Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Социология как научная дисциплина. Предмет социологии. Функции социологии в обществе




Логические задачи и упражнения (рекомендуется выполнить каждому студенту)

В докладе может быть сделан больший акцент на один из пунктов плана, что вполне допустимо.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

9.1. Требования к выполнению обязательного задания по теме «Социальный институт»

Для подготовки группового задания студенты самостоятельно подбирают литературу.

Для поиска статей можно использовать сайты:

  • Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»: www.ecsocman.edu.ru
  • сайт Журнала «Социологические исследования»: http://www.isras.ru/socis.html

Суть задания:

Студенты индивидуально или в подгруппах (не более 4 человек) готовят доклад, в котором дают характеристику социального института.

Требования к докладу:

· объем не более 3-5 стр. А 4, 12 шрифт

· текст доклада оформить в печатном виде, указать состав группы и список использованной литературы.

· продумайте структуру доклада, логику подачи материала;

· для подтверждения теоретических положений приводите примеры, результаты социологических исследований, экспертные мнения, статистические данные и т.д.

· приветствуется сопровождение доклада презентацией

План анализа социального института:

выбрать социальный институт для проведения анализа;

· доказать, что данный социальный феномен является социальным институтом: выделить характерные черты социального института;

· дать краткую характеристику исторической эволюции социального института;

· описать функции социального института в современных условиях;

· продемонстрировать проблемы, которые актуальны для социального института в настоящее время


1. Что, на Ваш взгляд, можно рассматривать в качестве предмета социологии:

а) определенную область общественных отношений, не занятую другими общественными науками (какая?);

б) специфический аспект существующих общественных отношений (какой?);

в) родовую сущность всех общественных явлений и их связи между собой;

г) конкретное взаимодействие: индивид-индивид, индивид-группа, группа-группа.

 

2. Попытайтесь рассмотреть с позиций психологии, экономики и социологии следующие факты:

ü супруги обсуждают покупку дивана,

ü юноша уступает место старушке в общественном транспорте,

ü контролер проверяет билеты в пригородной электричке,

ü кандидат в депутаты проводит предвыборную агитацию.

3. Приведите по 3 примера зависимости:

а) экономического события (явления, процесса) от социального (явления, процесса);

б) политического события (явления, процесса) от социального (явления, процесса).

 

4. Наша жизнь представляет собой совокупность разнообразных фактов, явлений, действий, событий, каждый из которых сам по себе не является социологическим фактором, но становится таковым в процессе интерпретации определенного социального взаимодействия. Каким образом перечисленные ниже явления приобретают значение социологического фактора:

а) место, время рождения и проживания; б) раса, пол, возраст;

в) параметры физической конституции человека; г) численность семьи;

д) увлечение спортом, музыкой, политикой.

 

5. Выделите максимально возможное количество социологических факторов, влияющих на выбор определенной модели поведения человека в данной конкретной ситуации:

а) известно, что в школе одна-две девочки считаются школьными красавицами, хотя по внешним данным эти девочки часто бывают не самыми красивыми;

б) социальный престиж военных в обществе падает, тем не менее, конкурс в военные училища по-прежнему сохраняется высоким;

в) у студентов существует практика заимствования друг у друга конспектов. Есть студенты, которые вообще не посещают занятий, но уверены, что конспекты они достанут.

г) детям седьмого класса предложили игру: они должны были записаться в секции «гангстеров» или «тимуровцев». Руководитель игры объяснил, чему будут обучать в этих секциях. 24 школьника распределились так: 20 – «гангстеров», 4 «тимуровца».

д) в последнее время в обществе резко повысился интерес к таким явлениям, как народная медицина, экстрасенсорика.

 

Тема 2. Эмпирическое социологическое исследование

 

1. Определите, какие методы социологических исследований использованы в каждом из трех случаев?

  • Западногерманский публицист Г. Вальраф решил исследовать жизнь турок в ФРГ, для чего соответствующим образом изменил свои облик, образ жизни и внедрился в эту этническую среду.
  • Известный латышский кинодокументалист Ю. Подниекс вел исследование межнациональных конфликтов в различных точках нашей страны, находясь непосредственно на месте событий.
  • В настоящее время ряд журналистов, используя открывшиеся архивы КГБ и КПСС, проводят соответствующие исследования отдельных сторон их деятельности.

 

2. Чтобы собрать информацию о каком-либо общественном явлении, социолог должен описать его особым образом - как совокупность таких факторов, которые можно непосредственно зафиксировать в эмпирическом исследовании, т.е. он должен провести интерпретацию и операционализацию понятий.

Задание: попробуйте конкретизировать понятие «удовлетворенность работой». Подумайте, какие характеристики можно измерить для того, чтобы оценить «удовлетворенность работой».

3. Любому социологическому исследованию предшествует выдвижение гипотезы, на основании которой проводится эмпирическое исследование. Предположим, что Вы собираетесь проанализировать следующие явления современной жизни:

  • возрастающая жестокость по отношению к детям (старикам);
  • один ребенок в семье;
  • самоубийство;
  • платное образование;
  • альтернативная служба в армии;
  • религиозная нетерпимость.

Определите цель исследования и проведите предварительный системный анализ объекта, сформулируйте исходные гипотезы исследования.

