Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материальная культура. 3 страница




Методика описания систем терминов родства отражающих соци­альное отношение родства информанта с людьми о которых он гово­рит может быть выражена формулой: Т = Э~А, где Т - термин род­ства, Э - говорящий /Эгo/, А - лицо о котором говорят /Альтер/, ~ - социальное отношение родства. Для сбора терминов Л.Г.Мopгaном была предложена анкетная схема опроса, в которой изучаемая система родства сопоставлялась с эталоном, системой терминов род­ства исследователя. В 30-х годах нашего века этот же метод был применен И.Н Винниковым, который в свою программу в качестве приложения включил анкету Л.Г.Моргана.[198] Ошибочность этой методики заключается втом, что реально бытующие термины подводятся под терминологию родства известную исследователю. Это не позволяет объективно зафиксировать бытующие у народа социаль­ные отношения родства. Позднее У.Риверс разработал генеалогическийметод, нашедший применение и в советской этнографии.[199] Суть этого метода заключается в сборе терминов родства на основании генеалогического древа конкретного информанта, который объясня­ет исследователю социальные отношения родства между ним и род­ственниками при помощи терминов родства. М.В.Крюковым предложена еще одна методика сбора терминов путем опроса и наблюдения за бытующей терминологией и ее последующего толкования при помощи информанта.[200] Для того чтобы объективно описать системы терминов родства предлагаются различные формальные методики.[201] Характерно, что эти методики, которые по сути являются аналитическими и касаются в основном исследовательской процедуры, иногда рекомендуются и для обора терминов родства в полевых условиях.[202] Существование большого количества методик сбора информации о социальном организме родства, отражает определенную неудовлетворенность в поиске объективной модели по которой можно работать.

Наиболее обоснованными, на наш взгляд, следует признать возможности генеалогического метода, который позволяет осуществлять сбор материала на основе биосоциальной матрицы родственных связей или генеалогического древа. В ней отражены все основные характеристики социальной организации родства: брак, рождение, межпоколенные связи и т. п.[203] Сбор материала при использовании генеалогического метода состоит изнескольких этапов.

I/. Для каждого информанта составляется генеалогическая схема.

2 /. 0на заполняется данными из похозяйственных книг, иных до­кументов официального учета населения, как современных, так и архивных. Схема может быть дополнена информантами-экспертами.[204]

3/. Затем по схеме производится опрос для Эгомужского и жен­ского пола отдельно. Опрос лучше вести по поколениям: вначале восходящему к группам отца, матери, затем к нулевому и нисходящему. Терминология может собираться одновременно по родству и свойству, либо отдельно во встречном направлении: "Как Вы называете?, Как Вас называют?" В схеме обязательно указание повторных браков, усыновлений, удочерений.

4/. Записи терминов ведутся не отдельных листах. Против каж­дого термина указывается вопрос который задавался. Листы с запи­сями прилагаются к генеалогическим схемам, по которым велся опрос. Кодирование терминов необязательно.

Круг семейных функций не ограничивается исключительно соци­альной организацией родства. В полевых условиях собирается матери­ал о социально-экономических взаимодействиях родственных и не род­ственных семей, их иерархии. Отдельно и чаще в связи с духовной культурой изучаются обряды составляющие основу жизненного цикла человека. Это обряды связанные с рождением, традиционная педаго­гика, переходные обряды /инициационные, свадебные/, погребальная и поминальная обрядность. В поле учитывается возможность прояв­ления общественных отношений в особенностях организации поселений, членении пространств жилища на мужскую и женскую стороны, нали­чие специальных построек типа "мужские дома", "дом молодежи", со­циальные знаки в костюме, украшениях, прическах и т. п. Неодно­кратно отмечаемый опосредованный характер проявления общественной жизни, обязывает этнографа быть наблюдательным в разнообразных способах ее проявления.

