Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические основы полевой этнографии




Этническая общность

№ п/п Ф.И.О. Пол Год рождения Образование Место работы Специальность Число членов семьи Собственность семьи Примечания*
                   

 

* - В примечании следует фиксировать межнациональный брак с указанием девичьей фамилии, национальность детей в таком браке, движимое имущество / транспортные средства, промысловое снаряжение и т.п.

Для удобства записи могут применяться условные обозначения. Пол - М., Ж. Год рождения - двумя последними цифрами для лиц, родившихся в XX веке: 1930 - 30, тремя для родившихся в XIX веке: 1898 – 898, для ХХ в. соответственно: 1912 — 912. Образование среднее цифрами 1 - 10, среднее специальное - СС, высшее - В. Место работы: С - совхоз, К - колхоз, У - учреждение, П - предприятие. В случае более дробного деления следует оговорить применяемые обозначении. Специальность, указывается полностью или специально оговоренными условными обозначениями. Число членов семьи – цифрой. Собственность семьи отмечается в отношении главы, пункт 9 заполняется в соответствии с данными похозяйственной книги, в случае их отсутствия ставится прочерк[150].

Эти данные могут служить основой для составления таблиц по частные вопросам. Например, таблица состава семьи, образовательного уровня, традиционной профессиональной занятости для представителей различных этнических групп проживающих в исследуемом населенном пункте.

В качестве прочих документальных источников могут быть использованы сборы краеведов-любителей, школьных краеведческих кружков, записанные мемуары местного происхождения, письма и т.п. Все сведения, извлеченные из документальных, источников вносятся в тетради для работы с документальными источниками. Каждая выписка снабжается паспортом, в котором, наряду со ссылкой на ситуацию получения документальной информации, необходимо выяснить и документировать происхождение и датировку использованного источника, этносоциологическом исследовании.

Заканчивая обзор приемов входящих в метод непосредственного наблюдения, следует еще раз обратить внимание, что каждая его составляющая выполняет абсолютно конкретную задачу. Комплексное применение метода позволяет собрать информацию, всесторонне характеризующую явление.

 

 

Глава V

Конкретная методика полевой этнографии определяется, прежде всего, исследовательскими задачами. Это позволяет еще раз обратить внимание, что она представляет собой не самоцель, а способ формирования источника, который затем отрабатывается другими методическими приемами. В этом ее отличие от методов обобщения и интерпретации применяемых в этнографии[151]. Располагаясь как бы в основе методической лестницы, от факта к его осмыслению, полевая этнография должна представлять науке универсальные источник в равной мере удовлетворяющий потребностям историко-этнографическим описаниям, кросскультурным исследованиям, разработкам в типологии, системным исследованиям культуры и т.п. Все это требует безусловной унификации методики сбора полевого материала. И здесь начинаются методические сложности. Можно признать, что существует возможность унификации организационных установок полевой этнографии, но очень сложно или даже практически невозможно определить необходимый объем информации, которую следует собрать, чтобы полевой материал потенциально обладал универсальностью в исследовательском применении. То есть основная сложность заключается в своеобразной стандартизации содержания этнографического инструментария, набора и баланса конкретных методик.

Методической основой такого подхода может послужить обращение к объекту полевой этнографии этносу, как сложной социальной системе, свойства которой определяются многими признаками. Как отмечалось выше, для полевой этнографии важны такие его характеристики как исторический тип этнической общности и ее пространственные разновидности. Очевидно, что объем информации, а, следовательно, и частная методика сбора материала при исследовании этнографической группы, будет иной, чем при работе с этносами входящими в историко-этнографические области.

Другая сложность применения конкретных методик определяется предметной областью полевой этнографии, то есть составом и проявлением этнических свойств традиционно-бытовой культуры. Современные исследования компонентов традиционно-бытовой культуры предполагают необходимость учета двух планов ее существования - структурного и генетического. Первый позволяет вычленять из культуры основные ее составляющие компоненты, второй учитывает исторический аспект формирования этих компонентов[152].

Разработка проблематики связанной со структурированием и системными исследованиями компонентного состава традиционно-бытовой культуры, показывает, что он может трактоваться по-разному. Издавна существует традиция деления культуры как системы на "хозяйственный быт", "материальную культуру", "общественно-семейный быт" или "общественный строй и быт", "духовную культуру". Это так называемый описательный уровень. Преследуя цель более четкого определения состава культурных явлений и методов его анализа и обобщения, предлагается членение традиционно-бытовой культуры на четыре составляющие: "культуру жизнеобеспечения", "культуру первичного производства", "соционормативную" и "гуманитарную культуру"[153]. Вторая схема в большей степени удовлетворяет исследовательские задачам, первая описанию материала, то есть методам полевой этнографии.

