Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И развитие русского этноса в кон.XV-нач. XX вв. 1 страница




Формирование русской историко-этнической территории

Численность русского этноса и его доля в составе населения дореволюционной России. Уже с самого своего образования Русское государство развивалось как м н о г о н а ц и о н а л ь н о е. В нем наряду с русскими проживали мещера, мордва, голядь, водь ижора, корела, лопари, с вхождением в состав страны Казанского и Астраханского ханств – татары, чуваши, марийцы, ногайцы и др. По мере расширения государственных границ России росла численность ее населения и количество этносов, ее населяющих. Увеличивалась и численность русского народа, в большей степени за счет естественного прироста, но также и в результате ассимиляции иноэтничного населения, в частности таких народов как чудь, мурома, меря.

На всем протяжении истории России р у с с к и е всегда были ее основным, «государствообразующим» этносом, который играл ведущую роль в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны, в процентном отношении зачастую составляя более половины жителей государства. Учет населения России стал вестись с конца XV-XVI в., первоначально в так называемых писцовых книгах, которые составлялись в связи с обложением налогами тяглового населения (они учитывали не всех жителей страны). Однако только с 70-х годов XVII в., когда начали проводиться подворные переписи, собранные данные приобретают достаточную репрезентативность и достоверность, чтобы по ним можно было судить о численности населения страны, в том числе русского, и его доле в составе населения России. С петровских времен в течение почти полутора столетий в России спорадически проводятся так называемые ревизии податного населения, всего их было 10 с 1719 до 1857 г. Они учитывали до 98% населения страны.

Были и другие виды регистрации – церковный учет с 20-х годов XVIII в., административно-полицейский учет с 60-х годов XIX в., несколько локальных переписей населения пореформенных лет. При всей неполноте и неточностях, в том числе и относительно этнической принадлежности населения, эти виды учета дают возможность примерно оценить численность населения России и долю в нем русского населения. Скорректированные данные по этим переписям приводятся в табл.1.

 

Таблица 1. Численность населения России и доля русских в нем в период 1678-1858 гг. (млн человек)

 

Годы переписей и ревизий* Численность населения страны Численность русских   Процент русского населения
Подворная перепись1678 г. 11,5 8,1 70,4%
Ревизии      
I (1719) 15,7 11,1 70,7%
II (1744) 18,3 12,7 69,4%
III (1762) 23,6 14,7 62,3%
IV (1782 г.) 36,6 18,1 49,5%
V (1795 г.) 41,2 20,1 48,8%
VI (1811 г.)      
VII (1815 г.)      
VIII (1833 г.) 63,2 28,6 45,3 %
IX (1850 г.)      
X (1857 г.) 75,9 34,8 45,8 %

 

*В скобках указан номер ревизии. Данные ревизий VI-VII (1811 и 1815 гг.) и IX (1850 г.) опущены.

 

Анализ таблицы показывает, что доля русского этноса, сначала довольно значительная (более 3/5 населения), падает к концу XVIII в., что вполне объяснимо приобретением к этому времени огромной территории с многочисленным нерусским населением. Другой причиной сокращения доли русского населения было уменьшение темпов его естественного прироста.

В 1897 г. была проведена первая научно-организованная всеобщая перепись населения Российской империи, она, правда не коснулась Финляндии, численность жителей которой была невелика, а русские составляли там очень небольшой процент населения. По данным переписи, население страны насчитывало 128,2 млн человек. Основным этносом по-прежнему оставались русские, численность которых составляла 55,8 млн, т. е. 43,5 %. Причиной уменьшения доли русского населения по сравнению с предыдущим периодом было снижение естественного прироста у русского этноса по сравнению с рядом других народов страны.

В 1917 г. была проведена поземельная и городская переписи, и по демографическим оценкам в этом году население России насчитывало 171,7 млн человек, из них русских было 76,7 млн (44,7%).

О т т о к русского населения за пределы России всегда был незначителен. Сначала это были миграции в XVII-XVIII вв. спасавшихся от религиозных преследований старообрядцев, направлявшиеся в основном в Австрию, Польшу, Румынию, Прибалтику. С начала XIX в. формируется политическая революционная эмиграция, но численность и ее представителей была крайне не,jkmijq. Однако с конца XIX в. поток русских переселенцев стал шире, особенно после голода 1891 г. и отъезда за границу значительной части сектантов – молокан, духоборов, субботников и др. На этот раз он устремляется в основном в страны Нового Света – Канаду, Бразилию, Аргентину, а также в Австралию. Но и эта миграция не была интенсивной (подавляющее число уезжавших составляли представители нерусской национальности), к 1917 г. за пределами России проживало около 1 % (более полумиллиона) русских.

