Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема функциональной асимметрии в нейропсихологии 5 страница




Левое полушарие при оценке длительности стимулов действует как чистый счетчик времени (таймер), в то время как правое осуществляет это посредством переработки зрительной информации. Оно обрабатывает информацию в реальном времени и наносит временные метки на происходящие события.

При изучении больных в процессе лечения унилатеральной электросудорожной терапией показано, что структуры правого полушария обеспечивают непосредственный субъективный отсчет текущего времени. Структуры же ле-

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

вого полушария осуществляют абстрактный отсчет объективного времени по условной календарной схеме и по его символическому обозначению на часах, то есть организуют временные категории, преобразованные в вербальные и другие абстрактные символы, отражающие опыт, накопленный в результате социальной практики. Установлено, что наличие в профиле межполушарной асимметрии правополушарных признаков увеличивает ошибку восприятия объективного времени, которая носит характер переоценки.

Гипотетически правое полушарие функционирует в настоящем времени с опорой на прошлое, а левое — в настоящем с опорой на будущее время (Н. Н. Брагина, Т. А.Доброхотова). Особенно это заметно при сопоставлении чувственного образа как законченного события и речи как способности познать непосредственно недосягаемое. Логика интерпретации этого обстоятельства близка к логике объяснения того факта, что отображение ближнего, более определенного пространства и его проекция в манипуляторную деятельность более связаны с правым полушарием, а вероятностные характеристики дальнего пространства — с левым. Эти же акценты могут быть описаны и такими смысловыми полюсами, как непосредственное и отсроченное выполнение действия.

Морфометрические, клинические и экспериментальные исследования, бесспорно, доказывают различную полушарную организацию мозга мужчин и женщин, что во многом обусловлено спецификой внутриполушарных связей — у женщин речевые процессы в большей мере соотносятся с передними отделами левого полушария, тогда как у мужчин в них участвуют как передние, так и задние зоны, причем роль последних весьма велика.

По мнению А. А. Ткаченко, К. Е. Введенского и Н. В. Дворянчикова, полушария мозга можно рассматривать под углом зрения «оперативности — консерватизма», свойственных мужскому и женскому полу, причем согласно алфавиту специализаций, оперативной подсистемой мозга является левое полушарие, а консервативной — правое. Исходное состояние полушарий симметричное, а при возникновении новой функции в филогенезе доминирующий центр управления ею дислоцируется в левое полушарие. Пока мужской пол «осваивает» новую функцию, левое полушарие «осваивает» ее центр управления. Левое полушарие, как и мужской пол, является «экспериментальным» для эволюционно молодых функций. По прошествии времени у мужских особей происходит транслокация (перемещение) доминирования из левого полушария в правое. То же самое наблюдается и у женских особей-. Это транслокационная фаза эволюции, в результате которой центры управления функции оказываются у обоих полов в правом полушарии. Функции левого полушария (выдержавшие отбор) в будущем отойдут к правому, а все функции правого полушария когда-то в прошлом уже были присущи левому. По мнению авторов концепции, доминирование нельзя относить к целому органу (рука, нога, глаз, ухо) или тем более к целому организму (правша, левша), а следует считать свойством только отдельной функции и характеризовать ее эволюционный возраст. Правостороннее доминирование органа (левополу-шарное управление) означает эволюционно молодой возраст данной функции, а левостороннее (правополушарное управление), наоборот, — старый.

ГЛАВА 12. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Подавляющее большинство специализированных функций полушарий укладывается в предложенную трактовку. Функции, присущие левому полушарию, действительно, эволюционно молоды (речь, письмо, самосознание, тонкие движения пальцев обеих рук, рациональнологическое, аналитическое и абстрактное мышление, арифметика, музыкальная композиция), а функции, связанные с правым полушарием, эволюционно старые (пространственно-зрительные, музыка, интонация речи, интуиция, грубые движения всей руки, конкретно-ситуационное мышление).

