Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи 1 страница




Психокоррекция — направленное психологическое воздействие на определенные психи­ческие структуры в целях оптимизации развития и функционирования индивида в конкрет­ных условиях жизнедеятельности.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Таким образом, это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздей­ствия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы


154 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Таблица 1.9 Возможные ошибки консультанта и пути их профилактики

 

Ошибки   Профилактика
1. Отсутствие личностного обращения 1. Четкое знакомство с названием имени,
к интервьюируемому   использование имени в ходе интервью
2. Поучения, очевидные и банальные 2. Освоение предмета профессиональной деятельности, принятие профессиональ­ных ограничений
3. Избыточная личная заинтересованность 3. Освоение профессиональной позиции
в содержании интервью   и профессиональной этики
4. Уход от профессионального взаимодей- 4. Рефлексия на содержание профес-
ствия в бытовое   сиональной деятельности
5. Использование специальной, редко 5. Говорить простым, четким, литератур-
употребляемой в быту терминологии   ным языком
6. Стремление интервьюера занять собой, 6. Организация профессионального
своими личными проблемами и высказы-   пространства, контроль за временем
ваниями большую часть времени   своих высказываний
7. Навязывание своего мнения интервьюи- 7. Контроль за соответствием задаче
руемому   клиента
8. Эмоциональное воздействие 8. Безоценочное общение
через оценку качеств клиента    
9. Отсутствие четких целей интервью 9. Владение предметом интервью
10. Уличение клиента в неискренности, 10. Следование предмету интервью
стремление «поймать» его    
11. Постоянные апелляции к мнению других 11. Цель интервью — мнение, проблема,
людей   внутренняя картина болезни и т. п. — в логике индивидуальной судьбы человека
12. Отказ от взаимовлияния людей 12. Самоконтроль за профессиональным
в процессе интервью   развитием

Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — лечение) представляет собой систему лечебного воздействия психологическими средствами (вербаль­ными и невербальными) на психику, а через нее на весь организм и поведение клиента. Психотерапия является деятельностью, направленной на обеспечение личностного роста военнослужащих, воссоздание гармоничных отношений с ок­ружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, фор­мирование и развитие качеств, необходимых для их профессиональной деятель­ности, а также оптимизацию социально-психологического климата в воинском коллективе.

Впервые термин «психотерапия» введен в конце XIX в. Д. Н. Тьюком. В опуб­ликованной им в 1878 г. книге «Иллюстрации влияния разума на тело» одна из глав так и названа: «Психотерапия». Общеупотребительным термин «психотера­пия» становится только в 90-е гг. XIX в. в связи с развитием гипноза.

Психотерапия отличается от других методов лечения, по крайней мере, тремя особенностями:

1) при ее проведении применяются психологические средства изменения лич­ности, связанные с использованием основ психологии;


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 155

2) применяются эти средства и методы профессионально, т. е. подготовленны­ми специалистами и персоналом, действующим осознанно и целенаправлен­но, умеющим научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе психотерапии с различными пациентами и оценивать их;

3) с помощью психотерапии лечат лиц, страдающих расстройствами психики [135].

В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицин­ское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицин­ское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии. Со­отношение медицинской и психологической моделей психотерапии, представлен­ное в книге «Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности» [134], показано в табл. 1.10.

Таблица 1.10 Сравнительный анализ медицинской и психологической моделей психотерапии

 

Основания Медицинская модель Психологическая модель
для сравнения    
Специалист, проводящий Только врач (психотерапевт, Как правило, подготовленный
психотерапию психиатр) психолог (психотерапевт, кли­нический психолог), но может быть и врач
Концептуальная основа Осуществляется лечение, Реализуется проблемный под-
  предупреждение и обязатель- ход к клиенту. Разрешаются
  но диагностика заболеваний личностные и семейные про-
  пациента, используются пара- блемы, трудности, не дости-
  дигмы психотерапии, психиат- гающие уровня патологии,
  рии и клинической дисципли- однако влияющие на развитие
  ны, где она применяется, т. е. психических функций и лично-
  так называемый синдромоло-гический (синдромы-симпто­мы) и нозологический подходы к пониманию расстройств и их диагностике стный рост
Психотерапевтические Используются вербальные Основным средством является
средства и невербальные приемы и слово, а также невербальные
  техники, но могут быть приме- средства (молчание, мимика,
  нены физио-, фармако-, фито- эмоциональное отреагирова-
  и другие терапевтические ние и пр.). Не допускается
  средства (в совокупности применение лекарственных
  и параллельно) препаратов, физиотерапии

Вопрос о разделении двух сфер психологической помощи — психологической коррекции и психотерапии — в настоящее время является достаточно дискусси­онным. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные тре­бования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые тре­бования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия меж­ду клиентом и специалистом.


