Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизическая подготовленность – это готовность выполнить необходимую физическую нагрузку в оптимальном для своего пола и возраста объеме и темпе. 3 страница




По-видимому, в самых общих чертах можно определить здоровье индивидуума как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений, снижающих работоспособность.

Здоровье физическое и психическое. В медицине принято различать несколько «градаций физического (соматического) здоровья». Обследуемое лицо может быть признано абсолютно здоровым или же практически здоровым. Абсолютно здоров тот, у кого все органы и системы функционируют в равновесии с окружающей средой и в них не имеется никаких болезненных отклонений. В специальных исследованиях установлено, что абсолютно здоровых людей практически нет. В условиях тщательной проверки у многих обнаруживаются незначительные, а иногда более серьезные отклонения, которые в обычных условиях не проявляются в субъективных ощущениях. «Здоровье» – это понятие весьма относительное. Объективными его показателями являются данные соматоскопии, результаты клинических, физиологических и биохимических исследований. При оценке последних обычно исходят из относительных половых и возрастных нормативов.

Диагнозом «практически здоров» обозначается такое состояние организма, при котором определенные патологические сдвиги не влияют на трудоспособность в конкретной профессии. Диапазон этого диагноза широк настолько, насколько разнообразными бывают профессии (труд инвалидов, труд космонавтов).

Наряду с «объективным» существует и понятие «субъективное здоровье». Субъективные ощущения, как правило, хорошо отражают состояние организма и разные патологические отклонения, которые и приводят к субъективным нарушениям (жалобы). Однако нередко при наличии жалоб объективно никаких отклонений обнаружить не удается. И наоборот.

Наряду с качественными показателями, определяющими состояние так называемого «статического здоровья», все большее значение приобретает понятие «динамическое здоровье». Оно определяется количественной характеристикой адаптационных (приспособительных) возможностей организма.

Для того, чтобы получить представление о динамическом здоровье, необходимо исследовать не только состояние органов и функциональных систем в покое, но и изменение их состояния в ответ на различные нагрузки. Часто состояние статического и динамического здоровья совпадает, но нередко бывает, что все показатели в покое у пациента в норме, а в ответ даже на функциональные нагрузки – изменяются в худшую сторону, показывая, что резервные возможности в организме снижены. В результате при определенных жизненных обстоятельствах организм может не выдержать каких-либо нагрузок. Например, быстрой ходьбы или бега, да еще с вещами, когда такой человек опаздывает на поезд или на самолет; или холодовой нагрузки, когда после теплой наступает холодная погода, и человек сразу простужается; или такой человек попадает в климат с повышенной температурой воздуха и получает тепловой удар. Все это указывает на отсутствие тренированности в различных нагрузках и говорит об отсутствии динамического здоровья. Определенная физическая готовность, приобретенная после соответствующей тренировки, даже не вполне здоровому индивидууму позволяет добиться более высоких результатов, чем его абсолютно здоровому, но плохо тренированному сопернику (речь идет не об острых болезнях). Так, например, тренированный спортсмен-лыжник, страдающий хроническим гастритом, всегда окажется более выносливым, чем его совершенно здоровый, но не очень подготовленный партнер. Физическая работоспособность у двух совершенно здоровых и в этом отношении равных лиц может оказаться весьма различной, если один из них будет более тренированным. Контингент больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в первую очередь пополняется из рядов физически неподготовленных людей. Учитывая это обстоятельство, здоровыми сегодня могут быть признаны только те лица, которые обладают хорошим динамическим здоровьем и способны выполнить необходимые физические нагрузки.

