Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенность лирики У.Вордсворта




Одним из зачинателей романтизма в английской литературе является Вильям Вордсворт. Его обычно относят к поэтам «озерной школы» или «лейкистам» (от англ. lake – озеро), поскольку он проживал в живописной местности Кэмберленд, изобулующей озерцами.

Вордсворт поддерживал Великую Французскую революцию. В 1792 году. В уезжает в Париж, чтобы присутствовать при «рождении нового мира». ВФР оказала огромное влияние на формирование личности поэта, способствовала развитию его таланта. Именно во Франции научился Вордсворт понимать жизнь и надежды народных масс. Под влиянием «пафоса благородного негодования» на «социальную несправедливость» родились произведения, исполненные глубокого демократизма и гуманизма («Вина и Скорбь», «Раззоренная хижина», трагедия «Пограничные жители» (там человек-рационалист, который оправдывает любое преступление, исходя из разума). Первые произведения несут будто отпечаток 18 века.

Вордсворд живёт в озёрном крае Кэмберленд, и его настоящее творчество начинается в содружестве с двумя поэтами - Колридж, Саути (также поэты-лейкисты).

Перелом в творчестве происходит после 93-94 года, после Якобинского правления во Франции; у В возникает идея противопоставления мира человека, наполненного политикой и прочим, природе; тема природы переходит в тему человека, живущего на природе: территории для хлебопашества мало; крестьянство - часть светлого начала, которое не имеет ничего общего с капиталистической действительностью; природа и человек природы - единственное, о чём можно писать; "всё в природе достойно вдохновения". Вордсворт – человек, который размышляет вообще (это характерно для романтизма) над этапами человеческой жизни. Первое философское стихотворение «Строки, написанные близ аббатства Тинтерн (иногда просто «Аббатство Тинтерн» называют). Его структуру повторяет сознательно Пушкин «Вновь я посетил…». Пушкин Вордсворта ценил, хотя знал в переводах (*Саути переводил Жуковский, встречался лично). Даются этапы жизни поэта: не обычного человека, а личности индивидуальной: исключительной. Все его творчество становится выражением какой-то мысли о том, что же такое жизнь и кто ее наполняет. Это его по-своему философичная поэма «Прелюдия», где он выражает многое от собственного мироощущения. Принято было считать по поводу многих романтиков, что их произведения автобиографичны. В его поэме присутствует момент автобиографичности, который есть у романтического автора, особенно у лирического. Этот автобиографизм – не стремление рассказать о себе, а он – то мироощущение, которое человек и вкладывает в свое произведение. Он не о себе рассказывает, а идет от себя. В первых песнях поэмы Вордсворт показывает душевное состояние человека, который видит мир изменившимся, мир развивающийся по мере утраты идеального, ослабление идеального и чистого. Идея его – душевное движение человека, который наблюдает эти перемены, от страдания к терпению: к признанию того, что это страдание непреодолимо и его надо терпеть.

 

*(!) В учебниках если пишут, что романтизм делится на революционный – нереволюционный и т.п. не верить. Романтизм, сам по себе, по своей идейной позиции – он весь революционный, он весь направлен против действительности с позиции идеала. Только протест у каждого автора выражен по-своему.

 

У него появляется эта идея как основа противостояния мира. В этой поэме он обращается, прежде всего, к тем, кто страдает. Там появляется момент, когда крестьянка голодная, кое-как одетая, пасет тощую телку и это наблюдает офицер французской армии, человек, который говорит: вот против чего мы боролись, но борьба себя и не оправдала.

Вот о чем говорит автор: «И верил я, что вскоре навсегда исчезнет бедность жалкая, что мы увидим, как природа безвозмездно плодами щедрыми вознаградит смиренных, незлобивых, терпеливых детей труда». Но вера эта неосуществима, идеал в реальности не воплотился.

