Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование сумматоров




С помощью релейно-контактных схем можно построить модель арифметического сложения двоичных чисел. Для этого предварительно воспроизведем операцию сложения двух одноразрядных чисел. Требуется сопоставить с каждым из чисел, принимающих значения 0 и 1, высказывания «участок цепи разомкнут» и «участок цепи замкнут». В табл. 1.2 приведено сложение одноразрядных чисел.

 

Таблица 1.2

Сложение одноразрядных чисел

 

Результат
         
         
         
         

 

 

Высказываниям соответствует истинность или ложность логических аргументов , и функций и . Первая функция определяет содержимое младшего разряда результата сложения, а вторая – старшего. Соответствующая структурная схема имеет вид, показанный на рис. 1.6.

 

 
 

 


 

Рис. 1.6. Полусумматор на два входа

 

По этим таблицам истинности строим СНДФ функций и :

,

.

Используя полученные логические формулы, конструируем соответствующие релейно-контактные схемы. Упрощенно их можно представить в виде схемы (рис. 1.7), которая содержит инверторы (реализующие отрицание), дизъюнкторы (параллельное соединение) и конъюнкторы (последовательное соединение).

 

 
 

 

 


Рис. 1.7. Структурная схема операции

 

Для моделирования суммы двоичных чисел с количеством разрядов больше единицы полусумматора недостаточно. Сложение необходимо осуществлять потактно, расположив несколько полусумматоров так, чтобы выход одного из них являлся одним из трех входов следующего. При этом образуется так называемый сумматор на три входа. Вход Р на рис. 1.8 ответственен за передачу разряда из младшего разряда.

 
 

 


Рис. 1.8. Cумматор на три входа

 

В табл. 1.3 приведено сложение одноразрядных чисел с учетом переноса разряда:

;

.

Таблица 1.3

Сложение одноразрядных чисел с учетом переноса разряда

 

Результат
           
           
           
           
           
           
           
           

 

После минимизации функции и можно записать так:

;

.

Одной из важных технических проблем является разбиение процесса функционирования полученного устройства таким образом, чтобы в отдельный момент времени рассматривался один сумматор. Частота, с которой подключаются отдельные блоки, ответственные за один разряд, называется тактовой. Процесс усовершенствования ЭВМ сопровождается увеличением тактовой частоты, что связано с прогрессом в технологии изготовления ключей.

На рис. 1.9 изображена схема из четырех сумматоров (так называемая линейка). Начальный вход равен нулю. На каждом такте вычисляются выходы и . Выход – результат в младшем разряде, выход является входом для следующего сумматора, P0 = 0.

  X3 Y3   X2 Y2   X1 Y1   X0 Y0  
         
P3   P2   P2   P1   P0
       
S4 S3   S2   S1   S0  

 

Рис. 1.9. Линейка четырех сумматоров с тремя входами

 

Пример. 1001 + 0101 =?

Младший (нулевой) разряд:

Первый разряд:

Второй разряд:

Третий разряд:

Четвертый разряд:

Итак, 1001 + 0101 = 01110.

Для моделирования умножения необходимо ввести еще одну операцию – сдвиг влево на разряд, что соответствует умножению на 2, т.е. умножению на 10 в двоичной системе счисления.

Пример. 101101010 * 2 = 101101010 + 101101010 = 1011010100.

Располагая рассмотренными возможностями моделирования, можно реализовать перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную. Предположим, что на клавиатуре набрана цифра 7. С ней сопоставляется двоичное число 111, что должно быть известно заранее. Пусть после этого набрана цифра 4. На экране дисплея возникает число 74. Представим это число в следующем виде: 7*10 + + 4. Числу 10 в двоичной системе соответствует 1010. Умножим 111 на 1010:

             
             
             
             
             

 

Двоичным представлением числа 70 является 1000110. Далее необходимо прибавить число 4, представленное в двоичной системе:

 

             
             
             

 

Если далее набрать цифру 9, то на экране возникнет число 749. Для перевода его в двоичную систему достаточно представить это число в следующем виде: 749 = 74 * 10 + 9. Произведем умножение числа 74 на 10 в двоичной системе счисления:

 

                   
                   
                   
                   
                   

Для записи числа 749 в двоичной системе к полученному результату достаточно прибавить 1001, что соответствует числу 9 в десятичной системе:

 

                   
                   
                   

 

Итак, 749 1011101101 (в двоичной системе счисления).

Следует обратить внимание на то, что никаких делений на два и нахождения остатков выполнять не требуется.

 

Контрольное задание

 

Представить числа и в двоичной системе счисления, сложить и перемножить их в двоичной системе. Результаты проверить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.