Компонентный анализ традиционно-бытовой культуры позволяет сформулировать первое общее положение полевой этнографии, на котором должна базироваться частная методика. Оно заключается в том, что составляющие традиционно-бытовой культуры необходимо исследовать не изолированно, а в изучении связей между ними, влияний которые они оказывают друг на друга. Очевидно, что определяющую роль здесь играют экономические отношения, входящие в компонент "хозяйственный быт" или "культуру первичного производства".

Генетический аспект исследования компонентов традиционно-бытовой культуры предполагает диахроннную оценку факторов влияющих на них. Это воздействие экологических условий, принадлежность к хозяйственно-культурному типу, вхождение в историко-этнографическую область, особенностей политической истории народа, конкретики этногенетических и этнических процессов[154]. Это позволяет сформулировать второе общее положение полевой этнографии суть которого заключается в том, что сведения о компонентах традиционно-бытовой культуры и связях между ними собираются с учетом истории их формирования под действием выше перечисленных факторов.

В качестве примера необходимости опираться на два выше приведенных правила способствующих унификации исследовательского подхода при сборе полевого материала, возьмем объект материальной культуры, относящиеся к средствам передвижения, ненецкую оленью нарту. Существует возможность изучить ее изолированно от других компонентов культуры и статично: описать её внешне, с помощью информантов уяснить материал, технику и технологию изготовления, терминологию и назначение, зафиксировать. Но можно идти и другим путем - выявить её функциональные связи, историю бытования. Этот путь позволяет уже в полевых условиях выяснить, что оленья нарта бытует в виде различных Функциональных типов, которые необходимы для кочевого образа жизни, который ведут ненцы-оленеводы. Этот материал выводит исследователя в сферу "хозяйственного быта" или "культуру первичного производства". Наличие таких Функциональных типов нарт как мужская и женская подводят нас к связям материального объекта нарты с системой социальных отношений. Женская нарта, кроме того, имеет особое закрепленное в традиции место следования в караване перед перевозимым жилищем и предметами домашнего обихода, а это определяет сферу приложения в данном обществе женского труда домашним производством. Наличие таких категорий нарт как "хэхэ хан" - нарты для перевозки фигурок домашних духов-покровителей и "нытарма хан" - для перевозки изображений умерших родственников, обязательность использования нарты в качестве сопроводительного инвентаря в погребальном обряде, указывает на систему связей с компонентом "духовная культура".

Аналогичным образом при изучении оленьей нарты следует учитывать и генетические Факторы, которые влияли на Формирование ее внешнего облика, бытование, пространственное распространение. Так большая часть ее конструктивных особенностей - высота, наклонное расположение копыльев, форма настила, может быть объяснено экологией сферы и условий передвижения. Наличие многочисленных функциональных типов обязано с освоением ненцами в течение ХVIII века нового хозяйственно-культурного типа, оленеводов тундры, для которых обязателен кочевой образ жизни. В пределах Ямало-Таймырской историко-этнографической области эту нарту заимствовали многие народы Севера: коми, ханты, манси, селькупы, кеты, нганасаны и далее на восток тунгусо- и тюрко-язычные народы Восточной Сибири. Бытуя в их среде, нарта претерпела некоторые изменения, часть из таких изменений в ходе этнокультурных взаимодействий, которые свойственны процессам, протекающим в историко-этнографических областях, как бы вернулась в нартенный транспорт ненцев. Примеры воздействия генетических факторов можно продолжить.

Безусловно, что второй путь полевого сбора материала позволяет учесть и компонентные связи, и генетический аспект. Именно поэтому он является более предпочтительным. Такой подход не исключает обязательности статичного изучения явления при помощи предварительного описания, опроса, фиксации и т.д.

И все же, при наличии общих методических приемов и организационных основ полевой этнографии, позволяющих унифицировать в исследовательском применении собранный полевой материал, частные методики могут отличаться. В зависимости от характера объекта, фиксационные методики могут преобладать над опросными. Так, при сборе материалов по жилищу, опросные методики призваны иллюстрировать фиксацию, а при исследовании общественных отношений, основные сведения могут быть получены исключительно методом опроса. В зависимости от объекта исследования может варьировать состав фиксационных методик, например, при изучении жилых и хозяйственных построек и одежды. Как отмечалось выше, в ряде случаев приоритетное значение приобретает метод наблюдения.