Еще одна его поэма, где звучит та же мысль, - «Прогулка» (Поэма, к которой он пишет предисловие). Мысли, которые он выражает в предисловии потом войдут в манифест озерных романтиков (почему, собственно, и говорим, что это школа – они вырабатывают свои принципы).

Пишет: главный предмет поэзии – положение и происшествия в реальной жизни, при том в какой жизни, он уточняет: скромной, деревенской, близкой к прекрасной и неизменной жизни природы. Это, собственно, его позиция, ему принадлежащая и очень четкая.

У Пушкина есть стихотворение «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета») там он упоминает Вордсворта: «Когда вдали от суетного света. Природы он рисует идеал».

Это то что действительно составляет его особенность. В основе творчества В - жизнь народная, вблизи природы. Но у него появляется один пункт (общеромантический момент, типологическая особенность): он говорит о том, что природа дает то чувство, которое может лечь в основу поэзии, потому что природа – она божественна, она связана с волей Творца, а задача поэта – поддерживать отношения м/у человеком и Творцом. Этот пункт поэзии как носителя божественного начала, божественного происхождения поэзии, будет характерен не только для Вордсворта.

Что касается поэмы «Прогулка»: в основе ее лежит даже та же идея стоицизма, христианского терпения. Изображается рост города и гибель деревни. Вот об этом, как раз говорят, встретившиеся на прогулке три человека, о том, как это надо воспринимать. Один из них пастор-странник: сельский пастор, человек, для которого это все очевидно, он говорит о том, что необходимо смирение. Коробейник поддерживает его, прислушивается к нему. Еще один их спутник – «одинокий», который сомневается, что все происходит по воле провидения, в итоге он признает себя побежденным в этом споре. Такая христианская идея смирения у Вордсворта ярко выражена. Она имеет смысл факта мироздания (так создан мир, в этом мире живет человек).

 

В 1798 г происходит издание сборника баллад лейкистов под названием "Лирические баллады"

Интерес к балладе в конце 18 в; малый лирический жанр, предполагает таинственность, загадочность; значительны моменты для романтизма как искусства, романтической эстетики.

 

Идеи: для лирики нужен новый язык; борьба романтиков с классицизмом; в разных странах, но именно в той области, где классицизм оказался наиболее сильным и выразительным; в жанре драмы после Шекспира классицизм торжествовать особо не мог; английские лирики начинают наступление на старое, потому что оно уже не отражает современного понимания; стихотворение должно быть написано определённым языком; все формулы, искусственности языка должны быть удалены, так как это были выкладки разума, он должен замениться эмоциями; поэзия выражает человеческие чувства, в этом её философская истина; "Истина, которую страсть доносит до сердца живой", стихи, которые может воспринимать каждый

 

(изхрестоматии): Работая над своим балладами для сборника «Лирических баллад», Вордсворт произвел подлинную реформу в области литературного языка того времени, введя в ткань своих поэтических произведений разговорный язык крестьян северо-запада Англии. Этим он нанес сокрушительный удар эпигонам классицизма и расчистил почву для дальнейших успехов романтизма. Ломая устаревшие каноны, Вордсворт сделал героями своих баллад представителей низших классов – фермеров, батраков, безработных. Этим он объективно демократизировал весь литературный процесс своего времени.

(из учебника):

Исключительная ясность поэтической формы, глубокий лиризм, тонкое чувство природы, ведение диалога – вот что характеризует баллады Вордсворта. Их сюжеты построены крайне просто. Так в балладе «Мечтания бедной Сусанны» рассказывается о деревенской девушке, попавшей в Лондон. Песня ручного дрозда, случайно услышанная ею на улице, приводит ее в состояние экстаза и она вся отдается воспоминаниям о родном крае. Вместо унылой городской картины ей рисуется деревенский пейзаж, она вновь переживает радостные моменты своего детства. Однако видение быстро исчезает, ее ожидают «сума с клюкой да медный крест, да нищество, да голодовки».

