Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II 2 страница. 6. То, в чем обвиняет вас ваш противник, даже в малой степени,—это ваши собственные двойные сигналы




6. То, в чем обвиняет вас ваш противник, даже в малой степени,—это ваши собственные двойные сигналы, чувства и эмоции, которые вы имеете или имели. Не забывайте о том, что ваш оппонент—это также та часть вас самих, которая вас почему-то тревожит.

7. Ни одна из сторон не победит в конфликте, пока обе не поймут и не прольют свет на характер и природу другой из сторон. Просвещение—задача поля: пока не будут просвещены все, не будет просвещен никто.

Упражнения по разрешению конфликта

1. Попросите своего друга помочь вам выполнить это упражнение.

2. Опишите конкретный конфликт, который у вас есть о конкретным противником.

3. Пусть ваш друг играет роль этого противника.

4. Активно отстаивайте свою позицию.

5. Отметьте, когда вы испытываете неудобство от своей позиции, и (или) станьте нейтральными или примите сторону своего оппонента.

6. Вернитесь в свою прежнюю роль и отметьте происшедшие перемены или продолжайте до тех пор, пока конфликт не исчезнет или пока обе стороны не почувствуют, что они победили.

7. Примените новые методы и шаги в своей работе и напишите мне об этом.

Глава 9. САМОСОЗНАНИЕ ГРУППОВЫХ МЕНЬШИНСТВ

Следующее тысячелетие унаследует от предыдущего одну из наших центральных нерешенных проблем—подавление лю­дей по этническому, расовому, религиозному, социальному, экономическому или родовому признаку. Хотя я всегда огор­чался и ужасался действиями групповых меньшинств во всем мире, я в то же время был восхищен той потенциальной силой, которой обладают эти меньшинства. Личности, нарушающие

общественное спокойствие и представляющие непопулярные в своих групповых полях позиции или занимающие позицию меньшинства, обладают большой возможностью повышения нашего общего знания. В этой главе описывается разработка и методика, которые личность, находящаяся в позиции мень­шинства, может использовать при отстаивании своей собст­венной точки зрения и на благо своей группы и общества.

Отрицание проблем меньшинства

Члены групповых меньшинств находятся в трудном поло­жении. Само их существование представляет собой позицию, проблему или мнение в противовес аналогичным проблемам и мнениям группового большинства или общества. У мень­шинств почти нет выбора. Один путь—это делать то, что они обычно и делают,—подавлять собственное мнение и стараться приспособиться к мнению общества. Другая возможность со­стоит в том, чтобы постараться разрушить общество, подавля­ющее их, или попробовать мирно сотрудничать с ним, чтобы изменить и перевоспитать большинство. Повсюду в мире лич­ности и группы поляризуются в конфликтах между большин­ством и меньшинством, хотя имеется стремление отрицать и игнорировать существование подавления. Янов1 отмечает, как жители небольшого израильского городка в 1985 г. разделя­лись на следующие противостоящие группы:

Конфликтующие группы

Мужчины Женщины

Молодежь Взрослые

Бедные Богатые

Консерваторы Либералы

Рабочий класс Интеллигенция, студенты

Преступники Честные граждане

Фундаменталисты Секуляристы

«Ашкенази» «Сефардим»

(западные евреи) (восточные евреи)

Коренные израильтяне Недавно прибывшие

иммигранты (эфиопы)

«Ястребы> «Голуби»

Члены коалиции Члены оппозиции

1 Б. Янов. «Поиски мира. Учебный курс для преподавателей млад­ших и старших классов высшей школы», Хайфа, Израиль, 1985 г.

Мужчины Женщины
Молодежь Взрослые
Бедные Богатые
Консерваторы Либералы
Рабочий класс Интеллигенция, студенты
Преступники Честные граждане
Фундаменталисты Секуляристы
«Ашкенази» «Сефардим»
(западные евреи) (восточные евреи)
Коренные израильтяне Недавно прибывшие
  иммигранты (эфиопы)
«Ястребы> «Голуби»
Члены коалиции Члены оппозиции