Сложность унификации методик заключается не в этом. Исследователь, исходя из характера явления, о котором необходимо собрать информацию, зная возможности каждой методической составляющей метода непосредственного наблюдения, может построить сбалансированную методическую модель, наиболее полно удовлетворяющую его задачи. Сложность заключается в необходимости создания универсального вопросника, которые бы позволил собрать исчерпывающие сведения об изучаемом явлении у любого народа. Каждый исследователь обязан стремиться к тому, чтобы материал собранный им у конкретной этнической общности, в связи с конкретной темой, был сопоставим. Поэтому любой вопросник должен опираться, прежде всего, на универсальную программу исследования явления и только затем ориентироваться на культурную специфику конкретной этнической общности. Несоблюдение этого положения при сборе полевого материала приводят впоследствии к сложностям в исследовательской работе. Актуальность этого требования особенно возрастает в настоящее время, когда буквально каждый год из традиционно-бытовой культуры, вследствие урбанизационных процессов, уходят явления ей характерные. Такая ситуация предполагает необходимость проведения серии организационных мероприятий - совещаний по проблемам полевой работы, координации программ и вопросников, тематики полевых этнографических исследовании и т.п.[155]

Итак, конкретная методика зависит от очень многих факторов. Более очевидными являются исследовательские установки, ориентация на объем уже известных сведений, атрибутацию объекта исследования, его структурные связи с другими компонентами традиционно-бытовой культуры, исторический аспект его сложения вплоть до функционирования в современной урбанизированной культуре, социальную среду исследуемого общества и т.д. Менее очевидными, а вернее трудно воспринимаемыми и учитываемыми при сборе полевого материала является "язык" исследуемой культуры. В эту сферу входит и культурная специфика речевого поведения, которая затрудняет усвоение и правильный анализ собираемых сведений, и более широко этнические стереотипы поведения вообще. Сюда же можно отнести систему полевого взаимодействия "исследователь - поле", что находит выражение в "принципе дополнительности" когда исследователь своим присутствием в изучаемой этнической среде порождает как бы информационное "возмущение", приводящее к актуализации, усилению этнических установок. Это зачастую ведет к искусственности ситуации, искажению реальности бытования культуры. Это весьма сложно оценить и наблюдением и опросом. Частная методика может определяться и "ролевым расстоянием", то есть профессиональным видением этнографом проблематики, что как отмечалось выше, осложняет объективное восприятие изучаемой реальности[156].

Для получения сопоставимых сведений об основных компонентах традиционно-бытовой культуры следует использовать универсальные составляющие метода непосредственного наблюдения, ориентированные на несколько усредненную исследовательскую программу.

Такая программа в период подготовки к полевой работе позволяет определить основным методические приемы, например, преобладание опроса над наблюдением. На основании её подбираются фиксационные методики. Наконец, с учетом имеющихся в литературе, архивах и музеях сведений, составляются вопросники, учитывающие этническую специфику объекта намеченного к исследованию.

Осознавая всю сложность составления программ претендующих на универсальность, мы остановимся только на самых общих схемах. Для их большей объективности используется типологический подход и общепринятая типологическая терминология. При составлении таких программ этнографы традиционно ориентируются на состав традиционно-бытовой культуры. Его описательная схема предполагает выделение следующих компонентов: хозяйственный быт, материальная культура[157], общественный строй и быт, духовная культура. Исследовательские программы сбора полевого материала ориентированы на эти темы с учетом структурных и генетических взаимодействий между компонентами традиционно-бытовой культуры как единого целого.

Хозяйственный быт. Хозяйственный быт этнической общности определяет содержание всех компонентов составляющих традиционно-бытовую культуру. На этнографическом уровне это наглядно представлено концепцией хозяйственно-культурных типов, как комплексов взаимосвязанных особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у различных народов, находящихся на близком уровне социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях. В целом, хозяйственно-культурный тип определяет этнографические параметры образа жизни. Именно поэтому, изучение хозяйства, даже если это и не планируется в качестве непосредственной исследовательской проблематики, является обязательным аспектом полевой этнографии.

Хозяйственный быт в ряду других компонентов традиционно-бытовой культуры генетически наиболее мобилен. Это объясняется общей закономерностью его развития от экстенсивных к производящим формам ведения хозяйства. В то же время, влияние географической среды в виде хозяйственной адаптации этносов, способствует либо консервации примитивного хозяйства (Арктика, Субарктика, тропики), либо локальной специализации экономики (скотоводство в пустынях и полупустынях).

