Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции мотивации в организационной психологии




Понятие мотивации используется как в теоретических, так и в прикладных работах. Так, с точки зрения В.К.Вилюнаса,термин мотивация служит родовым понятием для обозначе­ния всех факторов, представленных на уровне психического отражения и направляющих поведение на удовлетворение потребностей (Вилюнас В. К., 1990). Он считает, что на современном уровне знаний о мотивации сложно четко различить в общей структуре мотивации такие понятия, как мотив, потребность и т.п., можно лишь утверждать, что потребность может актуализироваться и в отсутствие предмета своего удовлетворения. На этом этапе возникает состояние мотивационной установки, которое в случае появления предмета удовлетворения потребности проявляется в переживании эмоционального отношения к нему и побуждает человека к соответствующей активности.

Однако мотивация – это не только то, что порождает действие. Б.Г.Ребзуев выделяет три основных функции мотивации - энергетизирующую, направляющую и поддерживающую (Ребзуев Б.Г., 2006). Это значит, что динамика мотивации проявляется не только на этапе, который заканчивается порождением цели, но и в процессе ее достижения.

Для дальнейшего анализа, имея в виду его операциональный план, имеет смысл обратиться к обобщающей работе Е.П.Ильина, в которой он дает концептуальное определение мотивации и проводит развернутый анализ мотивационных понятий (Ильин Е.П., 2000).

В нашем контексте наибольшее значение имеют следующие сформулированные им положения:

· мотивация представляет собой процесс формирования мотива;

· мотив представляет собой интегральное многоуровневое образование и имеет определенную структуру, которая не только регулирует актуальное поведение, но и сохраняется в памяти, оказывая влияние на построение последующих мотивов;

· мотив привязан к конкретной ситуации жизнедеятельности, поэтому анализ мотива связан с анализом ситуации;

· в процесс формирования мотива включены не только представления о результате, но и оценки возможностей и условий достижения цели;

· в потребностный блок, кроме биологических и социальных потребностей, входят потребности долженствования;

· удовлетворенность не включена непосредственно в структуру мотива; в лучшем случае она может выступать одним из мотиваторов;

· существуют характерные для человека мотивационные установки, определяющие готовность человека к порождению и реализации мотива.

В связи с этим можно утверждать, что жизненные ориентации выступают для человека наиболее общими мотивационными установками, определяющими порождение и реализацию мотивов в конкретных жизненных ситуациях. При этом типичные для человека способы реализации жизненных ориентаций становятся мотивационными свойствами личности.

Эти положения позволяют прояснить и понятия, связанные с проблемой мотивации в организационной психологии.

Существенным в контексте анализа детерминации человеческого поведения является соотнесение понятий мотива и ценности, поскольку во многих работах (особенно прикладного характера) эти понятия не различаются.

Анализ ценностей и ценностных ориентаций достаточно подробно проводится в работах как социологических, так и психологических (см. напр. Здравомыслов А.Г., 1986; Ядов В. А., 1975; Яницкий М. С., 2000).

Особое внимание Д.А.Леонтьева занимает различие ценности и потребности (Леонтьев Д.А., 2003) которое он видит в том, что удовлетворение потребности, кроме всего прочего, предполагает некоторое желаемое состояние, а реализация ценности – направление его активности. Близкое понимание ценностей демонстрирует и Н.А.Журавлева, которая представляет их как «относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов поведения) и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» (Журавлева Н.А., 2006, с.28).

Обсуждение проблемы мотивации в организационной психологии обычно связано со следующими вопросами:

1. В чем состоят основные жизненные интересы человека, и какой в соответствии с этим должна быть жизнь, позволяющая ему эти интересы реализовать.

2. Какие возможности предоставляет человеку социальная организация для реализации основных жизненных интересов человека, и какой она должна быть с этой точки зрения.

3. В какой степени учет жизненных интересов человека связан с общей организационной эффективностью.

4. Какая мотивация обеспечивает более высокую продуктивность и каковы условия мотивирования работника по этому критерию.

Выше эти вопросы обсуждались в связи с двумя позициями работы психолога в прикладной психологии - антропоцентрической и социоцентрической. Было определено, что в деятельности руководителя в идеале должно быть представлено сочетание обеих позиций – интересы организации и интересы персонала. Но в наиболее популярных операциональных моделях мотивации больше представлены 3-й и 4-й вопросы, что связано с преобладанием до недавнего времени социоцентрической позиции.

В этой связи центральным в нашем анализе будет ответ на первые два вопроса – что нужно человеку для счастья и что может для этого сделать организация. Наиболее примитивный и уже малопопулярный, по крайней мере, среди психологов, ответ на этот вопрос - деньги. Конечно, этот мотиватор входит в число наиболее значимых. Однако в том случае, если работник получает определенный уровень оплаты (гарантирующий удовлетворение элементарных потребностей), он ориентируется на другие мотиваторы.