Тем не менее, ни один человек из этого городка не упомя­нул о существовании арабо-еврейских групп. Такое отрицание основной проблемы меньшинства характерно для всего мира. Мы все, а не только репрессивные правительства, подавляем, отрицаем и игнорируем основные проблемы меньшинства. Я слышал, как в Южной Африке одинаковым образом и белые и черные отрицали существование проблемы «белые—черные». Как часто калифорнийцы обсуждают дискриминацию в отно­шении испанцев или иммигрантов из Азии? Лишь несколько человек из среднего класса, проживающих в городке Новой Англии, признаются в своих реакциях против негритянских се­мей, переехавших в их район. Нейтралитет швейцарцев иног­да подрывается ими в результате явной дискриминации в от­ношении итальянских рабочих, а также возрастающим числом неонацистских группировок в их стране Догадываются ли японцы о своей дискриминационной политике в отношении к иностранцам? И почти в каждой группе во всем мире одно­временно существует дискриминация женщин и гомосек­суалистов.

Члены меньшинств и экстремальные состояния в группе

Когда в группе выступает личность, выражающая непопу­лярную точку зрения или позицию меньшинства, ситуация может быстро накалиться. Когда организация или группа на­чинает рассматривать завуалированные, подавляемые или дру гие подсознательные вторичные процессы или когда кто-то выступает с позиции меньшинства, главные задачи и цели этой группы отходят на второй план. Таким образом, часто груп­повые меньшинства или личности выглядят как разрушители общества.

Город или страна, насильственно подавляющая какую-нибудь свою часть, как это было при подавлении правитель­ством Китая студенческой демократической революции 1989 г., находится на пути саморазрушения. Закон самоуравновеши­вания указывает на то, что противоположности, в конечном счете, уравновешивают друг друга. Акту насилия в одном на­правлении со временем будет противостоять акт насилия в другом направлении.

Полностью подавить позицию меньшинства невозможно, так как эта позиция—проявление духа в групповом поле. Личность или подгруппа, заявляющая о своих разногласиях с группой или организацией, не должна игнорироваться или подавляться. Даже если меньшинство отвергается или при-

нуждается к подчинению, это проявление духа нельзя убить. Меньшинством будет использовано огромное число тактиче­ских приемов с целью разрушения основных планов этой груп­пы. Может казаться, что меньшинство уступило, групповой дух и атмосфера даже крупной организации со временем будет разрушен чувствами негодования, подозрительности и нена­висти.

Жизнь в условиях репрессии—настолько трудный и болез­ненный опыт, что многие восстания меньшинств происходят спонтанно и настолько эмоционально, что при этом осознание ситуации почти совсем отсутствует. Желание отомстить и на­нести ответный удар за испытанные страдания—универсаль­ное чувство всех меньшинств в «горячих точках» планеты. Печальным результатом конфликта между членами групповых меньшинств и большинством является то, что они обычно не желают или не способны помочь ни себе самим, ни всей груп­пе. Таким образом, групповое меньшинство словно в зеркале отражает своего противника: каждый способен отстаивать только свою точку зрения.

Отсутствие метакоммуникатора

Характерная структура конфликта между меньшинством и большинством такова, что в нем отсутствует метакомму-н и к а т о р, нейтральный наблюдатель конфликта. Поле рево­люции почти всегда имеет только две части—меньшинство и большинство, подавляемый и подавляющий. Третья сторона, метакоммуникатор, стоящая в стороне от бушующего шторма, отсутствует.

Ни одна из сторон не способна занять нейтральную и объ­ективную позицию метакоммуникатора из-за того, что неза­висимо от рассматриваемой проблемы каждый отождествля­ется только со своими собственными чувствами обиды, гнева и угнетенности. Все просто слишком подавлены или разъяре­ны для того, чтобы проявить хладнокровие или понять пози­цию другой стороны. Конфликт при этом втягивает поле в турбулентное и хаотическое состояние, а внешний мир, как правило, выступает в роли судьи для обеих сторон конфликта.

Внешний мир, хорошо или плохо, выступает в роли мета­коммуникатора. Он осуждает, оценивает и призывает ту или иную сторону конфликта внять голосу разума. Группа или страна в состоянии революции часто осуждается, наказыва­ется или ей ставится диагноз всем остальным миром точно так

же, как врачи, родственники и коллеги действуют в отношении кого-то, находящегося в психическом расстройстве.

