Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Циклотимический тип




Эмотивный тип

Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

 

Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давал ось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

 

 

Вопрос 30

Мотивация как объект психодиагностики. Тесты.

 

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.

В отечественной литературе мотив понимается и как осознанная, и как предмет потребности, и отождествляется с потребностью.

В содержании мотива можно выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более, чем одна из возможных форм воплощения.

Мотивация не только определяет (детерминирует) деятельность человека, но и буквально пронизывает все сферы психической деятельности. X. Хекхаузен (1986) различает мотив и мотивацию следующим образом: понятие "мотив" включает, по его мнению, такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. Мотив задается целевым состоянием отношения "индивид—среда". Существует столько различных мотивов, сколько существует разновидностей или классов отношений "индивид— среда". Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше всех связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека.

В отличие от мотива, мотивация определяется у X. Хекхаузена как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивация понимается как процесс выбора из различных возможных действий, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность.

"Опросник для измерения аффилиативной тенденции и чувствительности к отвержению" (A. Mehrabian, 1970) измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора называется аффилиативная тенденция) и страх отвержения (чувствительность к отвержению). Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая — 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие позитивные ожидания человека при установлении межличностного контакта, а во втором соответственно — негативные ожидания.

Опросник для измерения мотивации достижения того же автора имеет две формы: для мужчин и для женщин (A. Mehrabian, 1969). Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости—независимости в межличностных отношениях. При конструировании теста был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения.

 

Проективные методы. Эти методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях 3. Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Эти методы сначала возникли в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии.

Проективные методики многообразны. У нас в стране одна из модификаций, чаще всего используемая для выявления мотивации, ТАТ (Тематический апперцептивный тест) была создана Е.Т. Соколовой (1982) для диагностики мотивации подростка. Стимульный материал методики включает 20 сюжетных таблиц, которые предъявляются индивидуально в 2 сеанса по 10 таблиц. Тест выявляет потребность в эмоциональных контактах, в помощи и достижении, повиновении, избегании наказания, агрессии. С целью апробации методики был использован контингент школьников с адаптивным поведением и подростков с социально отклоняющимся поведением

Методику оценки интенсивности мотивации достижения в условиях влияния ситуационных факторов разработали Д. Макклелланд и Дж. Аткинсон.

Экспериментальная процедура строится так, что создается шесть различных ситуаций для активизации различных уровней интенсивности мотивации достижения. После выполнения задания в экспериментальной ситуации испытуемые принимают участие в групповом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они составляют рассказы на основе четырех картинок, некоторые из них взяты из ТАТ Г. Мюррея, а другие оригинальные. Картинки предъявляются в течение 20 с, затем испытуемые составляют по ним рассказы, руководствуясь следующими четырьмя вопросами:

1 Что здесь происходит? Кто эти люди?

2 Что привело к этой ситуации? Что произошло перед этим?

3 О чем думают эти люди? Чего они желают?

4 Что произойдет дальше?

На составление рассказа отпускается 4 мин, по 1 мин на каждый вопрос. Был разработан и специальный контент-анализ для измерения мотива достижения. При подсчете баллов вначале определялось, носит ли рассказ характер ориентации на достижение. В данном случае подсчитывается категория "образа достижения" и выделяются другие категории потребность в достижении, инструментальная активность, позитивное предвосхищение цели, негативное предвосхищение цели, внутреннее препятствие, внешнее препятствие, положительное эмоциональное состояние, отрицательное эмоциональное состояние, тема достижения.

Тест юмористических фраз (ТЮФ) — еще одна оригинальная компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.

Особенностью этой методики является специфический стимульный материал — юмористические фразы, — который позволяет экспериментально реализовать психодиагностические возможности метода тематической свободной классификации. Стимульный материал представляет собой текст из 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем, а 40 фраз являются многозначными. Испытуемые в зависимости от собственной апперцепции усматривают в них то одну, то другую тему.

