Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Григорий Иванович Россолимо 2 страница




Делаются первые шаги на пути разработки оригинальных методик, многие из которых сегодня достаточно активно используются в психологических иссле­дованиях (А. Е. Личко и др., 1983; В. М. Мельников и Л. Т. Ямпольский, 1985; К. Акимоваидр., 1988; В. В. Столинидр., 1988; А. А. Кроник, 1991 и др.). Необхо­димо подчеркнуть важность начатой в 1980-е гг. работы по преодолению почти то­тальной психометрической безграмотности психологов, воспринимавших как не­что экзотическое требования к надежности и валидности тестов и не имевших эле­ментарных навыков их конструирования. Обращается внимание и на разработку (не завершенную до сих пор) этических норм, которыми должны руководство­ваться создатели и пользователи психологических тестов.

Русалов В. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближай­шие задачи системных исследований // Психологический журнал. — 1991. — Т. 12. — № 5. — С. 3-17. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. "УРлачукЛ. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Нау-кова думка, 1989.


В конце 1980-х гг. все более отчетливо определяются основные области ис­следований в психодиагностике, постепенно приобретающей статус науки мно­гоотраслевой — общей психодиагностики. К специальным психодиагностикам, складывающимся в этот период, можно отнести: клиническую, профессиональ­ную, спортивную м педагогическую. Во всех этих областях внедряются компью­терные варианты диагностических тестов, а тем самым расширяются границы общей психодиагностики, все чаще обращающейся к вопросам разработки, оцен­ки эффективности и применения диагностических средств с учетом возможнос­тей, предоставляемых современной вычислительной техникой.

После распада Советского Союза, в последнее десятилетие XX в. развитие пси­хологической диагностики, впрочем как и других наук, естественно, несколько затормозилось. Тем не менее в основных психологических центрах, которыми про­должали и продолжают оставаться в первую очередь Москва и Петербург в Рос­сии, а в Украине — Киев, велась определенная работа в области психодиагности­ки, позволившая достигнуть заметных результатов.

Одной из существенных проблем этого периода, оставшихся в наследство от советской психодиагностики, была острая нехватка методик для практических психологов. Кустарно изготовленные тесты, а в основном это были неадаптиро­ванные зарубежные методики, не могли удовлетворять психологов. Поэтому важ­ным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге ИМАТОНа (Госстандарт России) — предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов для психологов. Первоначально это были известные зарубежные тесты, а позднее появляются и отечественные. В отличие от многих известных западных фирм — производителей тестов, ИМАТОН не только распространитель собственной продукции, но и организатор ее научного сопровождения. Психологи-практики могут получить или совершенствовать свои знания в области психодиагностики, работая с тестами путем участия в кратко­срочных обучающих программах, а также конференциях, которые регулярно про­водятся ИМАТОНом.

Среди новых публикаций следует отметить первую на русском языке книгу, посвященную конструированию тестов1, новые учебные пособия2, а также очеред­ное издание словаря-справочника по психодиагностике. Наряду с конструирова­нием оригинальных тестов, которых становится все больше, продолжается и адап­тация известных зарубежных, проверка их надежности и валидности на отече­ственных выборках. Тем не менее и в 1990-е гг. продолжает сохраняться известный дефицит психологических методик. Достаточно сказать, что проведенный «Пси­хологической газетой» (№ 4/43, 1999) опрос показал, что лидируют по частоте использования в России тест Люшера (51 % опрошенных!), личностный опросник Кеттелла, опросник на определение акцентуации личности и некоторые из шкал Векслера. Многие современные зарубежные методики остаются неизвестными практикам, сохраняется, хотя и не столь явно, как ранее, пренебрежение психомет­рическими требованиями к используемым тестам. Компьютерные тесты продол-

1 Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое про­
ектирование / Пер. с англ.; Под ред. Л. Ф. Бурлачука. — Киев: ПАН Лтд., 1994.

2 Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.


жают оставаться чем-то экзотическим. Отечественные исследования в области психодиагностики пока так и не смогли интегрироваться в мировую психологи­ческую науку, остаются на ее периферии. Основная преграда на пути в мировое психологическое сообщество — отсутствие как в России, так и в Украине действу­ющих профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии психодиагно­стики, а в связи с этим — отсутствие нормативно-правовой регуляции деятельно­сти специалистов в этой области.