Изменение этнической территории русского этноса. Расширение государственных границ России способствовало широкому р а с с е л е н и ю русского этноса, которое, однако, имело свои о с о б е н н о с т и. Русское население в основном было крестьянским. Поэтому миграция русского этноса не могла быть интенсивной в западные и юго-западные области страны, где издавна была велика плотность своего населения – на территорию Прибалтики, Белоруссии, Украины и Молдавии; только Крымский полуостров был в основном заселен русскими. Не было условий широкой миграции русских также в Финляндию, на Кавказ, в Среднюю Азию и на значительную часть Сибири, где климатические условия не позволяли им заниматься традиционными видами хозяйственной деятельности.

В этих регионах русское население сосредотачивалось по большей части в городах, где было представлено, естественно, не крестьянством, а людьми иных занятий – чиновничеством, военными, промышленниками, купцами, интеллигенцией, рабочими. Отметим, что зачастую и сами города здесь основывались пришлым русским населением, и тогда процент представителей местных этносов в составе их жителей был крайне низок. Крестьянское русское население здесь было немногочисленным, нередко это были преследуемые старообрядцы и сектанты, иногда группы казачества.

Вместе с тем русские активно заселяли пригодные для земледелия и животноводства, умеренные по климатическим условиям Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, северо-восток Европейской России, Причерноморье и Приазовье, Ставрополье и Прикубанье, Северный Казахстан, юг Западной Сибири, Южную Сибирь и Дальний Восток.

В ходе расселения русских на иноэтничных территориях образовывались различные этнотерриториальные ситуации: это либо были зоны сплошного расселения русского этноса, если представители дотоле проживавших здесь народов покидали территорию, либо размещение русских имело локальный (отдельными группами), чересполосный или смешанный с другими этническими общностями характер.

С течением времени типы расселения неизбежно менялись. Локальные районы проживания русского этноса расширялись, становились зоной сплошного расселения, в одних случаях это приводило к вытеснению прежнего населения, в других, особенно при широких межэтнических браках, к его ассимиляция. С уже освоенных территорий нередко шел отток русских в другие зоны колонизации.

Размещение русского населения в Российской империи отражало общие тенденции его миграций по мере расширения государственных границ. Процент русского населения был невелик в Прибалтике – 0,2%, в Белоруссии и Литве - 3,5%, на Украине – 2,5%, в Польше – 0,5%, на Кавказе – 3,4%, в Средней Азии и Казахстане – 1,1%, русское население практически отсутствовало в Финляндии. В основном оно было сосредоточено в Центрально-Промышленном и Центрально-Земледельческом районах – 39,1%, Северном и Озерном районах – 10,6%, Поволжье и Приуралье – 25,4%, Новороссии, включавшей Северное Причерноморье и Предкавказье, - 5,8%, в Сибири и на Дальнем Востоке – 7,9%. Таким образом, на сформировавшейся территории русского этноса проживало 88,8% русских, а за ее пределами – 11,2%.

На основной территории русского этноса проживали представители других национальностей, но процент их был относительно невысок. Так, в Центрально-Промышленном, Центрально-Земледельческом, Озерном и Северном районах русские составляли 90% общего числа жителей, в Приуралье – около 70%, в Поволжье – 63%, в Сибири - примерно 75%. В других регионах Российской империи наибольший процент русских в общей численности населения был самым высоким на Северном Кавказе – 40%, на остальной территории - значительно меньше.

Расселение русского этноса на огромной территории приводило к появлению в его составе г р у п п со спецификой в культурно-бытовых особенностях, хозяйстве, иногда языке и антропологическом типе. Существование этих различий определялось разными факторами, некоторые из которых действовали одновременно. К ним относятся экологические условия, приспособление к которым требовало трансформации традиционных форм культуры, в том числе и путем широкого заимствования элементов культуры аборигенного населения; браки с представителями местного населения приводили к изменению антропологического облика некоторых групп русских. В ряде случаев происходила смена языка при сохранении этнического самосознания.