Равнодушный и высокомерный мир часто бессознательно выступает со своей позиции так же, как и воюющие стороны отстаивают свои. Внешний мир не может понять свою позицию как роль в конфликте. Поэтому не существует локальных войн. Каждая локальная война—это мировая война, в кото­рую включены все глобальные проявления духа.

Самосознание группового меньшинства

Величайшая задача группового меньшинства—продемон­стрировать новый и сознательный путь решения проблем и пробудить сознание остальных. Мартин Лютер Кинг и Махат­ма Ганди—примеры тех, кто пытался повернуть мир лицом к проблемам меньшинства. Конечно, знать об этом—дело каж­дого, а не только члена меньшинства, но чаще всего роль того, кто сможет пробудить общество, выпадает на долю предста­вителя группового меньшинства.

Для того чтобы обрести знание и разбудить сознание ос­тальных, надо, в первую очередь, понять, что слишком много внимания уделяется предмету конфликта и слишком мало тому, каким способом этот конфликт разрешается. Существу­ют сотни различных конфликтных ситуаций: черные—белые, мужчины—женщины, страны третьего мира—развитые стра­ны, гомо—гетеросексуалисты, «мы»—«они», богатые—бедные и т. д. Наши попытки решить все эти проблемы приводят нас к необходимости большей подготовленности к разрешению конфликтов. Мы часто становимся одержимы только одной ролью или проявлением духа и забываем о других частях своего «я».

Мы способствуем разделению мира, настаивая только на своей точке зрения, вместо того, чтобы достичь общего пони­мания, которое позволило бы нам добиться действительных перемен, так нам необходимых.

Психология меньшинства

Когда мы занимаем позицию меньшинства, чувство нашей подавленности переходит в дискомфорт, затем в ярость и, на­конец, в праведный гнев и повышенное самомнение. Изменен­ные состояния сознания, через которые мы при этом проходим, могут ослабить нашу позицию, так как при этом мы теряем общее понимание ситуации.

Раскол группы на большинство и меньшинство характерен для всех полей—от ситуации к ситуации меняются лишь сами проблемы и язык. В каждом групповом процессе име­ются две сущности группы—первичная и вторичная, скрытая. Этот раскол всегда характеризуется напряженностью, сегре­гацией, гневом и ненавистью. Личности и группы неизбежно образуют меньшинства, порождая индивидуальность, которая маркирует общепринятую и отвергаемую формы поведения. Каждая группа обладает индивидуальностью, заявляющей: «Мы—это, а не то!»

Следующие чувства являются типичными для позиции меньшинства. Заметьте, что все мы временами оказываемся в меньшинстве. Все мы когда-нибудь выражали непопулярное мнение.

1. Знайте, что вы находитесь в меньшинстве, если чувству­ете, что вас осуждают, подвергают гонениям, не понимают вас или недооценивают.

2. Ваше положение обычно осложняется тем, что вы чувст­вуете отсутствие всякой поддержки не только со стороны боль­шинства, но и со стороны собственной подгруппы. Практиче­ски ваши взгляды ни у кого не находят поддержки.

3. Вы чувствуете себя гонимым и, при удобном случае, бу­дете, в свою очередь, сами преследовать членов большинства за их убеждения. Поэтому роль жертвы обычно не совсем точно отражает вашу позицию. Ваша подавленность заставля­ет иногда оказывать противнику сопротивление.

4. По отношению к самому себе вы ведете себя подобно большинству. Вы преследуете и мучите себя собственными сомнениями. Тайно вы сомневаетесь в своей группе и в пра­вильности ее взглядов.

5. Вы ощущаете покровительство большинства. Вы часто отказываетесь от привилегий взрослого человека и ведете се­бя как ребенок или больной. Когда становится необходимым отстоять свою точку зрения, вы даже можете обнаружить, что по какой-то причине не выражаете или неспособны выразить свое мнение адекватным взрослому человеку образом.

6. Иногда вы испытываете трудности при попытке ясно из­ложить свои мысли. Вы часто впадаете в депрессию из-за своей неспособности к выступлению, считая виновным в этом самого себя. Так как то, что вас тревожит, может быть не за­мечено другими или не воспринимается ими, вы иногда чув­ствуете себя немного сумасшедшим.