156 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

По мнению Ю. Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психо­терапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мне­нием, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное меди­цинское образование [6]. По мнению Р. С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения раз­личных заболеваний, а психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков поведения психически здо­рового человека.

Выделяют следующие специфические черты психокоррекционного процесса, от­личающие его от психотерапии (медицинская модель):

• психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хо­рошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности;

• коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от сте­пени нарушения;

• в психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов;

• психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отли­чие от краткосрочной — до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет — помощи при психотерапии);

• в психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя откло­няется навязывание определенных ценностей клиенту;

• i [сихокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и раз­витие личности клиента [79,118].

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психоло­гическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направле­на на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается и в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств).

Психические заболевания — это поведенческие расстройства, которые приводят к более высокому уровню заболеваемости и смертности. Многие аномалии психики и поведения лю-

дей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотера­певту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекци-

онной помощи, именуют клиентами.

Следует, таким образом, дифференцировать коррекцию нормального и аномаль­ного развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррек­цию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педа-


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 157

гогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологи­ческими и педагогическими причинами. При этом психолог, занимающийся кор­рекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное [118].

Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важно как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим че­ловеком, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, по­зволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от нее у конкретного человека.

Таким образом, анализ различий между двумя видами деятельности показал, что термин «психокоррекция» по своему содержанию близок к немедицинской модели психотерапии. В дальнейшем употребление понятия «психотерапия» бу­дет подразумевать именно эту — иемедицинскую модель психотерапии (или пси­хокоррекции).

Классификация психотерапевтических подходов. Прежде всего, необходимо внести ясность в понимание соотношения терминов «метод психотерапии», «фор­ма психотерапии», «направление психотерапии».

Под методом психотерапии подразумевается конкретный способ реализации общего принципа лечения, вытекающий из понимания сущности психического расстройства в рам- ках определенной концепции психотерапии; совокупность психотехнических приемов [135].

Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического воздействия.

Форма психотерапии — это организация и структура взаимодействия терапевта и паци- ента в процессе реализации того или иного метода психотерапии.

Например, метод рациональной психотерапии может применяться в форме ин­дивидуальной беседы с больным, в форме беседы с группой или в форме лек­ции. Метод внушения может применяться в бодрствующем состоянии или в гипнозе. Психоанализ применяется в форме наблюдения потока свободных ас­социаций, исследования ассоциаций, анализа сновидений, в форме ассоциатив-, ного эксперимента и т. д. Одна и та же форма психологического воздействия может служить различным методическим установкам. Так, гипноз может быть использован и с целью внушения, и с целью катарсиса.

Комплекс различных методов психотерапии, объединенных общим принципи­альным подходом к лечению, образует направление психотерапии. Таким обра­зом, в отдельных направлениях психотерапии выделяют отдельные методы, внут­ри каждого метода — различные методики и приемы. Достаточно широким по содержанию названием является вид психотерапии (коррекции), соразмерный с понятием модель и являющийся эклектическим объединением в ее рамках раз­личных методов и форм психотерапии (психокоррекции), принадлежащих к раз­личным ее направлениям.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие направ­ления психотерапии:

1) психоаналитическое (исиходинамическое);

2) поведенческое (бихевиористское);



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


3) гуманистическое (экзистенционально-гуманистическое). В отечественной психотерапии в последние годы выделяют следующие основ­ные направления:

• личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию;

• суггестивную психотерапию;

• поведенческую психотерапию;

• эмоционально-стрессовую психотерапию [135].