 

 

4. Какая ошибка допущена при построении данной шкалы: на вопрос "Кто должен "руководить" государством?" респондент выбирает не более трех вариантов ответов:

 

  • умные люди
  • экономисты
  • специально обученные люди
  • юристы
  • "крепкие хозяйственники"
  • богатые, обеспеченные люди
  • политики, лидеры партий
  • авторитетные деятели
  • простые люди из народа
  • представители номенклатуры.

 

5. Исследование будет корректным и объективным, если правильно избраны группы респондентов. Определите, по каким признакам Вы подобрали бы группу респондентов для исследования следующих явлений:

  • употребление наркотиков;
  • преступность несовершеннолетних;
  • стопроцентный сибиряк;
  • переход к акционерной форме собственности на конкретном предприятии;
  • проблема лидера в студенческой группе,

6. Определите, в каких случаях произошла ошибка в определении генеральной и выборочной совокупности и в чем она заключается:

а) цель исследования - социальная защита населения. Социолог опросил по выборке пенсионеров;

б) цель исследования - выяснить мнение читателей "Комсомольской правды" о своей газете. Редакция опубликовала анкету в одном из номеров и намерена получить информацию из тех писем, которые придут по почте;

в) цель исследования - выяснить мнение подписчиков "Омского вестника" о газете. Редакция отправила по выборке анкеты своим подписчикам (по почте);

г) цель исследования - качество преподавания социологии в ОмГУ, На все вопросы анкеты отвечали студенты пятых курсов.

 

7. Какие методологические ошибки допущены в следующем социологическом исследовании?

Цель исследования - выяснить политическую ориентацию населения Омской области по оси: "демократия-тоталитаризм". Результаты были получены на основании анализа итогов голосования по партийным спискам на выборах в Государственную думу в 1995 г.

 

8. Определите, какая ошибка допущена при опубликовании результатов исследования. Респондентам предлагалось оценить степень влияния различных структур власти на решение их (граждан) проблем. До сведения читателей газеты было доведено, что самый высокий рейтинг доверия граждан у структуры власти Р, а самый низкий - у структуры власти Н.

 

9. В работе социологов случается, что по тем или иным причинам результаты исследования получают значение артефакта (т.е. такой результат получен только благодаря самому факту измерения). Но исследование можно "спасти", т.е. получить иную, непредвиденную ранее информацию. Попытайтесь это сделать в следующих случаях:

а) изучалось, как депутаты Верховного совета РФ готовятся к обсуждению законопроектов (время прочтения, консультации со специалистами и т.д.). Исследование проводилось на материале определенных законов. В анкете были проставлены "ловушки", благодаря которым выяснилось, что значительная часть депутатов эти законопроекты не читала, но на все поставленные вопросы анкеты ответила. Казалось бы, результатов в исследовании нет, но они есть, если интерпретировать полученные данные. Попытайтесь дать такую интерпретацию, не выходя за рамки полученных фактов.

 

б) у жителей города спросили, кто их любимый писатель. Оказалось, что любимые писатели горожан: Пушкин, Чехов, Толстой. Определите, какая методологическая ошибка допущена в данном исследовании. Но, несмотря на ошибку, вполне определенный результат получен. Какой?

 

Тема 3. Общество и культура

1. Каждой профессии соответствует свой кодекс ценностей и норм. Сформулируйте кодекс профессий: а) врач; б) юрист; в) учитель; г) социолог.

2. Цепь механизма социального контроля можно представить так: понятия –ценности – нормы – санкции. Используя ее, проанализируйте следующие явления:

а) отказ от ребенка, б) повседневная нелюбезность,

в) сплетни, г) распространение нецензурной брани.

 

Методические указания. Анализ можно провести двумя путями. Первый вариант: начиная с низшего элемента – санкции, Вы отвечаете на вопрос: какие санкции существуют на такой тип поведения. Следующий вопрос, на который Вы отвечаете: какие нормы поведения призваны поддерживать данные санкции. Далее – Вы решаете более трудную проблему: на достижение каких ценностей ориентировано выполнение данных норм. И, наконец, вершина анализа: выделите ряд понятий, с помощь, которых человек объясняет данное поведение. Второй вариант: Вы начинаете с центрального понятия «ценности», выясняя, какие социально одобряемые цели, приводят к существованию данного типа поведения. Определение содержания ценности позволит Вам ответить на вопрос, какие нормы и санкции поддерживают это поведение, с помощью каких понятий оно осмысливается. Внимание! Типичная ошибка! Проведя анализ, проверь, какое поведение Вы обосновали: повседневная нелюбезность или любезность, отказ от ребенка или любовь к ребенку, и т.д.

3. Определите, к какому типу культур (народная, элитарная, массовая, контркультура, субкультура) относятся следующие явления:


- культура национальных меньшинств,

- террористическая группировка,

- музыка Шопена,

- популярная, эстрадная музыка,

- фольклор,

- профсоюзное движение,

- живопись Пикассо,

- молодежное движение хиппи,

- карнавальное шествие.


4. Осуществите социологический анализ молодежной субкультуры по следующим критериям:


- своеобразие моды и вкусов;

- специфика отношений;

- значимая сфера деятельности;

- ценности, их иерархия





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.