Духовная культура. Данныйкомпонент можно определить как комплекс рациональных и иррациональных знаний этноса. А с точки зрения функционального анализа культурных составляющих традиционно-бытовой культуры в целом, как систему средств производства зна­ний.[205] Полевое изучение духовной культуры усложнено многопланово­стью духовной жизни людей. Это традиционное мировоззрение, народ­ные знания, фольклор, изобразительное и танцевальное искусство, народные игры. Каждый из этих элементов может иметь различную степень "закрытости" для исследователя как представителя иной этнической общности. Дляизучения некоторых, требуются специальные профессиональные знания не связанные о этнографией, например, при сборе материалов о традиционной музыкальной культуре, другие тре­буют владения специальными фиксационными методиками, например, при сборе фольклора или танце вального искусства. Но самой большой сложностью является, пожалуй необъятность предмета духовной куль­туры как средства производства знаний, духовного освоения окру­жающего мира, удовлетворения эстетических потребностей человека.

Сбор материалов о духовной культуре требует более длительного времени, поскольку ее проявление не всегда внешне выразительно, многие элементы носят циклический или ситуационный характер, на­пример, календарные обряда, "сезонные" посиделки, погребальная обрядность. Из методических приемов метода непосредственного на­блюдения предпочтение следует отдать наблюдению, результаты кото­рого можно использовать при работе с информантами, что не исключает специальной предварительной подготовки вопросников. Наблю­дение, в данном случае, помогает установить степень сохранения и функционирования духовной культуры, прогнозировать возможную глубину изучения материала, уточнить предварительно подготовленный вопросник и т. п.

Проблемы дефиниций и типологии иррациональных знаний, как и определение места этнографии в их изучении существуют издавна.[206] Но в настоящее время становится очевидной возможность выделения особой предметное зоны в изучении религии с использованием, преж­де всего, этнографического подхода. Это сфера традиционного миро­воззрения народа. На основании небольшого числа разработок об эт­нографическом подходе его изучения, выделяется ряд методических аспектов, которые можно использовать дляразработки полевой про­граммы сбора материала о традиционном мировоззрении.

Основу оценки традиционного мировоззрения составляет его оп­ределение как духовного освоения мира во взаимодействии двух частей: природы и человека. В соответствии с этим, оно имеет два ас­пекта - направленный вовне / представления о мире/ и направленный вовнутрь /представления о человеке/. Главным в мировоззрении яв­ляется системность, что не позволяет, с точки зрения методики изу­чения, делить его на составляющие "культы", "представления" и т. п. Поэтому предметом традиционного мировоззрения является не мир в целом, а мир как целое, а субъектом, социальный организм, то есть этническая общность. Очевидно, что на различных этапах исто­рического развития человечества мировоззренческие системы отличались качественно. Дляэтнографического подхода принципиальным яв­ляется понятие ″традиционного" как синонимичного понятия "этничес­кого". Как культурный феномен мировоззрение надэтнично, поскольку составляет ядро общественного сознания в таких его характеристиках как опосредованность, системность, обобщенность. Поэтому в мировоззрении любого народа можно выделить общекультурные закономерности, более того, чем глубже мы опускаемся в историю народе, тем больше в его мировоззрении однородных, общечеловеческих явлений. Этничес­кая специфика традиционного мировоззрения выступает во внешней фор­ме, способах его проявления. Немаловажным с точки зрения методики изучения является то, что в традиционном мировоззрении очень нечет­ко разграничение на рациональные и иррациональные составлявшие. Это связано с мифопоэтическим началом его существования, когда мифоло­гическое не противостоит научному осмыслению мира. Иррациональное в мировоззрении доклассовой эпохи является одним из средств допол­няющих рациональное в производстве знаний. Наряду с этим положением, нельзя забывать, что большинство проявлений традиционного миро­воззрения тогда имело ритуальное оформление. Это позволяет очертить круг источников его изучения. К ним относится фольклор практически во всех его жанрах, язык народа, как одно из средств освоения и ус­воения мира, обрядовая практика, вещественные источники, от предме­тов культа до жилищ средств передвижения и орудий труда, таким ис­точником может быть повседневный быт, поведенческие акты, этикетные отношения.[207]

