Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы организации и деятельности органов государства




Механизм государства

 

Механизм государства - это система государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих, осуществляющих задачи и функции государства. Механизм государства - есть по сути дела само государство.

Орган государства - это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями (компетенцией). Властность этих органов проявляется в том, что они издают решения общего (нормативные акты) или индивидуального характера, обязательные для лиц, к которым они адресованы, осуществляют контроль за их исполнением и в случаях, предусмотренных законом, применяют принудительные меры.

Система органов государства разнообразна по своей структуре, формам образования, сфере властвования, формам деятельности, выполняемым задачам и функциям.

По формам государственно-правовой деятельности органы государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные и органы надзора и контроля. В особую группу выделяются силовые структуры (армия, полиция, разведка).

По месту в иерархической системе органы подразделяются на высшие (центральные) и местные. По своей структуре различаются единоначальные (президент, министр, прокурор, командир воинской части: соединения и т.д.) и коллегиальные органы (представительные органы, суды, совет министров и т.д.).

По компетенции: органы общей компетенции (представительные органы, правительство, глава администрации и другие) и специальной (министерства, ведомства, суды, прокуратура и другие).

По способу формирования различаются выборные и назначаемые органы.

В федеративном государстве уместно деление органов на общефедеральные органы и органы субъектов федерации.

 

 

Территориальность - организационный принцип системы государственных органов. Государство - есть организация территориальная. Территория, вместе с ней население, делится на административно-территориальные единицы или части, составляющие единицы федеративного государства. Все органы так или иначе привязаны к соответствующим территориальным единицам, составляющим территориальную сферу деятельности соответствующих органов.

Иерархичность. Государство - это единый слаженный механизм его органов. Такое единство ему придает принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в системе механизма разные уровни, одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих. Иерархичность разным образом проявляется в разных частях системы государственных органов. Одно дело иерархичность исполнительных, прокурорских органов, в армии и по иному он проявляется в системе представительных или судебных органов.

Принципы централизма или децентрализма в деятельности государственных органов проявляется в том, на каком уровне принимаются решения. Принимаются ли они центральными органами и в силу иерархичности нижестоящие органы только их исполняют, или же важные решения принимаются и территориальными местными органами с учетом местных условий. В зависимости от степени самостоятельности территориальных органов может преобладать централизм или децентрализм в принятии решений. Здесь важно оптимальное соотношение централизма и децентрализма. Первый придает определенное единство государственной политике, второй позволяет развитию инициативы нижестоящих органов и учету местных условий.

Централизм может быть ярко выраженным бюрократическим (например, в армии) или демократическим, когда решения центральных органов принимаются с учетом общественного мнения, местных представительных и исполнительных органов или же с их прямого согласия.

Принципы выборности и назначаемости противоположны в своей сути. Первый отражает демократические, а второй - бюрократические начала в формировании государственных органов. Оба принципа присущи современным государствам и реализуются в разных частях государственного механизма.

Принципы коллегиальности и единоначалия. Аналогично первый выражает демократические, второй - бюрократические начала. Разным органам в силу их специфики свойственны разные принципы. Представительным и судебным органам свойственна коллегиальность, другим же, например, прокурорским и в особенности военным органам, органам МВД - единоначалие.

Принципы гласности, открытости или тайны. Первый принцип безусловно свойственен демократическому государству, второй - государству не демократическому, бюрократическому. Однако даже и в демократическом государстве деятельность некоторых органов или некоторых сторон деятельности не является гласной и открытой (вопросы государственной тайны, следственной тайны и т.д.).

Принципы законности в организации и деятельности органов государства состоит, во-первых, в том, что в государстве существуют и действуют органы только предусмотренные Конституцией и иными законами. Во-вторых, в том, что эти органы создаются согласно процедуре, предусмотренной законами, и, в-третьих, что все органы действуют в рамках своей компетенции, решения принимают на основе закона и согласно процедуре установленной законами.

Принцип разделения властей (cм. лекцию о правовом государстве).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.