К формированию своеобразия у части русского населения приводила стагнация форм культуры, обусловленная длительной изоляцией от основного массива этноса, что характерно для некоторых групп русских европейского и сибирского Севера, иногда намеренная, характерная для старообрядцев. Особые группы в составе русского этноса составляли ассимилированные этносы. Специфика социального положения наряду с другими факторами также обусловливала своеобразие части русского населения, как это произошло с различными группами казачества.

. В этнографии принято выделять два типа групп этноса, имеющих этнокультурную специфику: одни не имеют особого, отличного от общеэтнического, самосознания - этнографические группы, а другие им обладают, что проявляется в наличии у них особых названий – это субэтносы. Размещение этнографических групп и субэносов русского народа на рубеже XIX-XX вв. имело свою специфику (Рис. 8).

Этнографические группы русского народа. В е в р о п е й с к о й ч а с т и России выделяются две основных этнографических группы – севернорусская и южнорусска я, между которыми размещается переходная, или среднерусска я группа. Территория переходной группы в основном соответствует Волго-Окскому междуречью, соответственно, севернорусская группа локализуется к северу от нее, а южнорусская – к югу.

Различия между севернорусской и южнорусской группами проявляются, в частности, в особенностях языка: на севере «окают», на юге – «акают», звук «г» на севере взрывной, а на юге – фрикативный, для юга характерно смягчение окончания глаголов 3-го лица, изменение «е» на «я» и др. Эти различия выразились в подначке рязанцев их более северными соседями: «А, говорять, в Рязани ядять грибы с глазами – их ядять, а они глядять!». Проявляются языковые различия и в лексике: на севере землю боронили, а на юге – скородили, горшок из печи на севере вытаскивали ухватом, а на юге рогачом, тесто для хлеба на севере заквашивали в квашне, а на юге – в деже и т.п.

Значительными были различия в хозяйственной сфере. На севере долго сохранялось подсечно-огневое земледелие, на юге в нем не было необходимости, землю на севере пахали сохой, а на юге – плугом, основными зерновыми культурами севера были ячмень и рожь, а на юге - пшеница и гречиха. При невысоких урожаях по причине климатических условий у севернорусского населения большое значение имело рыболовство, у южнорусских его значение было невелико.

Различалась и материальная культура северно- и южнорусских. Небольшие, в десяток-полтора дворов северные деревни резко отличались от южных сел, насчитывавших сотни, а то и тысячи дворов. Зато монументальные, иногда в два этажа, под тесовой двухскатной крышей избы Русского Севера резко контрастировали с низкими под четырехскатной соломенной крышей хатами южнорусского региона. Севернорусский комплекс женской одежды – с сарафаном и кокошником - был иным, чем южнорусский – с поневой и кичкой.

Отличия в специфике хозяйства сказывались на особенностях питания: если на юге белый пшеничный хлеб не редкостью был на столе, то на севере черный ржаной, но без примесей, почитался за лакомство. Немало было различий в области духовной культуры, например, в свадебной обрядности. На севере из-под венца жених и невеста ехали прямо к свадебному столу, на юге они разъезжались, и затем жених снова ехал за невестой, чтобы привезти ее на свадебный пир. На севере при входе в дом над новобрачными разламывали хлеб, а на юге их осыпали зерном и хмелем. В демонических представлениях севернорусских большую роль играл леший, а в южной зоне с ее открытыми пространствами, в нем не было необходимости, зато здесь верили в такого духа, как полевик.

Промежуточная среднерусская зона сочетала северные и южные черты, изменения от севернорусской к южнорусской культуре шли постепенно, кроме тех, разумеется, случаев, когда эти различия имели дискретный характер, например, в комплексах женской одежды. Как особая подгруппа среднерусской группы выделялось русское население Среднего Поволжья, оно сформировалось из выходцев из разных областей и испытало влияние культур соседних финноязычных и тюркских народов.

Кроме перечисленных выделяются еще три этнографические группы русского населения Европейской части России.

Западная группа, локализующаяся на территории Смоленщины, отчасти Псковской и Тверской областей, по этнокультурному облику близка к летто-литовским народам и белорусам, отчасти - к украинцам. Здесь женщины носили вместо сарафана и поневы юбку- андарак, полотенчатый головной убор намитку, верхней одеждой была свита, печь снабжалась подвесным котлом, как у народов Прибалтики.

Северо-восточная группа локализовалась на территории Вятской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей, в культуре и языке ее населения прослеживалось сходство с севернорусской группой, а также переходной, поскольку этот регион заселялся двумя волнами русских переселенцев.