Здоровье психическое. Наряду со здоровьем физическим (соматическим), которое связано с состоянием «соматики», т. е. со всеми органами и системами человеческого тела, Всемирная организация здравоохранения выделяет еще психическое и социальное здоровье, как самостоятельные показатели (компоненты) здоровья человека. Тесная связь здоровья физического со здоровьем психическим находит свое отражение у работников умственного труда и особенно у студентов. Студенты – это вообще особая профессиональная группа. Сдав экзамены на аттестат зрелости, молодые люди чуть ли не сразу сдают вступительные экзамены и после такого умственного и эмоционального штурма снова вступают в полосу умственной и эмоциональной перегрузки (много новых предметов, зачеты, коллоквиумы). Поскольку физический компонент здесь снижен, чрезмерная напряженность приводит к сосредоточенности психофизиологической активности в центральной нервной системе, что, в свою очередь, приводит к появлению устойчивых очагов повышенной возбудимости нервных центров («доминанта» по А.А.Ухтомскому), а в дальнейшем к образованию так называемых новых форм неврозов – «чистых неврозов утомления».

Нормальная психофизиологическая активность, являющаяся физиологической основой мыслительных процессов при творческом умственном труде, характеризуется повышенной способностью удерживать в памяти необходимые сведения для формирования новых образов и понятий, быстротой сравнений, ассоциаций и дифференцировок. При умственном труде потребление энергии обмена минимальное, составляющее лишь 2200-2600 ккал в сутки, что только на 400-600 ккал превышает основной обмен. Между тем для нормального функционирования организма количество энергозатрат должно равняться 3600-4000 ккал в сутки. При этом количество энергии, затрачиваемое непосредственно на мышечную работу, должно быть в среднем за сутки не менее 1200-1300 ккал. Именно это количество энергии и должно ежедневно быть израсходовано на мышечную деятельность. Если ее нет в трудовой деятельности, то она должна восполняться физическими упражнениями. Ибо доказано, что снижение ежедневной физической нагрузки от необходимого минимума приводит к уменьшению мышечной силы, выносливости, подвижности в суставах, к нарушению деятельности мышц, к расстройству координации сложных движений, снижению быстроты, ловкости, а также приводит к отрицательным изменениям в высшей нервной деятельности. При этом ухудшается умственная работоспособность (возрастает число ошибок при выполнении умственных операций), увеличивается скрытое время простых и сложных ответных реакций, снижается функция внимания и т. д.

Длительное ограничение движений отражается на общей психической активности: появляется сонливость, вялость в движениях, раздражительность, бессонница, отсутствие аппетита, ухудшение настроения, ослабляется эмоциональная устойчи­вость, ухудшается умственная и физическая работоспособность, наступает утомление, наблюдается дезорганизация внутренней речи и мышления, т. е. наблюдаются расстройства, свидетельст­вующие о нарушениях как в физическом, так и в психическом здоровье.

Чрезмерное ограничение двигательной активности ученые рассматривают как один из факторов, вызывающих состояние эмоциональной перенапряженности, которое характери­зуется проявлением реакции тревоги и, в целом, – истощением организма.

Здоровый образ жизни залог сохранения и укрепления здо­ровья. Многочисленными социально-гигиеническими ис­следованиями последних лет доказано, что уровень здоровья на­селения на 50% определяется образом жизни, составными час­тями которого являются меняющиеся во времени различные формы жизнедеятельности людей: труд, социально-культурная, общественная деятельность, занятия физкультурой и спортом. Указанные формы жизнедеятельно­сти людей в зависимости от характера и проведения могут спо­собствовать либо сохранению и укреплению здоровья, либо его ухудшению. Бесспорно доказано, что неправильно организованный труд, не­достаточная двигательная активность, несбалансированное пита­ние, несоблюдение режима труда и отдыха обуславливает более высокую заболеваемость, инвалидность и смертность населения.

Среди других факторов, являющихся составляющими образа жизни, к числу наиболее значимых относятся также семейно-бытовые условия, межличностные отношения, психологический климат в коллективе.

По данным специальных исследований уровень заболеваемо­сти одиноких мужчин и женщин старших возрастов сравнитель­но выше заболеваемости семейных.