Судьба психодиагностики как области той науки, которая до недавнего време­ни называлась советской психологией, трагична и поучительна. От массового ис­пользования тестов на этапе становления, через длительный период запрета на их применение, продлившийся без малого полвека, до второго рождения в конце 1960-х гг. — вот основные вехи пути, который прошла психодиагностика в СССР. Она возрождалась в основном усилиями энтузиастов, но необходимо признать, что, несмотря на условия, отнюдь не благоприятствующие развитию, смогла не только отстоять себя в качестве самостоятельной области знания, но и достичь за короткий срок заметных успехов в теории и практике.

Заключение

Истоки психологической диагностики теряются в веках, поскольку потребность в учете индивидуальных различий, выявлять и измерять которые стремится эта наука, возникает у человека в глубокой древности. К психодиагностике уместно отнести известное высказывание Г. Эббингауза, характеризующее психологию в целом: «У нее долгое прошлое, но короткая история». Становление психодиагно­стики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измере­нием психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX—начале XX в., создавших первые методики «измерения ума».

В XX в. психологическое тестирование приобретает широкую известность и популярность, обеспечивая решение многих практических задач в промышленно­сти, образовании, здравоохранении, армии. Однако, не подкрепленное развитием теории, психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-х—на­чала 1930-х гг. Под влиянием кризиса начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально-психологическим направлением. Последую­щая интеграция этих направлений имеет решающее значение для развития науки об индивидуально-психологических различиях.

Как сказано во введении, решающий вклад в становлении и развитии психо­диагностики был внесен американскими психологами. Многие из них были выда­ющимися психологами своего времени, во многом определившими лицо психоло­гии XX в. За время, прошедшее с первых опытов Френсиса Гальтона, в психоди­агностике было разработано огромное количество разнообразных тестов, заслуга постоянной систематизации которых также принадлежит американским психоло­гам. Отмечая значение вклада американских психологов в развитие психодиагно­стики, не следует забывать и о том, что невозможно существование науки об из­мерении индивидуально-психологических различий вне европейской психологи­ческой мысли, столь многое давшей для возникновения этой области психологии.


Несмотря на почти неограниченные возможности выбора диагностических методик, психологи в своей повседневной деятельности используют немногим бо­лее десятка, относящихся к наиболее известным и совершенствуемым на протя­жении многих лет. Каждый из этих тестов — своеобразная веха в историческом развитии психодиагностики.

В дореволюционной России с начала XX в. психологические тесты использо­вались и разрабатывались прежде всего для нужд образования. В советской пси­хологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеоло­гических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в после­военные годы объявленных в качестве орудия «психологов-расистов». Возрож­дение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психо­логии. Тем не менее за двадцатилетний период развития психодиагностики в со­ветской психологии были достигнуты определенные успехи.

В заключение нам также хотелось бы подчеркнуть, что история психодиагнос­тики — это не история тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики — это история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому-то и нецелесообразно сегодня говорить о преимущественно из­мерительной направленности психодиагностики и разработке теории индивиду­альных различий в дифференциальной психологии. Одно не может существовать без другого.

Основные события, происходившие в психодиагностике (или оказавшие суще­ственное влияние на ее развитие) с момента ее зарождения по конец XX в., пред­ставлены ниже.

„ Личность „,

Дата Событие

или организация

  Густав Фехнер
  Френсис Гальтон
  Вильгельм Вундт
  Френсис Гальтон
  Владимир Бехтерев
  Френсис Гальтон
  Джеймс Мак-Кин
  Кеттелл
  Джеймс Мак-Кин
  Кеттелл
  Эмиль Крепелин
  Альфред Бине
  и Виктор Анри
  Герман Эббингауз
  Дж. М. Райе

Публикация книги «Элементы психофизики» Публикация статей «Психометрические факты» и «Пси­хометрический эксперимент». Начало психометрических исследований. Изучение индивидуальных различий Открытие первой психологической лаборатории Первое описание методов исследования характера. Нача­ло массовых исследований в психодиагностике Открытие первой психологической лаборатории в России Открытие метода корреляции

Открытие психологической лаборатории в Пенсильван­ском университете (США) Публикация статьи «Умственные тесты и измерение»

Классификация психических болезней Первое описание тестов интеллекта, базирующихся на изучении сложных психических процессов Тест пропущенных слогов и слов

Начало широкомасштабного использования учебных те­стов в школах США


 

 

 

 

 