Наконец, свои особенности имела юго-восточная этнографическая группа бассейна рек Дона, Кубани и Терека. Ее представители исторически были связаны с южнорусской группой, другие черты объясняются переселением сюда украинского населения и связями с окружающими народами.

Что касается С и б и р и и Д а л ь н е г о Востока, то здесь можно выделить, по крайней мере, д в е г р у п п ы населения. Одну представляли потомки п е р в о п о с е л е н ц е в региона конца XVI-XVII вв., пришедших в Сибирь из северных уездов Европейской России того времени. Близость экологии позволяла им осваивать новые территории традиционными приемами хозяйствования, менталитет русского населения европейского Севера с характерной для него смелостью и предприимчивостью помогал действовать в трудных условиях небольшими группами, а то и в одиночку. Наконец, отсутствие на Севере крепостного права позволяло беспрепятственно перемещаться на новые земли. К концу XVII в. русское население Сибири сравнялось по численности с аборигенным, тех и других было примерно по 200 тыс.человек. Для русских первопоселенцев региона были характерны «окающие» диалекты и черты севернорусской культуры. В их состав также включались ссылаемые в Сибирь пленные, т. е. лица иноэтничного происхождения, преступники, в том числе и женщины–«колодницы», которых специально отправляли сюда для уравнивания с числом мужчин, кроме того, известно, что служилым людям в XVII в. за несение обязанностей раздавали женщин аборигенных этносов, которые при условии крещения их в православие признавались в качестве официальных жен.

В течение XVIII-первой половины XIX в. притока населения из Европейской России в Сибирь почти не было. Н о в а я в о л н а русских мигрантов хлынула сюда после отмены в 1861 г. крепостного права, этот поток усилился в начале XX в. в результате проведения столыпинской реформы. Эти переселенцы были уже из центральных и южных районов, страдавших от малоземелья, естественно, что и в Сибирь они принесли культурные традиции переходной и южнорусской групп и «аканье» в языке.

Отношения между представителями двух переселенческих волн не отличались дружелюбностью, тем более, что первопришельцы были зачастую раскольниками, а новоприбывшие – «никонианами». Выражались такие отношения в обидных прозвищах, которыми они награждали друг друга: «лапотниками» называли переселенцев второй волны, «чалдонами» - русских, которые обосновались здесь издавна. Появляются и «серьезные» названия этих двух групп русского населения: В Западной и Восточной Сибири потомков первопоселенцев стали называть старожилам и, а новоселами - недавно прибывших, иногда использовались и другие названия – сибиряки и россейские, в некоторых случаях - хохлы - применительно к переселенцам второй волны. Названия эти, однако, не получили повсеместного распространения.

Специфика этнографических групп русского народа, несмотря на значительную нивелировку этих различий, особенно в последние десятилетия, отчасти сохраняется и до сих пор, прежде всего, конечно, в сельской местности – в диалектах и говорах населения, особенностях жилищно-поселенческих комплексов, системе питания и др.

Субэтносы русского народа. Как уже отмечалось, под субэтносами принято понимать те группы этноса, которые, отличаясь от основной его части, осознают свое своеобразие, что выражается в существовании у них особых названий. Всего субэтносов русского народа на рубеже XIX-XX вв. насчитывалось более двух десятков. Разные факторы определяли их образование: оторванность от основного массива русского населения, ассимилятивные процессы в результате смешения с местными этносами, консервация форм традиционной культуры в силу конфессиональной обособленности и т.д.

Самым репрезентативным из субэтносов, благодаря многочисленности, большой роли в истории России, активной регенерации в последнее время, являются казаки.

Казачество стало формироваться с XV-XVI вв. на территориях, находившихся вне российской государственной юрисдикции, из разнородных элементов, часто находившихся не в ладах с законом: беглых крепостных крестьян и холопов, посадских людей и служилого населения, в том числе преступников, скрывавшихся от наказания. Это были свободолюбивые по менталитету люди, не терпящие над собой никакой власти, для которых была характерна особая черта психики, которую Л.Н.Гумилев определял как пассионарность, т е. особая активность. Недаром слово «казак» и в тюрко-монгольских языках, откуда оно произошло, и в русской народной лексике означало «вольный», «бродячий» человек.

Казачество включало в свой состав представителей соседних этносов, людей сходных с ним по статусу и менталитету – украинцев, татар, ногайцев, кабардинцев, калмыков и других народов Европейской части России и представителей местных этносов в Сибири – бурят, якутов и др., но русский элемент в нем был преобладающим.