Социологи, философы, психологи, гигиенисты убеди­тельно обосновали преимущественное значение поведенческого фактора в формировании образа жизни. Меди­цинские работники изучают, анализируют и пропагандируют ги­гиенические стороны поведенческого фактора. При этом было показано, что 71% курящих мужчин старше 50 лет имеют наи­более распространенные заболевания органов кровообращения. Уровень заболеваемости язвенной болезнью курящих в 3 раза выше, чем у некурящих, а хроническим бронхитом в 2,5 раза выше. Аналогичные закономерности установлены и в отношении лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Понятно, что поведенческий фактор даже с медицинской точки зрения более емкое понятие и характеризуется не только отношением к вредным привычкам, но и пониманием значимости прохождения медицинских осмотров, своевременностью обращения за медицинской помощью, регулярностью посещения беременными женщинами женской консультации, матерями с новорожденными детьми – детских консультаций, полнотой выполнения назначений врача, врачебных советов и др. Поведенческий фактор, отражая, санитарно-гигиеническую грамотность населения, формирует медицинскую активность населения.

Вместе с тем было бы неправильным сводить здоровый образ жизни лишь к медико-социальной активности людей. Понятие «здоровый образ жизни» значительно шире, ибо это не только деятельность направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, но одновременно это и условие, благодаря которому реализуются и развиваются все другие формы и проявления социального образа жизни человека.

Следовательно здоровый образ жизни – это одна из сторон социального образа жизни. Оба эти понятия находятся в диалектическом единстве (как часть и целое) и поступательное развитие одного из них неукоснительно вызывает закономерное движение и изменение в другом. Разумеется, при этом не только возможны, но и необходимы внутренние противоречия, как движущая сила развития, так как решение этих противоречий как раз и будет способствовать появлению больших возможностей для каждого из рассматриваемых понятий.

Здоровый стиль жизни – здоровое долголетие. Как свидетельствуют многочисленные научные исследования и наблюдения практиков, здоровое долголетие – это всегда труд, причем обязательно труд как физический, так и интеллектуальный или смешанный, но обязательно творческий. Между тем научно-технический прогресс общества почти полностью сводит на нет физический компонент в повседневном труде и быте современного человека, повышая одновременно уровень его психоэмоциональных напряжений, что самым пагубным образом сказывается на здоровье людей. Вот почему в наши дни здоровый стиль жизни, который приводит к здоровому долголетию, все в большей степени становится искусством. А раз это так, то здоровому стилю жизни, как и любому другому искусству, необходимо учиться, начиная это учение по возможности в более раннем возрасте. При этом необхо­димо выделять наиболее общий, на наш взгляд, определяющий состояние здоровья людей фактор, который, естественно, явля­ется определяющим и в деле «приобщения» к здоровому стилю жизни. Таким фактором можно назвать оптимальный двига­тельный режим, вокруг которого, как известно, группируются, дополняя и конкретизируя его, другие факторы, такие как физи­ческая культура и спорт, режим труда и отдыха, режим дня и т. д. В век научно-технической революции дефицит мышечной деятельности (проявляющийся, как известно, в виде гиподинамии и гипокинезии) может быть восполнен только занятиями физической культурой (в широком понимании этого термина), либо кому это не противопоказано, – спортом.

Следовательно здоровый стиль жизни современника всегда сопряжён с занятиями физкультурой и спортом. Организован­ные занятия физической культурой и спортом в той или иной форме охватывают миллионы людей. Однако самая массовая форма оздоровления (особенно это распространено сейчас в странах Западной Европы, Северной Америки, а на Востоке – в Японии) – самостоятельные занятия физическими упражнениями или занятия небольшими коллективами, одним из которых яв­ляется семья. Семья – это коллектив единомышленников, где все члены должны неуклонно соблюдать правила, от которых зависит их здоровье.