Из этого следует, что с представлениями лежащими в основе ми­ропонимания в поле исследователь сталкивается практически еже­минутно. Дляправильного их восприятия требуется тщательная пред­варительная подготовка и повышенная наблюдательность. В качестве примера можно привести один весьма показательный случай вроде-бы бытового поведения. "Работавший временно в поселке приезжий русский мужчина, стоя позади старика /нганасана - В.К./, одетого в потертую оленью парку с торчащими остатками меха, из самых добрых чувств решил придать парке более опрятный вид и потихоньку стал выщипывать мех, бросая кусочки на пол. Когда старик заметил это, обернувшись, он покраснел от возмущения, потом лицо его поблед­нело, он начал страшно ругаться и набросился бы на обидчика с ку­лаками, но обстановка /собрание в сельсовете/ не позволяла этого сделать. Он подобрал с пола курочки меха и, зажав их в кулаке, ре­шительно вышел. Приезжий, конечно, был совершенно обескуражен такой реакцией и вслух решил, что старик явно не в своем уме".[208] На первый взгляд перед нами бытовая сцена: старик обиделся, что над­смеялись над его "неопрятным" видом. Но дело совершенно в ином. По предоставлениям нганасан жизнь человека присуща не только ему самому, она в каждой части его тела, более того, она в каждой вещи, которая ему принадлежит, а том числе и в одежде. Еще в прош­лом веке порча одним человеком одежды другого, у нганасан считалась покушением на жизнь и каралась смертью.[209] Поэтому перед нами не бытовая ссора, а, в понимании старика, на основе традиционных представлений о человеке, покушение на его здоровье, жизнь. И таких примеров растворенности мировоззрения и возникновения на его основе самых различных мотивировок в поле исследователь может встретить бесконечное множество, что, конечно же, требует профес­сиональной наблюдательности.

Программа полевого сбора материала о традиционном мировоз­зрении может состоять из двух блоков.

Представления об окружающем мире, Мир, его извечность или сотво­рение. Существе принимавшие участие в его создании. Единство или множественность миров. Верхний мир и его соотношение с понятием "небо". Небожители. Сверхъестественные свойства небесных светил. Связь неба с землей. Представления об атмосферных явлениях. Стра­ны света, их олицетворение и связь с небесными светилами и ат­мосферными явлениями. Средний мир. Земля, ее происхождение, олицетворение, сущест­ва обитающие на ней. Представления о ландшафте и природных цик­лах. Подземный мир, его строение, связь с землей. Жители подзем­ного мира. Представления о духах, их материальность, добрые и злые духи. Духи-охранители и их разновидности /личные, домашние, родовые, территориальные и т. п./, функции, место обитания, атрибутация, принадлежность, Духи-хозяева, разновидности /леса, воды, гор, животных, птиц, рыб, предметов и т. п./, функции, места обитания, атрибутация, принадлежность. Иерархия духов. Одухотворение и почитание неживой природы: камни, горы, реки, леса, пустыни, болота, рощи, деревья, перевалы, переправы и т.п. Одухотворение и почитание объектов живой природы: животные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся. Почитание домашних животных.

Представление о человеке и жизненном цикле. Живое и неживое. Свойства и признаки, на основании которых определяется живое.

Душа,[210] жизнь, "жизненность". Материальность и предназначение этих свойств. Множественность душ, названия, функции, местообитание и поведение /состояние/. Представления о рождении человека. Рож­дение близнецов, уродов. Жизнь человека. Возрастные периоды. ″Счастливый, удачливый человек". Болезнь, ее причины, способы избегания. Смерть. Ее причины, влияние не жизненность. Похорон­ный обряд. Отношение к покойному в целом и в зависимости от при­чины смерти. Смерть взрослого, ребенка, мужчины, женщины. Обряды предшествующие погребению /размещение, общение, кормление покой­ного, подготовка к погребению и проводы, гроб, транспортировка на место погребения/. Кладбище, могила. Погребение. Сопроводи­тельный инвентарь, состав, назначение. Намогильное сооружение. Номинальная трапеза. Траур, посмертное существование человека. Реинкарнация души.

