Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика в россии




Развитие психодиагностики за рубежом с 60 х годов до конца 20 в.

Шестидесятые годы XX столетия — годы дискуссий о тестах. Особенно ожесто- ченными эти дискуссии были в Соединенных Штатах. Обеспокоенность обще- ственности соблюдением гражданских прав, в особенности права личности на ча- стную жизнь, «подогревала» некоторую подозрительность в отношении тестов для оценки уровня интеллектуального развития и личностных качеств. MMPI подверг- ся жесткой критике потому, что некоторые его вопросы требовали информации о свободе совести и сексуальном опыте. Потенциально существовала возможность того, что ответы на такие вопросы могут быть использованы не по назначению.

Происходит критика проективных методик.

В области развития теории интеллекта наиболее заметным явлением 1960-х гг. становится кубическая модель известного американского психолога Дж. Гилфор- да.

Значимым событием этого десятилетия была разработка критериально-ори- ентированного тестирования1

развиваемая Джулианом Бернардом Роттером в рамках теории социального на- учения концепция локуса контроля. Созданная на ее основе шкала экстерналь- ности—интернальности (1966) вызвала значительный интерес у психодиагностов и послужила основой для большого числа исследований, обобщенных в 1980-е гг.

1960-е гг. — это годы появления компьютеризированных тестов

На протяжении 1970-х гг. психологическое тестирование продолжало подвергать- ся нападкам со стороны критиков, работающих как в этой области, так и вне ее. Основные направления критики были теми же, что и ранее: тесты обвиняли в том, что на их основе осуществлялась сегрегация детей, многих людей лишали возмож- ности получения образования, в том числе профессионального.

Несомненным достижением психологов 1980-х гг., достижением, имеющим не- посредственное отношение к диагностике способностей, было издание в период с

1982 по 1989 г. пятитомника «Успехи в психологии человеческого интеллекта»

Пополняется арсенал личностных опросников. Достоянием психодиагностов в 1989 г. становится MMPI-2.

В 1992 г. публикуется вариант MMPI, предназначенный для обследования под- ростков — MMPI-A.

В 1990-е гг. в психодиагностике продолжается изучение роли ситуаций в пове- дении индивидуума

Начало 1990-х гг. отмечено значительным возрастанием числа тестов, исполь- зование которых предполагает наличие компьютера

В дореволюционной России начала XX в. тесты были хорошо известны и популярны. Особый интерес к тестам проявляли педа- гоги,' надеявшиеся с их помощью получить сведения о степени одаренности уча- щихся, особенностях их личности, осуществить диагноз и прогноз психического развития.

Работы по психологическому тестированию в России до 1917 г. в первую оче- редь связаны с именами выдающихся психиатров и психологов Г. И. Россолимо и Ф. Е. Рыбакова. В 1908 г. Григорий Иванович Россолимо публикует шкалу для измерения уровня развития общих способностей, вошедшую в историю психоло- гии и психодиагностики под названием «Психологические профили».

Не менее интересны и исследования Ф. Е. Рыбакова, разработавшего тест для определения уровня развития пространственного воображения. «Фигуры Рыба- кова» быстро стали известны в мире, по их подобию создавались многочислен- ные тесты, использующиеся и в настоящее время

1920-1930 г быстрое развитие педологии теории и практики психотехники. Плодотворно работают в области психологического тестирования М. Я. Басов, М. С. Бернштейн, П. П. Блонский, А. П. Болтунов, С. М. Василейский, С. Г. Геллерштейн, В. М. Коган, Н. Д. Леви- тов, А. А. Люблинская, Г. И. Россолимо.

». ЦК ВКП(б) осудил теорию и практику педологии, признав ее базиру- ющейся на ложнонаучных антимарксистских положениях, и потребовал преодо- ления антинаучных принципов и взглядов педологов, их суровой критики.

В марте 1969 г. на Центральном совете Общества психологов СССР психодиагностика была призна на одной из наименее развитых областей психологического знания, крайне нуж- давшейся во внимании со стороны исследователей.

В 1980-е гг. и вплоть до распада СССР в 1991 г. в советской психодиагностике становится «привычным» делом использование зарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами, причем так, как будто содержание их давно из- вестно и не заслуживает особого рассмотрения.

Таким образом становление психодиагностики в сср начиналось на пустом месте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.