Здоровый стиль жизни коллектива или индивидуума склады­вается, как правило, из соблюдения сравнительно небольшого числа, но обязательных условий:

1. Главное в занятиях физкультурой и спортом – систематич­ность и регулярность. Эти занятия должны стать органиче­ской частью повседневной жизни и быта каждой семьи.

2. Каждый день обязательно должен начинаться с утренней ги­гиенической гимнастики, на которую необходимо выделить (в зависимости от состояния здоровья и уровня подготовлен­ности) не менее 5, но и не более 30 минут времени.

3. В течение рабочего дня (для лиц физического труда после полутора часов, а для лиц умственного труда – через три часа работы) обязательно проведение физкультурной паузы из 15-20 упражнений в течение 10-15 минут для предупреждения чрез­мерного утомления.

4. После работы или учебы выделить время (спустя 1,5-2 часа после еды) для обязательных занятий физическими упражнениями (45-60 мин).

5. За час-полтора до сна обязательно провести 30-минутную пешую прогулку на свежем воздухе (желательно в парке, лесу, на берегу реки, пруда и т. п.).

Соблюдение здорового образа жизни и следование здоровому стилю жизни позволяет долгие годы поддерживать на хорошем уровне как дееспособность, так и трудоспособность.

Дееспособность способность к активному физическому интеллектуальному действию (труду).

Трудоспособность состояние организма, при котором совокупность физических и духовных способностей позволяет осуществлять определенного объема и качества производственную деятельность.

Трудоспособность находится в непрерывной динамике, зависит от состояния физиологических функций всего организма отдельных его органов и систем, от изменения социальных условий. Возраст человека, условия работы или характер функциональных нарушений в отдельности не определяют трудоспособность и потенциальные возможности трудовой деятельности, алишь совокупность процессов и явлений, протекающих внутри и вне организма. Главным условием трудоспособности являются соответствие функциональных способностей организма требова­ниям, предъявляемым к нему внешней физической и социальной средой. При несоответствии предъявляемых требований состоянию функций организма, трудоспособность снижа­ется, развивается утомление. Сохранению трудоспособности на длительное время способствуют приобретенные навыки к труду, мотивация, поддержание физических качеств на должном уровне.

Самооценка уровня здоровья, стиля жизни, трудоспособно­сти и т. п. – проводится при занятиях физкультурой и спор­том методом самоконтроля за со­стоянием и реакциями организма в процессе занятий.

Данные самонаблюдения записывают в дневник самоконтро­ля, который включает в себя следующие показатели: самочувст­вие, настроение, сон, аппетит, работоспособность, потоотделение, желание за­ниматься спортом, возможные нарушения режима. Из объективных по­казателей в дневник самоконтроля включаются, как правило, следующие: вес, частота сердечных сокращений, частота и качество дыхания, жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила, а также спортивные результаты.

Дополнительные записи в дневнике самоконтроля могут включать описание метеорологических условий, качество и количество выполняемой нагрузки, особенностей состояния организма (например, слабость, головная боль, рас­стройство кишечника и т. п.).

Показатели самоконтроля могут принести пользу лишь в том случае, если они учитываются регулярно, не реже 2-3 раз в не­делю. Физкультурник должен регулярно показывать свой днев­ник врачу, преподавателю, тренеру.

Физкультурницам рекомендуется вести учет менструального цикла: начало, продолжительность, количество выделений кро­ви (мало, нормально, много), наличие болей (до и в период менст­руаций), а также характер занятий физическими упражнениями в это время. Спортсменкам следует помнить, что со­ревнования во время менструаций обычно противопоказаны.

При появлении болей в кишечнике, мочевом пузыре и облас­ти половых органов или белей, физкультурнице необходимо об­следоваться у врача-специалиста.

При наступлении беременности необходимо прекратить спор­тивные тренировки и соревнования, изменив характер занятий, исключив упражнения в прыжках и т. д., перейти на специаль­ные упражнения для беременных, поддерживающие состояние общей тренированности, укрепляющие мышцы спины, брюшной стенки и тазового дна.