В контексте двух основных направленностей традиционного ми­ровоззрения отдельно рассматриваются вопросы о лицах наделенных сакральными функциями. На ранних этапах развития традиционного мировоззрения эти функции мог выполнять практически любой человек. Эта возможность обеспечивалась тем, что человек является элементарным носителем мировоззрения поэтому он владеет закреп­ленной и передаваемой традицией способностью вступать в контакт с существами сверхъестественного мира. В последствии возникло представление о необходимости специального посредника, которому общество доверило часть или все сакральные функции связей с сверхъестественным миром. Это различные колдуны, знахари, гадатели, прорицатели, шаманы и т. п.

Термин. Обретение сакральных свойств, обучение. Иерархия по статусу. Категории по назначению. Способы взаимодействия со сверхъестественным миром, функции, атрибутике, проводимые обряды. Роль в обществе в целом.

По этой, весьма общей программе, в которой обозначены толь­ко структурные блоки, можно собирать информацию о лицах наделен­ных сакральной функцией.

Выше отмечалось, что традиционное мировоззрение во многом имеет ритуальное оформление, то есть проявляется, прежде всего, в обрядах.[211] В отличие от мировоззренческих аспектов они имеют внеш­нюю атрибутацию, поэтому в поле часто изучаются как самостоятельный, законченный элемент традиционного мировоззрения. На самом же деле, они вплетены в его контекст и всегда имеют мировоззрен­ческую основу не только в мотивировке, но и внешнем проявлении. Обряды, по категории субъекта делятся на коллективные и индиви­дуальные. По объекту почитания предлагается их делить по функции или назначению.[212] Не смотря на это, описывать и изучать лю­бой обряд следует, прежде всего, в его функционировании и связях смировоззренческой моделью в целом. Наглядным тому примером яв­ляется погребальный обряд, который невозможно описать без учета мировоззренческих основ представлений о человеке, душе, сверхъестественных существах, в том числе злых духах, представлений о мире и конкретно о ''нижнем мире".

По функциям или назначению обряды принято делить на "религиозные." Чаще всего это "обряды почитания" сфер, светил, животных, различных духов и мест их обитания и т. д. Такие обряды, как пра­вило, сопровождаются жертвоприношениями.

"Производственные обряды" связаны с хозяйственной деятельностью народа. Они делятся не аграрные, скотоводческие, промыс­ловые и ремесленные, а объектами почитания в них являются духи-хозяева или покровители отдельных видов хозяйственной деятельнос­ти. В связи с циклическим характером производственной деятельнос­ти, выделяется категория "календарных обрядов'', которые знамену­ют встречу или проводы природных сезонов года. Еще одна разно­видность "производственных обрядов" - "чрезвычайные", они про­водятся по ситуации, например, обряд вызывания дождя или обряд против мора скота»

В отдельную группу принято выделять обряды, связанные с соци­альной жизнью общества. Тотемические, фратриальные, родовые, инициационные, семейные /родильные, свадебные, юбилейные» погребаль­ный/, каждый из обрядов имеет свою структуру, в соответствии с ней и строится полевой вопросник.

Одним из аспектов традиционного мировоззрения является комп­лекс рациональных или "народных" знаний. Материал о них чаще со­бирается по отдельной программе, но, как отмечалось выше, дела­ние на рациональное и иррациональное в традиционном мировоззрении весьма условно. Например, принцип ориентировки жилища по странам света может связываться с востоком как положительным началом в концепции мира /иррациональное/, так и с солнечной стороной о целью лучшей освещенности жилища /рациональное/.

При оборе материала по теме Народные знания" можно ориенти­роваться на следующую схему.

Традиционный календарь. Год, циклы годов. Периоды года, ме­сяцы, температурные сезоны. Приметы погоды по сезонам. Исчисление суток по положению светил, состоянию природы, бытовым приз­накам. Функции календаря - производственный, ритуальный, собы­тийный.