Эти факты, атакже наблюдения, касающиеся исследований мозговых предпосылок интеллекта, выдвинули в нейропсихологии проблему не только билатеральной асимметрии, но и учета в ее рамках особенностей работы различных зон одного полушария. Например, фронтальная асимметрия с доминированием правой корковой зоны предположительно является физиологическим показателем «одаренного мозга».

Специального анализа требует оценочная сторона получаемой полушариями информации, выражаемая характером эмоционального реагирования на те или иные стимулы. Как уже указывалось выше, асимметрия эмоциональной сферы, регистрируемая с помощью различных проб и полученная как эффекты возникшей локальной патологии мозга, выражается в преимущественной ответственности за формирование положительных эмоций левого полушария, а отрицательных — правого.

Приведем перечень основных тенденций в специализации полушарий, наиболее часто упоминаемых в нейропсихологической литературе (см. табл. 1).

Табл и ца 1

Левое полушарие Правое полушарие
Управление ведущей рукой  
Рациональное, логическое мышление Интуитивное мышление
Абстрактно-понятийное мышление Конкретно-предметное мышление
Категориальный способ обработки информации, операции с вербальными компонентами (языковые способности, письмо, чтение) Наглядно-образный способ обработки информации, операции с символами
Калькуляционные функци  
Нацеленность на поиск средств Интерес к уяснению целей
Аналитические тенденции Синтетические тенденции
Точность Приблизительность
Понимание буквального смысла слов Понимание переносного смысла слов и фраз
Восприятие фонематического состава речи Восприятие эмоциональных интонаций в речи
Грамматическое оформление высказывания Формирование замысла высказывания
Понимание сложных грамматических конструкций Понимание простых грамматических конструкций

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

  Продолжение табл.1
Левое полушарие Правое полушарие
Ответственность за положительные эмоции Ответственность за отрицательные эмоции
Сукцессивная, дискретная, линейная обработка информации Симультанная обработка информации
Одноканальная обработка информации Параллельная обработка информации
Стратегия выделения значимых признаков и классификация Стратегия сканирования, поэлементной оценки признаков сигналов и их простая суммация
  Тенденция к образованию ассоциаций, аналогий, иносказаний
Решение силлогизмов по законам формальной логики Решение силлогизмов с опорой на бытовой опыт
Однозначное понимание контекста Схватывание большого числа противоречивых компонентов, многозначного контекста
Произвольность Непроизвольность
Ориентация от общего к частному Ориентация от частного к общему
Быстрое установление сходства Быстрое установление различий
Различение простых, хорошо знакомых стимулов Различение малознакомых стимулов
Творческие способности в аналитической сфере Творческие способности в художественной сфере
Поиск истины в диалоге Индивидуализм творчества
Операции в квазипространстве Ориентация в реальном пространстве, учет изменений в среде, определение пространственного расположения частей своего тела
Высокий порог стереовосприятия Низкий порог стереовосприятия
«Приземленность» Воображение, фантазирование
  Генерация сновидений
Материализм Мистика, религиозность,
Обучение музыке Музыкальные способности, восприятие музыки
Рефлексия, самосознание  
Номинативное опознание Не идентифицируемое со словами опознание
Восприятие отдельных свойств объекта Гештальтность, диффузность и расплывчатость восприятия
Операции со временем Операции с пространством
Оценка астрономического времени Оценка биологического и психологического времени

ГЛАВА 12. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Окончание табл. 1

Левое полушарие Правое полушарие
Отсроченное выполнение действия Непосредственное выполнение действия
Опора на будущее Опора на прошлое
Оперативность в проблемной ситуации Консерватизм в кумулировании опыта
Прогнозирование высоковероятных событий Прогнозирование маловероятных событий
Контроль тонких движений Контроль грубых движений
Компьютерный стиль Голографические представления
  Способность к адаптации
Более позднее созревание в онтогенезе Более раннее созревание в онтогенезе
«Мужской» стиль функционирования «Женский» стиль функционирования