Это население, обитавшее на нейтральной территории, военизировалось, поскольку лишь в малой степени материально обеспечивало себя хозяйственной деятельностью – охотой и рыболовством, хлебопашеством и животноводством. Обычно большую роль играли набеги на соседние территории, грабительские походы в Крым, Турцию, Персию, грабеж купеческих караванов, нередко и российских.

Русское государство стремилось использовать казачество для охраны границ и службы в войске, для чего им посылались хлеб и соль, вооружение и боеприпасы, деньги. И в то же время всегда проявлялась тенденция сделать эту службу обязанностью, обложить казаков налогами и повинностями, а иногда и закрепостить, т. е. сделать казачество элементом государственной системы.

Уже с XVI в. появляются служилые казаки, которые в зависимости от их положения делились на городовых, беломестных, сторожевых, верстанных и др. Но существовала и категория так называемого «воровского» казачества, не подчинявшегося юрисдикции государства и находившегося с ним в постоянном конфликте. По мере расширения государственных границ служилое казачество либо переселялось на новое пограничье, либо переводилось в другие сословия. Казачество сыграло большую роль в присоединении Сибири, здесь в его состав стали вливаться представители аборигенного населения, в том числе и за счет браков, а также сосланные сюда пленные литовцы, поляки, шведы и др.

В конце XVIII-начале XIX в. казачество окончательно инкорпорируется в государственную систему Российской империи, где становится привилегированным военным сословием, имевшим свое самоуправление и пользовавшимся многими льготами. Казачество состояло из ряда групп (войск), к началу XX в. их было одиннадцать – донское, терское, гребенское, кубанское, уральское, семиреченское, амурское и др.

Среди остального русского населения его выделяли не только особое социальное положение, но и специфика бытового полувоенного уклада, наличие особых форм культуры, в ряде случаев своеобразие языка и внешнего облика. Во многом эти особенности определялись тесных контактами с соседними народами. Поэтому в антропологическом типе европейских групп казачества были сильны черты южных европеоидов, сибирских – особенности монголоидной расы. В культуре казаков было много иноэтничных черт, например, у донских явственно проявлялись элементы тюркоязычных народов, гребенских и терских – народов Северного Кавказа, групп казачества Сибири – ее аборигенов. В культурном облике кубанских казаков было много сходного с украинцами, потому что они сформировались из запорожского казачества, переселенного в конце XVIII в. на Азово-Черноморскую линию.

К субэтносам русского народа, образовавшимся в результате оторванности от основного массива этноса относились поморы, пустозеры, усть-цилемцы, русскоустьинцы (индигирцы), марковцы.. Поселяясь среди иноэтничного населения, такие группы обычно ограничивали контакты с ним, а в силу отдаленности от других русских и не находясь в общем русле трансформации этноса, консервировали архаические черты культуры, что впоследствии, когда они в конце концов оказывались в окружении русского населения, резко выделяло их. Поморы – жители побережья Белого моря. Потомки древних новгородских поселенцев и частично «низовцев», они, оказавшись в иных экологических условиях, переориентировали хозяйство на рыболовство и охоту на морского зверя как основные виды занятий: «Живем не с поля, а с моря».

На крайнем северо-востоке Европейской части России сформировалось еще два субэтноса, также из переселившихся сюда новгородцев, в состав которых частично вошло местное финноязычное население. Это пустозеры – жители Пустозерской крепости, той самой, где закончил свой путь в огне протопоп Аввакум. Ныне этого поселения уже не существует. Зато до сих пор сохраняется группа усть-цилемцев – жителей поселка Усть-Цильма Республики Коми. Еще несколько субэтносов этого типа локализуется на севере Сибири – русскоустьинцы, или индигирцы, живущие в селе Русское Устье на Индигирке, и марковцы с.Марково в устье р.Анадырь.

Однако во многих случаях русские пришельцы не изолировались от аборигенного населения, в ходе тесных контактов с ним происходила взаимопередача многих черт культуры, смешение антропологических типов. В одних случаях можно говорить об ассимиляции русскими местного населения, в других - о смешении с ним, но зачастую трудно разграничить два этих процесса. Но всегда в результате образовывались симбиозные группы с большей или меньшей долей русского компонента, и при наличии русского самосознания.