Традиционная география и этнография. Знание местности, топо­нимия. Знание соседних народов, этнонимия. Топографические зна­ки. Знание стран света и приемы ориентировки в пространстве.

Традиционная метрология. Меры длины их соотношение и спосо­бы определения, меры площади, объема. Практические применение: измерение глубины, высоты, скорости, длины пути и т. д. Арифметический счет.

Знание объектов природы. Животный мир. Домашние и дикие жи­вотные и птицы. Названия. Знание строения, поведения, качеств не­обходимых для хозяйственного использования. Названия в зависимос­ти от признаков. Названия рыб и их костей. Знание животного мира в целом. Растительный мир. Знание деревьев, трав, ягод, грибов и т. д. Использование их свойств.

Традиционная медицина. Анатомия и физиология человека. Болез­ни и их профилактика, признаки. Приемы лечения, лечебные и лекар­ственные средства. Лекарственные травы, "живые препараты" /пче­лы, пиявки и т. п./, вещества неорганического происхождения, хирургическое вмешательство, инструменты. Психотерапия. Акушерство и гинекология, уход за новорожденными. Физиотерапевтические при­емы. Народная гигиена. Ветеринария.

Письменность. Исторические знания.[213]

Одной из разновидностей источников применяемых в этнографи­ческом исследовании является фольклор. Считается, что его изучение, а следовательно и собирание, дело фольклористов.[214] Современное изучение роли фольклора в истории культуры, его информацион­ных возможностей, позволяет несколько изменить отношение полевой этнографии к методике собирания устного народного творчества. Оно состоит в признании, что фольклор "явление неоднородное и его со­став, структура и функции исторически менялись".[215]

Так, К.В.Чистов выделяет три стадии развития фольклора по ли­нии его структурного обособления от духовной: культуры в целом. На первой, "архаической" стадии фольклор соответствует общему синкретическому состоянию духовной культуры, более того, фолькло­ром можно считать все ее формы - обряды, мифы, исторические пре­дания, науку и т.д. Здесь он играет интегрирующую роль разбитных компонентов духовной культуры, в нефольклорных формах она вообще не бытует. Вторая стадия знаменуется возникновением дуализма существования бытовых /традиционных/ и "вне бытовых" /условно про­фессиональных/ способов проявления фольклора. Он перестает быть единственной формой духовной культуры, но как этнический опреде­литель, наряду с утратой или передачей ряда традиционных функций профессиональным литературе и искусству, все же преобладает. Сов­ременная стадия существования фольклора связана с формированием этнических общностей высшего таксономического ранга - нациями. Условно определяя ее как стадию урбанизации или "пост-дуальную", К.В. Чистов отмечает резкое сужение функций фольклора. Ведущее значение в духовной культуре современных народов по линии национального занимают профессиональные литература и искусство /ср.: французская живопись или английская литература/. Собственно фольклорные фор­мы, как и многие другие элементы традиционно-бытовой культуры, переходят в сферу прошлого этнической общности, как бы стабили­зируются, стадиально соответствуя ей.[216]

Эта схема важна для понимания информационного значения фоль­клорных данных при полевом изучении этносов, стоящих на различных уровнях социально-экономического развития, так, собирая ма­териал о традиционной культуре бесписьменных народов, мы должны ориентироваться на всеобщее значение фольклора в духовной куль­туре. У народов имеющих письменную традицию, а тем более профес­сиональное искусство, фольклор следует изучать как одну из состав­лявших традиционно-бытовой культуры. Это не значит, что в послед­нем случае фольклор не несет никакой этнографической информации, просто ее значение становится менее универсальным.

