Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обряд вызывания половой страсти




(«Джалын Ылыыта»).

 

В старину, по рассказам, шаманы совершали особое моление духу земли и ниспослании на женщин-«джалын» (силы полового влечения). Оно устраивалось совместно несколькими хозяевами, живущими на одном летнике. Когда готовились к этому обряду, заранее распространялась молва, запасали пищу (надо полагать для угощения народа) и делались особые приготовления.

Выбирали место под большим, развесистым деревом. Здесь вкапывали рядом три столба с выпуклой резьбой, обточенные вверху в виде кумысных чаш в честь духа матери земли. Вокруг столбов втыкались молодые, расцветшие берёзки; тут натягивали верёвку, свитую из белых и чёрных волос. К верёвке привязывали в дар духу земли обрезки материи, пучки конских волос, и небольшие модели телячьих намордников. Около столбов ставили урасу (конический шатёр, крытый берестой). Все это обносилось изгородью.

К назначенному времени собирался народ и приходил приглашенный шаман. Шаман, имеющий кровожадных и злых духов, не мог совершить этот обряд. При путешествии к духу матери земли шаман имел плясунов – трижды девять девушек и столько же молодых парней. Эти девы и юноши, держа в руках берёзовые шесты, плясали вместе с шаманом. Шаман надевал свой плащ, имел и бубен. Камланием (пляской) шаман приходил к духу матери земли и умолял её даровать «джалын».

Когда он брал у богини «джалын», половую страсть, держа в руках бубен с колотушкой, с конским ржанием начинал кружиться и издавал призывные крики – хоруу, хоруу! («Хоруутур» - звать криками кобылиц или коней).

В этот момент собравшиеся женщины, неожиданно издав раскатистый хохот, начинали ржать по-конски - «иннэ-сасах»! С ржанием они набрасывались на шамана и делали над ним любострастные движения. («Ойуну кибингнээн бараллара юсю»). Будто бы и валили его на землю. Стоящие тут мужчины отбивали шамана от женщин. Шаман, поднявшись, издавал свист и делал круги своей колотушкой. Тогда женщины мгновенно приходили в себя, успокаивались и садились. («Суу диэн уоскуйан олороллор юсю»). Расказывают, что при этом на женщинах выступал обильный пот, а их лица от прилива крови делались красными наподобие красной меди.

Это взятие «джалын» шаман повторял трижды с теми же последствиями. По рассказам, (разгоряченные) женщины кидались на шамана, даже совсем оголяясь, без всякой одежды.

Это и называется взятием от духа земли половой страсти для людей и скота, или низведением силы размножения. («Ол аата дайды иччититтэн джалын ылар, имэнг огустарар»).

По рассказам, уважаемые и почтенные женщины на совершение такого обряда не приходили. Некоторые мужья будто бы и били своих жён (за их поведение на этом шаманском обряде).

Шаман в одних полуштанниках и в шапке из конской шкуры, обратив спину к камельку, лежал на скамейке. Вошедшие сели по правую нару. Мой отец завёл беседу со старухой, женой шамана, и передал ей – по какой надобности они прибыли. Старуха в ответ сказала:

«Вот смотрите сами, таково его обычное состояние»!

Старик шаман, лёжа, храпел, не замечая никого из присутствующих.

Мой дед громко сказал:

«Разбуди-ка старика, приехал сын того, знакомого купца»!

Старуха стала будить, несколько раз громко окликнула его. Наконец, старик, будто пришел в себя и сел на скамейку с криком – «Джуо, Джаа»? (Не совсем точный смысл – что, что? О чем говорят, что слышу)?

Сидя на скамье, он напоминал целого коня. (Якуты часто поражающую величину человека передают сравнением с конным или рогатым скотом).

Вдруг он неожиданно схватил и камелька голыми руками горящую головню и стал бить ею по потолку юрты, припевая:



«Били мин

Суон бээлэй ойохпун

Кёрсююлэсэр,

Бахсы суруксута

Суон Байыысап

Кэллэ диэтигит дуу?

 

Били Сах кыыса –

Сарры Тангалай,

Ёлюю кыыса

Ёсёх-Бэргэсэ,

Ньалбаан- Туосахта?

Сарасын-Сырай?...

 

Ииирэр Ильбис-аХан тёрдё

Бу юс нилээх, сагалаах

Киенг Дуулага Хотунгнга

Холлогос сага кутаалаах

уоттунан

Илгистиэх буолбуккут?

Ол ханна тиийдэ»?

 

(Перевод)

 

Не сказали вы, что пришел

Бахсытский писарь,

Толстяк баишев,

Тот, который с моей

Толстой и приземистой женой

Был в прелюбодейной связи?

 

Эй, где ты – Сахова дочь,

Зычная и голосистая,

Бесовская дочь, напялившая

На голову взамен шапки

Сгусток крови,

Жестяный кружок вместо

Серебряного солнечного диска,

Где ты, бледноликая?

А ты, Илбис-Хаан,

Сводящий людей с ума!

Разве вы не обещали мне

Низвести пламень пожара

На широкую Дуулага-Госпожу

Окаймлённую разнообразными

Берегами?

 

Куда же все это сгинуло?...


 

Камлание шамана длилось целую ночь, с вечера до восхода солнца.

Мой дед бывал на подобных молениях, а позже они совершались, видимо, очень редко. Я слышал только еще в пору моего детства – в Курбусахском наслеге такой обряд совершил шаман Муочай на одном летнике, под названием «Хабыдал», у основания трех растущих там сосен.

Духу матери земли совершается тоже летом особое моление для испрошения приплода рогатого скота.

 

Говоров Михаил 61 года,

2-го Ольтекского наслега,

Борогонского улуса.

21 декабря 1924 года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.