Таким образом, врач и пре­подаватель смогут сопоставить свои наблюдения с наблюдения­ми самоконтроля физкультурника и принять более правильное решение о даль­нейшем режиме занятий.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Акулик И В., Тихвинский С.В. «Понятие о здоровье». В кн.. «Детская спортив­ная медицина». Под ред. проф. С.В.Тихвинского, проф. С.В.Хрущева. Москва, «Медицина», 1980, стр.306-308.

Брехман И.И. «Введение в валеологию – науку о здоровье». Ленинград, «Наука», 1987, стр.62-65.

Гриненко М.Ф, Саноян Г.Т. «Труд, здоровье, физическая культура». Москва, «Физкультура и спорт», 1974, стр. 12-29.

Жолдак В.И. «Реализация двигательного режима». Методиче­ские рекомендации слушателям факультета по преподаванию студентам вузов раздела курса «Физическое воспитание». Малаховка, 1979, стр.7-11.

Карпов Р.С. «Оптимизация двигательного режима как один из важнейших эффективных методов сохранения и улучшения здоровья населения». Сборник научных трудов «Физическая культура, здоровье и трудовое долголетие человека». Москва, 1986, стр. 15-18.

Мусоелов Н.А., Нифонтова Л.Н. «Производственная физическая культура в тру­довом коллективе». Москва, 1985, стр. 11-63.

Сингур Н. «Трудоспособность». Москва,БМЭ, 1963, т.32, изд.2, стр.899-902.

Соколов А.А. «Профессионально-прикладная подготовка сту­дентов медицинских вузов в процессе физиче­ского воспитания». Москва, «Медицина», 1960, стр. 55-61.

Фролов В.А. «Здоровье». Москва, БМЭ, 1978, т.8, изд.3, стр.355-357.

Шефард Р. «Современные тенденции в области физической активности населения Канады». В кн.: «Физкультурно-оздоровительная работа в зарубежных странах». Ред. О.Никитинская, ЦООНТИ. Москва, «Физкультура и спорт», 1990, вып. 1, стр. 3-8.

Щедрина А.Г. «Онтогенез и теория здоровья». Методические аспекты. Новосибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1989, стр.54-75.


Тема IV. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (2 часа)

Основные понятия: психофизиологическая характе­ристика труда, работоспособность, само­чувствие, усталость, утомление, пере­утомление, рекреация, релаксация.

Психофизиологическая характеристика труда. Труд – это целесообразная деятельность человека, в результате которой человек создает потреби­тельные стоимости.

Положительное влияние трудовой деятельности человека на физическое и духовное его развитие в полной мере может про­являться лишь в благоприятных для трудящихся социальных условиях. Эта закономерность является выражением неразрыв­ного единства в труде социального и биологического факторов. Биологическое содержание труда включает в себя проблему труда физического и умственного. Само разделение труда на физический и умственный – явление социальное. Вместе с тем, любая мышечная работа связана с деятельностью центральной и периферической нервной системы, а с другой стороны, интеллектуальная деятельность человека, при которой основная нагрузка падает на нервные центры, в той или иной степени сопровождается мышечными сокращениями. Следовательно, с физиологической точки зрения, в наши дни речь может идти о количественных соотношениях, т. е. о доле участия в трудовой деятельности человека мышечной или интеллектуальной сферы.