В Европейской части России такими субэтносами были мещера, сицкари, тудовляне и др. Мещера (мещеряки) проживала в Рязанском Полесье и далее на восток небольшими островками в Пензенской и Саратовской областях. Образование мещеры протекало сложным путем, главным образом в результате ассимиляции русским населением летописной мещеры, поэтому в облике данного субэтноса много сходных черт с культурой соседних народов Поволжья. Но в состав мещеры, судя по языковым особенностям, вошло и домонгольское славянское население этой территории. Сицкари, локализующиеся на р.Сить в Ярославской области, образовались на основе русских переселенцев в эти места из ростово-суздальских земель с наложением элементов культуры карел и включением в состав этой группы обрусевших литовцев и белорусов. Т удовляне, проживавшие на р.Туд Ржевского уезда Тверской губернии, имели культуру, близкую к севернорусской, но с наличием многих элементов белорусской культуры, что позволяет некоторым исследователям считать тудовлян обрусевшими белорусами.

Остальные субэтносы данного типа локализуются в Сибири. Якутяне на Лене и колымчан е на Колыме образовались в результате смешения русских с якутским этносом, затундренные крестьяне п-ва Таймыр – с долганами, карымы в Забайкалье – с бурятами Цонголова рода. Гураны в Забайкалье произошли от казаков, смешавшихся с бурятами и эвенками, камчадалы на Камчатке представляют собой смешанное русско-корякско- ительменское население, гижигинцы – жители Гижигинского острога на северном побережье Охотского моря - кроме русских включили в свой состав якутов и коряков. Этническое смешение вело к изменению антропологического облика, включавшего элементы монголоидной расы, в ряде случаев сменялся русский язык: у карымов - бурятским, у затундренных – долганским, у колымчан - частично якутским, но русское самосознание сохранялось.

Особую группу составили субэтносы русского народа, возникшие на конфессиональной основе – из старообрядческого населения. Оно, спасаясь «от щепоти», бежало в отдаленные уголки страны, а то и за границу. В России основной территорией проживания старообрядцев были Север и Урал, где они образовывали замкнутые сообщества, тщательно изолирующие себя от остального населения, что способствовало сохранению у них архаических форм культуры. Старообрядчество делилось на два направления: поповцы и беспоповцы, а те, в свою очередь, на согласия и толки – даниловцы, федосеевцы, бегуны и др. На основе некоторых групп старообрядческого населения сформировался ряд субэтносов. В Европейской части России это кержаки, проживавшие в глухих лесах Нижегородского Заволжья на р.Керженец. Несколько старообрядческих субэтносов было в Сибири. На Алтае это бухтарминцы на р.Бухтарма, другое их название - каменщики, это была часть кержаков, которая мигрировала в Сибирь в XVII в., надеясь в горах («в камне») спастись от религиозных преследований. Часть раскольников бежала за границу, в частности, в Польшу. Но, когда к концу XVIII в. часть польской территории, в том числе и той, где проживали мигранты-старообрядцы, оказалась в составе России, их как нелояльный элемент выслали в Сибирь. Некоторые оказалась на Алтае, где получили название поляки, часть – в Забайкалье, здесь их стали называть семейские, возможно потому что они прибывали сюда семьями. В культуре старообрядческих субэтносов преобладают севернорусские элементы.

Два своеобразных субэтноса были связаны по происхождению с бурлаками. Это ягутки (ягуны), проживавшие в XIX-начале XX в. в ряде уездов Новгородской губернии и названные так по особенностям говора, в частности, из-за произношения яго вместо его. Бурлацкой по происхождению была еще одна группа северной территории русских – гагары в Вятской губернии.

Очень сложной была картина этнокультурной специфики населения южных областей проживания русских. Значительная часть лесостепной и отчасти степной полосы Восточной Европы была освоена славянами еще в древности. Однако по мере усиления давления тюркского кочевнического населения славяне постепенно отходили на север за Оку в лесную зону, а после монголо-татарского нашествия территория лесостепи и степи для формирующегося русского этноса стала «Диким полем». Но предполагается, что небольшие группы славянского населения здесь сохранялись до того времени, когда с XVI в. начинается продвижение русских в обратном направлении - на юг в Заочье. Миграция их становилась все более активной, чему способствовали целенаправленные меры правительства по переселению сюда жителей на создаваемые здесь засечные черты для охраны границ и освоения этой территории – служилых людей, в том числе казачества. Немалую роль в этом движении сыграла стихийная крестьянская, а также монастырская колонизация. После ликвидации в конце XVIII в. Крымского ханства освоение этих земель становится беспрепятственным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.