Романтизм Вордсворта проявился в его стремлении передать в образах загадочность и непостижимость окружающего мира, так в стихотворении «Кукушка», рассказывая о встрече с «певицей весеннего леса» автор придает этому случаю некий таинственный смысл, зовет кукушку «птицей-тайной», «загадкой».

Еще с большей силой мысль о загадочном в нашем мире выражена в стихотворении «Нас семеро»: крестьянская девочка не осознает грани между бытием и небытием и ее умершие брат и сестра не воспринимаются ею как утраченные. В этом, по мнению Вордсворта, проявляется вся мудрость, т.к. романтики считали, что дети неизмеримо более чуткие, чем взрослые

Общая тональность стихотворений Вордсворта минорная, элегическая. Причины своей элегической грусти Вордсворт раскрывает в цикле «Люси». В этом произведении в романтико-символической форме он осмысливает гибель своих юношеских мечтаний, навеянных утопиями просветителей о всеобщей гармонии и счастье.

7. В.Скотт – создатель жанра исторического романа (на примере произведений). Причины утверждения исторического жанра в эпоху романтизма.

Начинает одновременно с лейкистами.

Интерес к фольклору — сближается с Саути. Издаёт «Песни менестрелей с шотландской границы» — начинал как поэт.

Внимание к народу как к конкретной силе, которая присутствует в истории. Скотт переводит первое произведение Гёте на английский — там действует народная масса.

Перестал писать как поэт с появлением Байрона. Но его воспринимали как лирика.

Пишет поэмы: «Дева озера», «Замок Смальгольм». Непременно образ народа.

Просвещение считало, что законы должны быть разумны и установлены. Но! Вышло так, что законы могут быть только историческими и их можно только наблюдать.

Именно с ВС связана одна важная особенность романтизма, которая выделилась в Англии - полемика с классицизмом; обращение к простому народу.

Скотт хотел показать простых людей, потому что именно они представляют собой лицо национальности, а знатных господ и дам вы встретите везде – они всюду одинаковые; народ выражается именно в простых людях.

Лейкисты тоже обратили внимание на особенности народной поэзии; Саути обратился к народным балладам, с этого начинал и ВС (коренной шотландец!).

ВС обратил внимание на те особенности, которые даёт народная фантазия.

Его привлекала средневековая готическая баллада; стремление к таинственному; выпустил книгу вместе с Льюисом («Книга страшных историй»).

Интерес к старине; среди переводов Жуковского есть баллады ВС.

Лирика лейкистов и ВС направлена против классицистов: простота и ясность в противовес тяжести пышности.

Баллада «Замок Смалгольм», а также поэмы «Дева озера», «Мармион» - героическая старина, борьба Шотландии и Англии.

Позиция - протест против классицистических установок - показывают его эссе (например, о Шекспире). Шекспир является идеалом творца, т.к. показал сложность, смешение, загадочность человеческих характеров; ВС увлечён Шекспиром, но с более критической точки зрения.

Обратившись к романам, ВС перестал писать стихи; когда его спросили, почему он это сделал, он ответил: «Потому что появился Байрон». Хотя первые опыты Байрона он, как и лейкситы, встретил отрицательно, потому что каждое произведение первого сборника было подражанием того лучшего, что было в XVIII веке + критика за несовременный вид.

ВС вошёл в историю как создатель исторического жанра.

Не путать (!!) с обращением к истории: оно было и раньше - у Шекспира, Вольтера...и тем не менее их произведения нельзя отнести к историческому жанру. Задача ВС - не просто перенесение идей своего времени на старину, а изображение логики истории, того, что каждая эпоха имеет своё лицо.

Прошла революция, наполеоновские войны, и стала понятна диалектика исторического процесса: то, что казалось светлым, стало тёмным, и наоборот.

=> можно показывать историю в движении, а не метафизически (как у просветителей); исчезают классицистические представления о неизменности.

Как разрешить конфликт столкновения старого и нового? Это стало ясно уже после 1815 года.