Последние экспериментальные данные показывают, что в любой задаче участвуют оба полушария — в независимости от вербального или невербального, аналитического или целостного способа обработки информации. Любая задача, требующая сенсорного или моторного решения достаточно высокого уровня на разных стадиях и для обработки разных характеристик стимула, непременно вовлекает структуры обоих полушарий. Каждое полушарие организует при этом свой слой в обеспечении конкретной функции, не дублируя и не повторяя деятельности другого полушария. При этом, в отличие от особенностей стимульного материала, именно тип задачи играет роль основного фактора, избирательно активизирующего мозговые структуры того или другого полушария (обнаружение, узнавание, идентификация, сравнение и т. д.) (Я. А. Меерсон). Например, при восприятии буквы, несущей в себе графические и фонетические, семантические свойства, для решения собственно перцептивной задачи в качестве ведущего будет использоваться правое полушарие, а для учета категориальных свойств — левое.

Другой идеей, касающейся интегральной работы мозга, является предположение о том, что два полушария при исполнении любой психической или моторной деятельности всегда находятся как бы в диалоге («разговаривают»), обмениваясь информацией и выбирая оптимальный для данных конкретных условий режим функционирования, преимущественно связанный со спецификой обработки информации правым или левым полушарием. Идея «мозгового диалога» подчеркивалась в разное время и в разных контекстах многими авторами, и в том числе Л. С. Выготским, утверждавшим, что то, что было некогда диалогом между разными людьми, становится диалогом внутри одного мозга.

На основе нейропсихологических и нейрофизиологических исследований Н. Н. Трауготт были сформулированы три принципа взаимодействия полушарий:

□ комплементарное взаимодействие — взаимодополнительная, содружественная работа обоих полушарий в процессе решения задачи;

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

□ реципрокное взаимодействие — взаимное торможение, которое позволяет уточнять и координировать решение задачи на промежуточных этапах;

□ демпфирующее — одно полушарие способствует фильтрации сигнала другим полушарием, повышая его помехоустойчивость.

В подавляющем большинстве случаев приходится иметь дело не с общим «правшеством» или «левшеством», а учитывать целый ряд асимметрий, касающихся каждой из многочисленных систем. В подобных случаях принято говорить о так называемых парциальных асимметриях, характеризующихся эмпирически получаемыми для каждого человека коэффициентами. Поэтому для практических целей часто используется такое понятие, как индивидуальный латеральный профиль человека или профиле-латералъная организация (ПЛО), где в качестве индикатора асимметрии выступает не одна, а несколько ведущих систем (обычно рука, зрительный и слуховой анализаторы). Предполагается, что оценке подлежит не только сам факт асимметрии, но и ее степень в баллах, а также признается разная значимость мануальной, слухоречевой и зрительной асимметрий (Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова). В итоге каждый вариант ПЛО характеризуется определенным сочетанием буквенных обозначений, где П — преобладание правых функций над левыми, А — их равенство, Л — преобладание левых функций. Последовательность этих букв в характеристике соответствует иерархии индикаторов, по которым устанавливается доминирование: рука — ухо — глаз (например, Л ПА). Общее число таких комбинаций равно 27.

Различия, касающиеся работы двух полушарий, имеют отношение не только к нормально работающему мозгу, но и определенным образом проецируются на возникающую патологию. В описаниях специфики психопатологической симптоматики при очаговых поражениях мозга справа и слева в качестве наиболее значимых обстоятельств выделяются два клинических факта.

Достаточно строгое различение нарушений психической деятельности правшей, наступающих при поражении правого и левого полушарий, что проявляется в двух определенных картинах психических нарушений — право- и левополушарной.

Несоблюдение описанных закономерностей при очаговых поражениях у левшей, что сводится к меньшей зависимости или к независимости клинических особенностей психопатологической симптоматики от того, какое полушарие поражено. Встречаются левши, повторяющие правшей по психопатологической картине очагового поражения мозга, но при этом нет левшей, картина психических нарушений которых была бы противоположна таковой у правшей.

