Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И развитие русского этноса в кон.XV-нач. XX вв. 3 страница




Проявились особенности акматической фазы и в церковном расколе. Лидеры его - и патриарх Никон, и протопоп Аввакум и многие другие - стремились к идеалу победы, когда не важны были материальная выгода или сущность интеллектуальных споров.

Огромные затраты энергии на политическую и религиозную борьбу, на расширение территории государства снизили к концу XVII в. уровень пассионарной напряженности. Появилось много субпассионариев, склонных к «воровству» и преследующих сугубо личные цели. Они были основой восстания Степана Разина, мятежниками-стрельцами. О снижении пассионарности говорит способ формирования русской армии при Петре I путем рекрутского набора, в то время как до этого он был фактически добровольным, введение подушной подати на условиях круговой поруки. Оно сказалось на государственных деятелях того времени: «птенцы гнезда Петрова» были такими карьеристами, казнокрадами и взяточниками, каких дотоле история России не знала.

В XIX в. русский этнос вступил в фазу надлома, т. е. в период этнической истории, для которого характерно резкое снижение уровня пассионарности. Начали нарастать внутренние конфликты, выразившиеся в гражданских войнах – восстание декабристов, три русских революции, противостояние «белых» и «красных». Л.Н.Гумилев отказывался от детальной характеристики этой фазы, и свою осторожность он объяснял опасностью так называемой «аберрацией близости», при которой значимость событий, близких к современности, трудно правильно оценить, различить в них главное и второстепенное. «Аберрация близости» чревата также пристрастностью в оценке этих событий, потому что они непосредственно затрагивают наши интересы. Поэтому рассмотрение этнической истории русского народа он заканчивает фактически началом XIX в., не анализируя по понятным причинам процессов советского перода.

При этом, не употребляя еще слова «глобализация», он с тревогой говорил о том, что с XX в. в России стали руководствоваться европейским принципом – сделать всех одинаковыми. Для России и Западной Европы, утверждал Л.Н.Гумилев, близость невозможна. Истоки этносов Западной Европы, составляющих особый суперэтнос, относятся к IX в., во второй половине XX в. они подошли к естественному финалу своей истории. У них развита техника, налажен быт, господствует порядок, опирающийся на право. Российский этнос возник на 500 лет позже, его возраст и уровень пассионарности предполагают иной императив поведения. Если России хочет войти в конгломерат западноевропейских этносов, ей надо отказываться от своих традиций, что означает ассимиляцию.

При естественном ходе событий, по мнению Л.Н.Гумилева, русскому народу предстоит пережить еще инерционную фазу – «триста лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос оставляет после себя неповторимую культуру грядущим поколениям!». Если же на территории России произойдут новые пассионарные толчки, писал он, то «наши потомки, хотя и немного не похожие на нас, продолжат славные наши традиции и традиции наших достойных предков. Жизнь не кончается…».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.