Вопрос о роли личности; тема вождя, выдающегося человека, становится очень важной для освещения исторического процесса.

ВС показал историю на примере борьбы.

Романтический герой — в центре не поступки, а переживания. Проникновение в духовную жизнь народа.

Складывается понятие о национальной культуре. Народ играет роль в истории. Цель — показать превосходство простого человека.

Принцип исторического романа: показать как жили, думали и чувствовали люди прошлых веков. Одинаково важны и великие события, и мелкие эпизоды из истории нравов ушедших, в отличие от нравов господствующих.

Классицизм появился как реакция на Шекспира, показавшего изломанный мир. Задача — всё выровнять. Скотт: анализирует творчество Шекспира в свете его эпохи. Говорит и о просчётах. Вывод: у Шекспира должны учиться, но повторить его — ошибка. Нужно исходить из своей эпохи.

Много романов, связанных с борьбой Шотландии против Англии. В центре оказывается один герой, который представляет собой исключительную личность — яркий признак романтического произведения.

Борьба которая происходит в истории неизбежна, но всегда драматична. Автор признаёт правоту каждой из сторон. Нельзя разделить на хорошо и плохо. Фанатизм борьбы ведёт к кровопролитию. Это основа трагизма борьы, через которую движется история.

«Айвенго»: сражение между Ричардом Львиное сердце (сакс) и норманнами; Ричард несёт исторический процесс. Как соединить старое и новое? Завоевание страны - серьёзный исторический этап. Ответ ВС: момент компромисса между двумя фактами исходного старого и прогрессивного, должен быть найден компромисс среди враждующих начал. В отличие от классицизма, решения диктует сама история. ВС впервые показал, что существует исторический прогресс.

«Уэверли, или Шестьдесят лет назад» - первый роман, 1814 год; издан анонимно (следующий роман - тоже анонимный); герой - одиночка, отличается от всех пристрастием к старине, к языческим варварским обычаям, к природе; действие при ганноверской династии, он офицер королевских войск, страстно любит сестру шотландского вождя. Противостояние: Шотландия (самобытность, прошлое) ßà Англия (прогресс).

Проявление романтизма у ВС: действительность – сложное драматичное противоборство, идеал – его решение, компромисс, который находит его герой (носитель индивидуальности).

Названия романов указывают не на внешние обстоятельства (как в XVIII веке – приключения, история, путешествие), а на имя героя, т.к. важна личность (внутренний мир!).

Люди из народа всегда на втором плане, НО без них роман невозможен. Хотя решающая роль – у Личности.

Внутреннее благородство героя – определяющая категория; главенствует субъективное начало.

ВС обращается в истории к моментам острых исторических конфликтов.

Проблема личности - в романах «Пуритане» и «Вудсток» (яркий образ Кромвеля, вождя революции и носителя прогресса).

Вопрос о том, что представляет собой эта личность, которая осуществляет прогресс; как должен быть охарактеризован этот человек. ВС не принимает фанатизм борьбе, это самое страшное для него => важна идея примирения.

Когда появляются фанатики, то они изображены гротескно (Аввакум Многогневный в «Пуританах»), это страшные фигуры.

Важна историческая справедливость (справедлива победа Англии над Шотландией, пуритан над старой верой…).

Принцип исторического романа – не воспроизведение жизни людей прошлых веков в конкретных деталях, а изображение того, как жили, думали и чувствовали люди прошлых веков, почему поступали так, а не иначе под влиянием обстоятельств и политических страстей. Описываются и великие события и мелкие эпизоды из истории нравов ушедших, в отличие от ныне господствующих.

Исключительная живая манера повествования. ВС имел предшественников в романе XVIII века, например, Филдинга и Смоллета; ВС заимствует авантюрность английских романов и наполняет новым содержанием.

Во всех романах есть женские образы, но при этом они второстепенны, не играют роли в решении проблемы (даже в одном из поздних романов «Обручённая» женская история не главная для выражения смысла).

