Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первичные алексии




АМНЕСТИЧЕСКАЯ АГНОЗИЯ ИЛИ АГНОЗИЯ ЗАПЕЧАТЛЕНИЯ

Эта форма зрительной агнозии впервые выделена Я. А. Ме-
ерсоном (1986). При сохранном опознании объектных и сю-
жетных изображений утрачивается способность удержать в па-
мяти на короткий и на длительный сроки любой зрительный
материал, поэтому страдает, главным образом, выполнение тех
заданий, которые предъявляют большие требования к функции
кратковременной и долговременной памяти.

Выделяют две основные формы первичной алексии (нару-
шения чтения), связанные с локальным поражением опреде-
ленных участков мозга: агностическую (литеральную по дру-
гой терминологии) и вербальную. Вторичные алексии разви-
ваются при других нейропсихологических синдромах, в
частности у больных с афазией. Механизм этих нарушений
зависит от формы афазий и описан выше.

а) Агностическая (литеральная) алексия

При агностической алексии нарушается узнавание отдель-
ных букв и соответственно нарушается чтение. Больные ча-
сто путают буквы, сходные по своему начертанию (К и Х,
Т и Г, Ц, Ш, Щ и др.), затрудняются в подборе одинако-
вых букв разного шрифта (печатных, прописных, стилизо-
ванных, заглавных), т. е. утрачивается способность к обоб-
щенному восприятию буквы. Эта форма нарушения чтения
известна еще под названием «чистая словесная слепота».
Иногда больным удается прочесть отдельные знакомые сло-
ва, написаниые крупными печатными буквами, узнавая их
по общему рисунку. Чтение слов в рукописном или маши-
нописном тексте практически невозможно. Отмечаются
ошибки при чтении букв — амнсстическая алексия. Но даже
назвав правильно все буквы с задержками и паузами, боль-
ной читает слово побуквенно как малограмотный, т. е. гло-
бальное чтение заменяется чисто аналитическим. Нередко
нарушается чтение арифметических знаков (+, —‚ х; v")
или нотных знаков, с которыми больной был знаком до за-
болевания.

Письмо у больных с агностической алексией, как правило,
сохранено, но прочесть то, что сами написали не могут. Вме-
сте с тем, нарушается списывание букв и слов, в том числе
перевод при списывании букв и слов с печатного шрифта в
рукописный. Перестав быть значимой графемой, буква превра-


щается в «иероглиф», который больные при списывании сри-
совывают или просто «рабски копируют».

Агностическая алексия возникает при очагах в оснований
левой затылочной доли, часто с захватом прилежащих отделов
височных и теменных областей. Впервые описана A. Kussmaul
(1887) (цит. по И. М. Тонконогому, 1973), тщательно изучена
В. М. Смирновым (1959).

б) Вербальная (аграфическая) алексия

При вербальной (аграфической) алексии нарушения чтения
сочетаются с расстройствами письма. В отличие от агности-
ческой алексии узнавание отдельных букв сохранено или на-
рушено мало. Утрачивается чтение целых слов, слогов, фраз.
При чтении возникают частые литеральные и вербальные па-
ралексии, отчуждение смысла слова. Больные пытаются ком-
пенсировать дефект узнавания слогов и слов не аналитическим
(побуквенным) способом чтения, а домысливанием непрочи-
танных частей, попытками узнать слово «в лицо». Нередко
смысл слов и фраз понимается верно, хотя больной не может
прочесть вслух или читает с ошибками.

Одним из основных отличий вербальной алексии от агно-
стической является нарушение письма (отсюда второе назва-
ние «аграфическая»). Больные не могут писать буквы и слова.
При попытках написать заданную букву они чсртят прямые и
кривые линии, штрихи, хотя иногда удается правильно восп-
роизвести какой-то элемент буквы. В тяжелых случаях боль-
ные неспособны писать совсем, в легких случаях удается на-
писать под диктовку некоторые буквы, отдельные, хорошо зна-
комые, слова (фамилию, простые одно-двухсложные слова).
Списывание при вербальной (аграфической) алексии наруша-
ется значительно меньше, нередко больные при списывании
переводят буквы из печатного шрифта в рукописный.

Многие авторы рассматривают вербальную алексию как од-
но из проявлений симультанной агнозии.

Впервые описана J. Dejerine (1892) (цит. по И. М. Тонко-
ногому, 1973). Детальный обзор литературы дан В. М. Смир-
новым (1959).

Возникает при поражений теменной доли (угловой извили-
ны) левого полушария, но имеются указания также на пора-
жение затылочной доли и мозолистого тела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.