Исследования патологических проявлений позволяют говорить и о такой содержательной стороне работы двух полушарий, как специфический способ обработки информации. С этой точки зрения при локальных поражениях левого полушария у правшей в большей мере нарушаются (Я. А. Меерсон):

□ оценка иерархии признаков образа — способность выделять значимые признаки стимульной информации и объединять их в единый (обобщенный) образ;

ГЛАВА 12. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

□ классификация стимулов — способность устанавливать принцип классификации с учетом тех или иных значимых признаков и адекватно использовать его в процессе классификации;

□ способность к приобретению нового опыта — способность к обучению;

□ память на обобщенные категориальные признаки сигналов;

□ возможность выделить признаки продолжительности сигналов и их последовательности.

При патологии правого полушария в большей мере нарушаются:

□ оценка конкретных, специфических особенностей стимульного материала при более или менее сохранной способности к обобщению, а также возможность одновременно охватить и учесть ряд конкретных специфических признаков образа;

□ память на конкретные, сугубо индивидуализированные признаки стимулов;

□ оценка пространственных параметров стимулов и их пространственного взаимоотношения;

□ помехоустойчивость восприятия: при помехах выделяется лишь ограниченное число признаков образа, значимость которых различна, тогда как больные с правосторонней патологией могут принять решение лишь при наличии полного или почти полного набора признаков.

Трудности интерпретации подобных данных заключаются в том, что повреждение коры одного из полушарий приводит не только к реципрокной активации другого, но и к растормаживанию подкорки этой же половины мозга. Осложнение горизонтального взаимодействия обусловливается и перекрестом нервов, идущих от органов чувств, что позволяет периферической информации одновременно поступать какв ипси-, так и контралатеральное полушарие.

Специфика гностических, речевых и эмоциональных расстройств при поражениях того или иного полушария приводилась в соответствующих разделах.

12.5. ПРОБЛЕМА ЛЕВШЕСТВА

Левшество в широком научном смысле не сводится к леворукости. Подлев-шеством понимается левая асимметрия — преобладание леворасположенных над правыми парных органов в их совместном функционировании. У лиц, нормально развивающихся по показателям психической деятельности, может быть симметрия или очень слабая асимметрия одного или двух парных органов при правшестве или левшестве других, улавливаемые при специальном анализе профиле-латеральной организации (ПЛО). При обследовании больших контрольных групп взрослых полные (по всем учитываемым анализа-

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

торным системам и органам) правши обнаруживаются в 33—54%, а в остальных случаях имеется частичное левшество, между тем как чистые левши либо вообще не встречаются, либо их доля не превышает 2% (Е. Д. Хомская и др.). Среди здоровых наиболее представлены лица только с одним признаком лев-шества. Сравнение по половозрастному признаку показало, что правши среди мужчин в среднем на 2—10% встречаются чаше, что особенно заметно для зрения (в 2,2 раза). Больше всего левшей среди детей и коренного населения Севера и юго-восточной Азии. Леворукость у близнецов встречается чаще, чем в общей массе населения, за счет того, что один из близнецов оказывается левшой. При рождении троен двое в подавляющем большинстве случаев — леворукие (Б. В. Огнев).

Устойчивое предпочтение одной из рук присуще только человеку. Право-рукость или правшество в узком значении этого термина (устанавливаемая по силе, точности, координированности, размашистости движений именно и только рук) среди здоровых встречается приблизительно в 85—90% случаев. Это качество передается по наследству, чего нельзя сказать о леворукости. Если левша один из родителей — вероятность ребенка-левши — 0,17, если оба родителя — 0,46. 6,3% левшей появляется в семьях праворуких родителей. Разные ученые оценивали количество левшей от 1 до 30 процентов. В современных, более обстоятельно проведенных исследованиях, называются цифры от 5 до 20 процентов. В последнее десятилетие число левшей непрерывно растет, что, возможно, является результатом как снижения социокультурного давления, так и улучшением медико-акушерской помощи.