Процедура проведения теста исключительно проста и оперативна. Занимает всего от 15 до 25 мин. Экспериментатор-психодиагност предлагает испытуемому классифицировать колоду карточек с юмористическими фразами по инструкции на свободную тематическую классификацию: "Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки с фразами на одну тему". По ходу работы психодиагност должен предоставить испытуемому максимальную свободу в том, как он разносит карточки по темам, поощряя, как безусловно оправданное, всякое решение ("В данном случае вы эксперт, вам виднее"). Следует предупреждать повторные перекладывания карточек из одной группы в другую (можно говорить испытуемому: "В экспертных оценках самым ценным, самым правильным является первое решение, которое приходит человеку в голову"). Это же объяснение призвано снять у испытуемого колебания, испытываемые им, когда он не знает, в какой класс отнести многозначную фразу.

Закончив тематическую классификацию фраз, испытуемый дает названия выделенным классам. Как правило, уже по этим названиям диагносту очень легко идентифицировать 10 использованных в данной версии ТЮФ тем: 1) садизм, 2) секс; 3) пагубные пристрастия; 4) деньги; 5) мода; 6) карьера; 7) семейные неурядицы; 8) социальные неурядицы; 9) бездарность в искусстве; 10) человеческая глупость.

Сам подсчет тестового балла не сводится к применению ключей. Диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующей кучке (классе), чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от количественных тестов, в которых показатели по шкалам сравниваются с нормами, в данном случае сравниваются показатели мотивационных тем внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминируют, какие второстепенные и т.д.

Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга имеет формы для детей и для взрослых (фрустрация понимается как переживание человеком угнетенности, подавленности, которые вызываются препятствиями на пути к достижению цели). Стимульным материалом являются рисунки, на которых изображены различные ситуации межличностного взаимодействия. На рисунке, как правило, приводится высказывание одного из персонажей. Испытуемый должен дать ответ за другого персонажа. Оцениваются особенности поведения человека при возникновении препятствия на пути к достижению цели. Этот тест также выявляет особенности агрессии субъекта. Помимо воображения и перцепции как индикаторов мотивационных процессов при конструировании теста использован принцип соотнесения мотива и преграды. Система интерпретации, возникающая под влиянием психоанализа, выделяет три типа направленности агрессии:

а) вина за создавшееся положение приписывается другим — экстрапунитивная,

б) вина приписывается себе — интрапунитивная,

в) вина приписывается ситуации — импунитивная.

Таким образом, при диагностике мотивации используются прямые методы (анкеты), личностные опросники и проективные методики. При использовании и тех, и других возникают различные трудности. Если использование анкет и личностных опросников нередко сопровождается феноменами фальсификации испытуемыми ответов (социальная желательность, эффекты фасада и др.), то проективные методики практически не поддаются стандартизации, сложны для интерпретации ответов испытуемых, очень слабо формализуются и отличаются низкой ретестовой надежностью (невозможность получить аналогичный или близкий к первому обследованию результат при повторных обследованиях).

 

Вопрос 31

Проекция как психологический феномен. Общая характеристика проективных методик. Проблемы интерпретации рисуночных методик.

 

Понятие проекции (от лат. projectio — выбрасывание) как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит 3. Фрейду (Freud, 1894). Он полагал, что анксиозные неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть эндогенно развившимся сексуальным возбуждением и в этом случае происходит проекция этого возбуждения во внешний мир.

Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитными механизмами «Я». Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов.

Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией».

Д. Холмс (Holmes, 1968), подводя итоги многочисленным исследованиям, предлагает выделить два «измерения» проекции. Первое — что проецируется (наличие—отсутствие проецируемой черты), второе — осознание проецируемого. Комбинируя эти измерения, можно классифицировать известные виды проекции.

Как видно, теория проекции как теория психологическая имеет собственный путь развития, независимый от тех психодиагностических методик, которые были названы проективными. Но, вполне естественно, обозначение определенных методик (уже существующих) как проективных заставляет исследователей примерять к ним имеющиеся концепции проекции, выяснить их объяснительный потенциал применительно к задачам диагностики личности.

Общая характеристика проективных методик.

ПТ- группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которой характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт. Признак ПТ- состоит в том, что используется и интерпретируется неизвестный материал. Ответы на задания методик не могут быть правильными и не правильными. Возможен широкий диапазон ответа.