Другим важным фактором, который необходимо учитывать при изучении хозяйственного быта, является комплексность его составляющих. Невозможно найти народ, которым бы практиковал только одну Форму хозяйства. Оно было комплексным исторически, что объясняется низким уровнем развития производительных сил экстенсивной экономики. В процессе длительного исторического развития возникшие формы производящей экономики стали доминировать, но полностью архаические способы ведения хозяйства, не вытеснили. Пашенное земледелие сосуществует со скотоводством, и дополняются они промысловыми отраслями хозяйства. Экстенсивные формы хозяйства существуют только в комплексе, например, охотники, собиратели рыболовы. Существование комплексного хозяйства определяется не только исторической обусловленностью и этнокультурными связями народов, но и сезонностью хозяйственной деятельности. Например, для большинства скотоводов включением в круглогодичный выпас скота, в летний период земледелия. На севере зимой преобладающим является охотничий промысел, а летом внешний облик хозяйства и даже некоторые элементы культуры, например, сезонное жилище, определяет рыболовство.

Все это требует не только простой констатации и описания основных хозяйственных составляющих, но, прежде всего определения структуры хозяйства с выделением ведущей и вспомогательных форм, а также сезонной сменяемости видов хозяйственной деятельности.

Основными источниками при сборе материала о хозяйственном быте является непосредственная хозяйственная деятельность этнической общности. При ее изучении можно использовать все составляющие метода непосредственного наблюдения. Для выяснения структуры хозяйства, а также истории его формирования, весьма удобным источником является народный календарь. В нем находят отражение не только результаты фенологических наблюдений людей за сменяемостью природных циклов, но, прежде всего, хозяйственная деятельность. Один из примеров изучения народного календаря показал возможность выявления на его основе значимости отдельных отраслей и структуры хозяйства, их изменений под воздействием различных факторов (социально-экономических, экологических, конкретно исторических). В календаре отражается культурная самобытность этнической общности или даже ее локальных подразделений[158]. С распространением современных календарей, традиционные перестали выполнять универсальную функцию счета времени. Но, как правило, они сохраняются в системе традиционной метрологии и продолжают выполнять функции производственного или промыслового календаря.

Не смотря на комплексный характер хозяйственной деятельности, отдельные формы хозяйства имеют вполне самостоятельный облик. Поэтому общие схемы программ лучше рассматривать по отдельным направлениям хозяйственной деятельности.

Земледелие. В хозяйственно-культурной классификации представлено двумя основными типами - ручное и пашенное.

Земля. Землепользование (сельскохозяйственные угодья, луга, выгоны, неудобья, лесные участки, водоемы - схемы угодий). Соотношение площадей и распределение угодий.

Сельскохозяйственные культуры. Зерновые, клубне - и корнеплоды, технические, огородные, садовые. Общее и местное название.

Система земледелия. Подсечно-огневое, залежное, заливное, поливное, террасное и т. п. Севооборот при многополье, Сельскохозяйственные культуры и агрономические мероприятия. Историческое соотношение по площадям, сорта. Удобрение. Вспашка или рыхление. Сев (сроки и норма), обработка после сева, периоды вегетации, определение зрелости, сроки уборки. Уборка урожая, урожайность[159].

Сельскохозяйственные орудия. Орудия обработки почвы (ручные и пахотные). Состав орудий применительно к почвам, системе земледелия, культурам, технике агрономических мероприятий (пахота, боронование, культивирование и т. п.). Название общее и конструктивных частей. Материал и изготовление. Конструкция и взаимодействие конструктивных частей. Тягловые животные, упряжь, запрягание, управление. Орудия рыхления почвы. Бороны, их конструктивные разновидности. Ручные приспособления для рыхления почвы. Орудия сева. Ручной сев, в том числе высаживание рассады. Орудия и приспособления для ухода за урожаем. Орудия прополки, прореживания, окучивания и т. п. Полив.

Орудия уборки урожая. Ножи, серпы, косы, их разновидности. Грабли ручные и с применением тягловой силы. Вилы. Складывание урожая на поле во время уборки. Сушка на поле и месте переработки. Постройки, применяемые для сушки урожая.

Орудия обработки урожая. Обмолот зерновых культур. Ручной, палками, цепами. Использование животных для обмолота. Механические приспособления для молотьбы. Молотилки. Веяние. Переработка в муку (виды мельниц), в крупу (виды крупорушек). Название видов и сортов муки и крупы. Обработка корне и клубнеплодов, бахчевых и т. п. для подготовки к хранению. Технические культуры, их обработка и подготовка к хранению.