7. Вы боитесь выступать, так как боитесь, что из-за этого вас могут арестовать, оскорбить, лишить работы или убить.

4 з. 5745

8. Иногда вы чувствуете себя умнее или глупее других или посторонним, который видит то, чего не могут видеть другие, так как вы на самом деле—и мудрый, и глупый, и посторон­ний. Мудрый, глупый и посторонний—все это подавляемые в большинстве групп роли. Они требуют своего выражения. Займите такую позицию, выразите ее, так как этого от вас требует поле.

9. Вы смущаетесь, беспокоитесь и чувствуете себя пара­ноиком. Вы не можете сосредоточиться и чувствуете, что ли­дерство или управление другими не для вас.

10. Вам нужна помощь, но вы не можете в этом признать­ся. Поэтому вы ищете союза с людьми, находящимися вне си­туации. Вы чувствуете, что не б силах справиться с ситуацией в данном поле. Надо сознательно искать такого союза. Полу­чите необходимую вам помощь.

Поддержка

Если вы занимаете позицию меньшинства, вам нужна по­мощь в выражении и представлении своих взглядов большин­ству. Если вы обнаружили себя в меньшинстве, то получили редкую возможность изменить себя и других.

К сожалению, существованию в меньшинстве нельзя на­учить. Вы находитесь на новой территории. Вы должны счи­тать, что поле, в котором вы живете, требует от вас, чтобы вы лучше узнали себя, что общество само просит вас помочь ему самовыразиться. Становясь каналом для передачи своего мне­ния или позиции, вы помогаете всем остальным.

Ваша позиция меньшинства отражает страдание всего мира, и вы должны понимать, что многие не смогут вас услышать. Ваша позиция разрушительна для других. Вы должны сде­лать свой выбор. Если вы проявите должную выдержку и ин­туицию, то сможете помочь полю. Если, однако, вы отождест­вились со своей позицией, то шансы, что вы подвергнетесь грубому оскорблению, возрастают. Сделайте обдуманный вы­бор—проявить свою выдержку или стать одержимым своей позицией.

Стать героем или героиней—это имеет значение лишь для других людей, но это может означать и то, что вы при этом умрете. Вы должны тщательно взвесить, поможет ли другим то, что вы умрете, потеряете работу, попадете в тюрьму или подвергнетесь оскорблениям? Если вы проявите выдержку в целях самосохранения, то сможете и дальше преодолевать конфликт. Выберете вы такую возможность или для вас важ­нее быть убитым и сделать большинство вашим убийцей?

Быть может, вы живете в поле, для приведения которого в равновесие необходимо совершить самоубийство. Являются ли убийство и самоубийство единственно разумным выходом из сложившейся ситуации? Или это время для того, чтобы удержаться от открытого конфликта и поработать с «убийцей» и «самоубийцей» на внутреннем уровне? Совершить внутрен­нюю работу с возможностью быть убитым—это значит убить свое «я» и не привязываться больше к своей позиции. Вы боль­ше не жертва, не герой и не убийца, а объективный, беспри­страстный наблюдатель, способный пробудить сознание ос­тальных людей. Ваше умение сделать это может зависеть от духа времени, а также от вашей способности к внутренней работе.

Если вы готовы и решились проявить вашу сдержанность и постараться выразить свою позицию подходящим образом, то вам могут пригодиться следующие рекомендации.

1. Познай своего монстра

Большинство групп бывают любезны, когда все идет хоро­шо, но как только вы потревожите их, даже самая благодуш­ная группа превращается в злобного монстра. Самая добрая, самая вежливая группа, будучи растревожена, становится монстром. Это одна из причин, по которой мы боимся высту­пать на людях. Следовательно, одной из самых важных задач является изучение и наблюдение за индивидуальностью груп­пы, ее первичным процессом. Только тщательно изучая группу, можно подготовиться к встрече с пробудившимся монстром.

2. Накормите монстра

Учитесь кормить своего монстра. Это значит, что вы долж­ны уметь удовлетворять и умиротворять этого монстра так, чтобы не быть им съеденным и чтобы предоставить ему воз­можность к изменению. Если вы не накормите группового монстра, он будет вести себя как попавшее в западню живот­ное в панике. Оно почувствует себя в опасности, почувствует приближение своей гибели и будет агрессивным.