Виды психотерапии систематизируют по следующим основаниям:

а) по характеру воздействия (прямая — косвенная);

б) по этиопатогенетическому принципу (каузальная — симптоматическая);

в) по цели воздействия (седативная, активирующая, амнезирующая);

г) по участию в ней больного (мобилизующе-волевая, пассивная);

д) по виду воздействия врача (авторитарная, разъясняющая, обучающая, тре­
нирующая);

е) по источнику воздействия (гетерогенная, аутогенная);

ж) по направленности относительно патогенных установок (синергичная пере­
живаниям, антагонистическая);

з) по тактике воздействия (выборочная, комбинированная или комплексная);

и) по числу лиц, с которыми работает врач (индивидуальная — групповая), ди­рективная — недирективная и др.

Виды психокоррекции, исходя из определенных критериев, классифицируют следующим образом [135].

1. По характеру направленности выделяют коррекцию симптоматическую и
каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предпо­лагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, тре­бует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, т. к. одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную при­роду, причины и психологическую структуру нарушений.

I

2. По содержанию различают такие виды:

• коррекцию познавательной сферы;

• коррекцию личности;

• коррекцию аффективно-волевой сферы;

• коррекцию поведенческих аспектов;

• коррекцию межличностных отношений:

• коррекцию внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных) и детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:
а) индивидуальную;


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 159

б) групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т. д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; сме­шанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ.: программированную и импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную и недирективную.

6. По продолжительности: сверхкороткую (длится часы, минуты); короткую (быструю, длится несколько часов и дней); длительную (длится месяцы); сверх­длительную (длится годы).

7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: общую, частную, специальную.

Вид психотерапии (психокоррекции) может определяться используемыми для решения определенной задачи методами работы психолога.

Методы психотерапии (психокоррекции) могут быть следующие:

а) по биологическому гомеостазу: для нормального или стрессового состояния;

б) по характеру и направленности воздействия: развивающие, седативные, ак­
тивизирующие, дезактуализирующие, мобилизующие;

в) по преимущественному воздействию на те или иные психические процессы:
ментальный тренинг (мышление), имаготренииг (воображение), эмоциональ­
но-волевая тренировка (эмоции, воля);

г) по источнику воздействия: аутогенные (на себя), гетерогенные (со стороны
других);

д) по используемым средствам воздействия: вербальные, библиотерапия, музы-
котерапия, изотерапия, танцевальная терапия.

Существует классификация принципов выбора метода психотерапии в зави­симости от заболевания (Штроцка, 1986):

• при острой истерической,симптоматике применяется суггестия;

• при вегетативных нарушениях — аутогенная тренировка;

• при жизненных трудностях — «разговорная» терапия;

• при фобиях — поведенческая терапия;

• при характерологических нарушениях — гештальт-терапия, психодрама;

• при расстройствах, связанных с семейными проблемами, — семейная психо­терапия;

• при комплексных расстройствах с наличием предшествующего предраспо­ложения — глубинно-психологические методы.

Психокоррекционная ситуация. Несмотря на различие в теориях, целях, про­цедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводит­ся к тому, что один человек (психолог) пытается помочь другому (клиенту).

Коррекционная ситуация включает в себя пять основных элементов.

1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психоло­гической помощи, в психокоррекции, — это клиент.

2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринима­ется как способный оказывать помощь, — это психолог.


160 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента.

4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем кли­ента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, кото­рые помогают облегчить проблемы клиента [118].

Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

Общая цель психотерапии и психокоррекции состоит в помощи клиентам изме­нить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. Более частными целями являются [1, 134]:

• формирование гибкости, умения находить новые, эффективные стратегии поведения;

• накапливание и рациональное использование энергетических ресурсов;

• изыскание, сохранение и развитие ресурсных состояний, обеспечение актив­ности, энтузиазма, оптимизма;

• сохранение и развитие психического здоровья.

Таким образом, можно говорить о единстве следующих целей психотерапии: лечение, предупреждение нарушений и развитие личности клиента. Причем дос­тижение этих целей связано со способностью и стремлением клиента к измене­нию себя (а не окружающего мира и других людей).

При решении этих задач психолог прибегает к трем основным методам.

Во-первых, обеспечение психологической поддержки. Это значит: прежде всего, сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризис­ной ситуации. Поддержка заключается также в том, чтобы помочь пациенту осоз­нать и использовать свои силы и умения.