Хранение урожая. Вид переработанного сырья. Технология и условия хранения. Ёмкости и постройки для хранения урожая.

По данной весьма общей схеме материал может собираться методами наблюдения, опроса, изучением документальных источников. Документирование собранной информации возможно путем создания этнографической коллекции. Могут быть использованы самые различные приемы графической фиксации - планы сельскохозяйственных угодий, схемы севооборота, планы ирригационных сооружений, конструктивные чертежи орудий труда с описанием и фиксацией приспособлений, используемых для их изготовления. Для фиксации хозяйственных построек составляются горизонтальные и вертикальные чертежи, описания техники и конструктивных особенностей построек. Универсально используется фотофиксация.

Скотоводство. В системе способов хозяйственной деятельности скотоводство является либо основой ряда хозяйственно-культурных типов, либо одним из элементов комплексных хозяйственно-культурных типов. Поэтому в первом случае оно определяет облик традиционно-бытовой культуры этнической общности, во втором, является одной из характеристик ее культуры.

Важным обстоятельством, позволяющим в поле предварительно установить конкретный облик скотоводства этнической общности, является типологический подход. Принято выделять животноводство как способ разведения, содержания и использования домашних животных и собственно скотоводство как форму хозяйственной деятельности, определяющую специфику хозяйственно-культурных типов[160]. В зависимости от организации скотоводческого хозяйства, можно выделить ряд его разновидностей, которые связаны со способами территориального разделения труда, локальными историческими условиями развития, либо как отражение следствий этнокультурных взаимодействий народов.

Проблема определителей скотоводства продолжает оставаться актуальной и в настоящее время, поэтому предлагаемые классификационные схемы выглядят достаточно условно, но для полевой этнографии они удобны, поскольку позволяют хотя бы приблизительно сформулировать исследовательское представление об объекте изучения[161].

Разновидности скотоводческого хозяйства чаще обозначаются способами подвижности населения, что влияет на хозяйственные занятия, многие элементы материальной культуры, и даже на социальную структуру скотоводческого общества. В общей классификации принято выделять кочевое и полукочевое скотоводство с сезонными миграциями по пастбищным угодьям. В сравнении с присваивающей экономикой, кочевое и полукочевое скотоводство является направлением производящего хозяйства, но по естественным причинам оно экстенсивно, поскольку кормовые возможности пастбищ ограничивают рост поголовья скота. Можно отметить и слабое развитие искусственной среды, созданной человеком для содержания животных, сюда относится заготовка кормов, изготовление построек для содержания животных.

В кочевом и полукочевом скотоводстве в сезонных миграциях с целью выпаса животных принимает участие все или большая часть населения. В связи с этим можно отметить довольно высокий уровень специализации материальной культуры: жилища, организации поселений, одежды, утвари, средств передвижения. В тесной зависимости от формы хозяйства у скотоводов находится пища и режимы питания, материалы, которые идут на изготовление одежды и т. п.

Вторая разновидность скотоводства - пастушеское, подвижное, полуоседлое. Оно комплексно, что определяется влиянием природной среды, например, скотоводство в горах. Существенным здесь является то, что скотоводство взаимодействует с земледелием. Большую роль в таком сочетании играют исторические и этнические традиции сложения особенностей способов выпаса скота. Пастушеское скотоводство предполагает выпас животных на сезонных пастбищах под наблюдением специальных пастухов, что позволяет части населения жить стационарно и заниматься другими видами хозяйственной деятельности. Способы выпаса скота в пастушеском скотоводстве могут отличаться организацией отгона (отгонный, яйлажный, выгонный и т. п.). Пастушеское скотоводство в отличие от кочевого и полукочевого в меньшей степени влияет на состав материальной культуры этнической общности, вернее это влияние не столь всеобъемлющее, как у кочевников.

Последняя разновидность скотоводства, оседлое или стойловое является не столько самостоятельным видом хозяйственной деятельности, сколько условием для функционирования пашенного земледельческого хозяйства. Стойловое скотоводство может быть ориентировано на разведение молочного скота. Для него свойственно стойловое содержание животных с использованием специальных построек, заготовкой кормов, использование животных в земледельческих работах.

Данные классификации позволяют не только предварительно ориентироваться в значении скотоводства в культуре конкретной этнической общности, но определить подход его изучения. Так оно может быть рассмотрено либо как фактор, влияющий на все компоненты традиционно-бытовой культуры, либо как одно из культурных явлений, не оказывающих определяющего влияния на состав культуры этнической общности.

