Более того, она может достаточно легко жертвовать капиталом ради более высоких целей – чести семьи, будущего дочерей и внука. Она, например, не жалеет никаких денег для того, чтобы отменить судебный процесс по делу мужа, который ей совершенно не дорог (но зато дороги дочери и внук, на которых из-за непутевого отца может лечь пятно позора).

В первой редакции Васса ломает судьбы своих детей, родственников ради денег – во второй редакции она поступает практически наоборот. Теперь деньги сами по себе её уже мало интересуют. Более того, в разговоре с Рашелью Васса замечает, что, если бы она могла поверить в возможность изменить, улучшить жизнь путем революции, она смогла бы пожертвовать для этого всем своим состоянием. И хотя Рашель не верит Вассе, у читателя нет никаких оснований сомневаться в искренности героини: Васса не обманывает, не кокетничает. Она рассказывает, что была даже рада и почувствовала огромное облегчение, когда муж проиграл все состояние и «дело». Это черта, абсолютно новая по сравнению с Вассой первого варианта, она делает образ гораздо более сложным и интересным.

 

2.2. Цель и средства: система мотивировок




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 3466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.