Наряду с необходимостью учета информационных возможностей фольклора на различных этапах развития этнической общности, боль­шое значения для выбора правильной методики его полевого изуче­ния имеет то обстоятельство, что он представляет не просто элемент традиционно-бытовой культуры, но и произведение словесного искусства, с обязательной в данном случае его филологической ха­рактеристикой. Она имеет ведущее значение во внешней атрибутике в виде различных жанров. Вероятно, именно это обстоятельство довольно длительное время позволяло этнографам рассматривать фоль­клор не сам по себе, не как неотъемлемую часть культуры этноса, a только как информационный источник для изучения других ее компонентов - одежда, жилища, пищи и т. д. Поэтому филологические и этнографические аспекты фольклора рассматривались как независимые, что, с точки зрения полевой этнографии, позволяло собирать фольк­лор путем записи основного содержания.[217]

Филологическая, ли теоретико-эстетическая, сторона фольклора, выражающаяся в специфике его жанров, способствует более объектив­ному восприятию этнографом отношения народа, через понимание и художественную обработку, к фактам исторической действительности. Как и при собирании сведений о других компонентах традиционно-бытовой культуры, такой подход реализует необходимость критики фольклорного источника, определение достоверности данных извле­каемых из фольклорного текста. Дело в том, что их изображение мо­жет меняться в зависимости от эмоционального состояния, эстетической задачи, функционального назначения. В целом, фольклор, как элемент этнографического описания, информационен тогда, когда в поле мы имеем четкое представление о его историческом типе, уровне этни­ческого своеобразия, структуре жанра, отражения в нем этнических связей и т. п.[218]

Все это заставляет рассматривать фольклор как весьма специфи­ческий источник, что требует при его собирании руководствоваться профессионально выполненными фольклорными методиками. Их круг весьма широк, но в качестве универсальной можно рекомендовать раз­работку Ю.Г.Круглова[219] и несколько этнографизированную комплексную фольклорную программу.[220]

Близким по методике следует считать собирание материалов о народном изобразительном искусстве. Исследователи всегда отмеча­ли его двойственную природу. С одной стороны, связь с сферой ма­териального производства, что фиксируется в атрибутике, с другой, связь с духовной культурой. Как этнографический источник, данные об изобразительном искусстве используются в решении вопросов эт­ногенеза и этнической истории, установления исторических этно­культурных связей, являются одним из путей определения этнически специфических черт в культуре изучаемого народа.[221] Именно эти­ми обстоятельствами можно определить методику обора полевого материала о изобразительном искусстве.

Как объект материальной культуры оно изучается в основном при помощи фиксационных методик. Это технология изготовления - сырье, инструменты, процесс изготовления. Здесь используется фотографи­рование, предпочтительно цветное. Дляфиксации орнаментов и рос­писей применяется копирование в натуральную величину. Копирова­ние рельефных изображений производится на кальку способами "про­тирки" грифельным стержнем, гладкий орнамент копируется красками, При фиксировании изображений занимающих больше плоскости возмож­но масштабное копирование на "миллиметровку". Для собирания предметов изобразительного искусства используется этнографическое коллекционирование.

Из общих методических положений следует иметь в виду, что материал об изобразительном искусстве всегда собирается массовый. Выборочный прием здесь мало эффективен, поскольку сюжетные моти­вы могут варьировать не только на предметах одной сферы обихода, например, на прялках, но и повторяться в украшении одежды, жилища и т. п.

Другим направлением полевого изучения изобразительного ис­кусства является его функционирование в культуре этнической об­щности. Это достигается методами наблюдения и опроса о назначении произведений изобразительного искусства, их употреблении в повседневной, праздничной или ритуальной ситуациях. Опрос приме­няется, прежде всего, для установления семантики и сбора термино­логии. Особо следует обратить внимание на то, чему дается наз­вание мотиву или фону, поскольку в практике встречаются оба слу­чая. Иногда мастера в сложном узоре видят более простой, но из­любленный и по нему дают название всему узору[222] Для сбора мате­риала о традиционном изобразительном искусстве можно использо­вать очень емкий и универсальный вопросник составленный В.Б.Богомоловым.[223]

Как отмечалось выше, некоторые сферы духовной культуры можно изучать только с использованием специальных методик. В какой-то мере это относится к фольклору, но еще более специализированные методики существуют при сборе полевого материала о традиционном музыкальном искусстве,[224] народной хореографии. В отношении по­следней, можно отметить вариативность методик, что затрудняет сопоставление собранного материала.[225]


 

Глава VII

Обработка полевых материалов и передача их на хранение.