Труд человека в области интеллектуальной сферы (например, учебный труд) не исключает необходимости в известных физических усилиях; последние будут выступать в неразрывной связи с умственной деятельностью. Гармоническое развитие человека немыслимо без физического труда, мышечных усилий, повышающих жизненные функции организма и тем самым способствующих высокому уровню работоспособности человека (в те числе и в основной его деятельности, т. е., как в нашем примере, в учебном труде студента). Специальные исследования показали, что применение физических упражнений способствует более быстрому восстановлению умственной работоспособности, повышению уровня и качества переработки информации. Однако указанное явление наблюдается только при использовании оптимальных физических нагрузок. При использовании физических нагрузок максимальной мощности было установлено, что физические нагрузки в спорте помимо укрепляющего и стимулирующего влияния на умственную работоспособность в некоторых фазах своего последействия могут оказывать угнетающее воздействие на некоторые интеллектуальные процессы, которые могут проявиться в затруднении воспроизведения материала из краткосрочной памяти. При определенных условиях (например, суммируясь с утомлением за день) это может проявиться в затруднении запоминания нового материала. Через 3 часа после предельной работы большей мощности продуктивность умственной деятельности становится ниже, а угнетающее воздействие этой работы на хранение и воспроизведение информации в кратко­временной памяти выражено больше, чем при работе субмакси­мальной мощности.

Для выяснения причин снижения умственной работоспособ­ности после физической нагрузки были проведены дополни­тельные исследования, в процессе которых было установлено, что при нормальном физическом состоянии нагрузка при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120-130 уд/мин не оказывает зна­чительного влияния на умственную работоспособность. Нагрузка при ЧСС 150-160 уд/мин улучшает почти все показатели в груп­пах спортсменов, но для студентов слабой фи­зической подготовленности она оказалась высокой. Нагрузка при ЧСС 180 уд/мин и выше значительно ухудшает умственную ра­ботоспособность нетренированных студентов.

Экспериментально было выяснено, какое из физических качеств влияет в наибольшей степени на умствен­ную деятельность человека, какие физические качества и при каком уровне их развития обеспечивают устойчивость умствен­ной работоспособности студентов. Для этой цели сравнивались уровни отдельных физических качеств у двух групп студентов, улучшивших и ухудшивших к концу учебного года различные показатели умственной работоспособности. Оказалось, что наи­большую положительную корреляцию с устойчивостью умст­венной работоспособности имеют качества выносливость, ловкость, и быстрота.

Кроме того, было исследовано влияние физической трени­ровки с разной направленностью на устойчивость умственной работоспособности студентов в напряженный период (за 1,5 ме­сяца до весенней экзаменационной сессии). В этот период у всех групп студентов отмечается значительное ухудшение показате­лей умственной работоспособности как в спокойном состоянии (до нагрузки), так и после нагрузки. У разных групп произошли неодинаковые сдвиги в умственной работоспособности. Наи­большую устойчивость средних показателей обнаружили груп­пы, целью занятий которых было развитие выносливости и разносторонняя физическая подготовка.

Работоспособность способность организма выполнить определенный объем (и вид) работы. Установлено, что уровень работоспособности меняется под влиянием ряда факторов и существует несколько типичных проявлений изменяющейся работоспособности. 1. Предрабочее (предстартовое) состояние. под влиянием условных раздражителей, обычно сопровождающих трудовое действие (обстановка труда, зрительные, слуховые и иные раздражители, речь, мысль о предстоящей работе), в организме происходят физиологические процессы, свойственные предстоящей форме деятельности. 2. Врабатывание. в ходе работы с момента ее начала происходит постепенное повышение работоспособности. Оно основано на включении различных физиологических функций и налаживании необходимых регуляторных процессов. Существенным фактором врабатывания является усвоение ритма, что в физиологическом смысле означает повышение в процессе деятельности человека лабильности соответствующих отделов его центральной нервной системы. 3. Относительная стабилизация работоспособности. Достигнув известного уровня, работоспособность в течение некоторого времени удерживается на этом уровне. 4. Снижение работоспособности. Развивающееся в процессе работы утомление проявляется в снижении уровня работоспособности. При резко выраженном утомлении снижение может быть столь значительным, что приводит к отказу от дальнейшего продолжения работы.