Если вы хотите пробудить сознание остальных, то первым делом вы должны встать на путь взаимодействия, распозна­вая природу большинства и осознавая то, что как ваша, так и его позиция—это всего лишь временные проявления духа, способные к изменениям! Если вы хотите выяснить, к какому типу группы вы принадлежите, потревожьте ее слегка и опре­делите, что за монстр находится рядом с вами. Первый шаг— это анализ того, с каким первичным групповым процессом вы в конфликте. Ниже приведены возможные типы групповой индивидуальности.

4* 23

Гуманность и покровительство. Внешне ваши противники могут выглядеть гуманными, но в то же время по­давлять те формы поведения, которые кажутся им отличными от своих собственных. Они дружелюбны, пока не выявляется мнение меньшинства, и тогда они будут обрушиваться на каж­дого, отстаивающего непопулярную позицию.

Эмпирическое правило—всегда «кормить» первичный про­цесс. «Накормите» их человечность. Поощрите их индивиду­альность и напомните им о ней. Похвалите их гуманность. Сделайте им комплимент за открытость новым идеям, даже если они временно причиняют вам неудобства.

Оживленность. Некоторые группы ведут себя радост­но и оживленно. Они пребывают в атмосфере буйного, общи­тельного, шумного и болтливого поведения и отвергают вся­кие попытки нарушить их компанию. Если это происходит, они становятся враждебными.

Накормите и этого монстра. Хвалите праздничность атмос­феры и ругайте себя за то, что заводите разговор, не отража­ющий общее настроение. Заверьте их, что после своего выступ­ления снова сможете вернуться вместе со всеми к общему веселью. Не начинайте говорить, пока они не согласятся на это.

Официальность Некоторые группы ведут себя сухо и официально. Они презирают проявления эмоций и личной откровенности. У них жесткие правила коммуникации. В об­щении с ними могут возникать длинные паузы и тягостное молчание.

Накормите их формальность. Хвалите и поощряйте их за сдержанность чувств. Очень официальным и благоразумным тоном спросите у них совета о том, как предложить новые идеи или вызвать новые эмоции в группе.

Если это группа деловых людей, то они, без сомнения, счи­тают, что эмоции мешают и снижают эффективность и произ­водительность. Накормите эту индивидуальность, высказав перед ними предположение, что там, где рациональные реше­ния не приносят успеха, иррациональные чувства могут про­яснить атмосферу и дать лучший результат. Расскажите им, что отсутствие у них межличностных навыков снижает общую эффективность их деятельности.

«Кормите» группу, не порицая ее членов за их собственный стиль общения. Попросите каждого записать свои возражения или впечатления—не требуйте от них проявления своих эмо­ций в группе.

Репрессивность. Отдельные группы или коллективы

выглядят явно по-диктаторски. Они будут давить на убежде­ния, ваши представления или образ жизни из-за того, что не­достаточно знакомы с проблемой или из-за цвета вашей кожи, вашей национальности или религиозных убеждений. С этими группами трудно работать, так как они полны внутреннего не­выраженного конфликта, объясняемого страхом перед неиз­вестным.

Можете вы их накормить? Расскажите им, что их законы и правила вытекают из их желания сделать себе лучше. На­помните, однако, что быстрее всего этого можно достичь, если установить хотя бы тончайшую связь с различными людьми, в которых они могут косвенно нуждаться.

Расизм. Подобно репрессивной группе, эта группа стара­ется действовать дружелюбно и официально, но избегает тех, кто не похож на них, веря в то, что «чужаки» опасны, амораль­ны, нечисты на руку и никчемные люди. Они, как правило, из­бегают тех, кто посягает на их точку зрения. Они могут вести себя непредубежденно, но наглухо закрыты для новых взглядов.

С такой группой следует быть осторожным. Проверьте, не слишком ли вы привязаны к своей позиции перед тем, как по­пытаться выполнить следующее. Сначала станьте проще. Рас­скажите им, что вы, так же как они, желаете надежности и безопасности всему, что они делают. Постарайтесь обратить эту потребность в надежности и безопасности себе на пользу, намекнув, что если бы они смогли выслушать другое мнение или быть более открытыми для различных типов людей, то их мир действительно смог бы стать безопаснее.