Скот. Местные породы домашних животных. Особенности экстерьера. Масти. Представления об особенностях домашних животных других народов. Представления о доместикации. Легенды, сказки, предания о первых домашних животных, взаимодействие в скотоводстве с соседними народами, покупка, обмен, прочие случаи.

Скотоводческая терминология. Названия пород. Возрастные группы, по каким признакам определяются. Половые группы. Функциональные группы. Масти. Клички. Обозначения частей тела животных.

Содержание животных. Видовая структура поголовья скота. Половозрастная структура стада и хозяйственная ориентация, воспроизводство. Селекция. Естественная убыль. Болезни животных. Причины, признаки, приемы и средства лечения. Содержание животных по периодам года. Режимы питания по сезонам. Характеристика пастбищ, их необходимые качества по сезонам. Способы кочевания. Разновидности выпаса. Приемы выпаса общие и по сезонам. Использование при выпасе индивидуального и стадного поведения животных. Применение для выпаса собак. Хозяйственные постройки в скотоводстве. Корма, их характеристика, заготовка, хранение. Рацион. Пастух, его подготовка, снаряжение. Скотоводческий инвентарь.

Хозяйственное использование домашних животных. Использование животных для обработки земли. Породы, обучение, необходимое количество. Способы использования.

Молочное скотоводство. Породы. Представление о молоке, название, назначение, питательные и иные свойства. Сроки доения, количество молока. Способы доения, посуда. Способы и технологии переработки молока. Исходный, промежуточный, конечный продукты, их названия и использование. Утварь для переработки, хранения и утилизации молока. Способы консервации.

Использование шерсти. Породы животных. Технологии получения шерсти. Место и время. Сырье. Инструменты и приспособления. Способы первичной обработки. Хранение.

Мясное скотоводство. Животные, предназначенные для забоя. Забой - место, время, способы, орудия. Разделка - место, орудия, порядок. Название туши и ее основных частей, внутренних органов. Мясо, субпродукты, жир, кости, сухожилия, шкура, использование мяса, субпродуктов и жира. Сыроедение, способы и технологии переработки. Консервация. Использование костей, сухожилий, кож. Продукция мясного скотоводства, утилизируемая в хозяйстве, предназначенная для продажи, обмена и т. д. Ее состав и количество.

Транспортное скотоводство[162]. Транспортные животные. Характеристика экстерьера, необходимые данные в связи с назначением (упряжное, верховое, вьючное). Обучение. Необходимое количество. Способы применения по сезонам.

Формы и отношения собственности в скотоводстве. Права собственности на скот. Личная и коллективная. Наследование, передача по браку, дарение и т. д. Меты собственности. Их названия, способы изготовления, места расположения. Нормы обычного права в скотоводстве. Передача окота на выпас. Формы кооперации в скотоводстве.

Домашние животные в традиционном мировоззрении. Представления о первых домашних животных и сверхъестественных существах, давших их человеку. Одушевление домашних животных. Духи-покровители и их связь с прочими духами. Магическая сила домашних животных и частей их тела. Посвященные животные и отношение к ним человека. Домашние животные как жертва. Скотоводческие "праздники" и прочие обряды связанные со скотоводством. Домашние животные в погребальном обряде.

Охота, рыболовство, собирательство. Эти составляющие образуют комплексное промысловое хозяйство. Оно является исходным способом человеческой деятельности, что предполагает его субстратный характер в культуре современного человечества. Даже в условиях производящей экономики оно полностью не утратило хозяйственного значения, хотя и переместилось в сферу подсобных занятий. Исторически, на промысловом хозяйстве базируется ряд хозяйственно-культурных типов с присваивающей экономикой. Они могут быть комплексными - охотники, собиратели, рыболовы, либо специализированными - рыболовы бассейнов крупных рек, морские зверобои.

Каждая хозяйственная составляющая как комплексных, так и специализированных видов промысловой деятельности, отличается способами организации, хозяйственной направленности, атрибутацией. Поэтому в поле материал принято собирать по отдельным отраслям присваивающей экономики.

Охота [163]. Направления охоты. Охота на сухопутных животных, мясная, пушная. Охота на водоплавающую и боровую (лесную) птицу. Охота на морских животных. Виды промысловых животных и птиц. Местные названия. Организация промысловой деятельности. Сезоны промысла.