Самочувствие чувство, испытываемое человеком в зависи­мости от состояния его физических и душевных сил. Самочувст­вие – это вместе с тем отражение деятельности всего организма и в первую очередь центральной нервной системы. Отсутствие ка­ких-либо болезненных ощущений, наличие бодрости, жизнера­достности – признаки хорошего самочувствия. Появление не­обычных ощущений, болей, вялости, головокружений, головных болей, и т. п. – признаки плохого самочувствия.

Физкультурники и спортсмены регистрируя в дневнике само­контроля свое самочувствие, обычно отмечают его как: хорошее, удовлетворительное, плохое самочувствие или вялость, сла­бость, головная боль, головокружение и др.

Усталость это субъективная сторона проявления утомле­ния, психическое переживание, связанное с утомлением, чувство утомления.

Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что в свою оче­редь связано с количеством и качеством проделанной работы. Однако нередки случай, когда усталость и другие признаки утомления по своей выраженности друг другу не соответствуют. Это наблюдается, если работа совершается без интереса и желания, без ясного представления цели данной работы или ближайших ее результатов, т. е. отсутствие мотивации. Могут быть другие случаи, когда налицо все данные для выраженного утомления, так как работа проделана большая, а усталость тем не менее не чувствуется. Это бывает тогда, когда выполнение работы сопровождается эмоциональным подъемом, обуславливаемым заинтересованностью в работе, сознанием высокой цели и т. п.

Утомление это вызванное интенсивной или длительной работой временное уменьшение работоспособности. И.М. Сеченов (1903) выдвинул и глубоко обосновал положение о том, что при мышечной работе человека утомляются в первую очередь не мышцы, а нервные центры, причем не в результате интоксикации, а вследствие физиологических процессов, определяющих работоспособность нервных центров. Наиболее утомляемы клетки коры больших полушарий в силу их большей истощаемости.

Школой Г.В.Фольборта доказано, что закономерности процессов истощения и восстановления функциональных потенциа­лов в коре больших полушарий те же, что и в других органах и тканях. Особенностью нервных клеток является высокая степень функционального разрушения и медленное восстановление.

Регулярное чередование процессов возбуждения, сопровож­дающихся истощением нервных клеток и процессов торможе­ния, характеризующихся восстанавливающим действием, дли­тельно обеспечивает высокую работоспособность коры больших полушарий. При умственной деятельности, связанной с посто­янной сменой процессов возбуждения и торможения центров ко­ры больших полушарий, утомление их развивается относительно медленно. В отличие от этого, при монотонной, однообразной работе длительное возбуждение одних и тех же нервных клеток приводит к быстроразвивающемуся утомлению и как следствие его – к охранительному торможению. Развитие этих процессов усугубляется отсутствием эмоциональных моментов, мобили­зующих подкорку и тонизирующих кору.

Отсюда следует, что при планировании режима умственного труда, следует предусматривать возможность временного пере­ключения на другие виды деятельности (активный отдых), осо­бенно физическую деятельность. Длительное перенапряжение второй сигнальной системы может привести к переутомлению клеток коры больших полушарий, а в далеко зашедших случаях – к стойкой патологии высшей нервной деятельности.

Для выявления степени умственного утомления применяются таблицы Анфимова, по которым показателем количественной работоспособности является число незамеченных знаков. (Демонстрация примеров).

Переутомление утомление от повторной работы, которое суммировалось с остаточным утомлением от предыдущей, что и приводит к хроническому утомлению (т. е. переутомлению).

Переутомление как хроническую форму утомления не следует смешивать с состоянием чрезмерного острого утомления (изне­можения или перенапряжения) после однократно выполненной изнурительной работы, которое иногда неправильно называют переутомлением.

Рекреация [лат. recreatio – восстановление, отдых] деятельность человека в свободное от работы время с целью восстановления и укрепления физических и духовных сил, а также для всестороннего развития личности, осуществляемая в основном с использованием природных факторов на специально предназначенных для этого территориях, находящихся вне места постоянного жительства и трудового процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.