Хотя преимущество правой руки иногда фиксируется у детей уже в возрасте 17 дней, большинством экспериментальных исследований показано, что до конца первого года жизни продолжается неустойчивое однорукое манипулирование (то левой, то правой рукой) с постепенным переходом к правору-кости (в период с 2,5 до 4 лет). В дошкольном и раннем школьном детстве степень выраженности предпочтения одной из рук невелика. Неустойчивостью праворукости у детей 7-8 лет объясняются типичные ошибки пространственного различения в письме, рисовании, пользовании бытовыми или учебными предметами. Число праворуких в старшем возрасте достоверно увеличивается, амбидекстров — уменьшается, а леворуких — остается без существенных изменений. Значительная роль в этой динамике принадлежит социальному опыту и вынужденному переучиванию.

В отношении причин возникновения левшества как проявления особенностей межполушарной асимметрии существует несколько точек зрения.

Согласно генетической теории, левшество передается по наследству и обусловлено хромосомными факторами, что, в частности, определяет и специфику морфологического строения мозга левшей. Судя по историческим хроникам, число левшей в популяции на протяжении многих веков колеблется в постоянных пределах.

Согласно социокультурной теории формирование «рукости» связано с культурно-историческими условиями, с детства навязывающими преимущественное пользование и тренировку одной из рук.

~>hl

ГЛАВА 12. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

В соответствии с патологической теорией, левшество — результат травмы на разных этапах пренатальной и постнатальной жизни. Чаще всего это родовая травма из-за аномальности родовых путей, результат наложения щипцов при родовспоможении и т. п. В многодетных семьях это результат или первых, или последних родов либо качество ребенка из двойни-тройни.

Каждый конкретный случай левшества имеет свою обусловленность возникновения, которая может быть связана как с одной, так и с комбинацией причин. Мозг левши, по-видимому, уникален, так как в каждом индивидуальном случае схема латерализации функций не соответствует известным по исследованиям правшей закономерностям и вообще никаких постоянно встречающихся сочетаний нет (Н. В. Беломестнова). Подобное обстоятельство порождает некоторые противоречия в оценках когнитивного стиля таких детей, поскольку традиционные подходы к «правополушарному» или «левополушар-ному» характеру реагирования оказываются здесь несостоятельными. Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.

В отношении качественной оценки левшей по параметрам психической жизни за более чем 100 лет их описания накоплен достаточно противоречивый материал. С одной стороны, левши описываются как более эмоциональные, тревожные и предъявляющие большее число соматических жалоб, застенчивые, неуверенные, склонные к чувству вины, грубоватые, непрактичные, обнаруживающие более низкий уровень интеллекта, худшую моторную координацию и школьную успеваемость. У левшей отмечается большая частота нарушений сна, затрудненность засыпания, частые пробуждения, неравномерное развитие сторон психики, более слабое понимание изобразительного и вербального материала, большая чувствительность к наркотическим веществам, повышенная частота очаговых изменений в ЭЭГ, меньшая скорость и точность выполнения психомоторных тестов. С последним обстоятельством отчасти связана большая частота травм и автодорожных происшествий.

Но у левшей отмечены лучшие по сравнению с правшами показатели адаптации к трудным климатическим условиям, они реже обнаруживают сосудистые расстройства в условиях экспедиционно-вахтенного труда. Массовое обследование младших школьников показало, что признаков различий в познавательных способностях правшей и левшей не выявляется. Самые способные среди леворуких детей, если не вынуждать их переучиваться, могут проявить высокие показатели психического развития, математические способности, особые достижения в архитектурной деятельности. Леворукие мужчины и женщины имеют более высокую «креативность», у них чрезвычайно выражены способности к оригинальному художественному творчеству, рукоделию, более точна пространственная локализация, они же в эксперименте лучше решают математические, числовые задачи. Преимущества левшей отчетливо выступают в спортивных достижениях — боксе, бейсболе, теннисе, баскетболе и фехтовании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.