В организационной психологии при обсуждении понятия мотивации принято выделять два ее аспекта – содержательный и процессуальный. Обсуждение содержательного аспекта мотивации обычно сводится к анализу моделей потребностей, удовлетворенности, соотношения внутренней и внешней мотивации; процессуальный аспект представлен в моделях, описывающих регуляцию поведения работника в определенных рабочих ситуациях.

В последнем издании Руководства по организационной психологии эти аспекты представлены примерно так же, как и в предыдущих изданиях (Mitchell T., Daniel D., 2003). Можно лишь обратить внимание на два отличия этого руководства от предшествующих. Во-первых, в этом издании мотивация непосредственно связывается с самоэффективностью, которая выступает одним из факторов при выборе работником производственного задания, степени усилий, которые он намерен затратить на выполнение задания. Действительно, представление о своей эффективности может определять уровень притязаний и намерение затрачивать определенное количество усилий на его выполнение. И в этой связи понятно второе отличие современного руководства по организационной психологии – обращении большего внимания на когнитивную составляющую мотивации.

Уже традиционным стало рассмотрение мотивации в соотношении со способностями. И в последнем руководстве (Handbook of Industrial and Organizational Psychology, 2003) при обсуждении общего понятия мотивации используется ставшее общепринятым представление о том, что мотивация обнаруживается в том случае, если мы наблюдаем различия в выполнении работы при одинаковых способностях.

Однако и в последнем руководстве по организационной психологии практически не рассматривается вопрос о том, что способности и мотивация могут быть непосредственно связаны друг с другом: как уже обсуждалось ранее, человек может проявлять чистое стремление реализовать свой потенциал, независимо от результатов. В психологии эта проблема вообще-то обсуждается при анализе понятия внутренней мотивации, однако в данном случае имело бы смысл обратить внимание на то, что часть мотивационных характеристик работника может быть непосредственно связана с его стремлением реализовать в организации свой потенциал (более подробно это будет рассматриваться ниже).

Содержательный аспект реализации жизненных ориентаций, в первую очередь, связан с анализом потребностей человека, процессуальный – с рассмотрением мотивации.

Следует заметить то, что в работах по трудовой мотивации зачастую под мотивами понимаются не мотивы в собственном смысле этого слова, а мотиваторы (в терминологии Е.П.Ильина). В этой связи имеет смысл провести анализ а) содержательного аспекта мотивации работника, уточнив модели потребностей в их связи с жизненными ориентациями, б) процессуального аспекта мотивации, уделив особое внимание обсуждению характеристик ситуации, выделяемых как в общей психологии и психологии принятия решений, так и в организационной психологии и психологии труда.

Особое значение имеет использование мотивационных моделей в организационном проектировании. В этой связи необходимо ввести два понятия, отражающие связь проектирования с двумя мотивационными аспектами - психотехника и социотехника.

Сложилось так, что основным результатом деятельности практикоориентированного (практического, прикладного) психолога считают те изменения, которые он производит в процессе непосредственного взаимодействия с человеком - своим клиентом. В связи с этим практикоориентированного психолога можно понимать как специалиста, осуществляющего коммуникативную деятельность (деятельность, имеющую своим предметом взаимодействие с другим человеком). И в этом отношении он похож на других профессионалов - учителей, руководителей, врачей и др.

В зависимости от позиции практикоориентированного психолога и/или целей его работы с конкретным клиентом этот результат может скрываться а) в представлениях клиента, б) в обучении его навыкам рационального поведения, наконец, в) в открытии для человека новых ценностей, жизненных перспектив, смысла жизни - в основном, через переживания. И главное при этом для практикоориентированного психолога - организация эффективного взаимодействия со своим клиентом.

Таким образом, психолог проектирует ситуацию своего взаимодействия с клиентом по критериям жизненных интересов клиента. С этой целью он пользуется теми или иными мотивационными моделями, в первую очередь, имеющими процессуальный характер. Этот аспект деятельности практикоориентированного психолога предлагается понимать как психотехнику (несмотря на то, что существуют представления о психотехнике, несколько отличающиеся от этого понимания).

Однако в деятельности практикоориентированного психолога может быть представлена и вторая форма - социотехника, которая основана не на прямом взаимодействии с человеком, а на организации среды его жизнедеятельности (изменение содержания основной деятельности человека, условий этой деятельности, формирование и коррекция организационных структур и т.п.). Часто две эти формы разделить трудно, так как в реальной деятельности они слиты, но деление такое полезно с практической точки зрения.

Эти же аспекты можно выделить и в деятельности руководителя, поэтому руководителя в этой связи и с достаточными основаниями часто называют практическим психологом. Отличие его от психолога в этом отношении состоит в том, что а) руководитель взаимодействует с психологом как специалистом по работе с человеком и использует его в качестве помощника в этой работе, б) в конечном счете, именно руководитель принимает решения и несет за них ответственность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.