Цель ПТ замаскировать, что позволяет испытуемому давать искренние ответы.

Методики носят в основном индивидуальный характер, в большей части это предметные или бланковые методики.

 

Признаки ПТ по Франку:

1)Относительно неструктурированная задача, допускается неограниченное разнообразие возможных ответов.

2)неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы выполняют роль своеобразного экрана, на который испытуемый проецирует характерные для него личностные черты, проблемы, состояния.

3) Глобальный подход к оценке личности(к выявлению скрытых, неосознанных и завуалированных сторон).

4) ПТ основываются на теоретическом обосновании психоаналитической концепции и перцептивной т. личности.

 

ПТ черезвычайно распространены. Широко используется в клинических целях.

Одновременно является объектом для критики:

 

1)Недостаточная объективность инструмента(не соответствует требованиям, предъявляемым к другим инструментам)

2)Отсутствие или неадекватные нормативные данные

3) Низким являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надёжности

4)попытки валидизации методик заканчиваются неудачами, либо из-зи плохо контролируемых условий эксперимента, или из-за необоснованного статистического анализа, неверного формирования выборки.

Достоинства:

1)Данные в меньшей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого.

2) Цель замаскирована,испытуемый не может угадать способы интерпретации диагностических показателей и связать с теми или иными проявлениями личности.

3)Методики эффективны в установлении контакта с испытуемым, особенно в работе с маленькими детьми.

 

При использовании ПТ практически не возникает проблема создания и поддержания мотивации на диагностику.

 

Группы проективных методик:

 

1)Методики структурирования- формирование стимула и придание им смысла

2) Методики конструирования- создание из деталей смысла целого

3) Методики интерпретации- истолкование события, ситуации

4) Методики дополнения- завершения рассказа, истории

5) Методики катарсеса- осуществления творческой деятельности а особых организованных условиях

6) Методики изучения экспрессии. Рисование на свободную тему.

7) Методики изучения импрессии- предпочтение 1 стимула другим.

 

Вопрос 32

Символическая интерпретация цветов. Факторы, влияющие на достоверность самоотчётов

 

 

Вопрос 33

Стандартизированные самоотчёты: типы. Факторы, влияющие на достоверность самоотчётов

 

Несмотря на то, что в одну группу объединены как номотетические, так и идеографические методы, они подчиняются одному методическому принципу: информацию о личности экспериментатор получает со слов самой личности как результат ее самонаблюдения.


Приведем краткие характеристики этих методов:
1. Тесты-опросники предлагают набор пунктов (вопросов или утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (двух- трехальтернативный выбор ответов). Одна и та же психологическая переменная (или, иначе, измеряемое свойство), представлена группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут апеллировать к опыту субъекта либо прямо ("Боитесь ли Вы темноты?"), либо косвенно ("Все люди честны"). Опросники строятся как одномерные, измеряющие одно свойство, так и многомерные, измеряющие несколько свойств.
С помощью тестов-опросников выделяют следующие подходы иссле­дования личности:
подход на основе выделения черт (факторов) (например, опросник Кеттелла);
типологический подход (на основе выделения типов, например, MMPI);
2. Открытые опросники не предусматривают стандартного ответа испытуемого; стандартная обработка достигается путем соотнесения произвольных ответов со стандартными категориями.
3. Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, исследование самооценки С.Я.Рубинштейн.
Действия испытуемого заключаются в том, что он оценивает себя по шкалам

Испытуемый ставит на шкале черту, которая символизирует степень выраженности у него того или иного свойства.
4. Идеографические техники отличаются от вышеперечисленных методов тем, что параметры, которые оцениваются (конструкторы, оси, измерения) не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов субъекта 11.