Во-вторых, устранение дезадаптивного поведения и формирование новых, адаптивных способов решения проблемы.

В-третьих, содействие самораскрытию и инсайту (осознанию), т. е. лучше­му пониманию своих мотивов, чувств, конфликтов и ценностей.

Цели и задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционные мероприя­тия направлены на исправление отклонений в развитии. В связи с этим возника­ют следующие актуальные вопросы. Что следует понимать под отклонением в развитии? Каковы показания для осуществления психологической коррекции?

В практике коррекциоппой работы выделяют различные модели объяснения причин отклонений и трудностей в развитии человека.

Биологическая модель — объясняет этиологию отклонений в развитии сниже­нием темпа органического созревания.

Медицинская модель — выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития.

Интеракционистская модель — подчеркивает значение нарушений процесса взаимодействия личности со средой.

Педагогическая модель — усматривает причины отклонений в явлениях соци­альной и педагогической запущенности.


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 161

Деятелъностная модель — ставит во главу угла несформированность ведущего тина деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности [118].

Определение целей напрямую зависит от состояния объекта коррекции.

Объекты психокоррекции — это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменени-

ям, а предмет коррекции — та психическая реальность, на которую направлено психокор-

рекционное воздействие (например, объект— нарушения взаимоотношений с коллегами

по работе, а Предмет — агрессивность как личностное свойство человека; объект — школь-

ная дезадаптация, предмет — низкая мотивация учения).

Определить проявление личностных или психических нарушений можно по следующим признакам:

• нарушение какой-либо сферы личности, психики всегда оказывает негатив­ное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют либо замед­ляют свое развитие;

• нарушение всегда проявляется в поведении, то есть его можно опознать при наблюдении;

• психические нарушения всегда приводят к социальной дезадаптации;

• психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воз­действий;

• нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим забо­леваниям.

Все нарушения психического и личностного развития, являющиеся объектом психокоррекции, можно классифицировать но двум основаниям: характер при­чин и характер проявления нарушений [134].

Характер причин нарушений. Причины могут быть внешние или внутренние. Соответственно, нарушения — первичными или вторичными. Внешние причи­ны — это негативные воздействия и негативные отношения с другими людьми. Действие внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.

Характер проявления нарушения. Нарушение может проявиться как дефор­мация уже развитых структур психики (травматический страх и пр.) либо как их недоразвитие (слабоволие, низкая эмоционально-волевая устойчивость и пр.).

При определении целей коррекции необходимо руководствоваться следующи­ми правилами.

1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности лич­ностного развития и проявления инициативы клиента.

Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описа­ние поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представле­ния коррекционных целей включает описание тех форм поведения, деятельнос­ти, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма содержательно задает ориентиры роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и


162 _________________ Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время

тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспекти­ве целей саморазвития.

2. Цели психокоррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжи­тельностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.

3. При постановке общих целей психокоррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные по­казатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррек­ционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особеннос­тях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

4. Наряду с учетом индивидуальных особенностей необходимо ориентировать­ся и на содержание обобщенных психолого-возрастиых требований к психологи­ческому статусу человека определенного возраста.

Программа психокоррекции включает собственно психологическую часть (про­водит психолог) и организационно-педагогическую (осуществляют руководите­ли, члены воинского коллектива, родственники). Эта программа проводится в жизнь с применением индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы направлена, прежде всего, на выработку у человека рефлексивных навыков оценки себя и окружающих, развитие способностей к эффективному вза­имодействию.

При анализе эффективности психокоррекционных мероприятий, проводимых психологом воинской части, речь идет о следующих группах переменных, харак­теризующих коррекционное воздействие:

• субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

• объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, харак­теризующие изменения в различных модальностях внутреннего мира и по­ведения человека;

• устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни чело­века.

Большое значение для достижения запланированного психотерапевтического эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Психокоррекцион-ные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 часа. На успешность работы влияет также пролонгированность коррекцион-ного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей его поведения, сохране­ния прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и разви­тии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффектив­ность коррекционных программ существенно зависит и от времени осуществле­ния воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем больше вероятность успешного разре­шения трудности развития.

Порядок психотерапевтической работы психолога в воинской части опреде­ляется командиром воинской части, т. е. устанавливаются дни, часы и место при-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.