  Заключение 97
  Эдвард Торндайк Выход в свет книги «Введение в теорию умственных и со-
    циальных измерений»
  Чарльз Спирмен Создание двухфакторной теории интеллекта и техники
    факторного анализа
  Альфред Бине Шкала Бине для измерения уровня интеллекта
  и Виктор Анри  
  Эдвард Торндайк Первый учебник по образовательной психологии и изме-
    рению в образовании
  Григорий Россолимо Публикация книги «Психологические профили»
  Вильям Штерн Введение понятия «коэффициент интеллекта»
  Льюис Термен Адаптация шкалы Бине в США
  и Мауд Меррилл  
  Роберт Вудвортс Первый личностный опросник
  Артур Отис Первые групповые тесты
  Герман Роршах Публикация теста, «основанного на перцепции» и получив-
    шего имя автора, появление термина «психодиагностика»
  Арнольд Гезелл Выход в свет книги «Умственное развитие ребенка до-
    школьного возраста»
  Эдвард Стронг Бланк профессиональных интересов
  Луис Терстоун Развитие техники факторного анализа. Мультифакторная
    теория структуры интеллекта
  Кристиана Морган Первое описание проективной техники — теста темати-
  и Генри Мюррей ческой апперцепции
  ЦК ВКП(б) Постановление «О педологических извращениях в системе
    наркомпросов», прекращение использования тестов в СССР
  Оскар Бурое Выход в свет первого тома «Ежегодника психических из-
  (редактор) мерений»
  Лауретта Бендер Гештальт-тест Бендера
  Дэвид Векслер Векслер-Белльвю шкала измерения интеллекта
  Леопольд Фрэнк Появление термина «проективная техника»
  Старк Хэтуаэй Миннесотский многоаспектный личностный опросник
  и Мак-Кинли  
  Артур Отис Классификационный гест
  Бюро стратегических Разработка ситуационных тестов
1950 1952 служб США  
Бюро стратегических служб США Появление термина «психологическая оценка»
Раймонд Кеттелл Опросник 16 факторов личности (16 PF)
Американская психи- Публикация «Диагностическое и статистическое руковод-
атрическая ассоциация ство по психическим расстройствам» (DSM-1)
Американская психо- Принятие «Этических стандартов для психологов»
  логическая ассоциация  
  Американская психо- Публикация книги «Технические рекомендации для пси-
  логическая ассоциация, хологических тестов и диагностических методик»
  Американская ассоциа-  
  ция образовательных  
  исследований, Нацио-  
  нальный Совет по изме-  
  рениям в образовании  

       
   


  Пол Мил
  Джордж Келли
  Ганс Айзенк
  Чарльз Осгуд
  Дж. Гилфорд
  Роберт Глезер
1963-  
   
  Американская психо-
  логическая ассоциация
  Дж. Гилфорд
  Вальтер Мишель
  Борис Ананьев
  Центральный совет
  Общества психологов
  СССР
  Жан Кардин и др.
  Вадим Блейхер
  и Леонид Бурлачук
  Алексей Бодалев,
  Владимир Столин
  и коллектив авторов
  Дж. Бучер, В. Даль-
  стром, Дж. Грэхем,
  А. Теллиджен
  и Б. Кэммер
  Американская психо-
  логическая ассоциация,
  Министерства обороны
  просвещения
  и труда США
  Джеймс Импара
  и Барбара Плайк
  (редакторы)

Публикация книги «Клиническое предсказание сравни­тельно с предсказанием статистическим». Начало дискус­сии об эффективности разных типов обобщения диагно­стических результатов

Публикация книги «Психология личностных конструк­тов»

Первый опросник Айзенка для измерения нейротизма и экстраверсии—интроверсии

Методика семантического дифференциала Разработка тестов для измерения творческих способно­стей

Критериально-ориентированное тестирование Начало использования компьютеров в психодиагностике, появление и широкое распространение компьютерных вер­сий тестов на Западе

Публикация книги «Стандарты тестирования в образова­нии и психологии»

«Кубическая» модель структуры интеллекта Издание книги «Личность и оценка» — начало дискуссии о роли личностных и ситуационных переменных. Публи­кация статьи «Комплексное изучение человека и психоло­гическая диагностика», знаменующей признание этого на­правления исследований в советской психологии Восстановление психодиагностики в правах области пси­хологической науки в Советском Союзе

Основание Международной комиссии по тестам (ITC)

Публикация первой в СССР (после 1936 г.) монографии

по психодиагностике: «Психодиагностика интеллекта и

личности»

Первое в СССР учебное пособие по психодиагностике для

студентов-психологов: «Общая психодиагностика»

Публикация MMPI-2

Создание государственного Совета по тестированию и оценке

13-е издание «Ежегодника психических измерений»


Глава 2





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.