 

2. Факторы, от которых зависит достоверность самоотчета.
Способы "защиты" от фальсификации данных

Причины недостоверности самоотчетов:

1) у респондента может не быть четкого представления о том, о чем его спрашивают;
2) на респондента влияет фактор социальной желательности, то есть респондент пытается представить себя в наивыгодном свете, отвечает, ориентируясь на общепринятые нормы. Во избежаниие влияния такого фактора в опросники вводятся шкалы лжи;
3) респондент не способен оценить те черты, о которых его спрашивают;
4) позиционный стиль ответов, то есть через некоторое время испытуемый начинает отвечать в одном ключе, поймав какую-то нить (например, "да, да, да..."). Чтобы этого не происходило, вводят прямые и обратные вопросы;
5) респондент отвечает случайным образом. Чтобы избежать случайных ответов, вводят дублирующие друг друга вопросы (очень близкие синонимы).

 

Вопрос 34

Психодиагностика самосознания

 

Как человек приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, как формируется Я-образ, Я-концепция — все эти вопросы сейчас интенсивно разрабатываются в научных исследованиях.

Самосознание имеет уровневое строение. Подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом предложена Э. Эриксоном. Концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание, была сформулирована В. В. Столиным. Кратко суть концепции уровневого строения самосознания заключается в следующем:

 

- На уровне организма активность субъекта определена системой "организм—среда", имеет двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. На уровне организма формируется самочувствие субъекта как итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Это самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.

 

- На уровне социального индивида активность подчинена иной потребности — потребности в принадлежности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, уставами, предписаниями, которые усваиваются индивидом. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношения других, принятие другими или отвержение ими.

 

- На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореализации — в труде, любви, спорте и т.д. — и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Основой самоотношения здесь становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации, и рассматриваются как ее условие.

 

Важной интегральной характеристикой в структуре самосознания является Я-концепция. Р. Бернс рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В этих установках выделяются три компонента:

 

1. Образ Я— представление индивида о самом себе;

2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать
различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать болееили менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;

3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны Я-образом и самооценкой.

 

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представление человека о самом себе.

В области психодиагностики самосознания используются основные традиционные и вновь разрабатываемые классы методик: стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники и др.

В соответствующем руководстве А. Анастази аннотируются как наиболее употребительные четыре диагностические методики для диагностики самосознания: контрольный список прилагательных Г. Гоуха (калифорнийский психологический опросник); Q-классификация В. Стефансона; семантический дифференциал Ч. Осгуда; тест ролевых конструктов Г. Келли.

 

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ САМООТЧЕТЫ

К этому типу методик психодиагностического исследования самосознания относятся прежде всего тесты-опросники, состоящие из более или менее развернутых утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий или обстоятельств в жизни субъекта; поведенческих проявлений; взаимоотношений с другими людьми. Способ ответа широко варьируется в различных опросниках: используются двух-, трех-, четырех-, пяти- и семиальтернативный выбор, вербальное или невербальное согласие.

 

Приведем примеры.

Шкала Я-концепция Теннесси (1965) — опросник, предназначенный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов на анализ Я-концепции и 10 пунктов шкалы лжи. Используется пятишаговая шкала ответов от "полностью согласен" до "абсолютно не согласен". Пункты опросника отбирались с помощью экспертов в отношении каждого утверждения к определенным строке и столбцу. По строкам были представлены: 1) самокритичность; 2) самоудовлетворенность; 3) личностное Я; 4) семейное Я; 5) социальное Я.

Как показывает описание опросника, с его помощью можно выявить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность): специфические формы самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д. Опросник также позволяет дать дифференцированное заключение о самоотношении, в отличие от содержательного аспекта Я-концепции.

Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса (1964) — популярный в США опросник, составленный из 80 простых утверждений относительно своего Я или тех или иных ситуаций и обстоятельств, связанных с самоотношением. Предназначен для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Пункты опросника основаны на коллекции детских утверждений относительно того, что детям в себе нравится, а что не нравится. В опросник вошли пункты, различающие испытуемых с высоким и низким суммарным баллом, на которые, по крайней мере, 50% испытуемых с высоким суммарным баллом отвечали в ожидаемом направлении и соотношение ответов "да" — "нет" по которым не превышало 90 к 10. Опросник содержит равное число позитивных и негативных формулировок. Пример утверждений опросника приведены ниже.