Расскажите им, что самый быстрый и верный путь к безо­пасности—это позволить различным группам открыто общать­ся, так как это может предотвратить и смягчить будущий конфликт и уменьшить угрозу их стабильности.

Религиозные группы. Религиозная группа—это группа, члены которой связаны своими убеждениями. Их ве­ра—это их первичный процесс. Это даже может быть психоло­гическая группа, вера которой—духовный рост личности. Эти убеждения требуют к себе внимания. Члены таких групп могут не осознавать своих диктаторских наклонностей.

Используйте их глубочайшие интересы и убеждения. Пока эта группа не открыла глаза на важность точки зрения мень­шинства, ваш первый шаг состоит в проявлении уважения к их первичному процессу. Сделайте комплимент их вере или убеждениям, сказав примерно следующее: «В вашей вере за-

ложено столько любви к ближнему! Как эта любовь может проявиться на деле в следующей ситуации?»

После обращения к монстрам, независимо от их типа, про­верьте обратную связь с группой. Дождитесь их словесного или молчаливого согласия. Прежде чем высказать свое мне­ние, подождите, когда они сами попросят вас об этом. Иначе они будут сопротивляться вашему стилю общения и ваши про­блемы могут быть не услышаны.

Важно знать, с какой группой вы работаете, и «кормить» ее первичный процесс. Идите в ногу с первичным процессом; говорите на его языке; живите в темпе группы. Если они спе­шат, спешите тоже и не занимайте у них слишком много вре­мени. Иначе это будет вызывать раздражение. Если им не нра­вится проявлять свои эмоции, не заставляйте их «обнажать­ся». Если вы слишком расстроены, чтобы признать преобла­дающий дух группы, дайте выход своему расстройству, чтобы быть проглоченным этим монстром.

3. Внутренняя работа

Важно идти в ногу с первичным процессом, не идти против него, а сохранять его. Если, однако, вы не можете признать их первичный процесс, так как слишком им расстроены или смущены, то у вас нет другого выбора, как дать выход своей ярости и быть съеденным монстром или поработать над со­бой, чтобы проявить необходимую выдержку.

Может быть, это тот случай, когда вам хочется стать ге­роем. Если так, то я предлагаю вам провести внутреннюю ра­боту над собой. Вообразите этот героический акт, когда в по­пытке отстоять свои права, вы возможно, будете оскорблены или убиты. Разыграйте всю эту героическую сцену в своем во­ображении во всех деталях до конца. Представьте, каково умирать и, может, даже быть забытым после смерти.

4. Отстаивать свою позицию

Если работа над самим собой не обеспечивает должной вы­держки для признания первичного процесса большинства, тог­да вы должны попытаться совершить эту работу на людях. Это может помочь, если позволяет ситуация группового процесса.

Сыграйте героя. Сообщите о своей дилемме, что вы не мо­жете признать групповую индивидуальность и знаете о том, что можете погибнуть, отстаивая свои взгляды. Может быть, дру­гие откликнутся. Если вам совершенно необходимо стать ге­роем, считайте, что это может быть проявлением духа, харак­терным для этой группы и для этого времени. Дайте возмож­ность другим членам группы тоже разделить с вами это героическое переживание.

Анализировать свою позицию публично. Если вы настолько преуспели, что умеете обращаться с мон­стром группы и кормить его, следующий шаг—занять свою по­зицию. Когда вы стоите на своем, важно понимать, что вы выступаете не только от своего имени или от имени своей груп­пы, но также и от имени некоторых членов большинства и не­которой части всего мира.

Позиция, которую вы представляете, принадлежит не толь­ко вам лично,—это проявление духа в групповом поле, спе­цифическое для данной группы, данного места и данного вре­мени. Вы не можете быть одинокими в своих ощущениях и взглядах—найдется хотя бы еще один из большинства, кто должен чувствовать то же самое. Заниматься слишком долго конфликтом в одиночку не принесет пользы ни вам, ни группе. Вы—канал проявления духа. Вам необходимо выступить и вы­разить свою роль, отражающую ваши идеи, роль, от которой вы можете и удержаться.

