Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие требования к проектированию рабочих ситуаций




Динамический аспект проектирования в современных исследованиях представлен, прежде всего, как проектирование работы.

Дж. Гибсон с соавт. определяют проектирование работ как способ, благодаря которому менеджеры определяют индивидуальное задание и круг обязанностей каждого работника (Гибсон Дж.Л. с соавт., 2000). Они считают, что методы проектирования и перепроектирования работ направлены на: а) выявление наиболее важных потребностей работников и организации и б) удаление препятствий на рабочем месте, мешающих удовлетворению этих потребностей.

Обсуждая понятие работы, С. Мотовидло (Motowidlo S.J., 2003) дифференцирует работу и поведение человека в организации. Основное различие он видит в том, что работа всегда соотносится с вкладом человека в организационную эффективность. С этим связаны и критерии выполнения работы.

Важным методическим приложением в современном подходе к анализу выполнения работы, с точки зрения С. Мотовидло, выступает определение типичного и идеального (максимального) выполнения работы (Там же). Эта проблема уже обсуждалась выше при анализе рабочих ситуаций, когда говорилось о том, что различие между типичным и максимальным уровнем может характеризовать потенциал работника.

Существенным для современного подхода к выполнению работы является и то, что наряду с традиционными критериями оценки выполнения работы появляются и такие, которые характеризуют работника во взаимодействии с другими – к примеру, помощь коллегам (см. напр. Campbell, J.P.,1990). Более того, такой подход, доведенный до своего логического завершения, представляет у Бормана и Мотовидло (Borman W.C., Motowidlo S. J., 1993) концепцию контекстной составляющей работы, когда для построения аналитической модели работы привлекаются не только факторы, непосредственно ее определяющие, но и характеристики, входящие в контекст – такие, как та же помощь коллегам, личная инициатива работника, поддержка организации и т.п.

Ф.Моргенсон и М.Чампион, авторы раздела «Проектирование работы» в одном из последних руководств по организационной психологии (Morgenson F., Campion A., 2003), проведя анализ современных исследований по проектированию работы, отмечают тот безусловный факт, что проектирование по критерию мотивации во всех случаях улучшает отношение к работе. Авторы отмечают, что в настоящее время расширился набор факторов, определяющих регуляцию выполнения работы. К примеру, современный подход к восприятию работы среди факторов, влияющих на это восприятие, предполагает сравнение себя с референтными личностями. Обсуждая проблему проектирования работы, авторы замечают, что это проектирование обычно проводится по типичному работнику.

Использование модели жизненных ориентаций позволяет представить динамический аспект проектирования как проектирование основных ситуаций жизнедеятельности человека в организации, которые имеет смысл обозначить через основную потребность, которая удовлетворяется в ней. С использованием уточненного списка потребностей эти ситуации будут выглядеть следующим образом: а) дефицитарные ситуации (удовлетворения физиологических потребностей, безопасности, принятия, признания, влияния), б) ситуации самореализации, в) духовные ситуации, основанные на стремлении к добру, истине и красоте.

Проектирование каждой из этих ситуаций будет состоять в а) определении основной детерминанты и соответствующего ей результата, б) описания идеальной ситуации, обеспечивающей реализацию соответствующей жизненной ориентации, в) характеристику методов анализа реальной ситуации и индивидуально-психологических особенностей работника, от которых больше всего зависит актуализация соответствующей ориентации, г) описание действий психолога и руководителя, направленных на обеспечение реализации соответствующей ориентации.

Выводы:

1. Мотивация представляет собой процесс формирования мотива, который привязан к конкретной ситуации жизнедеятельности, поэтому анализ мотива связан с анализом ситуации.

2. Жизненные ориентации выступают для человека наиболее общими мотивационными установками, определяющими порождение и реализацию мотивов в конкретных жизненных ситуациях. Типичные для человека способы реализации жизненных ориентаций становятся мотивационными свойствами личности. Объективированные условия реализации жизненных ориентаций становятся для человека жизненными ценностями.

3. Задачи анализа трудовой мотивации в связи с требованиями психологического проектирования организации предполагают проведение анализа а) содержательного аспекта мотивации работника с целью уточнения моделей потребностей в их связи с жизненными ориентациями, б) процессуального аспекта мотивации, предполагающего обсуждение характеристик производственной ситуации. При этом содержательные модели мотивации в работе практикоориентированного психолога определяют социотехнический аспект его работы, процессуальные – психотехнический.

4. Наибольшее применение для анализа и рекомендаций, связанных с содержанием мотивации человека в организации, имеет концепция потребностей А.Маслоу. При этом набор потребностей в модели Маслоу имеет смысл дополнить потребностью во влиянии, имеющей два проявления – стремление а) влиять и б) принимать влияние. Ограничения, которые имеет эта концепция, прежде всего, связаны с требованием иерархичности в удовлетворении потребностей. Это ограничение преодолевает концепция К.Альдерфера, который, не изменяя содержания потребностей относительно модели Маслоу, предлагает использовать принцип равноправия потребностей в плане их удовлетворения в организации.

5. На основе модели жизненных ориентаций могут быть определены требования к технологиям работы с человеком (динамический аспект психологического проектирования), а модели удовлетворенности - к компонентам организационной среды (структурный аспект психологического проектирования).

6. Удовлетворенность можно понимать как положительное переживание человеком своего отношения к наиболее значимым компонентам среды жизнедеятельности. Она является оценочным отношением и в соответствии с этим определяет долгосрочную мотивационную установку. Человек проявляет удовлетворенность средой жизнедеятельности в соответствии с доминирующими жизненными ориентациями, поэтому показатель удовлетворенности может служить индикатором степени удовлетворения этих ориентаций.

7. Для психологического проектирования организационной среды как среды жизнедеятельности имеет смысл использовать модель среды, включающую в себя две группы компонентов – организационные и внеорганизационные. Эти компоненты в процессе социального управления могут выступать в качестве объектов при построении соответствующих им проектов.

8. Ситуацию жизнедеятельности можно понимать как значимый фрагмент функционирования человека, имеющий в предс­тавлении человека начало и конец. Ситуация является результатом анализа среды жизнедеятельности с точки зрения доминирующей жизненной ориентации человека и представляет собой поле реализации этой ориентации. При этом в типичных условиях анализ среды жизнедеятельности производится на основе сформированных у человека мотивационных установок, определяющих привычный способ реализации жизненных ориентаций.

9. Динамический аспект психологического проектирования рабочих ситуаций состоит в проектировании основных ситуаций жизнедеятельности человека в организации – дефицитарных, самореализации, духовных.

Глава 4. Психологическое проектирование производственной организации по критериям жизненных ориентаций работника




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.