1. Мои товарищи смеются надо мной.

2. Я счастливый человек.

3. Мне трудно заниматься.

4. Я всегда грустный.
5. Я умный.

6. Я стеснительный.

Шкала обладает удовлетворительной одномоментной (от 0,78 до 0,93) и ретестовой (0,77) надежностью.

Несмотря на методологическую критику подобных опросников, они остаются основным инструментом в исследованиях Я-концепции, но также постоянно создаются новые опросники для специфических целей и популяций.

Шкальная техника, примером которой является семантический дифференциал, также применяется при анализе Я-концепции и прежде всего самоотношения. Существует отечественная литература, посвященная теории и методу Ч. Осгуда. Разработан отечественный вариант семантического дифференциала применительно к задачам психодиагностики в психиатрической клинике.

 

 

Вопрос 35

Ситуация клиента и ситуация экспертизы. Варианты использования психодиагностических данных

 

Ситуация клиента: обращается к психологу за конкретной помощью

ситуация экспертизы:

1) К психологу обращается администрация в помощью в диагностике.

Ситуация клиента и ситуация экспертизы различаются по следующим признакам.

 

1)Мотивация клиента и готовность к сотрудничеству

2)Характер обратной связи с заказчиком

 

Варианты использования психодиагностических данных:

1)Данные используются в целях самосовершенствования

2)Данные используются психодиагностом в личных целях.

3)Данные используются администрацией для принятия решения.

 

Вопрос 36

Основные принципы построения психологического заключения

 

Написание заключения предполагает постановку психологического диагноза.

Предмет психологического диагноза - установление индивидуальных психологических различий в норме и патологии.

 

Л. С. Выготскиий выделил 3 уровня диагноза:

 

1) Симптоматический диагноз такой диагноз не является научным.

2)Этиологический учитывает причины возникновения определённых способностей.

3) Типологический диагноз определяет места и значения полученных данных в целостной динамической картине личности.

 

Развёрнутый психологический диагноз предполагает 1) изучение общего уровня психич. Развития.2)исследование сбалансирования, а также преобладания в них тех или иных особенностей.3)выявляется ососознавание или неосознавание психологических проблем.

4)выяснение субъективного отношения личности к переживаемым проблемам.5)оценка обшего адаптационного потенциала, на который может опираться корреция и психотерапия.6) сообщёние результата психодиагностического исследования клиенту.

 

1)Сообщать инф, а не оценивать её.

2)Сообщать данные в адекватной форме, получить обратную связь по степени понимания клиентом.

3)Этические принципы интерпретации результатов теста.

- не формировать ненужных обещаний

-необходимо говорить с клиентом на его языке

-нельзя утверждать, то в чём вы не уверены

-говорить только однозначно

 

Принципы написания по А.Анастази

 

1)Содержание и цель заключения зависят от теоретических установок и специализации психолога.

2)В содержании заключения должна быть обозначена цель диагностического исследования

3) Заключение обычно ориентируется на действие.

4)Заключение эффективно, если в нём отражены отличительные свойства конкретного индивида

5)Содержание заключения состоит из интерпретации полученных данных и выводов

6)Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими.

Обязательно в заключении указывается с какими нормами связывается показатели индивида.

 

 

Вопрос 37

Педагогическая диагностика

 

Диа- прозрачный, Гнозис- знания.

Общий способ получения знаний; опережающая информация об изучаемом объекте или процессе.


Задачи педагогики в психодиагностике:
1)Выяснение состояния развитости определённого свойства. Определение динамики.
2)Развитие и приобретение свойства. В течение определённого времени.
3)Определение реальных изменений, которые произошли под воздействием очередных испытательных условий.
4)Определение перспектив развития свойства.
5)Разделение обследуемых на группы. Разделение детей на группы.
6)Выработка рекомендаций для ребёнка или группы.
7)Определение одарённости ребёнка. Индивидуальности ребёнка.
8)Сравнительный анализ развивающегося эффекта. Различные системы обучения и воспитания. С целью выработки рекомендаций для повышения развивающей функции.