Если вы можете удержаться от исполнения своей роли, то наиболее вероятно, что вас будут приветствовать как челове­ка, который сумел помочь всем частям группы.

Вам может понадобиться помощь в исполнении своей роли и об этом можно попросить кого-нибудь еще, кто испытывает те же самые чувства. Однако остерегайтесь принуждать дру­гих к вашей поддержке публично. Если вы замечаете, что с вами рядом никого больше нет, внесите в свое выступление чувство страха, которое присутствует во всех меньшинствах. Сошли­тесь на свой страх перед возможностью быть оскорбленным, изгнанным и посаженным в тюрьму за попытку поднять опре­деленную проблему. Можете напомнить прежде всего, что вы—это не только ваша собственная позиция, национальность, пол или цвет кожи, но что вы содержите в себе и все осталь­ные части группового поля.

5. Перемена ролей

Когда вы заняли свою позицию, вы сумеете искренне вый­ти из нее и помочь противоположным проявлениям духа в группе при их работе. Перемещайтесь между позициями мень­шинства и большинства, не забывая при этом о такой позиции, как нейтралитет. Если вы искренни в своей работе, другие почувствуют, что вы, прежде всего, заинтересованы в улучше­нии работы всей группы.

6. Любовь

Как только вы покидаете свою роль и начинаете менять позиции, вы можете почувствовать, как и многие до вас, сер­дечную открытость и любовь к окружающим. Не удивляйтесь

этому чувству свободы и удовольствия от полноты жизни и от самого конфликта!

Пользуйтесь на практике изменением позиций и позволяй­те каждому члену группы делать то же самое, чтобы вся груп­па стала сама собой. Вы заняли особую позицию меньшинства, которая моделирует то глобальное будущее, которого мы хотим.

Теперь вы, может быть, находитесь в идеальном положении, когда способны выслушивать все стороны. Умение с сочувст­вием выслушать другого лежит в основе принципа глубокой демократии и является ключевым в разрешении конфликта, а также одной из редчайших форм человеческого поведения. Умение выслушать другого означает сострадание меньшинст­ву, понимание большинства и показывает, прежде всего, что жизнь слишком коротка, чтобы быть привязанным лишь к од­ной из ее сторон.

Глава 10. КАСТОВЫЕ И РАСОВЫЕ СИСТЕМЫ

Из всех мировых проблем современности расизм и связан­ная с ним клановость представляются мне самыми коварными. Я полагаю даже, что расизм хуже бедности, так как в своих поездках по всему свету я видел, что отсутствие дискримина­ции и узаконенного расизма делает людей более счастливыми, чем наличие богатства. В этой главе я хочу исследовать ра­сизм, процесс, в котором одна группа чувствует свое превос­ходство над другой из-за цвета своей кожи, принадлежности к той или иной семье, вере, языку и т. п.

Расизм и клановость

Расизм—это скрытая форма мизонеизма выражающаяся в ненависти или нетерпимости к чему-либо новому или неизвестному и порождающая взрывоопасную ситуацию. Расист—это проявление духа в групповом поле, за­трагивающее всех нас. Это человек, считающий, что он сам или его близкие друзья и семья лучше других. «Другие» опас­ны—они происходят из других семей, у них другие привычки, цвет кожи и вероучение. Расист избегает других. В его пред­ставлении другие становятся козлами отпущения за все части нашего «я», которые нам неприятны.

Клановость отличается сильной преданностью и привязан­ностью к своей группе или семейству. Это может быть предан­ность одному семейству или роду, групповым религиозным

убеждениям, обычаям или самой земле, на которой эти люди живут. От многих израильтян я слышал жалобы на то, что арабы опасны потому, что они готовы умереть ради возврата территории, захваченной Израилем в Шестидневной войне. Арабы же точно так же отзываются об израильтянах. Белые в Южной Африке не могут понять привязанности негров к своей земле, а я был свидетелем территориального конфликта между двумя негритянскими группами в одном из городов Южной Африки.

Удивительно, но мир проявляет больше терпимости к кла­новым конфликтам между людьми одной расы. Мы можем смотреть сквозь пальцы на жестокость между группами одной и той же расы, веры или национальности, но гораздо нетерпи­мее относимся к открытым проявлениям ненависти или к ра­сизму между группами различных рас.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.