Способы охоты. Активная охота. Коллективная и индивидуальная. Сроки и объекты промысла. Снаряжение охотника. Орудия промысла, одежда, транспорт и способы переноски тяжестей. Использование на промысле домашних животных: как транспорт, для выслеживания и удержания зверя, животные-манщики. Пассивная охота. Сроки и объекты промысла. Самоловные автоматические орудия. Ловушки давящие (пасть, слопец, кулема, плашка и т. п.), ущемляющие (черканы, капканы), ранящие и убивающие (очеп, самострел, кляпец), собственно лопушки (сети, силки, петли, перевесы). Конструкция и механика действия. Назначение и способы постановки, расположение на местности.

Использование продуктов охоты. Обработка шкур и мяса. Заготовка впрок. Орудия обработки. Утилизация и реализация продуктов охоты.

Собственность на промысловую территорию, добычу, снаряжение и орудия промысла.

Промысловый культ. Представления об объектах промысла в традиционном мировоззрении. Коллективные и индивидуальные охотничьи обряды в период предшествующий промыслу и на промысле. Запреты, поверья и прочие нормы, регулирующие поведение человека на охоте.

Рыболовство. Объекты рыболовства, их местные названия. Соотношение по сезонам. Способы рыбной ловли в зависимости от объекта промысла, сезона и места (морское, речное, озерное). Пассивное рыболовство. Орудия труда и приспособления (сети, невода, котлы, заездки, запруды, рыболовные ловушки). Их конструкция и применение. Активное рыболовство. Орудия активного рыболовства (удочки, остроги, гарпуны, лук и т.п.). Средства передвижения по воде.

Использование продуктов рыболовства. Разделка и переработка. Заготовка впрок, орудия переработки рыбы. Рыбья кожа, жир, кости, приготовление клея.

Собственность на рыболовные угодья и орудия лова. Утилизация и реализация продуктов рыболовства. Рыболовство в промысловом культе.

Собирательство. Объекты собирания, сроки, способы и орудия труда. Обработка и использование продуктов собирательства в пищу в народной медицине, изготовлении утвари и т. п. Продажа и обмен продуктов собирательства. Примеры культивирования дикорастущих растений.

Промыслы и ремесла. В сфере хозяйственного быта промыслы и ремесла, как правило, имеют вспомогательное значение. Терминологические отличия определяются не столько их содержанием, сколько условиями реализации конечного продукта. Так продукция домашних промыслов обычно утилизировалась в хозяйстве ее производящем, то есть она носила натуральный характер. Уровень специализации домашних промыслов был низок и зависел от основного направления хозяйственной деятельности. Например, домашние промыслы в скотоводческом хозяйстве. Продукция ремесленного производства, как специализированного и даже кооперированного в виде различных ремесленных артелей, в большей степени ориентирована на рынок, чаще она имеет товарный характер. В то же время, на уровне этнографического бытования грань между промыслами и ремеслом провести довольно сложно.

Промыслы и ремесла обычно делят на отхожие и связанные с переработкой сырья и изготовлением предметов ремесленного производства.

Отхожие промыслы. Виды и занятость в них местного населения. Места отходничества, сезоны и длительность. Значение отходничества для традиционного хозяйства. Связь отходников с домом. Инструменты, одежда и другие предметы обихода отходника. Использование заработка.

Промыслы, связанные с переработкой сырья и изготовлением товара. Сырье: дерево, металл, камень, глина, шерсть, сырье растительного и животного происхождения. Источники получения. Количество. Инструменты и технологии переработки. Место и время производства работ. Конечный продукт. Название произведенного товара. Инструмент и технологии изготовления. Место и время. Количество произведенного товара. Его использование в домашних условиях. Способы продажи: перекупка, рынок и т. п. Места продажи. Годовой доход от продукции промыслов. Его назначение. Организация труда. Сырье или товар. Производственное место. Количество членов семьи занятых домашним или ремесленным производством. Распределение труда. Ремесленные объединения. Состав, структура, принципы организации производства и реализации конечного продукта.

Этнические ориентации в промыслах и ремесленном производстве.

Средства передвижения. Данный компонент традиционно-бытовой культуры занимает как бы промежуточное положение между компонентами "хозяйственный быт" и "материальная культура". Средства передвижения являются объектом материальной культуры, но в своем назначении, они, прежде всего, обеспечивают потребности транспортировки грузов и самого человека в процессе производственной деятельности.