Сущность педагогической диагностики- изучение, результативности учебно- воспитательного процесса в школе.
Сущность определяется тем, что мы выбираем объект и предмет.
Объект: не только школьник, но и воспитательные возможности зоны его ближайшего социального окружения.


Предмет: кого воспитывать(объект) в соответствии с поставленными целями и задачами.
Критерии воспитанности:
- при каких условиях осуществляется воспитание
-что должен делать (функции общества, определение функций семьи, школы, коллектива, самого ребёнка)


Предмет психодиагностики- средства пути и методы взаимодействия на воспитание.
- Педагогическая диагностика делится на:
- Полную психодиагностику
- Промежуточную
-предварительную(вводную)
-итоговую(конечную)

- Частная


Промежуточная психодиагностика
Цель вводной психодиагностики- выявление исходного уровня, состояния ребёнка, составление плана работы.


Формы промежуточной диагностики
-наблюдение
-срезовый контроль
-Тестовые задания
-конкурсы


Принципы педагогической психодиагностики
1)Краткость
3-4 года(15 мин.1-2 исслед.)
5-7 лет(20-25 минут)
8-10 лет(40 минут)
10 и более(45 минут)
2)комплексность методик
3)Прочность


Вывод: Изучение продвижения учащихся в умственном развитии. Является важным условием обеспечения полноценного освоения знаний.

 

 

Вопрос 38

Понятие тестовой батареи. Принципы формирования тестовой батареи при профотборе

 

Тестовая батарея – совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.

 

Наиболее известными и распространенными в современной психологической диагностике примерами тестовых батарей являются шкалы измерения интеллекта Векслера, тест структуры интеллекта Амтхауэра (TSI).

Несмотря на принадлежность к общей методике, некоторые субтесты тестовых батарей используются в отдельности для решения определенных узких диагностических задач. Часто отдельные субтесты тестовых батарей снабжаются собственными частными нормами и стандартами выполнения. Возможность их комбинирования в зависимости от ситуации обследования является специфической особенностью многих батарейных методик.

Невзирая на относительную независимость некоторых субтестов тестовой батареи, непременным условием разработки методики и оценки качеств теста в целом является анализ внутренней согласованности, трудности заданий теста, валидности заданий теста не только с точки зрения состава задач отдельных субтестов, но и связи отдельных субтестов с общим результатом тестовой батареи. Процедура разработки и проверки диагностических качеств батарейных методик значительно усложняется по сравнению с единичными тестами.

 

При формировании батареи, подборе тестов для психодиагностического обследования необходимо исходить из:

• целей и задач психодиагностического обследования (для определения того, какие характеристики следует изучать);

• сложности изучаемого явления - простое (например, тревожность) или интегративное качество личности (например, личностная зрелость) будет изучаться;

• параметров, возможностей методик (они должны максимально отвечать стоящим задачам);

• особенностей обследуемых;

• времени, отведённом на обследование (обычно оно ограничено, поэтому батарея или набор не могут быть слишком большими);

• взаимодополняемости методик – результаты по одним методикам должны дополняться, обосновываться результатами других (поскольку полученный по одной методике показатель может объясняться различными причинами, другие методики должны сужать зону поиска).

 

Кроме того, важно помнить, что психолог самостоятельно выбирает процедуры и методы обследования и выполняет распоряжения, касающихся данного вопроса лишь со стороны специалистов, уполномоченных руководить им в профессиональном отношении.

Для того, чтобы выбор методик осуществлялся исходя из стоящих задач, а не наличия тех или иных тестов, банк психодиагностических методик психологической лаборатории должен быть достаточно большим, включать как широко, так и узко направленные тесты. В противном случае возможны ситуации, когда результаты обследования не будут отвечать запросам заказчика.

Непременное условие разработки методики и оценки качеств теста в целом – анализ внутренней согласованности, трудности заданий теста, валидности заданий теста не только с точки зрения состава задач отдельных субтестов, но и связи отдельных субтестов с общим результатом тестовой батареи.

Тестовые батареи проходят процедуру исследования валидности, дискриминативности, внутренней согласованности сначала раздельно, по субтестам, а затем в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.