Результаты полевых этнографических исследований, как этно­графический источник, который предназначается для использования в исследовательской работе, автор собранного материала обязан подготовить к длительному хранению. Этот этап работы с полевы­ми материалами является завершающим в практике полевой этногра­фии. Основная цель данной работы заключается в обеспечении дос­тупности собранной информации через обработку материалов, их сис­тематизацию и составление полевого отчета.

Полевые дневники, полевые тетради и тетради для работы с до­кументальными источниками /в отношении последних, если в этом есть необходимость/ должны быть переписаны с сохранением после­довательности изложения материалов, для удобства поиска сведений они снабжаются указателями. Выверяются все паспортные данные и ссылки на фиксационные материалы. Не рекомендуется при обработ­ке полевых материалов вносить какие-либо дополнительные записи фактического свойства. Последнее требование не касается возмож­ности исправления описок, расшифровки сокращений, то есть само-го процесса "перебеливания'' полевых записей. Наряду с указате­лями, для правильного понимания местной терминологии, перебелен­ные полевые документы следует снабдить голоссариями.

Графические материалы дорабатываются в окончательном поле­вом варианте путем проверки паспортов и ссылок на информацию содержащуюся в других полевых документах, откуда извлекается ин­формация, касающаяся предмета графической фиксации. Она используется для составления описаний, которые выполняются на отдель­ных листах и прилагаются к чертежу, плану, схеме, копии и т. п. В этом случае информация о данном предмете в полевых записях не уничтожается. После сверки информации полевые чертежи, схемы, ко­пии должны быть переведены в тушь, а рисунки, в случае возможнос­ти, законсервированы специальными средствами. Подготовленные к длительному хранению полевые материалы систематизируются по те­мам: поселение, жилище, одежда, средства передвижения и т. д. Тематические подборки графические материалов собираются в пап­ки. В папку следует вложить опись, содержащую перечень графических материалов и описаний, которые прилагаются к ним.

В рассмотрении вопросов подготовки полевых материалов к ар­хивному хранению часто акцентируется внимание на необходимость их шифровки полевыми шифрами экспедиции. Вероятно, это имеет принципиальное значение в полевых условиях, но при передаче в архив, исходя из принципа неделимости архивного фонда, полевым материа­лам присваивается соответствующий архивный шифр. На его основа­нии организуется архивная единица хранения которую образуют полевые материалы экспедиции и все последующие ссылки осуществляют­ся именно на этот шифр.

Обработка этнографических коллекций перед передачей на хра­нение в музей заключается в паспортизации каждого предмета и составлении описаний. Описания составляются на основании поле­вых записей. В паспорт рекомендуется внести ссылки на чертежи и рисунки, а также прочие фиксационные материалы, касающиеся ре­гистрируемого предмета. Поскольку они, как и фотоматериалы об­разуют самостоятельную коллекцию.

Обработка фотоматериалов состоит в их проявлении, соотнесении негативов или позитивов с фотодневником, подготовке к состав­лению фотоописи и изготовлении контрольных отпечатков.

Перед обработкой фотоматериалов следует выверить шифры фото­пленок, которые указываются на зарядном конце. Шифр должен содер­жать буквенный индекс фотоаппарата - А, Б, В и т. д. и цифровое обозначения номера пленки - 1, - 2, - 3 и т. д. После проявления фотопленок они группируются по индексам фотоаппаратов и распола­гаются в порядке их фиксации в фотодневнике. Для маркировки нега­тива необходимы ножницы, тушь и тонкое перо. Каждая фотопленка режется на пять кадров и по верхнему краю перфорации эмульсионно­го слоя проводится оцифровка кадров в соответствии с записями в фотодневнике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.