Разнообразие форм и способов передвижения определяется, прежде всего, образом жизни, то есть хозяйственно-культурной ориентацией. Наиболее совершенные, как универсальные, так и Функциональные средства передвижения, сформировались у кочевников, подвижных охотников. Условия передвижения, например, горные районы, приводят к формированию вьючных, верховых или пеших способов передвижения. Большое влияние на состав и конструкцию транспортных средств оказывает среда передвижения. Так, у оседлых рыболовов и морских зверобоев сформировались весьма совершенные средства передвижения по воде, а у таежных охотников Северной Азии функциональные, в зависимости от среды и условий передвижения камусные лыжи и лыжи голицы, у арктические народов ведущих промысел не припае и торосистом льду, лыжи ступательного типа. Значительное влияние на формирование средств передвижения оказывают этнокультурные процессы, вследствие которых сходные средства передвижения можно встретить у народов различных по происхождению.

Данные аспекты относятся не только к исследовательскому применению материала, который собирается о средствах передвижения. Они позволяют еще в полевых условиях ориентироваться в факторах, влияющих на их бытование.

Основными источниками сбора информации является наблюдение за реально бытующими способами и средствами передвижения, иконографические материалы. В прошлом широко применялся сбор информации о средствах передвижения на базарах. В настоящее время этот способ мало эффективен, но в случае возможности от него не следует отказываться. При изучении средств передвижения довольно велик объем фиксации. Наряду с Фотографией, которая дает представление о внешнем виде транспортного средства, либо способах его применения, необходима разнообразная графическая фиксация. Это составление схем упряжек, чертежей или схем упряги, чертежей сложных составных частей транспортных средств, например, поворотного узла передней оси телеги. При изучении транспортных средств большое значение имеют сведения о технике их изготовления, терминологии, назначении и способах применения. Эти сведения собираются в опросе информантов.

Обобщенная схема сбора материал о средствах и способах передвижения может быть представлена в следующем виде.

Наземные способы передвижения летние и зимние. Передвижение пешком, снаряжение и приспособления для транспортировки грузов. Передвижение на лыжах. Разновидности лыж (скользящие: камусные и голицы, ступательные: лыжи-ракетки). Материал, орудия и технология изготовления. Способы передвижения на лыжах.

Передвижение с помощью транспортного животного. Разновидности и породы транспортных животных. Использование в зависимости от назначения. Транспортировка грузов и транспортировка людей. Обучение транспортных животных.

Вьючный способ транспортировки грузов. Вьючное животное. Приспособление для вьючной транспортировки грузов. Вьючное седло или иные приспособления. Материал, орудия, технология изготовления. Расположение на животное. Караван вьючных животных.

Верховой способ передвижения. Годовые и возрастные разновидности верховых животных. Снаряжение. Верховое седло, подпруги, стремена, узда, недоуздок, дополнительные элементы верхового снаряжения. Материал, орудия, технология изготовления. Украшение верхового снаряжения. Схема размещения на животном. Посадка, способы управления. Вьючно-верховой способ передвижения.

Упряжной способ передвижения, зимний и летний, для транспортировки людей и грузов. Схема организации упряжки. Названия животных в связи с их расположением в упряжке. Упряжь. Состав. Материал, орудия, технология изготовления. Расположение упряжи на животном, взаимодействие и крепление частей. Различия в составе и организации упряжки и упряжи в зависимости от назначения (грузовая, ездовая). Крепление упряжки к транспортному средству.

Транспортные средства: колесные и полозные. Функциональные разновидности в зависимости от назначения. Конструкция функциональных разновидностей транспортные средств. Материал, орудия, технология изготовления. Названия конструктивных частей. Чертежи узлов крепления. Украшение транспортных средств. Грузоподъемность. Рассадка и управление. Применение по сезонам, назначению, среде и условиям передвижения. Использование наземных транспортных средств в иных Функциях: в качестве хозяйственной постройки, в погребальном обряде и т.п.

Средства передвижения по воде. Плоты и лодки. Лодки: каркасные (кожаные и корьевые), однодеревки долбленые и полудолбленые, составные, дощатые. Функциональные разновидности и грузоподъемность. Материал, орудия, технология изготовления. Конструкция, соединение узлов, терминология. Движетели: шесты, "юлы", весла, парус. Использование лодок в иных функциях: для транспортировки грузов по суше, как жилище, в погребальном обряде и т. п.

Количество средств передвижения необходимых в хозяйстве. Специальные средства передвижения: в свадебном обряде, для транспортировки предметов культа и т.д. Изготовление транспортных средств в домашних условиях, покупка. Ремесленные центры или профессионалы, занимающиеся изготовлением транспортных средств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.