В буржуазном веке - меркантильность подхода к природе. Новый тип романа ставит задачу показать историю как таковую, «прежде» и «теперь».

Белинский говорил, что ВС - это человек, который дал историческое направление всей европейской цивилизации. До ВС исторического направления в литературе не было.

Ламмермурская невеста — на первый взгляд — роман нравов. Конфликт аристократов и тех знатных, которые стали знатными благодаря деньгам. Трагедия в форме романа, попытка создания романа психологического.

Интерес к человеку в частных переживаниях.

Конкретность — вот что прежде всего отличает исторические картины Вальтера Скотта от приблизительной и туманной, фантастической «старины» других романтиков. Отличие подчеркнул сам Скотт в предисловии к «Роб Рою», одному из своих лучших «шотландских» романов. Эпиграф для этого предисловия взят из баллады Вордсворта о Роб Рое, а в самом предисловии приведена часть той же баллады, чтобы читатель мог судить о полемической отправной точке скоттовского повествования. Для Вордсворта легендарный атаман Роб Рой — воплощение «простоты», «первозданности», в лице горца-разбойника поэт воспевает упорство самой природы, естественно-безошибочное чувство справедливости. «Все же не следует думать, — говорит со своей стороны Вальтер Скотт, — что этот незаурядный человек, поставленный вне закона, был истинным героем, неотступно следовавшим в жизни тем нравственным воззрениям, какие прославленный бард, стоя над его могилой, приписывает ему в заботе о его добром имени». То, что для поэта-романтика было условной эмблемой и полусказкой, у Вальтера Скотта, которого не надо было учить шотландскому патриотизму и сочувствию к тому, что он тут же назвал «живучестью патриархального строя», рассматривается в подробностях, поистине оживает, позволяя не только опоэтизировать, но воочию увидеть эту патриархальность и делать относительно нее выводы.

Во всю меру отпущенных ему возможностей Вальтер Скотт старался постичь народную жизнь и через нее общие закономерности в смене времен и нравов. Метод Скотта формировался в русле историзма, который постепенно складывался на протяжении второй половины XVIII в. От мысли о самостоятельном значении каждого сознания (у Юнга) к распространению этой мысли на формирование национальных культур и отдельных эпох (у Гердера) и далее через кропотливую собирательскую работу, совмещавшуюся со смелыми взлетами поэтической фантазии в попытках проникнуть за «грань прошлых дней», выработалось воззрение на былое как на мир особый, со своими понятиями — общепринятое ныне воззрение, когда-то стоившее усилий и борьбы.

Следует отметить некоторые общие композиционные особенности произведений Вальтера Скотта, связанные с позицией автора и распространившиеся в последующей литературе, ставшие хрестоматийными. Прежде всего, рассказчик, сам по себе почти безликий, однако постоянно присутствующий в повествовании, выполняющий не очень выразительную, но существенную роль: он в прямом смысле передает прошлое, служит связующим звеном между стариной и современностью. Это не участник событий, поскольку времена описываются слишком давние, а все же — наследник, хранитель живой преемственности. Даже в «Айвенго», где действие отнесено на шесть веков назад, Вальтер Скотт несколькими предисловиями, серией постепенных подступов к повествованию стремится поставить читателя в непосредственное соприкосновение с отдаленным прошлым. В романах, описывающих прошлое пятидесяти-столетней давности, повествование тем более преподносится читателю как изустная, из поколения в поколение передаваемая правда о прежних днях. Воспроизводя прошлое, Вальтер Скотт избегает параллелей с нынешними событиями, не пользуется аналогиями или, как выражался Пушкин, аллюзиями — намеками, иносказаниями, превращающими историю в переодетую современность. Конечно, романист воспроизводит прошлое не ради него самого, а в связи с современностью, но показывает прошлое не как параллель, а именно как предшествование, как источник современности. Это не притча, составленная на материале истории, а старательное выявление отдаленных причин того, что совершается сегодня.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 5563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.